Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Конституционное право (КПРФ)

На правах рекламы



Андреев А. В. Представительная власть в субъектах Российской Федерации

Представительная власть в субъектах Российской Федерации :


Андреев, А. В., Карасев, А. Т.,канд. юрид. наук, доц
., нач.
Представительная власть в субъектах Российской 
Федерации :Общее и особенное /А. В. Андреев, А. Т. 
Карасев.
//Правоведение. -2003. - № 1. - С. 56 - 61

Представительная власть в субъектах РФ - это 
необходимый и важнейший элемент системы государственной 
власти субъекта РФ, порядок организации, деятельности, 
структура которого, основы взаимодействия с другими 
органами в системе органов государственной власти 
субъектов устанавливаются основнами нормативными актами 
субъектов.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ - ВЛАСТЬ - 
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - СУБЪЕКТЫ РФ - ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
Материал(ы):
  • Представительная власть в субъектах Российской Федерации.
    Андреев, А. В., Карасев, А. Т.

    Представительная власть в субъектах Российской Федерации: общее и особенное

    А. В. АНДРЕЕВ*, А. Т. КАРАСЕВ**

    Основы правового положения органов государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены в следующих нормативных актах: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации»,1 Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координа­ции международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской федерации»,2 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»,3 конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, которые были приняты после 1993 г. (в настоящее время завершается работа по их приведению в соответ­ствие с Конституцией РФ).

    Формирование органов законодательной власти в субъектах России происходило в период коренной реорганизации политической системы практически при полном отсутствии нормативно-правовой базы и не на основании законов, а в соответствии с указами Президента РФ, а также издаваемыми на их основе главами администраций краев и областей положе­ний о выборах представительных органов власти этих субъектов. Иначе говоря, исполнительная власть создавала власть законодательную. Это отрази­лось как на формировании законодательной базы, так и на становлении в целом системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.

    В систему органов государственной власти субъекта Федерации входят: законодательный (представительный) орган; высший исполнительный орган; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с консти­туцией (уставом) субъекта (например, конституционный или уставный суд субъекта). Конституцией (уставом) субъекта может быть установлена должность высшего должностного лица данного субъекта.

    В этой системе органов власти представительная власть обладает рядом особенностей.

    1. Все субъекты Федерации имеют органы законодательной власти, образованные на представительной основе и называемые поэтому одно­временно законодательными и представительными. Законодательный (пред­ставительный) орган субъекта является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта. Название законо­дательного органа, его структуру каждый субъект устанавливает самостоя­тельно с учетом своих исторических, национальных и иных традиций. Эти названия достаточно многообразны: городская дума (Москва, Ярославская область, Ямало-Ненецкий автономный округ); законодательное собрание (Краснодарский и Красноярский края, Вологодская, Ивановская, Калуж­ская, Пензенская, Свердловская, Челябинская и другие области, Коми-Пермяцкий автономный округ и др.); верховный совет (Татарстан) и т. п. В отдельных субъектах Федерации законодательный орган имеет двойное название, например, в Республике Адыгея он именуется «Законодательное Собрание» и «Хассе», Республике Алтай— «Государственное Собрание» и «Эл Курултай».

    В Республике Тыва действуют два представительных органа — Верховный Хурал (парламент) и Великий Хурал (съезд) народа Республики Шва. Великий Хурал, согласно Конституции Республики (ст. 6), является органом всенародного свободного волеизъявления, наделенным исключительным правом вносить изменения и дополнения в Конституцию Республики. Реше­ния по вопросам войны и мира Верховный Хурал принимает по рекомен­дации Великого Хурала (ст. 63 Конституции Республики Тыва).

    Несмотря на то что название законодательного органа субъекта относится к компетенции субъекта России, возникает вопрос о целесообразности такого многообразия наименований. В связи с этим заслуживает внимания точка зрения М. С. Студеникиной, которая считает, что «всякая система требует единообразия устоявшихся форм, унификации терминологии. Поэтому рекомендации о том, как лучше определиться с названиями законодательных органов краев или областей, могла бы выработать Государственная Дума Федерального Собрания в процессе консультаций с субъектами Федерации».4

    Орган законодательной власти субъекта Федерации избирается его населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий его в соответствии с федераль­ным законом устанавливается конституцией (уставом) субъекта и не может превышать пяти лет.

    2. Полномочия законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта Российской Федерации могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

    а) принятие законодательным органом субъекта решения о саморос­пуске (принимается в порядке, предусмотренном конституцией или уставом либо иным законом субъекта);

    б) роспуск законодательного органа субъекта его высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) в случае принятия законодательным органом конституции (устава), закона субъекта, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федераль­ным законам, принятым по предметам ведения Федерации и предметам совместного ведения, а также противоречащих конституции (уставу) субъекта; данная процедура применяется, если указанные противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение предусмотренного законом срока со дня вступления в силу судеб­ного решения;

    в) вступление в силу решения соответственно верховного суда рес­публики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта, в том числе в связи со сложением депу­татами своих полномочий;

    г) вступление в силу федерального закона о роспуске законодательного (представительного) органа субъекта Федерации; такой федеральный закон выходит в свет по инициативе Президента РФ в связи с принятием данным законодательным (представительным) органом субъекта Федерации ранее акта, противоречащего актам большей юридической силы.

    Этот перечень, установленный законодателем, является исчерпыва­ющим. При досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта назначаются внеочередные выборы. Они проводятся в тече­ние шести месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекра­щении полномочий законодательного органа.

    3. В большинстве субъектов Российской Федерации парламенты состоят из одной палаты, в некоторых — из двух, при этом они различаются по порядку формирования, численности депутатов, характеру полномочий, месту в законотворческом процессе. Одну из палат, которая инициирует законотворческий процесс и принимает законы, называют нижней; дру­гую — которая, как правило, рассматривает уже принятые нижней палатой законы, именуют верхней.

    Двухпалатный законодательный орган образован в Башкортостане (Законодательная Палата и Палата Представителей), Кабардино-Балкарии (Совет Республики и Совет Представителей), Карелии (Палата Республики и Палата Представителей), Республике Саха — Якутия (Палата Республики и Палата Представителей). Свердловская область — это единственная область, обладающая двухпалатным парламентом, включающим в себя Областную Думу и Палату Представителей.

    Число депутатов законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации федеральными зако­нами не определено. Оно устанавливается конституцией (уставом) субъекта. Так, в Народном Собрании Республики Татарстан 130 депутатов, в двух­палатном Законодательном Собрании Свердловской области — 49 (в Област­ной Думе — 28 и Палате Представителей — 21), в Законодательном Собрании Оренбургской области — 47 депутатов.

    4. Руководство деятельностью законодательного органа субъекта Рос­сийской Федерации осуществляют председатель и его заместители. Они избираются из числа депутатов законодательного органа на срок его полно­мочий, не превышающий срока полномочий избранных на эти должности депутатов, и выполняют возложенные на них обязанности до избрания таких же руководителей в парламенте нового созыва.

    В парламентах некоторых субъектов создаются внутренние коллегиаль­ные органы в лице президиумов (советов) для координации деятельности их комитетов и комиссий, подготовки пленарных заседаний. Например, создан­ный в качестве такого органа в Народном Собрании Республики Дагестан Государственный Совет состоит из председателя этого Совета, его замести­телей и председателей комитетов Народного Собрания.

    Председатель и заместители председателя высшего органа законодатель­ной власти субъекта подотчетны ему и могут быть отозваны путем тайного голосования на его заседании. Они вправе и добровольно сложить свои полномочия, подав соответствующее заявление.

    При наличии в высшем органе законодательной власти субъекта двух палат их работу организует либо председатель указанного органа (как в Госу­дарственном Собрании Республики Башкортостан), либо избираемые в этих целях председатели палат (как в Законодательном Собрании Свердловской области). Палаты обычно заседают раздельно, а собираются на совместные заседания для заслушивания посланий и докладов высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа), посланий конституционного (уставного) суда, докладов высшего исполнительного органа (правительства), выступлений представителей иностранных госу­дарств, а также для рассмотрения других вопросов, предусмотренных консти­туцией или уставом субъекта.

    Для предварительного рассмотрения и подготовки проектов законов и постановлений, выполнения контрольных функций законодательный орган субъекта образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии. Парла­менты субъектов самостоятельно определяют количество, направления деятель­ности комитетов и комиссий, их численный состав и порядок работы. Реше­ния комитетов и комиссий носят обычно рекомендательный характер. Однако здесь имеются и некоторые исключения. Например, Конституция Респуб­лики Татарстан в ст. 102 устанавливает, что «постановления комиссий, направ­ленные на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению».

    5. Основными организационно-правовыми формами деятельности законодательного органа субъекта Российской Федерации являются сессии и заседания, которые проводятся по мере необходимости (в законодательстве субъектов может устанавливаться определенная периодичность их созыва). Так, Устав Тюменской области (ст. 29) гласит, что «основной организацион­ной формой деятельности Областной Думы являются сессии, состоящие из заседаний Областной Думы и проводимых между ними заседаний ее коми­тетов и постоянных комиссий, публичных депутатских слушаний». Право­мочность заседания законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта определяется его регламентом или иным правовым актом, принятым данным органом. Например, согласно Уставу Свердлов­ской области заседания Областной Думы проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц и правомочны, если на них присутствует не менее двух третей избранных в нее депутатов.

    Заседания парламента субъекта Российской Федерации являются откры­тыми. В отдельных случаях, установленных федеральными законами, консти­туцией (уставом) и иными законами субъекта, а также регламентом либо другим правовым актом парламента, проводятся закрытые заседания. Так, согласно ч. 2 ст. 33 Регламента Областной Думы Свердловской области, «Областная Дума может собраться на закрытое заседание, когда этого потре­бует председатель Думы, или не менее одной трети депутатов, или когда речь идет о рассмотрении персонального дела».

    Конституции и уставы субъектов закрепляют срок, до истечения кото­рого вновь избранный законодательный орган должен собраться на первую сессию (от двух недель до двух месяцев). В соответствии с федеральным законом такой орган является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Например, в силу ст. 80 Конституции Удмуртской Республики Государственный Совет Республики «собирается на свою первую в созыве сессию не позднее, чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов». Первую сессию парламента до избрания его председателя открывает и ведет либо председатель республиканской, краевой, областной, городской, окружной избирательной комиссии, либо старейший по возрасту депутат. Так, в Уставе Свердловской области (ч. 2 ст. 40) говорится, что «первое заседание палаты открывает старейший депутат».

    6. Органы представительной (законодательной) государственной власти субъектов Российской Федерации на подведомственной им территории вправе осуществлять правовое регулирование по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также к собственным предметам ведения. Правовые акты, принимаемые ими по вопросам совместного ведения, не должны противоречить федераль­ным законам, актам Президента и Правительства РФ. В случае такого противо­речия действуют акты федеральных органов власти. В частности, ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации» гласит: «До принятия федерального закона по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом».

    Таким образом, представительная власть в субъектах Российской Федера­ции —это необходимый и важнейший элемент системы государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок организации, деятель­ности, структура которого, основы взаимодействия с другими органами в системе органов государственной власти субъектов устанавливаются основ­ными нормативными актами субъектов.

     

    * Адъюнкт Уральского юридического института МВД РФ.

    ** Кандидат юрид. наук, доцент, начальник кафедры Уральского юридического инсти­тута МВД РФ.

    © А. В. Андреев, А. Т. Карасев, 2003

    Конституционное право России: Сборник нормативных правовых актов и документов. М„ 2000. С. 198

    Там же. С. 207.

    Там же. С. 219.

    4 Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-мет. пособие. М., 1998. С. 26-27.

Категория: Конституционное право (КПРФ) | Добавил: Aziz001 (01.06.2011) | Автор: Андреев А. В.
Просмотров: 2630 | Теги: Андреев А. В., Конституционное право (КПРФ), статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде