Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Авторское право

На правах рекламы



Юрченко А. К. Новое в регулировании авторских отношений
Новое в регулировании авторских отношений. 

Юрченко, А. К.
Новое в регулировании авторских отношений.
//Правоведение. -1994. - № 1. - С. 63 - 67

СОДЕРЖ.: Об объекте авторских прав -- О субъектах 
авторского права -- О правах авторов -- О сроке действия 
авторского права -- Об авторском договоре.
В статье анализируются отдельные положения Закона об 
авторском и смежных правах от 9 июля 1993 г.



АВТОРСКОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - 
АВТОРСКИЙ ДОГОВОР - АНАЛИЗ[ОЦЕНКА] - ОБЪЕКТЫ 
ПРАВА - СУБЪЕКТЫ ПРАВА 
Материал(ы):
Новое в регулировании авторских отношений [Журнал "Правоведение"/1994/№ 1]
Юрченко А.К.

Закон об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г.1 содержит много новых положений, одни из которых улучшают правовое положение автора, другие, напротив, направлены на его закабаление. В целом данный Закон имеет рыночную направленность, а точнее, направлен на капитализацию авторских отношений. Что это так, показывает анализ отдельных его положений.

Об объекте авторских прав. Новый закон, с одной стороны, расширил перечень охраняемых творческих достижении, включив в него программы для ЭВМ, и специально регулирует охрану объектов так называемых смежных прав. Как ранее, так и теперь нет исчерпывающего перечня охраняемых творческих достижений. Как по ГК, так и по новому Закону для охраны произведение должно носить творческий характер и быть выражено в объективной форме. Правда, новый Закон не указывает, в отличие от ГК, что объективная форма должна допускать воспроизведение творческого достижения без помощи автора. Если имело место одно только восприятие творческого достижения без возможности его воспроизведения, такое творение не нуждается в охране. После исполнения объект не сохраняется, нет материи для правового регулирования.

С другой стороны, новый закон прямым указанием изымает из области охраны такие существенные творческие достижения, как открытия, концепции, методы, процессы, способы, т. е. те творческие достижения, в отношении которых либо" нельзя, либо нежелательно устанавливать монополию на их использование, нельзя ими торговать, превращать в товар. Но как же быть с интересами творческой личности? Интересы личности, создавшей выдающееся творческое достижение, остаются вне правовой охраны. Например, группа исполнителей в процессе работы над поставленной задачей создает новую концепцию (развития отрасли хозяйства, правового регулирования семейных отношений, борьбы с преступностью и т. п.), новый метод, делает открытия, а один из них или руководитель, который, кроме организации работы исполнителей, никакого творческого участия в разработке проблемы не принимал, публикует работу, представляет к защите диссертацию с включением творческих результатов исполнителей, выдавая их за собственное достижение. Новый авторский Закон лишает подлинных творцов защиты их интересов, и прежде всего их авторства.

Ст. 141 УК предусматривает уголовную ответственность за присвоение чужого авторства, а гражданский закон счел необходимым отказывать подлинным творцам в защите их интересов против воровства их творческих достижений. Ученому, у которого крадут его творческие достижения, наносится значительно больший ущерб, чем в случае, когда из его кармана вытащат кошелек с полученной зарплатой. Последняя — это плата за труд в течение двух — четырех недель, а творческое достижение — результат труда в течение многих лет и месяцев. Разве непонятно, какие безнравственность и унижение допускаются! Ведь воровать и присваивать будут власть имущие, бесстыдно присваивающие труд честных тружеников.

Инструкция ВАК требует, чтобы новым и существенно новым было содержание исследования, а не форма его изложения. При этом содержание должно принадлежать соискателю, а не быть позаимствованным у других. И тщетны попытки утверждать, что авторское право охраняет не содержание произведения, а только его форму. Авторское право охраняет «произведение», которое представляет собой единство формы и содержания. Никто еще не показал, даже не делает и попытки показать, что он понимает под охраняемой формой и под охраняемым содержанием, например, художественного произведения, произведения поэзии, музыкального произведения, произведения искусства и т. п. Не следует забывать, что форма всегда содержательна, а содержание формировано.

Чтобы вести борьбу с безнравственностью (каковой является любое воровство) правовыми средствами, нужно в безбрежном потоке правовых актов отыскивать те, опираясь на которые хотя бы как-то можно было защитить авторов творческих достижений. Пока же проглядывается возможность ориентировать авторов предъявлять иски о защите чести и достоинства и в связи с этим о возмещении морального вреда. Но следует заметить, что у вора имеется на вооружении сильный аргумент защиты: «Что не запрещено, то разрешено». В гражданском законодательстве нет прямого запрета присваивать авторство на открытие, концепцию и другие творческие достижения, значит, это дозволено. Пусть безнравственно, зато правомерно.

Новый закон, перечисляя отдельные виды произведений, которые являются объектами авторского права, вводит понятие производного произведения, хотя не раскрывает его содержания, а только приводит перечень производных произведений. К ним отнесены: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства (п. 3 ст. 7), Среди указанных вызывает сомнение производный характер таких произведений, как рефераты и резюме. Реферат вовсе не обязательно носит характер изложения произведений других авторов, он, как правило, является самостоятельным, оригинальным произведением, как и представляемые автором тезисы. Что касается «резюме», то оно представляет собой итог (краткое повторение) мыслей автора оригинального произведения, повторяемого в работе или в конце работы самим автором. Поэтому вряд ли его можно характеризовать как производное произведение. В противном случае книга, содержащая резюме, должна рассматриваться как состоящая из оригинального и производного произведений.

Специальная статья Закона посвящена возникновению авторского права и установлению презумпции авторства (ст. 9). Авторское право на произведение пауки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей. Обладатель исключительных авторских прав, каковым может быть и не автор, для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности— С; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведении.

При отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель выступает представителем автора при защите его интересов. К сожалению, в законе не предусмотрены конкретные меры защиты этого права при его нарушении.

О субъектах авторского права. Новое относительно субъектов авторского права установлено для аудиовизуальных произведений, которые представляет собой синтетический объект авторского права, созданный многочисленным коллективом творческих работников различных профессий.

В принципе, носителем авторских прав на такой объект могут быть признаны либо все творцы на правах соавторства, либо организация, выполняющая синтетическую работу по объединению многочисленных творческих достижений в единое целое. Закон об авторском нраве занял иную позицию. В нем установлено, что исключительное право на использование кино-, теле-, видео-, слайдо- и диафильмов и других кино- и телепроизведений (аудиовизуальные произведения) принадлежат их изготовителям (п. 2 ст. 13). Авторами аудиовизуального произведения признаются только режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор), и художник-постановщик (п. I ст. 13). Все другие лица, принимающие творческое участие в создании коллективного произведения, из числа его авторов исключены Таким образом, Закон об авторском праве допускает присвоение небольшой группой авторов творческого труда многочисленного коллектива, принимающего участие в создании фильма или иного аудиовизуального произведения в целом. Из числа авторов фильма исключены такие его творцы, как оператор, исполнители, художники-костюмеры и многие другие участники. Неужели это узаконенное бесстыдство способно украшать духовность русского человека? Такое положение, конечно же, не укладывается ни в какие рамки общечеловеческой морали.

По ГК РСФСР носителем авторских прав могло стать государство в случае выкупа авторского права или объявления произведения достоянием государства (ст. 501 и 502 ГК). Закон об авторском праве отказался от этих возможностей и не предусматривает принудительной лицензии на тот случай, когда, например, ученый откажется передать обществу свои весьма важные научные разработки.

Неясен пока вопрос с судьбой авторских прав прекращаемых юридических лиц, которые являлись их носителями, и может ли государство стать носителем авторских прав в порядке наследования.

В ст. 28 Закона об авторском праве записано, что истечение срока действия авторского права на произведение означает его переход в общественное достояние, т. е. оно далее не охраняется. Такие произведения могут свободно использоваться всеми без выплаты авторского вознаграждения. Конечно, при таком использовании необходимо соблюдать авторство и неприкосновенность произведения, т. е. не допускать его искажений. Правительству РФ предоставлено право в отдельных случаях устанавливать в пользу профессиональных фондов авторов и организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе, отчисления, размер которых не может превышать 1% от прибыли, полученной при использовании таких произведений.

В Законе закреплено принципиальное положение о служебных произведениях. Если произведение создано в порядке выполнения служебного задания, то авторские права признаются за его создателем, но исключительное право на использование такого произведения принадлежит работодателю (ст. 14). Это вполне соответствует сути трудовых отношений. Но положения о служебных произведениях не распространяются на создание энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий и аудиовизуальных произведений (п. 4 ст. 14).

О правах авторов. Много нового Закон об авторском праве вносит в классификацию и понятие отдельных авторских прав. Все права подразделяются на личные неимущественные и имущественные. Имущественные права охватывают почти все возможные способы использования произведения, т. е. каждый способ возведен в самостоятельное право (право на публичный показ, право на передачу в эфир, публичное исполнение и т.п.). Если по ГК автор наделялся правом на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами (ст. 479), то авторский Закон все дозволенные законом способы объединяет в исключительные права на использование произведения, объявляя каждый способ самостоятельным правом (ст. 16), При этом непонятно, почему право на обнародование (опубликование) произведения — личное неимущественное, а право на воспроизведение— имущественное. Представляется, что право автора на обнародование, воспроизведение и распространение произведения является абсолютным неимущественным правом. Его реализация может приводить, а может и не приводить к возникновению договорных отношений имущественного характера. Извлечение имущественной выгоды одной или обеими сторонами может появиться и в результате выпуска произведения в свет впервые (обнародование). Но отсюда не следует, что само содержание права на обнародование или воспроизведение, т. е. право разрешать или не разрешать использование произведения впервые или повторно, является имущественным.

Закон неоправданно проводит различие между понятиями «обнародование» и «опубликование» произведения. По Закону об авторском праве опубликование — один из способов обнародования произведения. Под опубликованием понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы (ст. 4). Отсюда следует, что выпуск произведения недостаточным тиражом, что часто встречается с необходимыми для населения произведениями, не считается опубликованием и неясно, можно ли такое произведение рассматривать как выпущенное в свет (обнародованное)?

Нельзя признать удачным переименование права на неприкосновенность произведения в «право на защиту репутации автора» (п. 1 ст. 15). Во-первых, репутация автора, его честь и достоинство чаще всего нарушаются без искажений его произведения. У автора имеются такие права, как право авторства, право на имя, опираясь на которые он может защищать свою репутацию. Репутация автора объемлет более широкий круг возможных нарушений интересов автора, нежели только посягательство на неприкосновенность содержания и формы его произведения. Во-вторых, неприкосновенность произведения может быть нарушена, но автор не в состоянии будет доказать, что этим нарушением подорвана его репутация (например, без ведома автора из его произведения устранены искажения используемых им источников).

Закон об авторском праве значительно сокращает круг случаев использования произведения автора без его согласия и без выплаты ему вознаграждения и в этой части значительно улучшает положение авторов.

Принципиальные изменения внесены в вопросы вознаграждения за используемое произведение. Размер вознаграждения устанавливается в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или, если это невозможно осуществить, — в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным способом (п. 3 ст. 31). Хорошо это или плохо, покажет практика, но сегодня автор находится в бесправном и беспомощном положения. Закон не только отказался от нормирования авторского вознаграждения, но и не устанавливает гарантированного минимума такого вознаграждения.

О сроке действия авторского права. Закон об авторском праве устанавливает срок действия авторского права в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. В этом существенное новшество, установленное в пользу наследников. Пока коллективное произведение охраняется, все наследники умерших авторов пользуются правами, независимо от сроков смерти их наследодателей.

Если произведение обнародовано под псевдонимом или анонимно, то авторское право действует в течение 50 лет после даты его правомерного обнародования. Но если в течение этого срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, к такому произведению применяются общие положения о сроке действия авторского права.

По истечении срока действия авторские права прекращаются, а произведение становится неохраняемым.

В общественных интересах бессрочной охране подлежит авторство, имя автора и неприкосновенность произведения умершего, но не право авторства, не право на имя, не право на неприкосновенность, как это настойчиво желает подчеркнуть законодатель.

Введение категории «бессубъектных прав» или признание умерших субъектами соответствующих прав ошибочно. Право как таковое без его носителя не может быть участником общественных отношений. В равной мере и умерший не может продолжать быть участником общественных отношений и требовать защиты его земных интересов.

По ГК авторское право юридических лиц действовало бессрочно. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему авторское право переходило к правопреемнику, а в случае ликвидации — к государству (ст. 498 ГК). По Закону об авторском праве существует ясность только относительно аудиовизуальных произведений. Изготовителю аудиовизуального произведения принадлежат исключительные права на его использование в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение. Что касается издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, то о сроке действия их исключительных прав на использование указанных изданий ничего не сказано. Можно полагать, что их права действуют бессрочно.

Об авторском договоре. Кардинально новые положения вносятся в понятие и содержание авторского договора. Закон предусматривает два вида авторского договора— договор о передаче исключительных прав и договор о передаче неисключительных прав.

По договору о передаче исключительных прав автор разрешает использование произведений определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. При передаче неисключительных прав пользователю разрешается использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом (ст. 30). В патентной литературе подобные соглашения именуются исключительной и простой лицензиями.

Серьезные изменения связаны с условиями авторского договора. Так, авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения; срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора (ст. 31).

В отличие от ГК, Закон об авторском праве не возлагает на пользователя главной обязанности, ради которой заключается договор, — приступить в установленные сроки к использованию одобренного им произведения. При этом как договор на готовое произведение, так и договор заказа могут быть заключены на любые, самые длительные сроки. И только если в договоре срок его действия не будет предусмотрен, автор может расторгнуть такой договор по истечении пяти лет с даты его заключения при условии письменного уведомления об этом пользователя за шесть месяцев до расторжения договора. Отсюда следует, что при наличии в договоре условия о сроке автор в течение этого срока не имеет права на расторжение договора, хотя бы пользователь и не собирался использовать его произведение. В этом также проявляются ущемление интересов автора (его наследников) и всемерная забота о сильной стороне. Такая тенденция проявляется и при решении вопроса об ответственности сторон по авторскому договору. В соответствии со ст. 34 Закона об авторском праве сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду.

Если не забывать, что для использователя не существует обязанности своевременно приступить к использованию произведения, а обязанность его сводится главным образом к выплате вознаграждения, то нетрудно представить, на кого рассчитана данная норма. Если ГК, учитывая экономическое неравенство сторон по авторскому договору, ставил автора в значительно более выгодное положение по сравнению с организациями (ст. 511, 512 ГК), то Закон об авторском праве ставит стороны договора в абсолютно равное положение (при кардинальном неравенстве обязанностей), пренебрегая при этом их экономическим и иным неравенством.

Содержателен раздел V Закона об авторском праве, посвященный защите авторских и смежных прав. В нем предусмотрены такие меры защиты нарушенных прав, как признание прав; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещение убытков, включая упущенную выгоду; взыскание прибыли, полученной нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплата компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания прибыли: законодательством могут быть приняты и другие меры защиты авторских и смежных прав. Кроме того, предусмотрено взыскание штрафа в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, в доход соответствующего бюджета.

Желательно было бы конкретизировать возможные меры защиты личных имущественных прав, в частности права на имя и на неприкосновенность произведения.

Общая оценка анализируемого Закона дана в начале статьи, и пусть авторы и читатели сами судят, насколько она объективна. 

* Доктор юридических наук, профессор С.-Петербургского государственного университета.

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32.
Категория: Авторское право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Юрченко А. К.
Просмотров: 744 | Теги: теория государства и права, Юрченко А. К., статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде