Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Зубович М. М. О правовой форме товарной биржи
О правовой форме товарной биржи.

Зубович, М. М.
1999
Аннотация: Опубликовано : Сибирский Юридический Вестник. - 1999. - № 2.
Материал(ы):
О правовой форме товарной биржи.
Зубович М. М.
1. Эффективное функциониpование совpеменного западного pынка находится в пpямой зависимости от постоянно воспpоизводимой pыночной сpеды. Важным его элементом является pыночная инфpаструктуpа, пpедставляющая собой систему оpганизаций, обеспечивающих движение товаpов, услуг, денег, ценных бумаг, pабочей силы. К таким организациям в мировой практике относится товаpная биpжа.[1]

В совpеменной экономической науке товаpная биpжа pассматpивается, во-пеpвых, как экономическая категоpия, отpажающая составную часть pынка, спецификой котоpого является особая оптовая фоpма тоpговли товаpами с опpеделенными хаpактеpистиками: массовость, стандаpтность, взаимозаменяемость. Во-втоpых – как обьединение пpодавцов, покупателей и тоpговцев-посpедников с целью создания условий для тоpговли, облегчения, ускоpения и удешевления тоpговых соглашений и опеpаций. Такие союзы оpганизовываются для улучшения тоpговли, быстpого обеспечения необходимыми товаpами, ускоpения обоpота капитала. Обслуживание торгового процесса и обеспечение исполнения торговых обязательств участников биржевой торговли – важнейшая задача современной биржи, нацеленной на 95 процентов на совершение фьючерсных сделок. Члены биpжи, котоpыми могут быть, как посpеднические (бpокеpские, тоpговые) фирмы, так и банковские учреждения, инвенстиционные компании, индивидуальные предприниматели, в соответствие с установленными биржевыми правилами, заключают соглашения купли-продажи товаров по ценам, складывающимся путем открытого "столкновения” спроса и предложения между членами биржи.

Институт биржи существует уже много веков.

Биpжы беpут начало от купеческих сходок в итальянских тоpговых гоpодах 13 - 14 столетий, а позднее - в дpугих стpанах Западной Евpопы. Развитие капиталистических отношений, пеpеход от натуpального пpоизводства и обмена к свободной тоpговле, обоpоту капитала закономеpно вызвали создание таких структуp, котоpые способствовали бы pасшиpению и углублению финансовых отношений. Такими структурами стали биpжи и банки. Пеpвые биpжи появились в Италии, Голландии, Англии, и подлинного pазвития достигли в 19 столетии, охватив пpактически весь цивилизованный миp, в том числе и Российскую Империю.

В России первая регулярная биржа была создана Петром Великим в 1703 году, в Санкт-Петербурге. Как писал в 1912 году Ю. Филиппов: " в своих расчетах Петр ошибся”, " Россия его времени не была достаточно подготовлена для восприятия такого института, как биржа”, "в течение почти целого столетия с.- петербургская биржа оставалась единственной официально признанной в России биржей”[2] Однако, дело которое намечал Петр для своей эпохи, стало осуществляться позднее. В шестидесятых годах 19 столетия, с которых собственно начинается развитие бирж в России, открываются биржи в Иркутске (1864), Туле(1866), Казани(1866), Риге(1866),Самаре(1869) и Киеве(1869), из которых иркутская и тульская биржи "оказались нежизнеспособными и тотчас же по своем открытии заглохли”, а с 1905г. по 1912г. количество бирж "увеличивается в пропорции прямо-таки изумительной”, превышая количеством четыре десятка.[3] К 1917 году всего было создано 115 бирж.

Важной особенностью биржевого устройства в России явилось возложение Уставом торговым ( в редакции 1903 г.) на городские общественные управления содействия устройству биржевых учреждений. Это содействие проявляется на практике в различных формах: Городское управление нередко отводит бесплатно участки земли под постройку биржевого здания; предоставляет бирже в безвозмездное пользование принадлежащие городу здания; воздвигает на свои средства специальные под биржу помещения и т.д. Такое благорасположенное отношение городов к нуждам бирж помимо указания закона объясняется тем, что биржи в сущности преследуют цели и задачи, общие с таковыми городских управлений, поскольку дело касается интересов торговли и промышленности.[4] Бурный рост количества бирж после 1905 года отчасти объясним этой поддержкой.

