Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Челышев М.Ю. Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере
Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения
публичных интересов в экономической сфере
· Межотраслевое правовое регулирование как средство обеспечения публичных интересов в экономической сфере (М.Ю. Челышев, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2005 г.)

Как известно, экономическая сфера представляет собой область межотраслевого правового регулирования. Данное регулирование осуществляется при помощи разноотраслевых правовых средств. В целом же указанная сфера одновременно регламентируется как частным, так и публичным правом. В этой связи довольно показательным примером является предпринимательская деятельность как часть экономической сферы. Такая деятельность подвержена, с одной стороны, гражданско-правовому регулированию, в рамках которого происходит регламентация непосредственного осуществления указанной деятельности. Иными словами, процесс систематического извлечения прибыли регламентируется средствами гражданского права (договорные формы извлечения прибыли).
С другой стороны, на предпринимательскую деятельность существенное влияние оказывает и публичное право. Последнее, конечно, сам процесс извлечения прибыли не регулирует. Тем не менее оно оказывает нормативное (регулирующее) воздействие на область предпринимательской деятельности. Подобное нормативное воздействие следует в целом охарактеризовать как сдерживающе-стимулирующее. С помощью публичного права можно как ограничивать предпринимательскую деятельность, так и поощрять ее развитие.
В самом общем виде указанное выше межотраслевое правовое регулирование в экономической, в том числе и в предпринимательской, сфере можно определить как процесс упорядочения экономических отношений разноотраслевыми правовыми средствами. Однако осуществление такого правового регулирования является не только способом упорядочения соответствующих общественных отношений, но и одновременно средством удовлетворения публичных и частных интересов в экономической сфере. Указанные публичные интересы можно в данном случае подразделить на две группы.
Во-первых, это непосредственные интересы публично-правовых образований в экономической сфере. Сюда нужно отнести, например, интересы указанных образований как собственников соответствующего имущества, как лиц, удовлетворяющих свои имущественные потребности (публичные, в том числе и государственные) в различных имущественных формах (создание публичных организаций и др.). По существу, это экономические интересы публично-правовых образований как обычных частных лиц. Конечно, данные интересы являются специфическими "частными" интересами, поскольку они фактически связаны с удовлетворением потребностей неопределенного круга лиц, подпадающих под юрисдикцию того или иного правового образования. Полагаем, что именно в таком понимании указанные интересы публично-правовых образований становятся типичными публичными интересами.
Во-вторых, можно утверждать, что существуют и опосредованные публичные, в том числе государственные, интересы в экономической сфере. Они проявляются, в частности, в обеспечении правопорядка в экономической сфере, в обеспечении стабильного экономического оборота. Реализация подобных публичных интересов направлена не только собственно на поддержание нормального существования публично-правового образования, но и в то же время на обеспечение реализации частных интересов в области экономики.
Обе рассмотренные группы публичных интересов объединяет то, что все эти интересы связаны с удовлетворением имущественных нужд публично-правового образования. В свою очередь, удовлетворение названных нужд обеспечивает организацию нормальной жизнедеятельности соответствующего публично-правового образования.
Внешним проявлением исследуемого межотраслевого правового регулирования как средства удовлетворения указанных выше публичных (государственных) и частных интересов в экономической сфере выступают такие правовые явления, которые в юридической науке получили название правовых комплексов. Под этими правовыми комплексами в специальной литературе обычно понимаются "совокупности правовых норм, системно, комплексно регулирующих определенную жизненную ситуацию"*(1). Полагаем, что исследуемое межотраслевое правовое регулирование может проявляться исключительно в названных правовых комплексах и вне их не существует. Таким образом, правовой комплекс как инструмент межотраслевого регулирования можно охарактеризовать как правовую форму удовлетворения публичных и частных интересов в экономической сфере.
По нашему мнению, в зависимости от своего легального оформления правовой комплекс, в том числе и межотраслевой, бывает двух видов - формально установленный правовой комплекс и фактический правовой комплекс.
В первом случае правовой комплекс может быть установлен в виде единого правового акта, как правило, закона. Так, отечественное законодательство о защите прав потребителей нужно признать формально установленным правовым комплексом. Дело в том, что его основу, как известно, составляет Закон РФ "О защите прав потребителей", объединяющий в себе, в частности, нормы гражданского и административного права.
Данный правовой комплекс имеет своей целью организацию эффективной правовой охраны субъективных прав потребителей. Именно в этом, как представляется, выражен один из публичных интересов в области потребительского рынка. Такая цель достигается путем сопряжения в рамках единого комплекса гражданско-правового и публично-правового регулирования. В рамках гражданско-правового регулирования определяются права и обязанности потребителей, а также их контрагентов (продавцов, изготовителей, исполнителей) в договорных и гражданско-правовых внедоговорных отношениях.
При помощи публично-правового регулирования отношений в рассматриваемой области закрепляются гражданско-процессуальные гарантии защиты прав потребителей, реализуются положения о защите неопределенного круга потребителей путем, в частности, технического регулирования, установления компетентных органов власти, призванных охранять и защищать субъективные права потребителей и их полномочий.
Сочетание указанных типов правового регулирования указывает на то, что правовой комплекс в рассматриваемом случае, по существу, выступает правовым средством удовлетворения (обеспечения) публичных и, естественно, соответствующих частных интересов в экономической сфере. Таким образом, можно заключить, что сочетание при осуществлении межотраслевого правового регулирования в рамках правового комплекса публично-правового и частноправового типов регулирования имеет следующие основные цели:
- обеспечение эффективности правового регулирования соответствующего блока общественных отношений;
- удовлетворение совокупности взаимосвязанных публичных и частных интересов в данной экономической области.
Наряду с этим, обозначенное выше сочетание двух типов правового регулирования в различных правовых комплексах свидетельствует о существовании внутри указанных правовых явлений взаимосвязей гражданского права с отраслями публичного права. Таковые взаимосвязи, по нашему мнению, выступают в качестве неотъемлемого элемента анализируемых правовых комплексов.
Например, отмеченные связи имеют место в названном выше правовом комплексе законодательства о защите прав потребителей. Это можно объяснить тем, что данный комплекс, как, впрочем, и любой иной, выступает в качестве некоторой системы. Структура же любой системы, как известно, включает в себя не только ее отдельные компоненты, но и взаимосвязи между ними. Иначе говоря, система не будет специфическим единым образованием, если в ней не будут присутствовать особые, только ей присущие взаимосвязи между частями единого целого (системы).
Конечно, следует учитывать, что исследуемые взаимосвязи гражданского права с отраслями публичного права внутри правового комплекса существуют лишь тогда, когда речь идет о межотраслевом правовом комплексе, то есть о таком правовом образовании, которое сочетает в себе нормы различных отраслей права, регламентирующих какую-то одну жизненную ситуацию (залог в налоговых отношениях по ст. 73 Налогового кодекса РФ и проч.). Представляется, что названные связи отсутствуют в случае с внутриотраслевым правовым комплексом. Внутриотраслевой правовой комплекс предполагает системное регулирование отношений нормами различных подразделений одной отрасли права.
Указанные внутриотраслевые правовые комплексы могут быть, по нашему мнению, классифицированы, во-первых, по источникам правового регулирования. Соответственно, правовой комплекс может быть установлен в различных нормативных источниках одной отрасли права. Например, в источниках гражданского законодательства об отдельных видах юридических лиц. Скажем, гражданско-правовой комплекс акционерного права оформляется в ГК РФ и в ряде нормативных правовых актов об акционерных обществах (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями и дополнениями и др.).
Во-вторых, нормы внутриотраслевого правового комплекса могут содержаться в одном нормативном источнике, но в разных правовых институтах. В частности, правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг осуществляется посредством норм внутриотраслевого гражданско-правового комплекса, сочетающего в себе нормы о возмездном оказании услуг и нормы о подряде. Данное обстоятельство подтверждается содержанием ст. 783 ГК РФ, в соответствии с которой общие положения о подряде (ст. 702-729) и положения о бытовом подряде (ст. 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что наряду с указанным выше делением правовых комплексов на формально установленные и фактические их следует классифицировать и по характеру входящих в них норм на внутриотраслевые и межотраслевые. Также можно сделать вывод, что о правовом комплексе следует вести речь в том случае, если он объединяет правовые нормы различных правовых подразделений - разных отраслей права, различных частей одной отрасли права. Наличие разных правовых норм, объединяющихся в правовой комплекс, позволяет отграничивать этот комплекс от других системных образований в праве - отраслей права, их частей (институтов и др.). В последнем случае речь идет об объединениях правовых норм, которые включают в себя однородные нормы, относящиеся к одной классификационной группе. В правовом же комплексе представлены такие нормы, которые с точки зрения системы права принадлежат к разным классификационным группам (к частному праву, к публичному праву и проч.).
Кроме того, наряду с отмеченной выше ситуацией существования формально установленного правового комплекса, он может проявиться и в том случае, если законодатель закрепляет в нормативных правовых актах прямые отсылки к иным отраслям законодательства. Данные отсылки имеются, в частности, в НК РФ, который зачастую отсылает к гражданскому законодательству. К отсылочным нормам, например, относится п. 1 ст. 60 НК РФ. Здесь определено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. Приведенная прямая ссылка на гражданское законодательство, по сути, устраняет существовавшую ранее и достаточно широко освещенную в литературе коллизию между гражданским и налоговым законодательством в отношении очередности платежей с расчетного счета при уплате налогов и сборов.
Наряду с этим, подобные отсылки имеются и в УПК РФ. Так, в ч. 1 ст. 45 УПК РФ установлено, что представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы. Аналогичная отсылка сделана законодателем и в ст. 54 УПК РФ при определении гражданского ответчика. Согласно ч. 1 ст. 54 УПК РФ в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с ГК РФ несет ответственность за вред, причиненный преступлением. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 55 УПК РФ представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.
Во втором случае правовой комплекс легально прямо в каком-либо виде не устанавливается, он носит лишь фактический характер. В данной ситуации его нормы могут содержаться в различных актах. Тем не менее нормы этого комплекса подлежат совместному применению вне зависимости от прямого указания законодателя. В частности, нормы законодательства о защите прав потребителей при соответствующих правонарушениях могут реализовываться совместно с предписаниями уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Здесь следует обратить внимание на то, что нормы законодательства о защите прав потребителей могут входить как в формально установленный правовой комплекс, так и в фактический правовой комплекс. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одни и те же нормы гражданского права могут включаться одновременно в различные правовые комплексы. При этом такие комплексы, имеющие одинаковые правовые нормы, могут соотноситься по двум основным параметрам - по составу входящих в них норм и по предметному признаку. Так, по этим двум параметрам можно указать на наличие схожих черт правовых комплексов. Например, в части предметного признака речь идет о регулировании правовыми комплексами в некоторой степени схожих общественных отношений. По данным же параметрам можно также различать правовые комплексы: в них входят одинаковые нормы гражданского права, но разные нормы публичного права. Предмет регулирования у таких правовых комплексов может быть, в известной мере, различным. Скажем, в одном случае - это охранительные отношения, возникающие в связи с правонарушением, в другом случае - это регламентация нормальных, не нарушенных экономических отношений.
Аналогичную картину, связанную с формированием фактического правового комплекса, можно наблюдать не только в законодательстве о защите прав потребителей, но и в иных областях гражданского законодательства. Так, ст. 42-46 ГК РФ (о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим) реализуются совместно с нормами гл. 30 ГПК РФ, которая устанавливает порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.

М.Ю. Челышев,
доцент кафедры гражданского права и процесса
Казанского государственного университета,
кандидат юридических наук

"Журнал российского права", N 12, декабрь 2005 г.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Хохлов В.А. Гражданско-правовая ответственность за нарушение договора: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1998. С. 27.
Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (31.05.2011) | Автор: Челышев М.Ю
Просмотров: 1014 | Теги: Коммерческой право, статья, Челышев М.Ю
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде