Е.Б. Герасимова, доцент кафедры "Экономический анализ и аудит"
Важнейшей стороной деятельности коммерческого банка является воздействие на устойчивость банковской системы в целом. Это предмет государственного регулирования, контроля и надзора за деятельностью банков во всем мире.
Понятие устойчивости, в данном случае подразумевается устойчивость финансово-кредитного учреждения, отождествляется с родственным понятием - надежностью. Оба эти понятия восходят к технической их интерпретации как в узком (предметном) смысле, так и в широком, системном. Например, Энциклопедия кибернетики (1988 г.) определяет надежность как "способность систем сохранять свои наиболее существенные свойства (безотказность, ремонтопригодность и др.) на заданном уровне в течение фиксированного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации", а Политехнический словарь (1980 г.) описывает устойчивость сооружения как "его способность противостоять усилиям, стремящимся вывести его из исходного состояния статического или динамического равновесия".
В экономической теории устойчивость обычно рассматривается как одно из понятий экономического равновесия. Г.Г. Фетисов в своей книге "Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки" (1999 г.) в отношении экономической системы пишет следующее: "Одним из важнейших требований к такой комплексной системе является обеспечение ее надежности, или состояния устойчивого равновесия в условиях воздействия внутренних и внешних факторов".
В экономическом анализе и менеджменте устойчивость организации - одна из характеристик, позволяющих оценить и прогнозировать ее платежеспособность. В маркетинге устойчивость означает сохранение объема продаж и занимаемого сектора рынка. Применительно к международным рынкам капитала под устойчивостью понимают состояние микро- или макроравновесия, близкое к стагнации.
Говоря об устойчивости коммерческого банка, подразумевается скорее не состояние стагнации, а состояние устойчивого развития, не просто погашение всех внешних и внутренних воздействий, а гибкое реагирование на них, с тем чтобы не столько предотвращать, сколько умело использовать новые обстоятельства, свойства и отношения для саморазвития системы "Банк".
Итак, устойчивость коммерческого банка - это такое его качественное состояние равновесия в движении, при котором реализуется достижение и укрепление надежности, постоянства и доверия в плане неподверженности разрушению.
Вопросы устойчивости коммерческого банка следует рассматривать с точки зрения банка, имеющего все признаки открытой системы - упорядоченной, самостабилизирующейся и самоорганизующейся целостности.
Финансовая устойчивость в экономическом анализе традиционно определяется через систему количественных и качественных показателей, описывающих структуру капитала коммерческой организации, степень концентрации ее собственного и заемного капитала, финансовый рычаг, достаточность финансирования активов с разной ликвидностью источниками разного срока и степени постоянства. См., например: Экономический анализ / Под ред. Л.Т. Гиляровской. 2-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
При этом всегда отмечается, что понятие финансовой устойчивости шире ключевых понятий финансового анализа: ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности. См.: Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. И более того, оценка финансовой устойчивости тесно связана и опирается на оценку ликвидности и платежеспособности. Следовательно, признается комплексность финансовой устойчивости как характеристики качества деятельности коммерческой организации.
Категория финансовой устойчивости для банка имеет несколько аспектов, что объясняется разностью интересов групп пользователей информации о деятельности банка.
С позиции клиентов и вкладчиков устойчивый банк ассоциируется с уверенностью в том, что банк выполнит взятые перед ними обязательства.
Несколько иные оттенки имеет понятие устойчивости с позиции самого банка. Однако и здесь не все однозначно. К примеру, акционеры банка, инвестируя в банковскую деятельность свои капиталы, полагают, что банк станет доходным местом помещения капитала, что именно здесь будет получена прибыль, равнозначная прибыли от вложений в другие секторы экономики. В целом они заинтересованы в достаточном доходе на свой капитал.
Есть своя позиция и у сотрудников банка, которые заинтересованы в непрерывности работы в данном кредитном учреждении, а значит, и в получении высокой заработной платы. По их мнению, устойчивый банк это тот, который дает им уверенность в хорошо оплачиваемом трудоустройстве.
Общество делегировало полномочия по оценке устойчивости банка специалистам Центрального банка - общенационального института, призванного контролировать соблюдение интересов граждан, инвесторов и банковской системы страны. Устойчивый, надежный банк с общественных позиций обеспечивает сохранение баланса интересов как банков, так и их клиентов.
Таким образом, категория устойчивости коммерческого банка включает два аспекта: объективный - это способность банка выполнить взятые на себя конкретные обязательства и субъективный - способность внушить уверенность в выполнении своих обязательств.
Исследование финансовой устойчивости коммерческого банка включает изучение сущности этого понятия, процессов и закономерностей развития, анализ эволюции этого явления.
Такой подход к научному исследованию восходит к философии Гегеля, определявшего термином "феноменология" учение о пути развития чего-либо как процессе его саморазвития. Феноменология анализа финансовой устойчивости банка заключается в исследовании финансовой устойчивости как комплексной характеристики деятельности кредитного учреждения, обусловливающей ее качество. Анализ и управление финансовой устойчивостью коммерческого банка обеспечивают его саморегулирование и саморазвитие как открытой динамической системы.
Финансовая устойчивость коммерческого банка определяется через систему показателей, описывающих:
- качество активов банка;
- качество ресурсной базы;
- качество банковских продуктов и услуг;
- рентабельность деятельности банка;
- управление рисками;
- качество менеджмента банка.
Методика оценки финансовой устойчивости разработана Банком России для участия банков в системе страхования вкладов - Указание № 1379-У от 16 января 2004 г. Методика предполагает расчет группы показателей оценки капитала, активов, качества управления, доходности и ликвидности. Показатели частично дублируют обязательные экономические нормативы, установленные Инструкцией Банка России № 110-И от 16 января 2004 г., остальные описывают структуру активов по доле безнадежных, просроченных или недостаточно покрытых резервами кредитов, а также содержат оценочные показатели, доступные для расчета только сотрудникам Банка России и реализующие только функцию государственного контроля и надзора (например, показатель качества управления банком ПУ1 "достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России").
В теории и практике банковского менеджмента традиционно выделяют такие важнейшие направления анализа, как ликвидность, платежеспособность, денежные потоки, доходность отдельных операций и услуг, достаточность капитала. При этом в российском контексте принято увязывать эти направления анализа с направлениями государственного контроля и надзора со стороны Банка России. В рамках предлагаемой автором данной статьи концепции эти показатели включаются в методику анализа и оценки качества активов.
Анализ по выделенным автором направлениям представляет собой комплексную методику, в которой каждый блок анализа (от первого до шестого) является самостоятельной методикой анализа и управления, а в совокупности они позволяют представить полную картину деятельности банка.
Пятый и шестой блоки методики являются результирующими, выполняются, как правило, в заключение анализа активов, пассивов, прибыли и рентабельности, обобщая, подтверждая и уточняя полученные выводы.
Анализ сопровождается выделением ряда качественных и количественных показателей. Информация об уровне этих показателей доступна в режиме реального времени, накапливается и обобщается за любой задаваемый аналитиком период работы банка, от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.
Информационная база анализа предполагает возможность проведения любого вида анализа - ретроспективного, оперативного, перспективного, стратегического.
Эффективность аналитических процедур во многом обусловливается качеством внутренней информации, которая составляет большую часть всей информационной базы. Наиболее строгие требования традиционно предъявляются к учетным источникам информации. Они сочетают в себе формализованные критерии организации их сбора и обобщения, а также высокую степень востребованности со стороны различных групп пользователей. Данные учета и отчетность банков больше, чем какой-либо другой коммерческой организации, подвергаются контролю и надзору со стороны государственных и прочих регулирующих органов (Банка России, налоговой службы в составе Министерства финансов, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Федеральной службы государственной статистики и пр.), что, с одной стороны, упрощает процесс систематизации информации (когда процедуры подробно описаны в нормативных актах, регулирующих банковскую деятельность), а с другой - повышает минимальный уровень требований к качеству информации.
В целях анализа финансовой устойчивости используются также данные внутреннего, оперативного и управленческого учета и отчетности. Разнообразная, систематизируемая в произвольной форме (но достаточно регулярно) информация снабжает анализ дополнительными данными для интерпретации банковских операций.
Однако не вся необходимая информация является объектом учета. Часть ее содержится во внеучетных источниках:
- актах различных проверок - официальных (например, налоговых, аудиторских или проверок Банка России), служб внутреннего контроля и аудита, ревизии, инвентаризации и т.п.;
- докладных, служебных и пояснительных записках сотрудников банка.
Зачастую оценка выявленных в процессе анализа фактов зависит от наличия соответствующих оснований в вышеперечисленных документах.
В аналитических расчетах также используются плановые данные и различные внутренние нормативы - лимиты.
Особое место в методике анализа финансовой устойчивости занимает внешняя информация. Она является отражением взаимодействия банка с внешней средой.
Большой массив внешней информации - это банковское законодательство. Этот входящий поток чрезвычайно подвижен, информация в нем постоянно актуализируется, что усложняет задачу аналитика, который должен не только учитывать современное состояние вопроса, но и моделировать ситуацию будущего с учетом изменений в законодательстве, еще не вступивших в силу.
Решения банковских менеджеров определяются среди прочих факторов рыночной конъюнктурой. Значения показателей, характеризующих состояние финансового, фондового, валютного рынка, отслеживаются на ежедневной основе. Информация, имеющая отношение к осуществленным сделкам, архивируется в банковских информационно-справочных базах.
Аналитики собирают также справочную информацию для разного рода целей - например, для проведения переоценки имущества банка, составления отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, представления по итогам года информации акционерам. К справочной информации относятся: внешние нормативы (лимиты, установленные Банком России, партнерами по сделкам, центральными банками других стран, если у банка действует зарубежный филиал или представительство); данные о ценах на информацию, оборудование, услуги банков и небанковских кредитных учреждений и т.д.
Ситуация на отраслевых рынках влияет на деятельность банковской клиентуры. Российские коммерческие банки по-прежнему тесно связаны со своей клиентской базой, а потому изменения в деятельности клиентов являются для банка важной входящей информацией для целей анализа и управления собственной деятельностью.
За рубежом обычной практикой является сбор и обработка сведений о клиентуре, в том числе потенциальной, контрагентах, конкурентах. Проведение такого внешнего экономического анализа обеспечивает менеджмент необходимой информацией для внутрибанковского анализа и управления. Источник такой информации - периодическая печать, публикующая годовые отчеты наиболее крупных фирм, сведения о выпуске отдельных видов продукции, объемах капитальных вложений, экспортных сделках, покупке акций, о слияниях и поглощениях, кадровой политике и кадровых перестановках. Кроме того, сами компании публикуют о себе ряд важных сведений - годовые финансовые отчеты, проспекты (подробная характеристика производственной деятельности фирмы, сведения о составе Правления, история развития, перспективы), каталоги (по номенклатуре продукции, посылочной торговле и т. п.).
Комплексная методика анализа финансовой устойчивости коммерческого банка реализуется по следующим направлениям.
1) Методика анализа качества активов банка включает несколько частных методик, а именно: анализ ликвидности, анализ платежеспособности - соответствие сроков погашения активов и обязательств банка, анализ доходности отдельных банковских операций, расчет рисковости банковских активов для целей оценки достаточности собственного капитала, анализ диверсифицированности (или, наоборот, концентрации) портфеля активов; они являются частью разрабатываемой банком Политики - кредитной, управления активами, управления ликвидностью, деятельности банка на фондовом, валютном и других рынках и т.д.
2) Методика анализа качества собственного капитала банка основана на решении двух задач:
- анализ и оценка качества собственного капитала (поэлементный анализ состава и структуры банковского капитала; анализ формирования и изменения уставного капитала банка; оценка выполнения требований Банка России по формированию уставного капитала надлежащими активами); См. материал автора данной статьи "Достоверность банковского капитала" в журнале "Бухгалтерия и банки" № 12 за 2001 г.
- анализ достаточности собственного капитала для масштабов деятельности банка (анализ выполнения и динамики норматива достаточности капитала Банка России (Н1), коэффициентный анализ достаточности капитала). Достаточность капитала оценивалась в разные периоды развития банковского дела по-разному. Сейчас в распоряжении аналитика существует набор показателей, которые можно объединить в систему, в ней каждый из коэффициентов описывает одно из направлений связи собственного капитала банка и других показателей его деятельности. Эволюция развития показателя достаточности капитала была рассмотрена автором данной статьи в материале "Анализ банковских ресурсов методом коэффициентов" в журнале "Финансы и кредит" № 1 за 2003 г.
3) Методика анализа ресурсной базы банка включает анализ качества ресурсов (их соответствия состоянию рынка банковских услуг и политике банка в области размещения средств) и анализ степени их постоянного оседания на счетах банка.
4) Методика анализа качества банковских продуктов и услуг строится на анализе и оценке следующих показателей качества банковских услуг.
Качество используемых при оказании услуги материальных элементов, в частности информации.
Интеллектуальный капитал - использование интеллектуальных способностей сотрудников банка, влияние их работы на эффективность деятельности банка (включая аналитические отчеты кадрового управления).
Надежность оказываемой банковской услуги (например, гарантированность получения вклада клиентом).
Своевременность - обеспечение предоставления услуги в обозначенное клиентом время.
Полнота - предоставление клиенту услуги в полном объеме.
Социально-психологический показатель, означающий комфортность для клиента, т.е. гибкость и предусмотрительность сотрудников, степень гармоничной увязки с оперативными запросами и пожеланиями клиентов.
Доступность - возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться предполагаемой банковской услугой.
Коммуникативность - обеспечиваемая фирмой, предоставляющей услугу, возможность простых и оперативных, информационных и материальных обменов.
Безопасность, т.е. гарантирование того, что предлагаемая услуга не причинит клиенту какого бы то ни было вреда.
Анализ качества банковских продуктов и услуг связан с разрешением ряда противоречий, возникающих в процессе оказания услуг. Эти противоречия вызваны необходимостью увязывания требований и запросов клиентов банка с возможностями их удовлетворения со стороны банка. Здесь важно, чтобы стороны однозначно оценивали качество оказываемой услуги. Для банка проблема поддержания должного качества обслуживания клиентов связана еще и с постоянно изменяющейся конъюнктурой рынка банковских услуг, когда стремление не работать себе в убыток входит в противоречие с ожиданиями клиентов, которые гораздо позднее реагируют на рыночные колебания. Подробнее эти вопросы рассмотрены автором данной статьи в материале "Анализ качества банковских услуг" в журнале "Финансы и кредит" № 16 за 2004 г.
Анализ качества банковских услуг обеспечивает решение стратегических задач развития и упрочения положения банка путем текущего контроля достигнутых результатов. Анализ реализуется на высшем уровне управления банком, поскольку требует:
а) доступа ко всей информации о деятельности банка; б) полномочий по принятию решений стратегического характера.
В процессе анализа качества банковских услуг аналитик использует весь массив информации, получаемой по результатам анализа текущей деятельности, но оценивает ее с иных позиций. Результатом проведения анализа являются изменения, вносимые в Стратегию развития банка, другие документы, которые принято называть программными. Наличие и систематическое обновление таких документов свидетельствует о современном уровне развития банковского бизнеса, помогает банкам в сотрудничестве с зарубежными партнерами.
5) Методика анализа рентабельности деятельности банка включает оценку уровня следующих групп показателей:
- рентабельности собственного капитала;
- рентабельности активов;
- рентабельности продаж.
Величина активов и собственного капитала определяется по формуле средней хронологической по данным банковских балансов. Этот прием позволяет обеспечить соблюдение основного принципа анализа - сопоставимость данных, поскольку доходы и прибыль являются интервальными показателями, рассчитываются нарастающим итогом с начала отчетного периода, а остатки активов и собственного капитала по балансу - показатели моментные, определяемые на конкретную дату. Таким образом, доходы и прибыль учитывают все особенности деятельности в периоде, а активы и собственный капитал необходимо скорректировать.
По результатам факторного анализа представленной трехфакторной модели определяются направления дальнейшего углубленного анализа, как правило, по местам возникновения негативных тенденций.
Структура активов была изучена в рамках методики анализа качества активов банка. Здесь только уточняется влияние управления качеством активов на прибыльность деятельности банка.
В процессе текущей деятельности необходимо обеспечить превышение темпов роста доходов банка над темпами роста его активов. Только при соблюдении этого условия достигается рост банка и его развитие. Доходы анализируются по источникам их получения. Подход может быть традиционным: процентные доходы (в разрезе их видов, например по кредитам, по ценным бумагам и т.д.), инвестиционные доходы, прочие (непроцентные) доходы. Расходы учитывают кроме процентных расходы, связанные с поддержанием деятельности банка (т.н. операционные), расходы по выплате налогов и других обязательных платежей. Анализ расходов использует результаты внутрибанковского (операционного) анализа в части анализа исполнения сметы расходов (по заработной плате, затратам на содержание помещений и оборудования и т.п.).
Уровень чистой прибыли в доходах банка анализируется, как правило, на постоянной основе, вплоть до ежедневного мониторинга. Такая периодичность анализа обеспечивает процесс контроля плановых показателей. Уровень прибыльности деятельности лимитируется, с ним сравниваются показатели доходности еще не осуществленных операций с целью принятия решения.
Два последних фактора приведенной выше модели характеризуют показатель рентабельности активов: .
Анализ рентабельности деятельности должен учитывать сложившийся уровень прибыльности деятельности банка и планы его развития.
Зарубежная статистика позволяет представить себе уровень факторов рассматриваемой модели. Так, у американских банков в среднем рентабельность собственного капитала составляет около 8%, рентабельность активов около 1% при доле собственного капитала в активах банка 6-7%. Материалы сайта Федеральной резервной системы (ФРС) США (www.bis.org). При этом с увеличением размера банка показатели рентабельности снижаются при одновременном росте мультипликатора капитала.
6) Методика управления рисками основана на взаимосвязи и взаимообусловленности показателей деятельности банка, в частности рентабельности собственного капитала и рентабельности активов, и рисков, принимаемых на себя банком по разным направлениям деятельности. Например, риски могут рассматриваться как факторы, влияющие на уровень чистой прибыли на собственный капитал.
Классификация рисков и методика анализа их уровня рассматривалась автором данной статьи в материале "Анализ кредитного риска: рейтинговая оценка клиентов". Журнал "Финансы и кредит" № 17 за 2004 г.
Анализ проводится по следующим видам рисков.
Балансовый (портфельный) риск.
Риск внебалансовой деятельности.
Риск, связанный с внешним регулированием банковской деятельности.
Технологический риск.
Риск текущей эффективности деятельности.
Риск рыночной стратегии.
Риск дочерних компаний.
Портфельный риск косвенно изучается в составе других рассмотренных нами методик (анализа качества активов и ресурсной базы).
Риск внебалансовой деятельности связан с принятием на себя гарантий и выдачей поручительств. Каждая из таких операций изучается отдельно, отслеживается в течение всего времени действия гарантии (поручительства).
Риск регулирования чрезвычайно высок в России, где законодательство в области банковской деятельности претерпевает в настоящее время огромные изменения.
Технологический компонент банковского риска связан с изменением технологии предоставления банковских услуг. Особенно уязвимы банки, использующие отсталые технологии.
Риск текущей эффективности связан прежде всего с управлением затратами, их минимизацией по всем статьям. Здесь же анализируется влияние на эффективность деятельности банка других организаций, создаваемых в рамках холдинга, риск деятельности которых может служить предметом самостоятельной методики анализа.
Риск рыночной стратегии тесно связан с иными, отличными от банковского направлениями деятельности в рамках холдинга, центром которого является банк.
В рамках разрабатываемой автором данной статьи комплексной методики анализа качества деятельности банка акцент делается на анализе и оценке портфельного риска (рис. 2).
Анализ рисков наряду с анализом качества банковского менеджмента является завершающим этапом анализа деятельности банка, поскольку большая часть рисков изучаются в рамках методик анализа качества активов и ресурсной базы банков. Дополнительно оценивается уровень риска, связанного с операциями банка на зарубежных рынках капитала.
7) Методика анализа качества менеджмента банка разрабатывается совместно представителями высшего органа управления банком и сотрудниками службы внутреннего контроля. Качество менеджмента оценивается также специалистами Банка России.
Предлагаются следующие основные направления анализа качества менеджмента.
Уровень компетентности руководства банка.
Соблюдение действующего законодательства в области банковской деятельности (в частности, количественным показателем может быть факт нарушения законодательства и привлечения руководства банка к ответственности; эта информация доступна также и в рамках проведения внешнего анализа деятельности банка, поскольку согласно российскому законодательству относится к сведениям, на которые не распространяется коммерческая тайна). О коммерческой тайне: Федеральный закон № 98-ФЗ от 29.07.2004 г.
Организационная структура банка, степень коллегиальности принимаемых решений.
Наличие внутренних правил деятельности (документов, описывающих процедуры принятия управленческих решений, осуществления основных операций и т.п.) и практика их реализации.
Существование системы непрерывного обучения кадров (программ повышения квалификации, договоров о сотрудничестве с ведущими учебными центрами, материалы проведения семинаров и "круглых столов").
Наличие документов об участии банка в реализации экономической политики региона, в котором он работает (соглашений с местной администрацией о предоставлении услуг категориям населения, договоров с учебными заведениями о стажировках учащихся и т.п.).
Рейтинг банка по оценке российских и мировых экспертов.
Рейтинг банка в системе Банка России.
Анализ качества менеджмента оперирует в основном качественными, субъективными характеристиками. Отсутствие формализованных критериев затрудняет включение результатов анализа в комплексную оценку устойчивости банка.
Комплексный анализ финансовой устойчивости коммерческого банка, проводимый по выделенным в данной статье направлениям, предоставляет менеджменту систему показателей для оценки качества банковской деятельности. Периодичность анализа должна обеспечивать систему управления оперативной информацией и данными для разработки и корректировки стратегических планов развития и роста.
|