Материалы Научной
сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34 реля
2003 г.
Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 248 с.
ISBN
5-85534-764-8
Сборник включает в себя статьи молодых ученых,
аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной
сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.
А.В. Ельников
студент
ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ УНИФИКАЦИИ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ
КОРПОРАЦИЙ
В современном мире
основное влияние на мировую экономику оказывают юридические лица, чья
коммерческая деятельность
— 175 —
не
ограничивается территорией одного государства, а активно распространяется на
другие страны, порождая феномен транснациональных корпораций (ТНК) или
многонациональных предприятий (МНП). В этих условиях сугубо внутринациональное
правовое регулирование деятельности юридических лиц (в том числе через создание
национальных систем законодательства об иностранных инвестициях) неспособно
решить все те задачи, которые ставит перед нами реальная действительность. Использование
коллизионных норм также лишь частично сглаживает остроту проблемы.
В связи с этим на
повестке дня встает вопрос о возможностях и перспективах применения метода
унифицированного материально-правового регулирования в отношении статуса ТНК и
других юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории иностранных
государств. До последнего момента основные усилия международных организаций и
ведущих западных стран в данном направлении были связаны с формулированием
так называемых стандартов обращения с иностранными инвестициями, с закреплением
принципиальных подходов к определению правового статуса иностранных инвесторов
на территории принимающих государств. К концу XX в. это направление принесло
ощутимые результаты, и особую роль здесь сыграли следующие документы.
12 декабря 1961 г. Организацией
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)1 были утверждены Кодекс
либерализации текущих «невидимых» операций (Code on the Liberalization of Current Invisible Operations)
и Кодекс либерализации движения капиталов (Code on the Liberalization of Capital Movements).
Кодексы имеют статус решений ОЭСР и являются обязательными для стран-членов
указанной организации. Основной принцип, который заложен в документах ОЭСР и с
помощью которого достигается либерализация в данной сфере, — взаимный запрет
на введение на национальном уровне ограничений в отношении сделок и операций,
охватываемых содержанием рассматриваемых кодексов.
Контроль за выполнением
условий кодексов осуществляется специальным Комитетом ОЭСР (официальное
название — Committee on Capital Movements and Invisible Transactions).
В вопросах, касающихся
прямых иностранных инвестиций, основную роль играет Кодекс либерализации
движения капита-
— 176 —
лов. Со списком
государств-членов ОЭСР можно ознакомиться, в частности, в Приложении 1 к
Инструкции ЦБР «О счетах физических лиц — резидентов в банках за пределами
Российской Федерации» от 29 августа 2001 г. ¹ 100-И.
Кодекс распространяет
свое действие на внутригосударственные и на иностранные инвестиции.
В 1995 г. в рамках ОЭСР
начались переговоры по подготовке Многостороннего соглашения по инвестициям.
Однако обсуждение проекта
Многостороннего соглашения так и не привело к его утверждению. Итогом дискуссий
стало решение министров стран-участниц ОЭСР о необходимости переноса
подготовки соответствующего документа во Всемирную торговую организацию как
наиболее представительный современный форум по международным экономическим
вопросам 2.
Под эгидой Всемирного
банка было разработано Руководство по регулированию прямых иностранных
инвестиции (утверждено в сентябре 1992 г.), которое сегодня оказывает серьезное
влияние на инвестиционную политику государств-участников системы Всемирного
банка. Руководство было утверждено в качестве рекомендательного документа для
указанных государств.
Таким образом, сфера
действия Руководства Всемирного банка является гораздо более узкой по сравнению
со сферой действия документов ОЭСР и проекта Кодекса поведения ТНК,
подготовленного в рамках учреждений ООН.
Одним из
системообразующих документов Всемирной торговой организации (ВТО) является Соглашение
об относящихся к торговле инвестиционных мерах (ТРИМС) — Agreement on Trade-Related Investment Measures (TRIMS). Здесь необходимо сразу
оговориться, что Соглашением ТРИМС не охватывается широкий спектр проблем
иностранного инвестирования, оно ограничивается лишь регулированием
инвестиционных мер, имеющих отношение к вопросам торговли.
Тем не менее следует
отметить, что достигнутые в указанном направлении международного
сотрудничества успехи носят весьма ограниченный характер с точки зрения
частного права, поскольку статус юридических лиц, созданных по законодательству
различных государств мира, продолжает регулироваться национальными
корпоративными нормами, которые имеют больше принципиальных различий, нежели
общих точек соприкос-
— 177 —
новения.
Такое положение вещей неизбежно ведет к глубинному противоречию между
экономическим содержанием возникающих отношений и правовыми формами их
регулирования.
По нашему мнению,
решением данной проблемы является конструирование наднациональных
организационно-правовых форм юридических лиц частного права.
Данная деятельность
является новым направлением материально-правовой унификации и видится наиболее
действенным инструментом, регулирующим деятельность ТНК. Хочется надеяться,
что имеющиеся достижения в этой области не останутся незамеченными со стороны
государств-участников СНГ и других интеграционных объединений в его составе,
где в настоящее время проблема адекватного правового регулирования статуса
юридических лиц имеет большую актуальность.
Примечания
1 MuchUnsky P.T. Multinational
enteiprises and the law. Oxford,
1999. P. 252.
2 Ковешников М.Е. Правовое регулирование
иностранных ин
вестиций в Российской Федерации. М., 2001. С. 18—20.