Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Гальперин Л. Б. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции
Правовые аспекты недобросовестной конкуренции / 

 Гальперин, Л. Б., Михайлова, Л. А.,науч. сотр.
 Правовые аспекты недобросовестной конкуренции /Л.
 Б. Гальперин, Л. А. Михайлова.
 //Правоведение. -1991. - № 1. - С. 25 - 30
 Примечания в подстрочных ссылках.
 Авторы статьи высказывают свое мнение о путях развития 
 советского законодательства по борьбе с недобросовестной 
 конкуренцией.
 Библиогр. в подстрочных ссылках.



 СССР - КОНКУРЕНЦИЯ - НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ 
 КОНКУРЕНЦИЯ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - 
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 
Материал(ы):
Правовые аспекты недобросовестной конкуренции.
Гальперин, Л. Б.

Л. Б. ГАЛЬПЕРИН,* Л. А. МИХАЙЛОВА** 

Правовые аспекты недобросовестной конкуренции

Регулируемое рыночное хозяйство предполагает многообразие форм собственности, развитие предпринимательства, свободу ценообразования и, конечно, конкуренцию, подконтрольную компетентным органам государства. В экономико-правовую практику страны вошло и утверждается понятие «конкуренция». Уже создаются специальные механизмы поддержания конкуренции, демонополизации, использования новых структур управления производством и т. п. Но давно назрела и потребность в противовесах, обеспечивающих пресечение недобросовестной конкуренции. Субъекты хозяйственной деятельности, а также уполномоченные органы государства должны обладать достаточными правомочиями не только для предотвращения монополизма, но и для поддержания добросовестной конкуренции. Без такого механизма нельзя рассчитывать на цивилизованные рыночные отношения.

Сегодня бесспорно, что конкуренция — необходимое условие хозяйственной деятельности. Общество, основанное на товарном производстве и обмене продуктов, не может обходиться без состязательности. Ее зачаточная форма сложилась более 2 тыс. лет назад. Древнеримские источники содержат нормы о конкуренции и пределах ее осуществления в торговле. Павел Юлий писал: «Естественным образом допускается покупать за меньшую цену то, что стоит дешевле, и таким образом обходить друг друга».1 Папиниан же, в свою очередь, утверждал: «Никого нельзя ставить в невыгодное положение в интересах другого лица».2

Вторжение идеологии в экономическую науку и практику, начавшееся в конце 20-х годов, привело к упразднению конкуренции между хозяйствующими субъектами и установлению государственной монополии почти во всех сферах экономики. Не приводя общеизвестных фактов того, насколько пагубной оказалась для нашего общества всеобъемлющая государственная монополия, отметим, что ни абсолютная, ничем не ограниченная конкуренция, ни тотальная монополия не дают эффективных экономических результатов. Необходим определенный баланс между этими элементами. К примеру, по антимонопольному законодательству ФРГ установлено, что один субъект может производить товары и услуги до 1/3 их объема на всем рынке, два-три участника — до 1/2, четыре или пять участников — не более 2/3. При нарушении этого условия лицо, виновное в недобросовестной конкуренции, подвергается штрафу в 1 млн. марок, при повторном нарушении штраф взыскивается в трехкратном размере.3

Необходимо законодательно установить пределы конкуренции, экономические санкции при их нарушении и злоупотреблении конкуренцией. Что же следует считать недобросовестной конкуренцией?

В 1965 г. СССР стал участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Согласно ст. 10 bis этой конвенции недобросовестной конкуренцией считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету: 1) все действия, позволяющие каким бы то ни было способом дезориентировать в отношении продуктов, промышленной или торговой деятельности самого предприятия и его конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты, промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.4

В нашей действительности можно встретить немало проявлений названных видов недобросовестной конкуренции. Так, кооперативы, занимающиеся изготовлением спортивной и иной одежды, широко используют без лицензий товарные знаки известных фирм — «Adidas», «Puma» и др., чем вызывают у простодушных покупателей представление о якобы высоком качестве товара. По телевидению рекламируется товар, которого нередко нет в продаже или имеется в недостаточном количестве и ассортименте. Это вводит покупателей в заблуждение и фактически является массовым обманом. Однако ст. 10 bis Парижской конвенции не содержит исчерпывающего перечня форм недобросовестной конкуренции. К ним относятся, например, групповые действия «бригад» по захвату рынка услуг и установлению монополии на «извоз» пассажиров (наблюдаемые на вокзалах крупных городов), методы устранения конкурентов (в том числе и государственных): проколы шин, запугивание водителей.5 Развитие внешнеэкономических связей, предоставление права предприятиям, кооперативам и организациям непосредственно заключать сделки с иностранными фирмами «стимулировало» осуществление неэквивалентного обмена при заключении бартерных сделок как вид недобросовестной конкуренции.6 Так, Сумское производственное объединение «Химпром» согласилось получить за реализацию 10000 т обесфторенного фосфата 1,56 млн. руб., т. е. по цене в два с лишним раза ниже мировой. Лицензия на продажу была тут же уступлена совместному предприятию «Внештрейдинвест», которое за этот груз получило по бартерному соглашению 298 персональных компьютеров; реализация последних по цене 40 тыс. руб. за 1 шт. обеспечила совместному предприятию прибыль в сумме 12 млн. руб., что почти в 8 раз больше, чем получило ПО «Химпром».

Недобросовестная конкуренция теперь может проявляться и в форме внеэкономического административного принуждения. Нередко за подобными действиями скрывается стремление сохранить монополию в той или иной сфере экономики. С 1990 г. начал первые финансовые операции межотраслевой коммерческий банк развития оптовой торговли. Но он тут же встретил препятствия со стороны государственных спецбанков. Когда к счетам многих учредителей коммерческого банка, находившимся в Промстройбанке либо Жилсоцбанке, были предъявлены поручения на перечисления солидных сумм в Московское городское управление Госбанка СССР, где были открыты счета банку оптовой торговли, спецбанки дружно воспротивились.7

Необходимо различать понятие «недобросовестная конкуренция» в узком и широком смысле слова. Нельзя считать недобросовестной конкуренцией все действия, которые невыгодны для конкурентов. Польза от конкуренции для народного хозяйства — в соревновании, которое приводит к удовлетворению спроса и снижению цен. Но если конкуренты используют приемы, предосудительные с моральной точки зрения, то такая конкуренция уже недопустима. В этом случае свою охранительную роль должно сыграть право. Специальные законы о недобросовестной конкуренции были изданы в некоторых странах уже давно: в Германии — в 1909 г., в Греции — в 1914 г., в Венгрии—в 1923 г. Сегодня во всех высокоразвитых странах существует система законодательства об экономической конкуренции, состоящая из антимонопольных законов и законов, обеспечивающих защиту от недобросовестной конкуренции. Действует и сеть органов (судов, ведомств и т. д.), контролирующих их исполнение. Само законодательство очень подвижно и связано с экономическим положением страны.

Советской правовой доктриной понятие недобросовестной конкуренции (легальное определение) не выработано. Однако попытки дать узкое толкование ранее предпринимались. Так, проф. Г. К. Гинс в свое время предложил следующую дефиницию: «Недобросовестной конкуренцией в тесном смысле слова следует считать такое пользование принадлежащим каждому правом соревнования, которое сопровождается способами морально недопустимыми, понижающими деловую порядочность купцов в отношениях друг к другу и подрывающими доверие к купцам со стороны потребителей».8 Если учесть современную правовую терминологию и слово «купец» заменить на «хозяйствующий субъект», а термин «морально» дополнить «и законодательно», определение может быть применимо и сегодня.

«Под недобросовестной конкуренцией понимается, — пишет Ю, И. Свядосц, — совершение таких действий в промышленных и торговых делах, которые направлены на извлечение имущественных выгод путем осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам или обычаям действий по отношению к конкурентам в капиталистическом обороте».9

В действующем законодательстве многих стран, как и в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, дается понятие недобросовестной конкуренции в широком смысле слова. В качестве лиц, чьи права защищает закон, выступают не только конкурирующие хозяйствующие субъекты, но и потребители их продукции, товаров или услуг. Например, § I Венгерского закона 1984 г. «О запрещении недобросовестной хозяйственной деятельности» закрепляется следующее правило: «Юридическим и частным лицам, пользующимся правом осуществлять хозяйственную деятельность (в том числе и объединениям частных лиц), запрещается осуществлять хозяйственную деятельность недобросовестно, в частности, с применением -приемов, нарушающих или ставящих под угрозу законные интересы конкурентов, потребителей либо противоречащих требованиям коммерческой добросовестности».10 В Германии ст. 1 Закона 1909 г. о недобросовестной конкуренции определяет это понятие так: «Лицо, которое в ходе деловой практики совершит в целях конкурентной борьбы действия, противоречащие добрым нравам, может быть через суд принуждено к прекращению подобных действий и возмещению ущерба».11

Парижская конвенция не содержит прямого указания на потребителей как субъектов, чьи права должны охраняться от последствий недобросовестной конкуренции. Однако п. 3 ст. 10 bis содержит термин «общественность», которым, очевидно, охватывается весь круг потребителей.

Таким образом, приведенные определения имеют ряд общих признаков: во-первых, указывают на круг субъектов, чьи права и интересы подлежат защите (юридические, физические лица и общество в целом); во-вторых, содержат морально-нравственную оценку обществом действия, подпадающего под понятие недобросовестной конкуренции, а именно констатируют недопустимость использования недобросовестных методов борьбы с конкурентами, нежелательность таких актов для общества в целом и отдельных субъектов в частности, осуждают «нечестные», «непорядочные» действия конкурентов.

Советское законодательство содержит некоторые предписания, связанные с проявлением недобросовестной конкуренции. Поскольку нет специального закона, то нормы ст. 10 bis Парижской конвенции рассматриваются как нормы «действующего права»,12 т. е. они должны применяться непосредственно судебными и административными органами страны, где испрашивается охрана против недобросовестной конкуренции. Действует также ряд норм национальных подзаконных актов (постановлений правительства СССР и республик, решений министерств и ведомств), в той или иной степени направленных на пресечение недобросовестной конкуренции. Например, в п. 10 постановления Совета Министров СССР № 203 от 7 марта 1989 г. предусмотрена возможность приостановления операций участников внешнеэкономической деятельности в случаях, если имеет место недобросовестная конкуренция в виде экспорта из СССР продукции и сырья по необоснованно низким ценам, неоднократного экспорта и импорта некачественных товаров и др.13 Постановлением Госкомитета СССР по делам изобретений и открытий от 8 января 1974 г. (действует в редакции 1987 г.) утверждено Положение о товарных знаках,14 в котором установлены правила регистрации и использования товарных знаков и условия защиты прав владельцев товарных знаков, специфический способ защиты (помимо общегражданских) — заявление протеста в Госкомитет по делам изобретений и открытий.

Несколько видов недобросовестной конкуренции с указанием на их недопустимость называются в постановлении Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства».15 Называются такие, как введение в заблуждение потребителей (покупателей) относительно наименования изготовителя товара и его местонахождения, характера и способа изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товара; использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы; использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или торговой информации (п. 2 в).

Кроме указанных могут быть применены и нормы общегражданского законодательства. Так, ст. 4. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и ст. 4 ГК РСФСР предусматривают перечень оснований возникновения прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, в числе которых названы факт «причинения вреда» и «иные действия граждан и организаций». Представляется важным, что права и интересы субъектов подлежат защите с момента, когда недобросовестная конкуренция имела место, независимо от того, наступил ущерб в каком-либо виде или нет для стороны, право которой нарушено. Так, незаконное пользование товарным знаком или именем организации-продуцента дает этой организации право предъявить иск в суд или в арбитраж и требовать пресечения незаконных действий фирмы-конкурента, хотя убытков в этом случае истец может и не понести.

Однако существующий уровень нормативно-правового регулирования отношений экономической конкуренции недостаточен и нуждается в существенном дополнении специальным законодательством, обеспечивающим защиту прав конкурирующих субъектов. Возможен арбитражный, судебный и внесудебный порядок защиты от недобросовестной конкуренции.

В законодательстве некоторых стран содержатся правила, допускающие возбуждение судебных дел в интересах потребителей общественными организациями (профсоюзами, обществами потребителей и т. п.), причем даже в тех случаях, когда конкретный потребитель, которому причинен ущерб, не может быть определен.16 Таким образом, подтверждается не только приоритет интересов потребителей над интересами производителей товаров и услуг, но более широко определено и право на защиту. Сегодня наш потребительский рынок переполнен товарами и продуктами со свойствами, угрожающими здоровью и жизни граждан: чай может оказаться радиоактивным, овощи, фрукты и ягоды — с нитратами в концентрации, многократно превышающей нормы предельно допустимой концентрации, детские игрушки—с компонентами, вызывающими гепатит у детей. Механизма защиты потребителей от такого рода товаров на рынке СССР еще нет, его предстоит создать.

Какими могут быть санкции за совершение актов недобросовестной конкуренции? Это зависит от ее вида и степени общественной опасности таких действий. В числе общегражданских способов защиты следует назвать: пресечение действий, нарушающих права конкурентов или потребителей, взыскание причиненных убытков, договорной или законной неустойки (ст. 6 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст. 6 ГК РСФСР).

Во многих западноевропейских странах недобросовестная конкуренция влечет возникновение обязательств из причинения вреда и соответственно деликтную ответственность.

В отношении действий, имеющих высокую степень общественной опасности, возможно и уголовное преследование. Так, по законодательству ФРГ осуществление промышленного шпионажа квалифицируется как разновидность недобросовестной конкуренции и преследуется как уголовно наказуемое деяние. Особое внимание в системе уголовно-правовых санкций отведено нормам, направленным на защиту так называемой «Частной сферы» (личных прав предпринимателей и их фирм), коммерческой переписки, против шиканы, подкупа служащих с целью получения секретов производства, контрафакции.

В юридической и экономической литературе активно обсуждаются вопросы о создании в СССР антимонопольного законодательства и актов, направленных на пресечение недобросовестной конкуренции. По существу, правила экономической конкуренции во многих странах состоят из двух «пластов»: «антитрестовского» законодательства, направленного на борьбу против монополий, подавляющих своей деятельностью поощряемую законом и обществом конкуренцию, и законодательных актов, имеющих целью защиту против недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов, а также защиту прав потребителей.

Создание антимонопольного законодательства может идти несколькими путями. Один из них — сочетание в одном законе норм, направленных на пресечение как монополизма, так и недобросовестной конкуренции; другой — разработка и принятие самостоятельных законодательных актов по этим вопросам. Наиболее эффективно регулирование отношений экономической конкуренции осуществляется в тех странах, где наряду с общегражданскими нормами действуют специальные законодательные акты и создана система государственных и судебных (контрольных) органов, в компетенцию которых входит борьба с недобросовестной конкуренцией.

Пути развития советского законодательства по борьбе с недобросовестной конкуренцией видятся следующими. Наряду с созданием антимонопольного законодательства необходимо: 1) разработать и принять Закон о пресечении недобросовестной конкуренции; в нем следует изложить понятие «недобросовестная конкуренция», классифицировать наиболее распространенные акты недобросовестной конкуренции; предусмотреть специальные меры защиты; 2) внести соответствующие изменения и дополнения в действующие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а также кодексы об административных правонарушениях и уголовные кодексы; 3) существенно изменить регулирование отношений конкуренции на уровне общегражданского законодательства. Следовало бы дополнить общую часть Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и гражданских кодексов республик нормами о способах защиты от недобросовестной конкуренции; сделках, направленных на ущемление интересов конкурента; защите личных неимущественных прав конкурирующих субъектов и др. В особенную часть целесообразно включить нормы о правонарушениях, вытекающих из совершения актов недобросовестной конкуренции, неподпадающих под действие деликтных обязательств. Можно рекомендовать хозяйствующим субъектам более полно обеспечивать свои интересы в рамках договорного регулирования, в частности, предусматривать в хозяйственных договорах ответственность за несоблюдение коммерческой тайны, за недобросовестное использование предоставленных по лицензионным соглашениям прав (на товарный знак, на освоение технологии и т. п.). Формы ответственности известны — установление условий о неустойке (штрафах, пени) и взыскание убытков.

 

* Доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР. 

** Научный сотрудник того же института. 

1 Бартошек М. Римское право. М., 1989. С. 385.

2 Там же. С. 401.

3 Наговицын А. Не стоит изобретать велосипед: на подступах к антимонопольному законодательству //Правительственный вестник. 1990. № 7. С. 10.

4 Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Всемирная организация интеллектуальной собственности. Женева, 1970.

5 Ремизов В. В четыре утра на трех вокзалах //Известия. 1990. 27 марта.

6 Максютенко В. Под видом отходов //Экономика и жизнь. 1990. № 9. С. 2.

7 Романюк В. Капиталы приходят в движение //Известия. 1990. 24 янв.

8 Гинс Г. К. Новые идеи в праве и основные проблемы современности. Харбин, 1931. С. 212.

9 Свядосц Ю. И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969. С. 170.

10 Хозяйственное законодательство стран — членов СЭВ. М„ 1989. С. 94.

11 Зименкова О. Н. Правила борьбы с недобросовестной конкуренцией в национальном законодательстве стран — участниц Европейского экономического сообщества // Труды ВНИИСЗ, вып. 24. Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1982. С. 212.

12 Боденгаузен Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности: Комментарий. М., 1977. С. 163.

13 СП СССР. 1989. Отдел первый. № 16. Ст. 50.

14 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 1988. № 1. С. 11.

15 Экономика и жизнь //1990. № 38 (приложение).

16 § 21 (1) Венгерского Закона IV 1984 г. «О запрещении недобросовестной хозяйственной деятельности» (см.: Хозяйственное законодательство стран—членов СЭВ. М., 1989, С. 99).
Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (20.05.2011) | Автор: Гальперин Л. Б.
Просмотров: 2093 | Теги: Гальперин Л. Б., Коммерческое право, статьи
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде