Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Гинатулин А.Р. Развитие института коллективного инвестора

Развитие института коллективного инвестора

·          Развитие института коллективного инвестора (А.Р. Гинатулин, "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.)

 

1. Наша страна на пути к переходу к цивилизованной рыночной экономике объективно сталкивается с проблемой изыскания средств на развитие. Иными словами - с проблемой инвестиций.

Существует несколько способов ее решения. Широко известный прием - привлечение зарубежных инвестиций для подъема отечественной экономики. Однако в наших условиях, при постоянно действующем факторе политической нестабильности, крупные зарубежные инвесторы зачастую занимают выжидательную позицию и не торопятся вкладывать свои средства в российскую экономику. Пока же доля иностранных инвесторов в общих российских капиталовложениях составляет 3-4 процента (по оценке Министерства экономического развития и торговли РФ).

В этой ситуации, нисколько не умаляя попыток Правительства привлечь иностранных инвесторов для решения наших экономических проблем, особо актуальным становится вопрос изыскания внутренних источников финансирования. Речь идет о привлечении средств физических лиц и институциональных инвесторов внутри страны.

По оценкам экспертов, на руках у населения находится от 30 до 40 миллиардов долларов свободных средств. При скудости ресурсов нашей экономики кажется неразумным не использовать все законные средства для развития экономики и подъема благосостояния самого населения, тем самым снимая социальное напряжение в обществе.

В сложившихся условиях государственная инвестиционная политика должна иметь своей главной задачей формирование благоприятной среды для роста инвестиционной активности. При этом хотелось бы подчеркнуть, что ключевым принципом государственной политики по отношению к частным инвесторам должно быть невмешательство в их деятельность, максимальное содействие формированию необходимой законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и обеспечения надежной защиты вкладываемых средств.

2. Большую роль в процессе привлечения инвестиций в экономику страны призваны сыграть коллективные инвесторы, развитие которых шло достаточно быстрыми темпами.

Сейчас уже сложились все основные элементы рынка коллективных инвестиций, главным из которых является коллективный инвестор.

Под коллективными инвесторами понимают финансовые институты, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости.

Финансовый рынок России в настоящее время включает следующих коллективных инвесторов: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды (паевые и акционерные), кредитные союзы и общества взаимного страхования. Сюда же некоторые специалисты относят, правда, с оговорками, общие фонды банковского управления, а также профессиональных участников фондового рынка (брокеров), осуществляющих доверительное управление средствами частных инвесторов.

Между этими видами коллективных инвесторов существуют определенные различия в жизнеобеспечивающей инфраструктуре, методах и способах работы с привлеченными средствами клиентов, используемой технологии продаж, а также в составе потенциальных клиентов. Инфраструктура коллективного инвестора подчинена цели эффективного управления аккумулированными ресурсами и состоит, как правило, из управляющей компании, депозитария, регистратора, независимого оценщика и аудитора. При этом управление собранными средствами выделилось в самостоятельную область деятельности, для осуществления которой управляющей компании необходимо получить специальную лицензию.

Дадим краткую характеристику и проведем небольшой сравнительный анализ перечисленных институтов коллективного инвестирования. Попутно заметим, что на практике одни коллективные инвесторы могут выступать клиентами других коллективных инвесторов. Например, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, общества взаимного страхования и кредитные союзы вправе приобретать акции или паи инвестиционных фондов, пользоваться услугами по доверительному управлению общих фондов банковского управления или брокерских компаний.

3. Паевой инвестиционный фонд (далее для краткости - ПИФ) - форма коллективного инвестирования, при которой средства вкладчиков инвестируются профессиональным управляющим в ценные бумаги с целью получения прироста на вложенный капитал. Все инвестиции осуществляются в точном соответствии с правилами и проспектом эмиссии фонда.

Согласно действующему законодательству ПИФы могут быть открытыми или интервальными.

Для подавляющего большинства граждан фондовый рынок ценных бумаг, как способ сбережения и накопления средств, практически недоступен. При всей своей привлекательности и возможности приносить значительные доходы инвесторам этот рынок требует профессионализма, значительных затрат времени и денежных средств, постоянной работы с информацией, умения прогнозировать и предвидеть "поведение" ценных бумаг.

В фонде небольшие средства мелких вкладчиков объединяются в крупные суммы и передаются в управление специалистам управляющей компании. При грамотном управлении имуществом ПИФа стоимость активов фонда растет, соответственно растет и стоимость пая. Продав пай по новой цене, инвестор, соответственно, получает доход или терпит убыток. Управляющая компания на свои нужды получает лишь несколько процентов от стоимости активов, все остальное принадлежит инвесторам.

Даже при поверхностном взгляде можно найти общие черты у паевых инвестиционных фондов и у иных форм коллективного инвестирования, в частности, у общих фондов банковского управления. В то же время необходимо выделить характерные особенности ПИФов, отличающие их от других коллективных инвесторов.

4. Один из способов осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации - приобретение физическими и юридическими лицами инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющихся имущественным комплексом без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании ПИФов в целях прироста имущества.

Важнейший элемент осуществления инвестиционной деятельности - договор доверительного управления имуществом ПИФов. Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"*(1), регулирующий деятельность в том числе и паевых инвестиционных фондов, наконец принят и 14 ноября 2001 года одобрен Советом Федерации. До вступления закона в силу доверительное управление имуществом ПИФов регулируется указами Президента РФ: от 26 июля 1995 года N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации" и от 23 февраля 1998 года N 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов", а также нормативными актами ФКЦБ РФ (в форме постановлений).

Применительно к управлению имуществом паевых инвестиционных фондов договор доверительного управления имеет ряд особенностей, связанных, прежде всего, с объектным и субъектным составом договора. Так, согласно п.5 Указа Президента РФ от 26 июля 1995 года N 765 объектом доверительного управления ПИФа являются денежные средства, поступающие в уплату за инвестиционные паи, а также приращенное имущество паевого инвестиционного фонда.

Отличительной чертой ПИФа является то, что в основе инвестиционной деятельности управляющей компании лежит имущество, состоящее из взносов (паев) вкладчиков - инвесторов. После осуществления вклада инвестор становится владельцем инвестиционных паев.

5. Ключевая фигура инвестиционных отношений - инвестор. Поэтому проблема защиты прав инвесторов выдвигается на передний план.

Нельзя не отметить позитивные перемены в развитии правовой основы защиты прав инвесторов.

Первая попытка нормативного регулирования данной проблемы была сделана с принятием Указа Президента РФ от 11 июня 1994 года N 1233 "О защите интересов инвесторов". Указ определял компетенцию по государственному регулированию в области защиты прав инвесторов.

Далее последовал Указ Президента Российской Федерации от 26 апреля 1995 года N 416 "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий".

Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 года N 1157 "О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" был образован Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров.

Указом Президента РФ от 21 марта 1996 года N 408 была утверждена Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров. Затем Указом Президента РФ от 16 июля 1997 года N 730 образована Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.

Определенный качественный прорыв в этом направлении был сделан к 1996 году, когда были приняты и вступили в силу основополагающие нормативные акты: части первая и вторая ГК РФ, федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг".

1 июля 1996 года был принят Указ Президента РФ N 1008 "Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Данный Указ определил, что защита прав инвесторов будет развиваться по нескольким направлениям с учетом особенностей отдельных групп инвесторов, их подготовленности и социальной значимости.

Государственная политика в области защиты прав инвесторов, в соответствии с Указом, должна осуществляться дифференцированно, по следующим группам инвесторов:

- население;

- коллективные инвесторы;

- коммерческие банки;

- страховые компании;

- государство;

- иностранные инвесторы (нерезиденты);

- другие инвесторы.

При этом по отношению к указанным группам инвесторов должны применяться различные формы и методы защиты их специфических интересов.

Дальнейшее развитие положения Указа получили в Государственной программе защиты прав инвесторов на 1998-1999 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 января 1998 года N 785.

Защита прав инвесторов объявлялась в Программе приоритетом социально-экономической политики в Российской Федерации.

Были определены основные цели Программы:

- обеспечение комплексной защиты прав инвесторов;

- усиление координации деятельности различных органов государственной власти по защите прав инвесторов;

- создание системы постоянной поддержки сопровождения инвестиций.

В качестве главных задач выдвинуты:

- совершенствование законодательства Российской Федерации;

- совершенствование исполнения законодательства Российской Федерации;

- создание компенсационных схем защиты прав инвесторов и развитие страхования;

- совершенствование системы раскрытия информации;

- развитие инфраструктуры финансового и фондового рынков;

- оптимизация налогообложения инвестиций.

В Программе особо подчеркивалось, что в связи с развитием в Российской Федерации институтов коллективных инвестиций отдельного решения требуют вопросы защиты прав инвесторов схем коллективного инвестирования.

Важнейшим документом в области защиты прав инвесторов является Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ*(2).

Основными целями данный закон определил обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг.

Этот законодательный акт устанавливает составы правонарушений на рынке ценных бумаг, ответственность нарушителей, права инвесторов в случае нарушений и средства защиты прав инвесторов.

Принят также ряд нормативных правовых актов ФКЦБ и других органов государственной власти, регулирующих отношения в этой сфере.

Для логического завершения разработки данного вопроса и устранения некоторых противоречий в регулировании этого института принятие федерального закона "Об инвестиционных фондах" было необходимым.

 

А.Р. Гинатулин,

аспирант ИЗиСП

 

"Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Парламентская газета. 2001. 4 дек.

*(2) См.: СЗ РФ. 1999. N 10. Ст.1163.

 

 

Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (20.05.2011) | Автор: Гинатулин А.Р.
Просмотров: 1774 | Теги: Гинатулин А.Р., статьи, Коммерческое право
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде