1. Предупреждение преступности. В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Борьба с преступностью в широком обще-социальном плане (в криминологии это, в первую очередь, связано с идеей предупреждения преступлений) есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых. К обще-социальным видам предупреждения преступности относятся: а) развитие и совершенствование экономических отношений, технологических процессов и технического оснащения производства - промышленного, сельскохозяйственного, что неразрывно связано с повышением жизненного уровня и материального благосостояния людей; б) повышение уровня культуры членов общества, улучшения их образования, а следовательно, воспитанности, установления нравственных взглядов, основанных на всем том лучшем, что накопило человечество в данной области, за весь период своего развития. Названные меры косвенно влияют на состояние преступности, и чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости. Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общим и конкретными. Они хотя и затрагивают. Допустим, сферу управления, однако являются такими, которые не требуют совершенствования крупных ее блоков, а требуют изменения каких-то частей. Конкретные рекомендации - еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии. Меры предупреждения различны и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т.д.) . "Блоки” преступности тоже требуют специфических мер (организованная преступность - одних мер, рецидивная - других, женская - третьих и т.п.) . внутри же этих общих блоков различны и многочисленные виды конкретных преступлений, требующие конкретных для их предупреждения мер. Деление преступности на уровни определяет особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются людьми, каждый из которых неповторим, и воспитательная работа с ними требует индивидуального подхода. Теория предупреждения преступности - это совокупность знаний о деятельности по совершенствованию общественных отношений в целях: выявления и нейтрализации причин преступности и условий, ей способствующих; выявления и нейтрализации явлений и процессов, обусловливающих совершение, рост и распространение отдельных форм и видов преступлений, факторов, влияющих на формирование антиобщественных черт у определенных категорий лиц, влияния на условия их жизни и воспитания, устранение конкретных условий, обусловливающих совершение преступлений отдельными лицами, определение форм и методов контроля за преступностью. Предупреждение преступности состоит из иерархически связанных между собой задач. Первая из них - профилактическое воздействие на динамику, структуру, причины преступности в целом (социальная профилактика) . Вторая - предупреждение видов и форм преступного поведения, предупреждение преступлений в определенных сферах общественной жизни; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц и т.д. (криминологическая профилактика) . Третья задача состоит в предупреждении совершения преступлений отдельными лицами (индивидуальная профилактика) . Решение первой задачи выходит за рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и человеке и контроле за преступностью. Криминология непосредственно изучает лишь ту часть проблемы, которая ограничивается профилактическим воздействием на деяния, запрещенные уголовным законом. В зависимости от характера решаемых задач классифицируются меры профилактического воздействия: общие, специализированные и индивидуальные. Специфика задач и особенности профилактических мер определяют субъектов профилактики, их компетенцию и взаимодействия друг с другом, т.е. систему предупреждения преступлений. Теория предупреждения преступлений делится на две части: общую и особенную. В общую часть входят: предмет и понятие предупреждения преступлений, ее субъекты, специфика мер в зависимости от уровня решаемых задач, организация и управление этим видом деятельности, прогноз развития системы, планирование и координация профилактики преступлений и т.д. К особенной части относятся разработка криминологических характеристик и специфики предупреждения отдельных видов и форм преступлений. Система предупреждения преступлений выполняет регулятивные, охранительные и воспитательные функции. Регулятивная функция профилактики состоит в создании таких условий, которые позволяли бы людям решать возникающие у них противоречия и конфликты в рамках требований закона. Предупредительная деятельность в данном случае является одной из гарантий обеспечения принципов верховенства закона. Выполняя охранительную функцию, профилактика ограждает свободы и права граждан от правонарушений, защищает социально-значимые ценности. В этом проявляется гуманистическая направленность предупреждения преступлений. Это же должно быть целью правового государства. Воспитательная функция профилактики состоит в том, что она широко использует методы убеждения, коррекции поведения людей, приведение их поступков в соответствие с требованиями права и гуманистической морали. К субъектам профилактики преступлений, в широком смысле, относятся все государственные и общественные институты, формирования граждан, своей деятельностью влияющие на предупреждение преступности. Классификация субъектов криминологической профилактики (три группы) : Первая те субъекты, которые непосредственно ведут индивидуальную профилактику. Вторая - субъекты, осуществляющие профилактику в ходе выполнения своих контрольных и правоохранительных функций. Третья - субъекты, занятые преимущественно руководством или координацией деятельности по предупреждению преступлений. Конечно, такое деление в известной мере условно, так как отдельные аспекты непосредственной профилактики, контрольной и правоохранительной деятельности, ее координации проявляются при функционировании субъектов каждой из трех названых групп. Кроме того, субъекты профилактики действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Субъекты непосредственной профилактики преступлений: (первичные ячейки гражданского общества) ·семья; ·трудовые и учебные коллективы; ·правоохранительные органы. Субъекты, осуществляющие профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функций: ·суд; ·прокуратура; ·органы внутренних дел; ·Федеральная служба контрразведки; ·следственные аппараты прокуратуры и органов внутренних дел. Социально-экономические и организационные основы предупреждения преступлений. Управление профилактикой преступлений. Как и любой другой социальной системой, включает в себя: сбор и анализ информации; принятие на этой основе решений; прогнозирование и разработку планов борьбы с преступностью; их реализацию, оценку достигнутых результатов. Криминалистический прогноз - основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. В зависимости от объема информации, сроков других данных используются три метода прогноза: экстраполяция, экспертная оценка и моделирование. Экстраполяция - метод, применяемый чаще всего при сравнительно краткосрочных прогнозах, когда очевидно, что в основном будут действовать причины, определившие и современную криминологическую ситуацию. Суть экстраполирования состоит в том, что будущие изменения определяются на основе показателей, характеризующих преступность в прошлом и настоящем. На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности экстраполирующих прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации. Экспертная оценка используется в более сложной криминологической ситуации и при необходимости более длительных по времени прогнозов. Суть метода состоит в том, что отобранной группе высококвалифицированных криминологов передаются вопросы, требующие количественной оценки возможных изменений и их удельного веса в шкале соответствующих факторов. Моделирование применяется, когда анализ факторов, влияющих на преступность, с помощью соответствующих криминологических правил и математических формул формируется в программы и обсчитывается с помощью компьютера. Криминологическое планирование позволяет осуществлять согласованные мероприятия социально-экономического, воспитательного, организационного, профилактического, государственно-правового характера. Оно нацеливает на более правильную расстановку сил в борьбе с правонарушениями, обеспечивает дифференцированный подход к организации предупредительных мероприятий применительно к законам с различной степенью распространенности преступлений, к разным социальным группам населения и т.д. Планирование - это одновременно и организационная форма эффективной координации деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, усиления их связи с общественными организациями и трудовыми коллективами. Разработка планов складывается из трех взаимосвязанных этапов: 1) определение задач, которые предстоит решить в определенный период времени; 2) разработка и координация программ мероприятий в целях более эффективного решения этих задач; 3) распределение сил по выполнению программ в целом и отдельных мероприятий в строго установленные сроки. Первому этапу предшествуют анализ и прогноз преступности. Кроме анализа состояния борьбы с преступностью, изучается и результативность мероприятий, осуществлявшихся в анализируемый период. Программы комплектуются по соответствующим разделам плана, в которых каждая задача конкретизируется в перечне конкретных мер их выполнения. При выполнении третьего этапа полагается соблюдать два требования: 1) конкретные мероприятия должны исполняться только теми государственными, хозяйственными и общественными объединениями, к компетенции которых они относятся; 2) различные мероприятия в пределах раздела задания были скоординированы по времени и месту их исполнения, необходимо также определить ответственных за исполнение и тех, на кого возложен контроль за своевременной и полной реализацией данного плана. 2. Задачи. 1. В регионе Г. 8 млн. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 6 млн.) совершено 42 тыс. преступлений. В регионе Д. 600 тыс. человек (из них достигли возраста уголовной ответственности 400 тыс.) , совершено 800 преступлений. Рассчитать коэффициент преступности для обоих регионов. Сравнить состояние преступности в регионах. Решение: Коэффициент преступности К пр равен отношению числа преступлений, совершенных в данном регионе к числу жителей данного региона, достигших возраста уголовной ответственности и умноженному на 100000. Т. е., для региона Г.: К пр =(42000/6000000) ´ 100000 = 700, для региона Д.: К пр = (800/400000) ´ 100000 = 200. Как видно в регионе Г. коэффициент преступности выше, а следовательно и хуже криминогенная обстановка. 2. Сравнить интенсивность преступных проявлений в названных возрастных группах, которые в общей массе преступников составили следующие доли (удельный вес) : 14 -17 лет - 10% 18 - 24 года - 25% 25 - 30 лет - 15% 31 - 40 лет - 30% 41 - 60 лет - 20%. Решение: Как видно из приведенных данных наименьшая интенсивность преступных проявлений наблюдается в возрастной группе 14 - 17 лет (10% от общей массы) , наибольшая - в возрастной группе 31 - 40 лет (30% от общей массы) . Среди промежуточных можно выделить возрастную группу 18 24 года, в которой интенсивность наиболее приближена к максимальному значению и возрастную группу 25 - 30 лет, в которой интенсивность наиболее приближена к минимальному значению. Общую картину интенсивности преступных проявлений можно представить на графике: Список литературы: 1. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. Е. Ф. Эминова. - М., 1997. 2. Гаухман Л. Д. Правовые основы предупреждения преступлений. - М., 1990. 3. Голоднюк М. Н., Зубкова В. И. Предупреждение преступности. - М., 1990. 4. Исмаилов И. А. Проблемы предупреждения преступлений. - Баку, 1990. 5. Сергиевский В. А., Орынбаев Р. Проблемы профилактики преступлений. Алма-Ата, 1991. 6. Марцев А. И., Максимов С. В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. Томск, 1989.
|