Брык Ю.А. Актуальные проблемы развития банковской системы РФ на современном этапе
Материалы Научной
сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34 реля
2003 г. Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 248 с.
ISBN
5-85534-764-8
Сборник включает в себя статьи молодых ученых,
аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной
сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.
Ю.А. Брык
студентка
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В
работе рассмотрены основные проблемы, стоящие перед банковской системой РФ
сегодня, и предложены варианты их разрешения, базирующиеся на комплексном
применении законодательных и экономических мер.
— 28 —
На протяжении последних
лет в России были достигнута относительная стабилизация банковской системы с
сохранением ее рыночной ориентации, способной играть важную роль в усилении
стабилизационных процессов и осуществлении структурных превращений в экономике
в целом. Достижение устойчивого и сбалансированного экономического роста и
восстановление Россией статуса государства с высоким промышленным потенциалом
напрямую зависят от того, каким будет положение одного из основных механизмов,
регулирующих развитие общества — банковской системы.
На наш взгляд, среди
всего множества проблем необходимо выделить три основные, которые, очевидно,
сдерживают развитие банковской системы в целом:
ная часть которых
изначально была в худшем положении, чем реорганизованные филиалы бывших
отраслевых банков. По различным оценкам банки регионов с наибольшим промышленным
потенциалом (Тюменская, Свердловская, Челябинская области, Красноярский край и
др.) контролируют не более 20—30 % финансовых потоков предприятий региона.
Данный фактор серьезно сдерживает развитие как местных банков, так и самих
предприятий. Корни этой проблемы лежат в двух плоскостях. Первая плоскость —
историческая — связана с особенностями приватизации предприятий, в результате
которых реальными владельцами большинства крупных и успешных промышленных
компаний стали те или иные группы с головным офисом в Федеральном центре.
Соответственно, для обеспечения контроля финансовые потоки входящих в
финансово-промышленную группу (ФПГ) предприятий были переведены в Федеральный
центр. Другая плоскость — плоскость отношений «собственники — государство»,
ставящих практически любой крупный бизнес в серьезную зависимость от
неформальных отношений с федеральной властью и, следовательно, стимулирующих
пере-
— 29 —
нос в Федеральный центр
основных операций. По нашему мнению, уже сегодня возможно частично приостановить
данный процесс, для чего необходимо: 1) решить проблему уплаты налогов
филиалами предприятий, чьи головные организации находятся в других регионах;
2) установить для филиалов коммерческих банков других регионов норму
размещения средств, привлекаемых в регионе-доноре, что станет серьезным препятствием
для оттока финансовых ресурсов из регионов через каналы филиальной сети
крупнейших банков.
На текущем этапе развития
представляется необходимым дифференцировать нормы, регулирующие развитие
банков, в зависимости от их размера, специализации, территориального охвата,
других факторов, следить за тем, чтобы территория, на которой действует
банковское учреждение, была адекватна его финансовому состоянию. Требования к
банковскому регулированию, используемые в настоящее время Банком России,
базируются на принципах и подходах, выработанных Базельским комитетом. Эти
правила выработаны на основе опыта функционирования устойчивой рыночной
экономики, поэтому они недостаточно учитывают реалии экономики переходного
типа, подверженной неустойчивости и кризисам, что признано многими западными
финансистами. В условиях неустойчивой финансово-кредитной системы основное
внимание нужно уделять не критерию достаточности капитала, а критериям, более
полно отражающим реальное состояние кредитной организации, системы управления
рисками, учетной политике, ликвидности, качеству кредитного портфеля и т. д. В
этой связи имеет смысл начать работу по корректировке действующего
законодательства, в частности Закона о банкротстве кредитных организаций, а
также ряда основополагающих инструкций ЦБ РФ, в которых размер капитала
является едва ли не главным критерием в сторону смягчения требований к капиталу.
В действующей
экономической системе средства населения используются крайне неэффективно.
Необходимо на государственном уровне выработать подходы к использованию этих
ресурсов. В настоящее время значительная часть сбережений находится в наличных рублях
или иностранной валюте, другая — в Сберегательном банке РФ. Подавляющая часть
расчетов физических лиц приходится на наличные деньги. В итоге не используется
огром-
— 30 —
ный инвестиционный
потенциал, финансовая система лишается значительных ресурсов. Считаем
необходимым предложить проведение работ по приватизации и регионализации
структуры Сберегательного банка РФ. Низкая эффективность активных операций
Сбербанка объясняется, прежде всего, его монопольным положением на рынке,
огромной плохо управляемой структурой, нерыночными подходами при проведении
активных операций (выдвижение на первый план интересов государства). Наилучшим
выходом представляется поэтапное построение такой финансовой системы, при
которой Сберегательный банк потеряет свою монополию на рынке частных вкладов
естественным путем. Это может быть достигнуто путем стимулирования процесса создания
частных сберегательных банков, специализирующихся на низкодоходных и
низкорискованных операциях, депозиты в которых частично гарантировались бы
государством.