РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНСТИТУТА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ В АПК РФ
Алёхина Ольга Михайловна, ассистент кафедры гражданского права и процесса Института права Тамбовского государственного университета (ТГУ) им. Г.Р. Державина аспирант Института права ТГУ
Арбитражные суды РФ занимают важное место в системе обеспечения законных прав и интересов участников экономического оборота, что определяется их широкими полномочиями по разрешению экономических и иных споров в сфере предпринимательской деятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 сентября 2002 года (Федеральный закон от 24. 07. 2002 № 96-ФЗ), по сравнению с ранее действующими АПК РФ 1992 и 1995 гг. значительно расширил компетенцию арбитражных судов и более детально урегулировал институт подведомственности. АПК РФ 1995 г. содержал всего две статьи, регламентирующие данный круг вопросов (ст. 22, 23), а в АПК РФ 2002 г. подведомственность регулируют семь статей, (ст. 27-33). Подведомственность определяет компетенцию системы арбитражных судов РФ в целом, отделяя ее от компетенции других судов и иных органов, полномочных разрешать юридические дела. Под подведомственностью или предметной компетенцией традиционно понимают круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ Следствием полисистемности в судоустройстве стала возможность выделения в рамках судебной власти особой её разновидности арбитражно-судебной ветви власти, носителями которой являются все арбитражные суды в целом и каждый судебный орган в отдельности, выступая при этом как самостоятельные и равноправные элементы Российской судебной системы. Однако, создание системы арбитражных судов РФ повлекло за собой комплекс проблем, связанных с разграничением подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, что породило необходимость четкой регламентации института подведомственности дел арбитражным судам в АПК РФ. Новый АПК РФ 2002 г. существенно изменил значение и критерии подведомственности дел арбитражным судам, расширив пределы их юрисдикции (особенно в сфере публичных правоотношений). Ранее подведомственность рассматривалась в качестве предпосылки права на предъявление иска и ее отсутствие исключало возможность обращения в арбитражный суд (п.1 ч.1 ст.107 АПК РФ 1995). Действующим АПК РФ отказ в принятии искового заявления не предусмотрен вовсе, в том числе и по этому основанию. В связи с этим даже при явной неподведомственности дела, арбитражный суд обязан принять его к производству, а затем прекратить по п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ. Кроме того, одними из важнейших новелл Кодекса являются отход от традиционных критериев определения подведомственности дел арбитражным судам и более четкое разграничение компетенции между данными судами и судами общей юрисдикции (преимущественно по предметному критерию). Появился новый вид подведомственности – специальной (ст. 33), дела по которой рассматриваются арбитражными судами независимо от субъектного состава. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 АПК РФ можно сделать вывод, что если федеральный закон относит разрешение того или иного спора к ведению арбитражных судов, то суд обязан рассмотреть его, кто бы в этом споре ни участвовал. При этом ст. 27 значительно расширяет состав участников арбитражных споров по сравнению с положениями ст. 22 АПК РФ 1995 г. Принципиально новым является положение ч. 4 ст. 27 Кодекса, предусматривающее, что заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Анализ ст. 28 – 33 АПК РФ показывает, что традиционные способы (критерии) определения подведомственности по характеру спорного правоотношения и субъектному составу, выработанные и широко ранее использовавшиеся процессуальной доктриной и практикой, сохранены только в отношении дел искового производства, а административные споры и дела особого производства подведомственны арбитражному суду теперь только в случаях, прямо предусмотренных АПК РФ или федеральным законом. Следовательно, в данных случаях в качестве основного используется предметный критерий подведомственности (хотя понятие «экономический спор» вновь законодательно не определено), а субъектный состав спора является факультативным критерием. Новый АПК РФ не приводит примерного перечня экономических споров, в отличие от ч.2ст.22 АПК РФ 1995 г., однако, определяет общие категории дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, и правила судопроизводства, по которым они должны рассматриваться. В соответствии со ст. 27-33 АПК РФ арбитражным судам подведомственны в настоящее время следующие категории дел : 1) экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений; 2) споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (включены новеллы об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы субъектов в сфере предпринимательской деятельности); 3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов; 5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов; 6) специальная подведомственность (в частности, дела о защите деловой репутации, о несостоятельности (банкротстве) и ряд других). Таким образом, общие правила отнесения дел к компетенции арбитражных судов устанавливаются в ст. 27 АПК РФ и заключаются в сочетании следующих критериев: характера спорного правоотношения и субъектного состава участников спора, однако, существенные отступления от этих критериев установлены специальными нормами (ст. 29, 32, 33 АПК РФ). Поступила в редакцию 31.10.2003
|