С августа 1922 года по 1924 год в России было создано 96 бирж, большинство из которых возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные. Поскольку юридическая природа советских товарных бирж вызывала споры, в разъяснениях Комвнуторга от 18 января и 17 февраля 1923г. биржи были признаны общественными организациями.[5]

В начале девяностых годов 20 века в странах, где функционирует рынок, насчитывалось свыше 50 товарных бирж с общим оборотом около 10 триллионов долларов, что составляло 25 процентов их валового национального продукта. На товарных биржах мира реализуется продукция свыше 60 наименований. Из совpеменных бирж наиболее старой считается Hью-Йоpкская, котоpая в янваpе 1992 года отметила свое двухсотлетие. Условия соглашения, котоpые заключаются на ней, немедленно телегpафиpуются в 472 гоpода США, Канады, Евpопы. Нью-Йоркская товарная биржа в начале 20 века характеризовалась как полностью автономная, "она не что иное, как общество или клуб, пишуший сам для себя законы…, государство не вмешивается в деятельность ее ни содействием, ни противодействием”.[6] Однако в более поздних исследованиях отмечается, что в 70-х – 80-х годах 20 столетия биржевая торговля претерпевает "существенные изменения”, в частности под воздействием такого фактора как " усиление роли государства в регулировании деятельности бирж в США”. [7]

В странах с развитой рыночной экономикой товарные биржи в основном функционируют как бесприбыльные корпорации, освобожденные от уплаты корпоративного подоходного налога. Главными статьями их дохода являются: учредительские и паевые взносы и отчисления организаций, образующих биржу; доходы от предоставления услуг членам биржы и другим организациям, выручка от прочих поступлений. Например, Нью-Йоркская биржа имеет статус бесприбыльной акционерной компании и не ставит своей целью получение дохода для распределения его среди своих членов. Завышение доходов биржи означает сокращение прибылей членов биржи, являющихся ее акционерами, и в связи с этим - экономически бессмысленно.[8] Интересы членов биржи ( как равноправных партнеров) и организатора торговли (бесприбыльность биржевой корпорации), таким образом, не противоречат друг другу. В России это обстоятельство не было учтено ни практикой биржевого строительства, ни позднее - российским законодателем в период реконструкции бирж в начале 90-х годов 20 столетия(с мая 1990г.). В п.3 Временного положения о деятельности товарных бирж в РСФСР предписывалось регистрировать товарные биржи в порядке установленном Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности” для предприятий, "как добровольные объединения заинтересованных лиц на основе внесения паевого взноса и участия в деятельности биржи”[9].

Преимущественно товарные биржи и создавались как коммерческие организации – товарищества(общества) с ограниченной ответственностью, акционерные общества . В 1990-1992 годах некоммерческими организациями были менее 3 процентов бирж, начиная с 1993 г., после спада биржевого бума, многие из бирж (сохранявшие свой профиль) сами, по собственной инициативе реорганизовывались в некоммерческие организации. Большинство же бирж реорганизовались в обычные торговые предприятия.[10] Одной из основных причин развала системы бирж, на наш взгляд, явилась коммерческая форма биржи, повлекшая естественную направленность самой биржи (в период первоначального накопления капитала) на извлечение сверхприбыли, в первую очередь - за счет своих членов , и соответствующую реакцию государства "на зажим” биржевого движения при помощи законодательного установления дополнительных налоговых обременений, а также запретов и предписаний, введенных Законом РФ 1992г. "О товарных биржах и биржевой деятельности”. Весьма серьезно сказался здесь запрет на участие в биржах органов государственной власти и управления , а также банков, страховых и инвестиционных компаний (ст.11 Закона 1992г.) .

Именно коммерческая форма товарной биржи послужила причиной столь легкого "отлучения” от участия в биржах органов власти , после чего биржи остались без поддержки в регионе. Весьма симптоматично, что в числе выживших - в основном столичные товарные биржи – Московская товарная биржа, Российская биржа и др.

Не основано на законе мнение, в соответствии с которым товарная биржа – это "самостоятельная организационная форма некоммерческих организаций”[11]. Конечно, прямо в Законе о товарных биржах и биржевой деятельности коммерческий характер деятельности бирж не закреплен, что само по себе оставляет некоторый простор для трактовки правовой формы биржи. Однако из положений этого же Закона видно, что биржа должна иметь уставный капитал, а право на обращение за лицензией на биржевую торговлю возникает у биржи, если сумма реальных вкладов составляет не менее 50 процентов его объявленной суммы; члены биржи имеют право на дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи. ( ст.ст.11, 12, 14, 17 Закона 1992г.). Следовательно, в действующем законе мы находим основные признаки товарной биржи как коммерческой организации.

Правительством делались попытки стимулировать переход бирж на некоммерческие формы. Так, была предпринята дифференциация сбора за лицензию для бирж коммерческой и некоммерческой формы. При этом, разница в размере сбора составляла всего лишь 10-ти кратный размер минимальной оплаты труда. Вводились некоторые льготы для бирж, зарегистрировавшихся в качестве некоммерческих организаций.[12] Эти меры были как неэффективными, так и явно запоздалыми, поскольку вводились, когда процесс развала системы товарных бирж и их реорганизации в торговые предприятия шел полным ходом.

2. Итак, товарные биржи были задавлены непродуманными мерами сдерживания их развития, непомерным налоговым бременем, и уже к 1994 году возник вопрос о том какой институт может прийти им на смену и обеспечить движение товаров, и , прежде всего, агропродукта в регионах.

Сверху, "в порядке эксперимента”, в систему оптового аграрного рынка России, наряду с товарно-сырьевыми и специализированными продовольственными биржами, стали внедряться оптовые ( мелкооптовые, рознично -оптовые) "продовольственные рынки”. [13] Одна из причин этого, указываемая авторами эксперимента, распад системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия без создания новых распределительных рыночных структур. К этому времени развал системы товарных бирж в России был практически полностью завершен, возникли отрицательные последствия в виде образования стихийных продовольственных рынков, неорганизованного посредничества в сфере сбыта продукции, присваивающего значительную долю прибыли, созданной усилиями сельскохозяйственных товаропроизводителей. С другой стороны, неплатежи, ограничение кредитования, сокращение государственного финансирования, введение фискальных налогов и платежей, также блокировали сбыт продукции сельских товаропроизводителей, в результате чего сложился "искусственный” избыток продовольствия в регионах страны при снижении душевого потребления.[14]

Параллельно с биржами в России развивались и другие формы организованной оптовой торговли – конкурсы, аукционы, ярмарки, выставки - продажи. Видимо, имеет право на существование и такой институт как "оптовый рынок”.

По мысли американского экономиста Дугласа Норта, "новые институты появляются тогда, когда общество усматривает возможность получения прибыли, которая не может быть получена в условиях уже существующей институциональной системы”..[15] Поэтому оставим экономистам возможность судить о прибыльности ( и общественном интересе) в сегодняшних экономических условиях поддержки нового института – "оптового рынка”. В настоящее время оптовые рынки "внедрены” всего лишь в восьми регионах России. Надо думать, что только время даст точный ответ на вопрос: сможет ли найти эта структура свою нишу в системе оптового аграрного рынка России. Со своей стороны, обратим внимание лишь на правовую форму оптового рынка.

В соответствии с приказом Минсельхозпродовольствия РФ от 5 апреля 1994г., №66: "Оптовый продовольственный рынок (ОПР) - это самостоятельная хозяйственная структура, осуществляющая организацию операций по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия в определенных местах и по установленным правилам”. Как правило, оптовые торги на таком рынке проводятся на основе частного соглашения продавца и покупателя.[16] Открытому "столкновению” спроса и предложению (по типу биржевого механизма формирования цен) здесь места нет, также как и возможности развития сельскохозяйственного фьючерсного рынка[17] Нет здесь и свойственных бирже механизмов обеспечения исполнения торговых обязательств, разрешения споров и др.. Сложно говорить об ОПР даже как об "эрзац - бирже”.

Рекомендации Минсельхозпродовольствия по выбору организационно-правовой формы ОПР весьма противоречивы. Так, утверждается: "создание цивилизованных оптовых продовольственных рынков - задача государственных и муниципальных органов власти, что предопределяет выбор организационно-правовой формы государственного или муниципального унитарного предприятия” (п.4.2). Находим здесь и такую рекомендацию: "предпочтительной организационно-правовой формой ОПР является акционерное общество, основанное на объединении имущества и финансовых средств, находящихся в частной, муниципальной и государственной собственности… Преимущества в указанной организационно-правовой форме связываются с имущественными отношениями. В отличие от различного вида товариществ и кооперативов акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров. При выходе из общества акционер может лишь продать свой пакет акций, что не отражается на финансово-хозяйственной деятельности ОПР” (п.п.4.3 и 4.4). Со ссылкой на опыт функционирования ОПР во Франции, Испании, Японии, подчеркивается необходимость сохранения не менее 51 процента акций за государством.(п.4.5). [18]

Как видим, оптовый рынок мыслится опять в качестве коммерческой организации, преследующей, согласно ГК РФ, извлечение прибыли , как основную цель своей деятельности (ст.50 ГК РФ). И, как следствие, во-первых, организаторы оптовой торговли, оказываются "отодвинутыми” от непосред-ственного активного участия в их судьбе органов власти и местного самоуправления; взамен для них создана "вспомогательная” структура – Межведомственная комиссия по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков. [19] Во-вторых, оптовый рынок будет выступать механизмом наращивания капитала для тех, кто его создал. Эта основная цель коммерческой организации оптовой торговли будет превалировать над интересом общественным. Вряд ли , сможет быть выполнена здесь из-за дефицита бюджетных средств и рекомендация о сохранении за государством контрольного пакета акций.

3. Сегодня во властных структурах и предпринимательских кругах активно обсуждается проблема завоза продовольствия из других регионов, необходимости встречи на одной торговой площадке сельхозпроизводителей и оптовых покупателей этой продукции ( представителей перерабатывающей и пищевой промышленности и др). Решение этой проблемы видится в организации "регионального оптового рынка продовольствия”, а в качестве альтернативной формы такого рынка предлагается ( как видно, в полном соответствии с рекомендациями Минсельхозпродовольствия РФ) форма акционерного общества, акционерами которого стали бы предприятия Иркутской области. [20]

В связи с этим возникает вопрос: даже если рассматривать ОПР как альтернативную форму оптовой торговли в регионе, то к чему придавать ей организационно-правовую форму акционерного общества, в уставном капитале которого даже и не предполагается участие органов власти? О неэффективности коммерческой правовой формы для организатора оптовой торговли выше уже говорилось. Теперь возникает вопрос какая же правовая форма может быть рекомендована для организаторов оптовой торговли – товарных бирж и оптовых рынков ?

Правовой наукой высказывалась рекомендация о закреплении в ФЗ "О товарных биржах и биржевой торговле” для всех товарных бирж одинакового статуса некоммерческой организации.[21]

В литературе отмечалось, что наиболее эффективной формой некоммерческой организации для бирж является "некоммерческое партнерство”[22]

В целом, названные подходы могут быть признаны приемлемыми.

Интересно отметить, что по ФЗ от 22 апреля 1996г. " О рынке ценных бумаг” фондовая биржа должна осуществлять свою деятельность в форме некоммерческого партнерства.[23]. А в недавно появившемся проекте нового ФЗ "О биржах и биржевой деятельности” ( находящимся на рассмотрении Госдумы ) [24], биржей признается "членская организация, основной целью которой является организация и регулирование биржевой торговли”, которая только и " может быть образована в форме некоммерческого партнерства” (ст.3). Вместе с тем, вызывает возражение, предусмотренный проектом запрет членства в биржах для большинства некоммерческих организаций, в частности - для учреждений, что ограничивает участие в управлении делами биржи для тех же органов государственной власти и местного самоуправления.(ст.12).

Некоммерческое партнерство – весьма гибкая организационно - правовая конструкция, впервые предусмотренная ФЗ от 12 января 1996г. " О некоммерческих организациях” .Статья. 8 "Некоммерческие партнерства” содержит значительное количество диспозитивных норм, позволяющих в учредительных документах индивидуализировать решение многих вопросов, напр.: возвращать или нет участнику имущество, переданное им ранее при формировании имущественной базы партнерства, при выходе участника из партнерства, при ликвидации партнерства. Закон не устанавливает ограничений, касающихся определенных видов имущества, которое может быть передано партнерству при формировании его имущественной базы. Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность доходы от которой должны быть направлены на осуществление уставных целей. По причине очень широко заявленных целей создания некоммерческих партнерств зачастую бывает невозможно определить соответствует ли коммерческая деятельность партнерства целям его создания[25]

На наш взгляд, нет препятствий для создания и оптовых продовольственных рынков в наиболее эффективной форме для структур, организующих оптовую торговлю, в форме – некоммерческих партнерств. Членами такого партнерства могли бы выступить органы власти и местного самоуправления, крупные сельхозпроизводители , организации пищевой и перерабатывающей промышленности , оптовые торговые фирмы, организации потребительской кооперации. Для последних создаются правовые гарантии возврата используемой некоммерческим партнерством материально-технической базы .[26]

Вспомним и о вышеприведенной рекомендации по созданию " цивилизованного” ОПР в организационно-правовой форме государственного или муниципального унитарного предприятия” ( п. 4.2 Рекомендаций Минсельхозпродовольствия РФ). Действительно, обеспечение надлежащей организации торговли одна из функций органов власти, а потому эти органы могут быть заинтересованы в создании унитарной организации. Если идти по этому пути, то логика нашего исследования подсказывает несколько иной вариант – создание ОПР в форме государственного или муниципального учреждения. Такая правовая форма дает существенные организационные и налоговые преимущества, [27] но создает и проблемы с участием заинтересованных организаций в формировании имущественной базы ОПР.

[1] См.: Герчикова И. Международные товарные биржи. // Вопросы экономики, 1991, №1. - С.4-5.

[2] Филиппов Ю. Биржи в России. - В кн.: Штиллих О. Биржа и ее деятельность. Пер. с нем..-

СПб, 1992. - С.281.

[3] Там же. - С. 282.

[4] Там же. - С. 286.

[5] См.: Сборник информационных материалов по товарным биржам. М.,1990; Анурдцев О. Товарные биржи: от забвения к возрождению.// Мат.-тех. снабжение, 1990, №11.

[6] Штиллих О. Биржа и ее деятельность .- С.237.

[7] Герчикова И. Указ.соч.- С.15-16.

[8] См.: Мусатов В.Фондовая биржа.// Вопросы экономики, 1991,№1,С.27.;См. также: Жилинский С.Э.

[9] СП РСФСР, 1991, №13, ст.170

[10] См.: Жилинский С.Э. Указ.соч., - С.467, 470 - 471.

[11] Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф.Попондопуло, В.ФЯковлевой, СПб.,1998. – С.146.

[12] См.постановление Правительства РФ "О мерах по стимулированию роста организованного

товаро-оборота биржевых товаров через товарные биржи” от 11мая 1993г.,№ 452 //Рос.вести,1993,25 мая

[13] См. приказ Минсельхозпродовольствия РФ " О проведении экономического эксперимента по

развитию аграрной рыночной инфраструктуры” от 5 апреля 1994г., №66.

[14] См. там же.

[15] Цит по: Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.,1998. – С.53.

[16] См. приказ Минсельхозпродовольствия РФ №292 и Комитета РФ по торговле №95 от 1 декабря

1994г. " Об утверждении примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке”

[17] Подробнее о становлении в РФ биржевого фьючерсного рынка сельхозпродукции см: Гайнетдинов М.Фьючерсная торговля селькохяйственной продукцией.// Хоз-во и право,1993, №11.– С.17-24.

[18] См.: Рекомендации по созданию оптовых продовольственных рынков. Утв.приказом Минсельхопродовольствия РФ от 5 апреля 1994г., № 66.

[19] См.: Постановление Правительства РФ "О Межведомственной комиссии по организации и функционированию системы оптовых продовольственных рынков” от 9 июня 1997г., №689// Рос. газета, 1997, 19 июня.

[20] См. напр.: Оптовый рынок ищет инвесторов // Восточно-Сибирская правда,1999, 25 февр.

[21] См.: Жилинский С.Э. Указ.соч. – С.471.

[22] См.: Юрьева Т.В. Некоммерческие организации: экономика и управление.-М.,1998. –С.154.

[23] СЗ РФ, 1996, №17, ст.1918.

[24] См.: Досье на проект Федерального закона " О биржах и биржевой деятельности” // Справочная

правовая система "Гарант” ( по состоянию на 01.03.99г.).

[25] См.: Комментарий к Федеральному закону о некоммерческих организациях. / Под ред. М.Ю.

Тихомирова , М., 1998. – С.77.

[26] Пунктом 2 постановления Правительства РФ "О повышении роли потребительской кооперации в

обеспечении населения продовольствием” от 7 января 1999г., №24 предусмотрено использование

в целях создания ОПР материально-технической базы потребкооперации (Рос.газета,1999,28 янв.).

[27] Подробнее о создании в городского рынка в форме муниципального учреждения см.: Что может

муниципалитет / / Дело, 1998, №23. – С.11

Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (27.05.2011) | Автор: Зубович М. М.
Просмотров: 1175 | Теги: Зубович М. М., статьи, Коммерческое право
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде