Закон о страховании вкладов: три нюанса. Братко А.Г.
Помещено 20/08/2005 от http://www.bratko.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2&mode=&order=0&thold=0
Опубликован
Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. "О страховании
вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"[i] (далее –
Федеральный закон). Его ждали много лет. Но обсуждение этого закона постоянно
откладывалось. И даже финансовый кризис 1998 года не ускорял его принятие, что,
в общем- то, не удивительно. Слишком серьезные последствия способен повлечь
закон и слишком существенные интересы он затрагивает.
Главное чего
все ждали и ждут, это даже не то, что характерно для таких законов в странах
Запада. Там основная цель принятия таких законов – быстро вернуть вклады из
банка, не дожидаясь его ликвидации. Здесь это тоже важно. Но суть последствий
принятия такого закона в России – в
другом. В нашей стране он может поломать монополизм в банковской
системе. Если получится.
Поговорим о
некоторых нюансах совсем недавно
принятого Федерального закона. Их как нам представляется три. Во-первых,
Федеральный закон внес существенные изменения в гражданское право. Во-вторых,
он переложил ответственность по вкладам населения в Сбербанке с Центрального
банка на государство. На этот нюанс юристы внимания пока еще не обратили. Между
тем он важен. Дальше мы поговорим об этом подробнее. В-третьих, в нем
предусматривается определенный механизм, обеспечивающий возвращение вкладов.
1.
Гражданское и банковское право о вкладах
и о гарантиях для вкладчиков.
Объект и
субъекты обязательного страхования вкладов.
По общему правилу, договор банковского вклада и договор банковского
счета – взаимосвязанные, но не совпадающие понятия. К первому, во многом,
правда, не во всем, применимо второе. Но не наоборот. А в Федеральном законе
они объединены. И это нужно иметь в виду. Создается больше гарантий для
физических лиц, которые открыли просто счета в банках. В том числе, как мне
представляется и так называемые карточные счета. Для них фактически не было тех
гарантий, которые и ГК РФ и Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности” создавали для вкладчиков банков, в которых участвует государство
и органы самоуправления. Теперь они появились. В целом, объект страхования достаточно
широк.[ii]
Заниматься
страхованием вкладов будет Агентство. Ему перечислит три миллиарда рублей со
своих активов другая структура, которая как считается, к сегодняшним дням уже
выполнила свои задачи (Агентство по реструктуризации кредитных организаций).
Остальное, доберут с банков. Они будут производить соответствующие отчисления в
Агенство.
Расчетный
период для уплаты страховых взносов - календарный квартал года. Расчетная база
для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за
расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за
исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в
соответствии с настоящим Федеральным законом.
По вкладам в
иностранной валюте ежедневные балансовые остатки будут определяться в валюте
Российской Федерации по официальному курсу, устанавливаемому Банком России
ежедневно.
Ставка
страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний
расчетный период.
В случаях,
предусмотренных Федеральным законом, ставка страхового взноса может быть
увеличена до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных
периода в течение 18 месяцев.
Ставка
страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного
периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств
фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства,
инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом, превысит 5 процентов общей суммы вкладов в банках.
Для того чтобы
понять смысл всего происходящего, обратимся к вопросу о некоторых аспектах
понятия банковского вклада.
Понятие
банковского вклада. Федеральный закон создает обязательное страхование только в
отношении вкладов физических лиц. Он не распространяется на юридических лиц, а
также на физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица. Не действует он и в отношении тех физических
лиц, которые оформили вклад на предъявителя.
Под вкладом
понимаются только денежные средства. Поэтому другие вклады в системе
обязательного страхования не учитываются.
В отношении
вкладов, Федеральный закон "О банках и банковской деятельности” использует
термин "хранение” (ст. 36). Наоборот, в
Главе 43 ГК РФ этот термин не используется, что порождает разные толкования
понятия банковского вклада. В основном это касается права собственности на деньги,
которые составляют предмет договора банковского вклада. Если деньги хранятся в
банке, то их собственник вкладчик. Если же они просто передаются банку (Ст. 834
ГК РФ), то, как считают некоторые авторы, у вкладчика после этого остаются
только права требования.[iii]
Поэтому возникает
практический вопрос о том, что это за правоотношение, которое возникает между
вкладчиком и банком и кто является собственником вклада. На наш взгляд, сама
система обязательного страхования вкладов физических лиц причинно обусловлена
именно тем, что банк хранит деньги вкладчика и именно вкладчик является их
собственником. Если бы вкладчик имел только права требования, то тогда не было
бы оснований создавать систему обязательного страхования вкладов. Он бы
предъявлял свои требования в общем порядке. Не случайно, поэтому в Федеральном
законе предусмотрено, что на доверительное управление он не распространяется.
В общем, как бы
там ни было, но есть очевидное противоречие между ст. 834 ГК РФ и ст. 36
Федерального закона "О банках и банковской деятельности”[iv]).
Смысл термина
"хранение вклада” и то, как возникло указанное противоречие, можно лучше
понять, если мы обратимся к анализу вопроса о гарантиях по банковским
вкладам. Тогда будет понятно, что
означает термин "хранение”, как он изначально понимался, и какое он имеет юридическое значение в
современном банковском праве.
Правовое
регулирование гарантий по вкладам менялось в зависимости от того, как менялось
законодательство. А менялось оно следующим образом. Закон, регулирующий банки и
банковскую деятельность имеет две редакции. Первая редакция – 2 декабря 1990 г. В то время впервые
был принят Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности". (Далее -
Закон). Вторая редакция этого Закона была принята 26 апреля 1996 года. (Далее –
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности”).
Первая редакция
Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" (1990 г.). В ст.
41"Сберегательный банк РСФСР” Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О
банках и банковской деятельности"
говорилось:
"Сберегательный
банк РСФСР создается на акционерной основе. Контрольным пакетом акций этого
банка владеет Банк России.
Государство
(РСФСР) гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей
населения, вверенных Сберегательному банку РСФСР, и выдачу их по первому
требованию вкладчиков”.
Здесь надо
обратить внимание на некоторые моменты.
Во-первых,
Сберегательный банк "создавался”. Но как конкретно? Об этом в законе не
говорится. Неясно, что означал термин "на акционерной основе”. Заметим, что нормативные акты о приватизации
в 90-е годы XX века на банки не распространялись.
Во-вторых, в
приведенной выше цитате говорилось о том, что государство (РСФСР) гарантирует
не просто сохранность, а более того - полную сохранность денежных средств и
других ценностей населения, вверенных Сберегательному банку РСФСР и выдачу их
по первому требованию вкладчиков. И вкладчики потом на практике узнали, что
означает "полная сохранность” их денежных средств, в банках, и их "выдача по
первому требованию”.
Вторая редакция
Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности" и Сберегательный
банк. Во второй редакции Закона РСФСР "О банках и банковской
деятельности" (Далее – Федеральный закон) было закреплено, что этот Закон
излагается в новой редакции, озаглавленной как Федеральный закон.
В этом
Федеральном законе термин "полная сохранность” уже не встречается. Но зато говорится о хранении
вкладов в банках и о том, что государство отвечает перед вкладчиками в тех
банках, в которых есть доля его участия или акции составляющая более 50 %
уставного капитала. Появился некий заменитель "полной сохранности вкладов”.
И в п.1 статьи 840 ГК РФ тоже появилась примерно та же
формулировка о субсидиарной ответственности государства перед вкладчиками.
Теперь
Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. в статью 840 ГК РФ внесены изменения, и
ее пункт первый изложен в новой редакции. В ней уже ничего не говорится о
субсидиарной ответственности государства по вкладам в тех банках, в которых оно
имеет долю участия или акции в размере свыше 50 %. Там сделана ссылка на
гарантирование вкладов системой страхования и иными способами предусмотренными
федеральным законом. И в статью 36 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности”тоже внесены такие же изменения. Часть четвертая этой статьи об
ответственности государства перед вкладчиками утратила силу.
Государство
постепенно и плавно удаляется от того, как была закреплена его ответственность
перед вкладчиками в 1990 г.
Но, с другой
стороны, оно, на наш взгляд, берет на себя ответственность перед вкладчиками за
Сбербанк.[v] Ранее такая ответственность не предусматривалась.
Сбербанк. Это дочерний банк Центрального банка.
Поэтому государство, до недавнего времени, начиная с 1996 года (с момента
введения в действия второй редакции Закона РСФСР "О банках и банковской
деятельности”), на мой взгляд, за него не отвечало. Хотя существовало такое
заблуждение, в том числе и у некоторой части юристов, что государство якобы
отвечает за Сбербанк перед вкладчиками.
На мой взгляд, оно не было основано на законе. Нигде не было сказано,
что государство отвечает перед вкладчиками за Сбербанк. Имущество Центрального
банка – федеральная собственность. Но этим имуществом распоряжается Центральный
банк, без каких либо ограничений. Он юридическое лицо. Государство не отвечает
по его обязательствам за исключением только тех случаев, когда оно их на себя
принимает. Поэтому для того чтобы государство могло в субсидиарном порядке
отвечать перед вкладчиками Сбербанка, оно должно было бы принять на себя его
обязательства. Но это было бы право, а не обязанность государства. А как уже
говорилось в 90 м
году закон предусматривал о б я з а н н о с т ь государства перед вкладчиками.
И то она не была исполнена.
Вкладчикам было
выгодно не это, а другое – ответственность Центрального банка. Как эмиссионный
банк, Центральный банк всегда может произвести эмиссию наличных денег и
рассчитаться с вкладчиками Сбербанка. Теперь же ответственность с него
снимается и ее принимает на себя государство.[vi] Причем до 1 января 2007 года.
Оно с этим справится лучше, без инфляции.
Механизм,
обеспечивающий возврат вкладов.
Страхование является обязательным для тех банков, которые принимают
вклады. Попутно замечу, что само понятие банк (ст.1 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности”) предполагает, что кредитная организация
только тогда считается банком, когда она принимает вклады. Из этой коллизии
есть легкий выход, правда до тех пор, пока не внесут какие-нибудь новые
изменения в Федеральный закон в отношении взносов. Достаточно принять несколько
небольших вкладов на объявленных условиях, а дальше банк может не принимать
вклады, ссылаясь на то, что у него нет для этого возможностей. Пока отчисления
небольшие.
Что касается
самого размера возмещения по вкладам, то и они предусмотрены в Федеральном
законе (ст.11). Там сказано, что размер возмещения по вкладам каждому вкладчику
устанавливается исходя из суммы обязательств по вкладам банка, в отношении
которого наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. При исчислении суммы
обязательств банка перед вкладчиком в расчет принимаются только вклады,
застрахованные в соответствии со статьей 5 Федерального закона. При этом
возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы
вкладов в банке, в отношении которого наступил страховой случай, но не более
100 000 рублей. Если вкладчик имеет
несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств которого по этим
вкладам перед вкладчиком превышает 100 000 рублей, возмещение выплачивается по
каждому из вкладов пропорционально их размерам.
Однако если
страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик
имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого
банка отдельно.
Размер
возмещения по вкладам рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств
по вкладу (вкладам) вкладчика в банке на конец дня наступления страхового
случая.
Если
обязательство банка, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, то сумма
возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу,
установленному Банком России на день наступления страхового случая.
В том случае
если банк, в отношении которого наступил страховой случай, выступал по
отношению к вкладчику также в качестве кредитора, размер возмещения по вкладам
определяется исходя из разницы между суммой обязательств банка перед вкладчиком
и суммой встречных требований данного банка к вкладчику, возникших до дня
наступления страхового случая.
Порядок выплаты
возмещения по вкладам. Он регулируется нормами, закрепленными в ст. 12
Федерального закона. Но этот порядок, на
мой взгляд, создаст волокиту. Так, например, в п1. указанной статьи говорится:
"...Агентство в течение семи дней со дня получения из банка, в отношении которого
наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками
направляет в этот банк, а также для опубликования в "Вестник Банка
России" и печатный орган по месторасположению этого банка сообщение о
месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения
по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств
банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение
вкладчикам банка, в отношении которого наступил страховой случай”. А если он не получит реестр?
На мой взгляд, полномочия Агенства должны
быть такими, чтобы вкладчики максимально быстро получили свои вклады. Для этого
оно уже изначально должно иметь всю необходимую информацию. И кроме того, –
полномочия по самостоятельной проверке банков.
А.Г. Братко,
доктор юридических наук
[i] См.: "Российская
газета” от 27 декабря 2003 г.
N 261
[ii] Вот что дословно сказано в ст.5 Федерального закона:
1. В
соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат страхованию вклады в
порядке, размерах и на условиях, которые установлены главой 2 настоящего
Федерального закона, за исключением денежных средств, указанных в части 2
настоящей статьи.
2. В соответствии с настоящим Федеральным законом не
подлежат страхованию денежные средства:
1) размещенные на банковских счетах физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на
предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или)
сберегательной книжкой на предъявителя;
3) переданные физическими лицами банкам в доверительное
управление;
4) размещенные во вклады в находящихся за пределами
территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации.
3. Страхование
вкладов осуществляется в силу настоящего Федерального закона и не требует
заключения договора страхования”.
в главе 2 среди прочего говорится: ...2) вклад - денежные
средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые
физическими лицами в банке на территории Российской Федерации на основании
договора банковского вклада или договора банковского счета, включая
капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада; 3) реестр банков -
формируемый в соответствии с настоящим Федеральным законом перечень банков,
состоящих на учете в системе страхования вкладов; 4) вкладчик - гражданин
Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства,
заключившие с банком договор банковского вклада или договор банковского счета,
либо любое из указанных лиц, в пользу которого внесен вклад;
5) возмещение по вкладу (вкладам) (далее также - страховое
возмеще ние) - денежная сумма,
подлежащая выплате вкладчику в соответствии с настоящим Федеральным законом при
наступлении страхового случая”
[iii] Заметим, что в П. 23 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики
разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных
прав" сказано: " Иск собственника о возврате имущества лицом, с которым
собственник находится в обязательственном правоотношении по поводу спорного
имущества, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим
данное правоотношение”//Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации,
1998 г.
№ 10.
[iv] Мы называем этот Закон так, как последнее время, его принято называть в учебной литературе.
Ведь сама форма издания этого закона, уже сама по себе, способна создать
путаницу. Трудно понять, почему внутри одного закона приводится новая редакция
этого же закона, но уже под названием из другой классификации законов. В ст. 1
Федерального закона от 3 февраля 1996
г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изм. и
доп. от 31 июля 1998 г.,
5, 8 июля 1999 г.,
19 июня, 7 августа 2001 г.,
21 марта 2002 г.,
30 июня 2003 г.
читаем: "Внести в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в
РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 9, ст. 391; N 34, ст. 1966)
изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: "Федеральный
закон О банках и банковской деятельности (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.). Возможно, этим
закрепляется неразрывная преемственность законоположений одного и того же
закона, но изложенного в другой редакции.
[v] См.: Cт. 49 "Особенности участия кредитных организаций,
в капитале которых участвует Банк России, в системе страхования вкладов”
Федерального закона в которой помимо остального сказано: " 1. Возврат вкладов
физических лиц в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам,
определенные настоящим Федеральным законом, в кредитных организациях, в
капитале которых участвует Банк России, обеспечивается субсидиарной
ответственностью Российской Федерации по требованиям вкладчика к банку в
порядке, предусмотренном статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации,
до 1 января 2007 года.
[vi] В Статье 49. Федерального закона "Особенности участия
кредитных организаций, в капитале которых участвует Банк России, в системе
страхования вкладов” сказано, что возврат вкладов физических лиц в части сумм,
превышающих суммы возмещения по вкладам, определенные настоящим Федеральным
законом, в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк России,
обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации по
требованиям вкладчика к банку в порядке, предусмотренном статьей 399
Гражданского кодекса Российской Федерации, до 1 января 2007 года. При этом
страховые взносы, уплачиваемые кредитными организациями, в капитале которых
участвует Банк России, учитываются на отдельном счете в Банке России, по
которому Агентством ведется обособленный учет. Указанные денежные средства не
могут быть использованы для финансирования выплаты возмещения по вкладам, за
исключением возмещения по вкладам в кредитных организациях, перечисливших
данные страховые взносы. Действие части
2 этой статьи прекращается с 1-го числа квартала, следующего за днем
опубликования уведомления совета директоров Агентства, изданного на основании
опубликованных официальных данных Банка России об уменьшении доли вкладов
физических лиц в кредитных организациях, в капитале которых участвует Банк
России, до уровня, не превышающего 50 процентов общего объема вкладов
физических лиц в кредитных организациях Российской Федерации, но не позднее 1
января 2007 года.
|