Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Арбитражный процесс

На правах рекламы



Беляев В.П. Теоретические аспекты надзорно-процессуального производства

Теоретические аспекты надзорно-процессуального производства

·          Теоретические аспекты надзорно-процессуального производства (В.П. Беляев, "Журнал российского права", N 1, январь 2006 г.)

 

Как известно, содержание юридической процессуальной формы включает в себя совокупность единых, предусмотренных процессуальными нормами требований, предъявляемых к деятельности участников процесса. Эти требования объективируются в составных компонентах структуры юридического процесса, где процессуальные производства отражают предметную характеристику процесса и являются определенными элементами его структуры.

В методологическом плане основанием для уяснения категории "надзорно-процессуальное производство" и установления его понятийной автономии служит действующее законодательство. Так, гражданский процесс включает в себя несколько самостоятельных производств: приказное производство (ст. 121-130 ГПК РФ), исковое производство (ст. 131-146 ГПК РФ); производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 245-261 ГПК РФ); особое производство (ст. 262-319 ГПК РФ).

Производства в подобном варианте находят юридическое закрепление в любой из разновидностей традиционного юридического процесса. Процессуальное законодательство рассматривает понятие "производство" как частное явление по сравнению с понятием "процесс" в целом. Последнее замечание имеет прямое отношение к надзору: отдельные ученые употребляют (называют) "прокурорско-надзорный процесс", но исключительно редко в качестве его составляющей называется "надзорное производство" (разве что только в делопроизводстве: наблюдательное производство, надзорное производство и т.п.).

В содержание понятия "надзорный процесс" мы включаем совокупность правовых норм, регламентирующих надзорно-процессуальную деятельность органов надзора. Такая деятельность предметно представлена в виде надзорно-процессуальных производств, опосредующих надзорные правоотношения.

В юридической литературе процессуальное производство рассматривается в качестве главного элемента юридического процесса, представляющего собой системное образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий. Думается, что главным в определении процессуального производства является взгляд на него не просто как на составную часть юридического процесса, представляющего собой совокупность процессуальных производств*(1), а как на проявление жизнедеятельности юридического процесса, как на юридический процесс по разрешению конкретных жизненных ситуаций в действии, в динамике.

Применительно к прокурорскому надзору В.Д. Ломовский высказал мнение, что прокурорско-надзорное производство представляет собой по существу дело о правонарушении*(2). Наиболее рельефно это проявляется тогда, когда прокуратура сама выясняет все обстоятельства правонарушения. Несколько иное назначение у надзорного производства при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного расследования. В этом случае выяснение обстоятельств дела - непосредственная задача органов расследования, а прокурорско-надзорное производство (которое здесь трактуется и как перечень документов надзора, отражающих последовательность его производства) осуществляется путем использования при необходимости полномочий по предупреждению нарушений закона указанными органами (например, отказ в даче согласия на возбуждение уголовного дела) или по устранению уже допущенных нарушений (отмена незаконного постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела).

Анализ процессуального законодательства, закрепляющего процессуальные производства как элементы юридического процесса, а также высказанных мнений ученых позволяет рассматривать надзорно-процессуальное производство как органическое единство взаимосвязанных и взаимообусловленных следующих элементов: надзорно-процессуальные правоотношения, надзорно-процессуальное доказывание и надзорно-процессуальные акты-документы. Такой подход дает возможность комплексно охарактеризовать надзорно-процессуальное производство, анализ которого проведем, в основном, применительно к прокурорско-надзорным правоотношениям.

В процессе осуществления прокурорского надзора лидирующие субъекты-прокуроры неизбежно вступают в контакт с поднадзорными органами и должностными лицами, в результате между ними возникают отношения определенного порядка. При этом надо иметь в виду, что они, как и ряд других отношений, не существуют в "чистом" виде, а сразу возникают в виде правовых*(3). Это обусловлено невозможностью осуществления прокурорского надзора вне государственно-правового регулирования, а также без закрепления в правовых нормах порядка и правил его осуществления, которые в значительной мере урегулированы действующим законодательством о прокуратуре. В то же время заметим, что нормы прокурорского надзора имеются и в других отраслях права. "Поэтому естественно предположить, что на основе норм прокурорского надзора возникают процессуальные прокурорские надзорные правоотношения"*(4).

Если исходить из общетеоретических позиций о том, что прокурорский надзор осуществляется исключительно в правовой форме, то обнаруживается неразрывная связь прав и обязанностей их участников и специфический режим осуществления. Прокурорско-надзорные правоотношения складываются и реализуются как процессуально-правовые, о чем свидетельствуют следующие специфические признаки.

Вначале отметим, что инициатором и обязательным лидирующим субъектом этих правоотношений выступает должностное лицо, управомоченное осуществлять надзор в деятельности по исполнению закона и за законностью принятых правовых актов, - прокурор. Это обусловливает предмет и содержание правоотношений (права и обязанности субъектов), а также юридически значимые результаты прокурорско-надзорной деятельности.

Далее подчеркнем, что надзорно-процессуальные правоотношения складываются при наличии оснований "включения" надзорной деятельности - подготавливаемого, совершаемого либо свершившегося нарушения закона. В связи с этим для практики важным является ответ на вопрос: вправе ли прокурор осуществлять свою надзорную функцию без наличия сведений о правонарушении, то есть по собственной инициативе, либо он правомочен действовать только при поступлении конкретных сведений о допущенных отступлениях от закона.

Действующий Закон о прокуратуре РФ закрепляет положение о том, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По-видимому, законодатель поступил так, чтобы сузить рамки прокурорского надзора, который, как отмечается в юридической литературе, в советские времена приобрел всеобъемлющий характер, и прокуроры активно вмешивались в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов. Сегодня прокурор имеет возможность определять и сосредотачивать силы и средства на тех объектах, откуда поступила информация о правонарушениях. Ему не нужно задаваться вопросом, куда же направить усилия "чинов прокурорского надзора", которые заключаются в обязанности вмешательства во все случаи нарушения требований закона, ставшие известными прокурору*(5).

Вместе с тем анализ текстов положений о деятельности федеральных служб по контролю и надзору*(6) свидетельствует, что в них нет указания на то, при каких обстоятельствах (что является поводом и основанием) должен включаться контрольно-надзорный механизм. Думается, это - серьезный пробел в новом законодательстве, и он должен быть незамедлительно восполнен; поводы и основания для надзорных проверок необходимо прописать в законе.

Своеобразие прокурорско-надзорных правоотношений заключается и в следующем. Исследование их сущности позволяет сделать вывод о своеобразном "удвоении" процессуальной природы таковых, поскольку надзор во многих случаях осуществляется не только за возникновением, изменением и прекращением материальных правоотношений, но и за законностью при реализации процессуальных правоотношений другими субъектами властной деятельности. Обоснованность данного вывода иллюстрируется, в частности, примером осуществления надзора за законностью расследования уголовных дел, где прокурор осуществляет надзор не только за полнотой и объективностью предварительного расследования, но и за соблюдением процессуальных норм соответствующими должностными лицами. В самом широком смысле "надзорный процесс над процессом" проявляется и в правотворчестве, и в правоприменении, поскольку прокурор обязан реагировать на нарушения не только материального, но и процессуального права.

Надзорная деятельность вообще и надзорные правоотношения в частности тесно связаны с понятием юридического факта, определение которого в общей теории права дается следующим образом.

Так, С.С. Алексеев о юридическом факте пишет: "Это конкретное жизненное обстоятельство, с которым юридическая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых последствий (правоотношений)"*(7).

В.Б. Исаков считает так: "Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление тех или иных правовых последствий, возникновения, изменения, прекращения правового отношения"*(8).

"Юридические факты, - по мнению Н.И. Матузова, - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений"*(9).

В то же время Н.Г. Александров полагает, что юридический факт - это не просто жизненный факт, а факт, определенным образом расцениваемый нормами права*(10).

Общетеоретическая интерпретация юридических фактов является основой для установления предпосылок возникновения, изменения и прекращения надзорных правоотношений. В качестве примера к числу таких предпосылок, дающих начало течению надзорного процесса, относятся заявления и другие обращения граждан, сообщения учреждений, предприятий всех форм собственности, государственных органов, средств массовой информации и т.п. Надо только иметь в виду, что, кроме предпосылок (их, с нашей точки зрения, следует называть поводами), должны быть еще и основания для начала надзорной деятельности - наличие сведений о нарушении законности*(11).

Обращаясь к теории прокурорского надзора, заметим, что вопрос об участниках прокурорско-надзорных правоотношений пока еще исследован недостаточно; имеют место противоречивые суждения о соотношении понятий "субъекты" и "участники" прокурорско-надзорных правоотношений.

Так, В.Г. Даев и М.Н. Маршунов употребляют понятие "субъекты прокурорско-надзорных правоотношений"*(12).

Есть и оригинальная точка зрения И.М. Погребного, который пишет, что "отдельные участники юридического процесса, становясь субъектами процессуальных правоотношений, не перестают одновременно быть и участниками соответствующих материальных правоотношений"*(13).

Предпочтительным видится мнение по этому вопросу В.Д. Ломовского, который считает, что "следует наметить различие между понятиями участник прокурорско-надзорного правоотношения (прокурорского надзора) и субъекта прокурорского надзора. К последним целесообразно отнести исключительно прокуроров, т.е. участников правоотношений, выполняющих функцию высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов"*(14) (здесь видится стремление автора обособить и подчеркнуть особую роль прокурора в надзорном правоотношении. - В.Б.).

С нашей точки зрения, прокурорско-надзорные отношения имеют свою специфику, суть которой (и это признают практически все ученые) в том, что обязательным (лидирующим) субъектом этих отношений является прокурор. Другие субъекты находятся в определенном положении к прокурору в связи с реализацией предоставленных им прав или выполнением возложенных на них обязанностей - это государственные органы, должностные, физические и юридические лица; мы называем их участниками надзорных правоотношений. При таком подходе обнаруживается взаимосвязь прав и обязанностей субъектов надзорного производства (только прокуроров) и участников надзорного производства (государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц).

Характерные особенности отношений в сфере прокурорского надзора определяются прежде всего правовым положением прокурора. Как правило, прокурор при обнаружении признаков правонарушения (получив об этом соответствующую информацию) может предложить компетентным органам и должностным лицам устранить это правонарушение, его неблагоприятные последствия и причины, поставить вопрос об ответственности виновных в нем. Если говорить о случаях, когда прокурор наделен правом непосредственно устранить нарушение закона (к примеру, отменить незаконное и необоснованное постановление органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела), то они представляют исключение из общего правила.

Понимая, что в определенных сферах без таких исключений обойтись пока невозможно, тем не менее считаем, что в дальнейшем нужно реформировать институт юрисдикционных полномочий прокурора в направлении приближения его к принципиальному существу надзора. Это мнение не вступает в противоречие с сущностью надзорных правоотношений, которые являются властеотношениями, но не в традиционном понимании "власть - подчинение". Конечно, прокуроры располагают властными полномочиями. Так, с целью устранения нарушений закона прокурор хотя и не осуществляет непосредственного вмешательства в исполнительно-распорядительную и хозяйственно-оперативную деятельность, но реализует полномочия властного характера, например, путем внесения представления, в котором формулируется требование принятия конкретных и своевременных мер по устранению выявленных нарушений законности и причин, их повлекших. Властные полномочия здесь становятся инструментом обеспечения эффективности надзора. В то же время следует помнить, что властные полномочия прокурора носят надзорный характер. Они создают не только обязанности, но и права других участников надзорного правоотношения, в том числе и право выразить недоверие прокурору, несогласие с ним, право на обжалование решения прокурора вышестоящему прокурору, либо и в суд. Кроме того, специфика последних обнаруживается в содержании соответствующих социальных связей, что вытекает из общей теории права, где правоотношение определяется как возникающая на основе права индивидуализированная общественная связь его субъектов взаимными юридическими правами и обязанностями*(15).

Взаимосвязь субъективных прав и обязанностей в надзорных правоотношениях находит свое отражение в законодательстве о прокурорском надзоре, хотя, по нашему мнению, не всегда четко, конкретно и убедительно. Представляется, что уже давно назрела необходимость законодательного закрепления компетенции заместителей, помощников прокуроров, прокуроров (старших прокуроров) отделов и управлений, а также обязанностей прокуроров в отношении других участников надзорных правоотношений. Более подробная и конкретная процессуальная регламентация деятельности лидирующих субъектов прокурорского надзора позволит эффективно реализовать прокурорские полномочия, а, с другой стороны, обеспечить максимальное соблюдение прав и свобод граждан, ставших в силу жизненных обстоятельств участниками прокурорско-надзорных правоотношений.

И еще об одной характеристике надзорных правоотношений, подчеркивающей самобытность и оригинальность надзора: в них прокурор не имеет (не должен иметь!) собственных личных интересов. Его воля должна совпадать с государственной, выраженной в законодательстве. Всякие другие варианты использования прокурорских полномочий либо превращают надзор в средство решения политических задач, либо создают условия для злоупотреблений, своекорыстия, прямо выводящих соответствующих должностных лиц на неправовой путь использования власти.

Прокурорско-надзорные правоотношения, как важнейший элемент надзорно-процессуального производства, имеют специфический объект. По нашему мнению, в прокурорско-надзорных процессуальных правоотношениях деятельность (поведение) их субъектов неоднородная и разноцелевая (прокурор действует в "чужом" интересе: в интересах личности, общества и государства; в свою очередь другие участники надзорного правоотношения преследуют свою личную, нередко и противозаконную, цель), но в каждом случае движимая своими интересами для достижения приемлемых для них результатов.

Говоря об объекте прокурорско-надзорного правоотношения, следует исходить из того, что объектом всякого правоотношения является предмет окружающего мира, материальное или нематериальное благо, по поводу которого (в отношении которого) сложилось правоотношение*(16). Указанное положение общей теории права позволяет определить объект прокурорско-надзорного правоотношения как то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности прокурора (конкретная организация, государственный орган и т.п.).

При исследовании любого процессуального производства в качестве обязательного элемента его состава особое значение на уровне подсистемы имеет процессуальное доказывание*(17). Оно включает в себя наличие и применение специфических процессуальных средств, методов, способствующих достижению поставленных целей. В каждом конкретном случае юридически значимое решение будет обоснованным и эффективным лишь тогда, когда принимающий это решение лидирующий субъект процессуального производства обладает объективной, достоверной информацией, соответствующим образом оформленной и свидетельствующей об обстоятельствах рассматриваемого и разрешаемого юридического дела. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение поставленных целей в соответствии с принципом объективной истины.

С.С. Алексеев определяет доказывание как исследовательскую деятельность, образующую само содержание опосредствованного юридического познания, результатом которого является воспроизведение того или иного фрагмента действительности, реконструкция всех обстоятельств дела, и включает в нее несколько последовательных этапов: определение круга фактов, подлежащих установлению; собирание и процессуальное закрепление доказательств; исследование доказательств, включая их проверку; оценку доказательств*(18).

Важно при этом подчеркнуть, что доказательственная деятельность не является прерогативой традиционного юридического процесса. Полагаем, прав Е. В. Додин в том, что процессуальный порядок сбора, исследования и оценки значимой информации необходим там, где это связано с вторжением в сферу охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, с обеспечением общественного признания правильности принятого акта*(19). Каждое юридически значимое решение в этом случае будет обоснованным, наиболее эффективным, поскольку субъект, к примеру, надзорно-процессуального производства, принимающий такое решение, будет обладать достоверной, надлежащим процессуальным образом закрепленной информацией обо всех обстоятельствах разрешаемого дела.

В юридической литературе отмечалось, что характерной чертой процессуального познания является правовая регламентация процесса познания и возможности использования тех или иных средств в качестве доказательств истинности выводов*(20). В этой связи подчеркнем то обстоятельство, что вопросы доказывания в надзорном процессе законодательством в полном объеме не урегулированы. Такое положение, во-первых, требует необходимости субсидиарного применения норм традиционного юрисдикционного процесса (с учетом специфики надзорного производства); во-вторых, практика буквально "страдает" от недостатка соответствующих процессуально-правовых предписаний. Отсутствие надлежащего процессуального регулирования доказывания в надзорной деятельности влечет за собой нечеткость представлений участников надзорного процесса о целях, задачах, правах и обязанностях, ответственности и т.п. Поэтому, повторимся, целесообразным является внесение в Закон о прокуратуре РФ и в положения о федеральных службах специальных статей, регламентирующих процедуру надзорной деятельности должностных лиц органов надзора (она должна быть максимально процессуализирована).

Отметим, что наукой теории прокурорского надзора в определенной мере изучается проблематика методов и средств повышения эффективности надзора. К числу таковых можно отнести тактику и методику прокурорского надзора*(21), применение технических средств в ходе процессуального доказывания, использование достижений (опыта) прокурорско-следственной практики и т.п. Представляется, что наработанный опыт "прокурорского" доказывания в определенной мере может быть востребован и должностными лицами других органов надзора.

Специального внимания требуют особенности предмета доказывания и оценка его результатов при осуществлении надзора. Особо отметим, что выводы должностного лица надзорного органа и его решения, направленные на восстановление нарушенных прав и надлежащее выполнение юридических обязанностей поднадзорными субъектами, должны быть основаны только на достоверных фактических данных (доказательствах).

С помощью доказательств устанавливается правонарушение "во всей полноте объективных и субъективных признаков"*(22): событие правонарушения; лицо, его совершившее, и виновность такового; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности; данные о личности правонарушителя; характер и размер ущерба, а также причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. Это дает возможность принять адекватные меры по устранению допущенных нарушений закона. Последнее возможно только при условии правильности оценки фактических обстоятельств совершенного правонарушения, основанной на внутреннем убеждении, к примеру, прокуроров, которые руководствуются при этом только (и исключительно) законом, реагируя на выявленное правонарушение обоснованно и в установленном законом порядке.

Существенной особенностью деятельности субъекта надзора является то, что устранение выявленного правонарушения (и его последствий) осуществляется непосредственно не им самим, а теми органами и лицами, к которым обращается надзорный орган по поводу отступлений от закона. Причем во всех таких случаях соответствующий участник надзорных правоотношений обязан удовлетворить заявленное требование и восстановить нарушенные права.

Процессуальные документы как элемент надзорно-процессуального производства подчеркивают его формально-юридический аспект, в них оформляется властное волеизъявление лидирующих субъектов надзорного производства. Документальная фиксация добываемых в ходе надзорно-процессуального производства результатов составляет его неотъемлемый компонент; она осуществляется при помощи системы официальных правовых документов, предусмотренных законодательством. Этот компонент процессуального производства материализуется в итогах процессуальной деятельности, в нем завершается логическое развитие юридической нормы*(23). Объектом внимания здесь становятся процессуальные документы надзора, принимаемые как в ходе надзорной проверки, так и при вынесении решения по конкретному делу.

В науке отмечается, что правовые акты-документы являются формой юридически-официального бытия юридических норм, других элементов правовой системы, обладающих юридической энергией или воздействующих на процесс правового регулирования*(24). Со своей стороны подчеркнем, что процессуальные документы выполняют роль важного средства, инструмента в технологии применения права, способствуют оптимальной реализации в поведении людей предписаний, заложенных в правовой норме.

К этому необходимо добавить, что иногда процессуальные акты-документы "материализуют" не только субъективные права и юридические обязанности, но и юридическую ответственность (к примеру, руководитель, в адрес которого внесен прокурором протест на незаконный правовой акт, должен его рассмотреть, отменить и дать ответ; в противном случае приводится в действие механизм ответственности за неисполнение законных требований прокурора*(25) либо механизм судебной процедуры, включающей и юридическую ответственность за невыполнение решений суда).

При подготовке процессуальных документов должно быть соблюдено условие - строго отвечать установленным требованиям. В их числе: законность и обоснованность; понятное, четкое и грамотное изложение сведений и обстоятельств по юридическому делу; определенная структура содержания; соблюдение традиционных реквизитов и некоторые другие. Эти требования применительно к надзорному процессу нашли свое закрепление в Законе о прокуратуре, уголовно- и гражданско-процессуальном законодательстве, других нормативных актах. Так, в соответствии с законом (ст. 339 ГПК РФ) кассационное представление прокурора должно соответствовать определенным требованиям. Аналогичный процессуальный порядок предусмотрен и в сфере уголовного судопроизводства (ст. 375 УПК РФ).

В то же время в очередной раз приходится констатировать, что в процессуальном регулировании надзора пока имеются "белые пятна".

Если посмотреть, к примеру, на прокурорский надзор с точки зрения процессуальной урегулированности его отдельных направлений, то этот вопрос обстоятельно разрешен в сфере осуществления надзора за расследованием преступлений*(26).

Что же касается надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а также надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (гл. 1 и 2 Закона о прокуратуре РФ), то процессуальная регламентация надзорных действий прокурора в законе недостаточна. Определены лишь отправные начала такой деятельности: предмет надзора, объект надзора, полномочия.

В связи с чем предлагаем определить в законе процессуальный порядок надзорных проверок, сроки принесения прокурорских протестов, внесения представлений и других актов реагирования на допущенные нарушения законности и т.п. Необходимо закрепить процессуальную форму предостережения о недопустимости нарушения закона, основания, сроки и юридические последствия его применения (позиция по этому вопросу уже высказывалась*(27)). Кроме этого, пока процессуально не оформлено правовое положение прокуроров, участвующих в работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления (ст. 7 Закона о прокуратуре РФ). Закон ничего не говорит и о процессуальной форме обеспечения единообразного исполнения законов по всем направлениям прокурорского надзора.

В юридической науке, посвященной проблемам юридической процессуальной формы, высказано предложение о функциональной характеристике процессуальных документов. Некоторые ученые полагают, что процессуальные документы в зависимости от их специализации выполняют следующие функции: фиксационную, информационную и динамическую, а также предлагают свое видение системы процессуальных документов*(28). Приведенная классификация функций процессуальных документов не вызывает возражений. В то же время применительно к надзорно-процессуальному производству на первое место следует поставить все же динамическую функцию, поскольку акты-документы всегда влекут за собой возникновение, изменение и прекращение определенных правоотношений, обслуживая возникший у их субъектов и участников определенный интерес.

Таковы основные характеристики надзорно-процессуального производства, содержание которого проистекает из юридической процессуальной формы, позволяющей максимально и в комплексе оптимизировать надзорную деятельность для достижения поставленных перед органами надзора целей.

 

Категория: Арбитражный процесс | Добавил: Aziz001 (21.03.2011) | Автор: Беляев В.П.

Просмотров: 2375 | Теги: теория государства и права, статьи, ТГП, статья, Беляев В.П.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде