Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Тычинин С. В. Становление законодательства о кооперации в России

Становление законодательства о кооперации в России /


Тычинин, С. В.
Становление законодательства о кооперации в 
России /С. В. Тычинин.
//Правоведение. -2004. - № 1 (252). - С. 202 - 
211

СОДЕРЖ.: Первый этап рассматриваемого периода (до 1864 
г.) -- Второй этап первого периода (1864 - 1908 гг.) -- 
Третий этап первого периода (1908 - октябрь 1917 гг.).
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА - 
ИСТОРИЯ ПРАВА - КОММЕНТАРИИ - КООПЕРАТИВЫ - 
КООПЕРАЦИЯ - КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - 
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА - ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ -
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - РОССИЯ[ДО 1917] - 
ТОВАРИЩЕСТВА
Материал(ы):
  • Становление законодательства о кооперации в России.
    Тычинин, С. В.

    Становление законодательства о кооперации в России

    С. В. Тычинин*

    В развитии российского кооперативного законодательства выделяются три основных периода: 1) зарождение и становление законодательства о ко­операции (до октября 1917 г.); 2) законодательство огосударствленной ко­операции (1917—1992 гг.); 3) возрождение законодательства о кооперации (с 1992 г. по настоящее время). Этапы развития кооперативного законода­тельства совпадают с соответствующими социально-экономическими и политическими процессами развития государства: первый период — с разви­тием капитализма в России; второй — с процессами централизации эконо­мики; третий — с реформированием всех сфер жизни государства.

    В то же время внутри каждого из этих периодов можно выделить осо­бые этапы развития законодательства о кооперации. В данной работе мы остановимся на характеристике первого периода развития кооперативного законодательства.

    На стадии становления кооперативные организации в России вы­кристаллизовались в следующих формах: промысловые (ремесленные, ку­старные, сельскохозяйственные), кредитные, хозяйственные (потреби­тельные, домостроительные).[1]

    Первый этап рассматриваемого периода (до 1864 г.) связан с развити­ем правового регулирования самобытных российских артелей. Они имеют долгую историю, и в литературе нет точных данных о времени их возник­новения. Хотя точные исторические указания на артель не встречаются ранее XIII в., но с большой достоверностью подтверждается, что она су­ществовала раньше.[2] Характерной чертой артели считалась совместная де­ятельность, к другим ее признакам относятся соединение лиц на основе свободы и равноправия; второстепенная роль капитала в распределении материальной выгоды; обязательное трудовое участие. Крупный знаток артельного дела И. Сапожников сформулировал определение артели как добровольный и самоуправляющийся союз лиц, основанный для дости­жения их хозяйственных целей общими усилиями, проявляемыми одно­временно и в одном месте, и построенный на трудовом и демократическом начале.[3] Исходя из данного определения, артель можно считать разновид­ностью кооперативного объединения.

    Законодательное регулирование артелей касалось их постольку, по­скольку они вступали в отношения с третьими лицами. Отношения внут­ренней жизни регулировались обычным правом. Характерными призна­ками промысловых кооперативных товариществ была круговая порука, неограниченная ответственность членов по обязательствам артели, почти полное отсутствие наемного труда, распределение заработка исключи­тельно в зависимости от количества и характера выполняемого труда.[4]

    Первые законодательные нормы об артелях относятся к концу XVIII и первой половине XIX вв.[5] В 1779 г. был принят Устав о цехах, где артели определялись как «общества некоторого числа людей, исполняющих по добровольному между собой согласию службы и работы, несоразмерные силам одного человека». Большая часть норм об артелях, закрепленных в Уставе о цехах, распространялась на биржевые артели, хотя закон выделял их в особую группу.[6]

    Для отдельных видов артелей издавались отдельные законоположе­ния. Так, в 1830 и 1831 гг. последовали узаконения[7] (с изменениями в 1885 г.[8]), разрешившие деятельность мастеровых для погрузки и выгрузки кораблей в Кронштадте и С.-Петербурге. В 1863 г. были изданы постанов­ления об артелях бурлаков.[9] В 1858 г. издано Положение о частной золотопромышленности на казенных землях в Сибири, закрепившее создание рабочих артелей на сибирских золотых приисках.[10] В 1886 г. нормы этого положения вошли в Устав о частной золотопромышленности.[11] В дополне­ние к нему в узаконении 1892 г. упоминается о рабочих артелях на частных горных заводах и промыслах. В Положении о найме на сельские работы от 12 июня 1886 г. артель определяется как совокупность лиц, вошедших в соглашение между собою о совместной работе с круговым друг за другом ручательством.[12]

    Учреждение артелей производилось на основе утверждения уставов соответствующими ведомствами. Для биржевых и трудовых артелей были изданы образцовые уставы.[13] Таким образом, нормы о трудовых артелях были разбросаны по всему Своду Законов и совершенно не согласованы между собой. При всей многочисленности статей они совершенно не охва­тывали и половины существовавших в то время трудовых артелей. Такое отношение законодательства отчасти имело и свои положительные черты, так как артели, не замкнутые в пределах писаного права и не стесненные его предписаниями, могли свободно развиваться.

    Второй этап первого периода (1864-1908 гг.) связан с закреплением правовых норм о производственной, потребительской и кредитной коопе­рации в России.

    Производительные[14] кооперативные товарищества, созданные по об­разцу европейских, получили название промысловых товариществ; они были широко распространены в России в середине 60-х годов XIX в. Это были сырьевые, складочные, производительно-подсобные товарищества. В противоположность артелям, большое количество производительных товариществ существовало не на основании обычного права, а имело яв­ленные договоры или утвержденные уставы. 22 марта 1885 г. в Устав Ре­месленный было внесено дополнение, в котором Министру Финансов предоставлялось право утверждать уставы промысловых товариществ.[15] Однако в целом законодательство о промысловой кооперации было не­определенным, система их учреждения была крайне затруднительной. Это создавало препятствия для развития кооперации. Из-за чрезвычайной медлительности процесса утверждения уставов многие товарищества рас­падались не возникнув.

    В итоге в 90-х годах XIX в. под давлением развития кооперативного движения ощущалась сильная потребность в правовой регламентации как трудовых, так и промысловых артелей. Поэтому Редакционная комиссия по составлению Гражданского уложения подробно разработала институт кооперации, поместив артели в число прочих видов товариществ в книге 5 Проекта уложения, посвященной обязательствам. Проект различал коо­перации двух видов: товарищества с переменным составом (по примеру французского законодательства) и товарищества трудовые, или артели. В состав первых наряду с обществами взаимного кредита, ссудосберегательными, потребительными, сельскохозяйственными и подобными това­риществами входили и производительные товарищества.

    Между тем, наряду с составлением проекта и независимо от него, при департаменте торговли и мануфактур министерства финансов было обра­зовано Особое совещание, выработавшее в 1899 г. самостоятельный проект об артелях, или трудовых товариществах. В то время как Проект Граждан­ского уложения выделял в особую группу и оставлял название «артель» только за теми товариществами, целью которых было исполнение всякого рода работ личным трудом, Проект, составленный Совещанием, расши­рил понятие артели, отнеся к ней и производительные товарищества — кустарные, ремесленные, земледельческие и др. Главное внимание, следо­вательно, было обращено на присущий обоим видам товариществ признак трудового единения членов, хотя предмет сделок, заключаемых произво­дительными артелями с третьими лицами, составлял не труд членов артели, а результат этого труда в виде известных ценностей. Производительные товарищества присоединялись к артелям трудовым.

    1 июня 1902 г. издано Положение об артелях трудовых. Новый закон выгодно отличался своей краткостью и ясностью. Он устанавливал основные начала правового регулирования и придавал трудовым артелям и произ­водственным товариществам характер прочной организации. Закон до­пускал (по германской модели) ответственность двоякого рода: обязан­ность взноса добавочных платежей в случае недостаточности артельного имущества на удовлетворение причитающихся с артели сумм могла быть неограниченной или заранее ограничивалась в уставе известной суммой. Важным было установление нового упрощенного порядка учреждения ар­телей, передача права утверждения уставов местной власти. Наконец, Закон имел прямое отношение только к одному виду промысловых товари­ществ — товариществам производительным, тогда как сырьевые, складоч­ные и подсобные не были урегулированы законом.

    Важное место среди кооперативных образований принадлежало по­требительским обществам. В отличие от промысловых товариществ, по­требительские общества имели целью не сокращение издержек и увеличение доходов в промысле, а уменьшение расходов в домашнем хозяйстве.

    В исследованиях специалистов отмечается, что все потребительские общества в России на этапе становления распадались на две категории. Первые учреждались большей частью состоятельными лицами, которые руководствовались идеями кооперации западных стран. В их состав вхо­дили чиновники, служащие, ремесленники, врачи, помещики, домовла­дельцы, духовенство и даже купечество. Позднее к ним стали примыкать все граждане города, поселка или деревни. К концу 1900 г. таких коопера­тивов в России насчитывалось около 1800.[16] Однако эти виды кооперати­вов были недолговечными. Слабость их деятельности можно объяснить тем, что членами обществ становились не в силу нужды, а по конъюнктурным соображениям.[17] Учредители этой категории обществ смотрели на них не как на кооперацию, а как на простое акционерное общество. Они не покупали повседневных товаров в своих лавках, не посещали собраний. Товар в их лавках залеживался, на управление тратились большие суммы.[18] Эти общества не нашли широкого распространения.

    Потребительские общества другой категории распространялись в де­ревенской и фабричной среде. Возникая в ответ на действительные по­требности населения, общества этой категории имели успех и оказали по­ложительное влияние на сокращение расходов по домашнему хозяйству наименее состоятельных групп населения.

    В период зарождения российской потребительской кооперации зна­чительную роль сыграли кооперативы «Большая артель» и «Малая артель», созданные на основе уставов в начале 30-х годов XIX в. ссыльными декаб­ристами в Забайкалье.

    В 1865 г. в Риге был утвержден первый устав потребительского обще­ства.[19] В апреле 1864 г. на Петровском заводе в Забайкалье создается неза­висимый рабочий коллектив. 16 ноября 1864 г. рабочими и служащими Кыновского завода графа Строганова в пос. Кын Лысьвенского района Пермской области было также образовано потребительское общество. 11 сентября 1870 г. был утвержден Устав общества. До этого времени об­щество работало на основе договора.[20] Такие общества создавались и в 90-е годы; они открывались на собственные средства, придерживались рочдельских принципов. В России в период с 1864 г. появилось 73 незави­симых рабочих потребительских общества и 63 из них закрылись.[21]

    По примеру Кыновского общества потребителей в 1871 г. возникло потребительское общество в Петербурге на Невском механическом заводе. В 1872 г. организовано Общество потребителей на станции Бологое Нико­лаевской железной дороги. В 1898 г. появился один из крупнейших коопе­ративов в России — железнодорожный кооператив в Читинских железно­дорожных мастерских.

    Однако действовавшее законодательство сильно затрудняло образо­вание потребительских обществ. Потребительские общества разрешались на основе ст. 443 Устава об общественном призрении[22] и утверждались через органы Министерства внутренних дел на основании Нормального устава, принятого 13 мая 1907 г. В соответствии с этой статьей министр внутрен­них дел разрешал устройство благотворительных обществ. Таким образом, уставы всех потребительских обществ, возникших в период с 1875 по 1897 г., утверждались министром внутренних дел. До 1897 г. всего было ут­верждено 307 уставов потребительских обществ, из которых наибольшее количество составляли городские общества со смешанным составом и об­щества при фабриках и заводах. Процедура утверждения устава проходила долгий путь.

    Но в этом году был издан Нормальный устав потребительского обще­ства. Право разрешать открытие общества, согласно Уставу, было передано губернаторам. При отступлении от содержания Нормального устава порядок оставался прежним. В Нормальном уставе был закреплен низкий размер пая, допускалась рассрочка при его внесении, ограничивались проценты на паи. Благодаря Нормальному уставу количество потребительских об­ществ существенно увеличилось. К 1 января 1904 г. было разрешено к от­крытию уже 930 потребительских обществ.[23]

    Разрешительный порядок утверждения уставов обществ потребите­лей существовал до июля 1915 г., когда вызванная войною дороговизна предметов потребления вынудила правительство пойти навстречу потре­бителю. Постановлением Совета министров был предусмотрен явочный порядок учреждения потребительских обществ, возникающих на основе образцовых уставов.[24]

    Неопределенное правовое положение занимали домостроительные кооперативные товарищества, целью которых являлась постройка и приобре­тение домов и квартир для своих членов. В законе они также предусмотрены не были, но и под благотворительные общества их подвести достаточно сложно. Устав каждого из таких товариществ должен был утверждаться Кабинетом министров. Практика попыталась выйти из этого положения путем отнесения Советом министров домостроительных товариществ к числу обществ, предусмотренных Временными правилами 4 марта 1906 г. об обществах и союзах. Однако правовое положение домостроительных товариществ от этого стало еще более неопределенным. Временные правила распространялись на научные, художественные и подобные общества, не преследующие материальных целей. Вместе с тем процедура утверждения устава этих обществ заменилась весьма упрощенной регистрацией их уста­вов по постановлению губернского или городского комитета по делам об обществах присутствия.

    Наиболее детальное правовое регулирование получила кредитная ко­операция. Вдохновителем отечественной кредитной кооперации на заре ее существования был Шульце-Делич, судья города Делича, положивший начало ссудным и иным товариществам среди ремесленников Германии. Первые учреждения мелкого кредита, основанные в России, имели со­словный и административный характер. Таковы были, например, капита­лы для выдачи ссуд с мелиоративной целью, образованные еще в 1803 г. в интересах иностранных переселенцев в Новороссии. Таковыми были и капиталы военных поселений и коммунальные кассы, учрежденные в 1837 г. в государственных имениях Белостокской области.

    Впервые правовое положение кредитной кооперации в России определя­лось «Положением об учреждениях мелкого кредита» от 1 июня 1895 г.[25] До этого существовали лишь образцовые уставы. Затем его сменило Положе­ние «Об учреждении мелкого кредита» от 7 июня 1904 г.[26] В основу обоих законов были положены две идеи: надзор и попечение. С одной стороны, государство стремилось контролировать общественные проявления, с другой — существовала объективная экономическая необходимость под­нять крестьянское хозяйство. Кредитные кооперативы рассматривались как разновидность организаций, призванных осуществлять мелкий кре­дит.[27] Она подчинялась управлению по делам мелкого кредита при Госу­дарственном банке. Главным руководящим органом этого управления был Комитет по делам мелкого кредита, состоявший из представителей ве­домств. На местном уровне заведование было возложено на губернские комитеты, состоящие из представителей администрации и земства. Пред­седателями губернских комитетов были губернаторы. Они разрешали от­крытие учреждений мелкого кредита по образцовым уставам, назначали ревизии, давали замечания по всем вопросам, входящим в компетенцию центрального комитета.

    Непосредственными руководителями на местах были инспекторы мелкого кредита, состоявшие при конторах и отделениях государственного банка и подчиненные управляющим госбанка. В их компетенцию входило производство ревизий учреждений мелкого кредита, содействие учредите­лям в создании и ведении дела, проверка отчетности.

    Кроме того, для надзора и попечения над учреждениями мелкого кре­дита были привлечены и земства. Губернские и уездные земские управления наделялись самостоятельным правом образовывать кредитные, ссудосберегательные товарищества, а также земские кассы на основе образцовых уставов. На земства возлагалось осуществление надзора. В целом и здесь сохранялся разрешительный порядок учреждения организаций мелкого кредита.[28] Правомочия земств были схожи с правомочиями губернских ко­митетов.

    Предполагалось создавать специальные органы, содействующие уч­реждениям мелкого кредита, и предоставлять средства из правительствен­ных источников. Существенную роль в развитии кредитной кооперации сыграл Закон «О выдаче из сумм государственных сберегательных касс кредита» от 21 июня 1910 г. Этот Закон открыл кредитным и ссудосберегательным товариществам доступ к народным сбережениям.

    Таким образом, начиная с середины 60-х годов XIX в., в России про­исходил процесс принятия правовых норм об отдельных видах кооперативов. Была начата работа по закреплению единых норм в Проекте Гражданского уложения. В то же время существующие нормы кооперативного законода­тельства были слабо разработаны и противоречивы. В начале XX в. мощное кооперативное движение оказалось без надлежащего правового обеспече­ния кооперативных отношений.

    Нестабильность юридического положения кооперации сознавалась кооперативными деятелями вполне определенно, что явилось предпосылкой появления новых подходов к формированию законодательства о коопера­тивах. Первое наиболее яркое движение в пользу создания прочной пра­вовой базы для кооперации связано с кооперативным съездом 1908 г. в Москве. Именно с этим событием мы связываем начало третьего этапа первого периода (1908 — октябрь 1917 г.) развития кооперативного зако­нодательства. В резолюциях съезда подчеркивалось несоответствие пра­вового положения кооперации развивающемуся кооперативному движению в России. Съезд высказался против разрешительного порядка учреждения кооперативных организаций и против системы образцовых уставов, про­тиворечащих принципам добровольности и учета местных и иных особен­ностей кооперативной деятельности. Съезд признал необходимым издать общекооперативный закон, который определил бы единые правовые гра­ницы, в пределах которых кооперация могла бы свободно функциониро­вать. На съезде была создана комиссия для выработки соответствующего законопроекта с участием видных российских юристов.

    Следующие кооперативные съезды (Всероссийский съезд деятелей по мелкому кредиту и сельскохозяйственной кооперации в 1912 г. в Пе­тербурге и Второй общекооперативный съезд в 1913 г. в Киеве) рассматри­вали основные положения кооперативного закона в комиссиях и на об­щих собраниях.[29]

    В 1915 г. Проект был внесен в Государственную Думу. Основными зада­чами Проекта были следующие: 1) признать необходимость единого коопе­ративного закона; 2) установить явочный порядок открытия кооператив­ных товариществ; 3) предоставить кооперативным товариществам право объединяться в союзы; 4) признать целью кооперативных товариществ содействие материальному и духовному благосостоянию их членов. 20 марта 1917 г. Временное правительство утвердило «Положение о кооперативных товариществах и их союзах»[30] в том виде, в котором Проект был представ­лен в Государственную Думу.

    Новый Закон содержал статьи о целях кооперативов, их внутренней организации, взаимоотношениях лиц, вошедших в их состав, об управлении их делами, прекращении их действия и союзном объединении. Со вступле­нием Закона в силу прекратили свое действие статьи законов гражданских и Устава торгового об артелях, статьи Устава сельского хозяйства о сельскохо­зяйственных товариществах, а также статьи Устава кредитного об учрежде­ниях мелкого кредита в части, касающейся товариществ. Однако нормы за­конодательства, не затронутые новым Законом, продолжали действовать. Это относится прежде всего к льготам кредитно-кооперативных организаций.

    Этот Закон закрепил положения, объединяющие все виды коопера­ции. Нормы закона имели общее руководящее значение и в их пределах особенности отдельных видов кооперативов должны были получить свое отражение в вырабатываемых кооперативными учреждениями примерных уставах. Выгодная для кооперации сторона нового закона заключалась в отсутствии чрезмерной заботливой регламентации деятельности коопера­тивов. Общие рамки, обозначенные в законе, давали простор для самостоя­тельной деятельности кооперативов. Закон установил ограничительные нормы, призванные свести до минимума использование его в интересах коммерческих организаций. Ограничивался размер прибыли до 8 % на сумму пая, не допускалась передача пая, каждый член товарищества пользо­вался правом только на один голос.[31] Эти нормы, с одной стороны, отра­жали идеи кооперации об объединении в ней не капиталов ради получения прибыли по ним, а лиц, в целях наилучшего самообеспечения материаль­ными и духовными благами. С другой стороны, Закон провел четкую ли­нию между кооперативами и организациями, преследующими только иде­альные цели. В современном понимании это общественные организации. Кооперативные товарищества признавались товариществами с перемен­ным составом и капиталом, они должны были содействовать не только духовному, но и материальному благополучию. Средством достижения этой цели становилась совместная организация разного рода хозяйствен­ных предприятий или труда их членов (ст. 1). Общества с идеальными це­лями не имели своей задачей получение прибыли от ведения какого-либо предприятия, а избирали предметом своей совокупной деятельности оп­ределенную цель нематериального характера.

    Важно отметить, что в основу кооперативного законопроекта были по­ложены нормы о товариществах с переменным составом, как они были выра­ботаны редакционной комиссией по составлению проекта Гражданского Уложения.[32] По юридическому статусу кооперативные товарищества, соглас­но проекту Гражданского уложения, должны быть включены в ряд других то­вариществ общегражданского типа, а именно: простого, полного, на вере и акционерного товарищества. Однако в юридической литературе по этому поводу были возражения. Так, А. А. Исаев подчеркивал, что «...по признакам юридического свойства это, может быть, и правильно. Но юридические свой­ства не должны заслонять собой социального существа определяемых ими взаимоотношений и законов. По своему социальному существу, по своим це­лям и задачам, по своей общественной роли в строе хозяйственных отноше­ний кооперативы не являются гражданско-правовыми единениями чистого вида. Это не есть союз лиц, объединившихся в товарищества в целях эксплуа­тации капитала для целей торговых или промышленных предприятий. Коо­перация, занимающая наряду с политическим и профессиональным движе­нием свое полноправное место в общем деле освобождения трудящихся масс, несет в юридических формах гражданско-правового единения лиц публично-правовую сущность своих задач, целей и намерений. Это особенно сказыва­лось в моменты наивысшего напряжения народных сил вследствие войны».[33]

    В самом общем виде Закон закрепил следующие важнейшие положе­ния. Во-первых, кооперативное товарищество признавалось союзом лиц, а не капиталов. Каждый член имел один голос. Не допускалась передача пая другим лицам. Предусматривалась переменность состава и капитала коопе­ративного товарищества. Во-вторых, кооперативные товарищества ставили целью увеличение благосостояния своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих чле­нов. В-третьих, кооперативное товарищество должно содействовать не только материальному, но и духовному благосостоянию своих членов. В отличие от этого в редакции Проекта Гражданского уложения кооперативное товарище­ство имело целью содействовать кредиту, промыслу или хозяйству своих чле­нов, т. е. речь шла исключительно о материальной стороне дела. В-четвер­тых, Закон формулировал нормы об объединении всех видов кооперации, основанных на кооперативных принципах того периода: самопомощь, самоответственность, самоуправление и самостоятельность. В-пятых, в развитии кооперации закреплялась свобода от правительственной опеки. Учреждение кооперативов проходило через регистрацию в окружных судах или по догово­рам. В-шестых, признавалось право свободного образования союзов.

    Кооперация в России в своем историческом прошлом шла от отдель­ных кооперативов к созданию союзов и затем объединяющим ее съездам. Однако новый кооперативный Закон не охватил собой эти три устоя коо­перативного строительства. Но этот пробел был восполнен. Временное правительство 1 августа 1917 г. издало постановление «О съездах предста­вителей кооперативных учреждений».[34] Съезды представителей коопера­тивных учреждений создавались для представительства и защиты прав и интересов российской кооперации как перед судебными и администра­тивными, так и перед законодательными органами, а также для выяснения и обсуждения всех вопросов и мероприятий общекооперативной политики. На съездах решались вопросы, связанные с духовной стороной деятельности кооперативов: открытие институтов, музеев, учебных заведений, справочных и юридических бюро, организация лекций и чтений, собирание стати­стических сведений, издание книг, брошюр, периодических органов и т.д. Образованный Съездом Совет всероссийских съездов приобретает значение центра, куда в порядке обязательности должны представляться как окруж­ными судами, так и самими кооперативами сведения обо всей кооперации.[35]

    Логическим продолжением Закона от 20 марта стали Закон «О регист­рации товариществ, обществ и союзов» от 21 июня и Закон «О съездах представителей кооперативных учреждений» от 1 августа 1917 г.[36]

    Подводя краткий итог первому периоду, отметим, что кооперативные организации в России к этому времени заняли видное место в социально-экономической жизни государства. Кооперативное движение к 1916 г. вы­росло в могущественную сеть многих тысяч союзов.[37]

    Характерным признаком правового положения российской кооперации до марта 1917г. следует считать отсутствие единого законодательного акта о кооперации. В действующих законодательных актах термин «кооперация» не употреблялся вовсе. Действовавшие законы предусматривали учреждение артелей, кредитных и ссудосберегательных и некоторых других видов коопе­ративных товариществ. При этом каждый вид кооперативов регулировался в отдельности, зачастую без всякого к тому повода и без системы. Такой подход оправдывался соображениями административно-полицейского характера.

    Вторым общим признаком дореволюционных русских кооперативных законов является система, разрешающая административной власти откры­вать кооперативы.[38] Характерной чертой разрешительного (концессионно­го) порядка являлось право администрации отказать в разрешении не толь­ко по законным основаниям, но и по соображениям целесообразности.

    В то же время российское законодательство о кооперативных това­риществах восприняло как национальные, исторически сложившиеся ко­оперативные отношения, так и отдельные положения зарубежного зако­нодательства. Несмотря на низкий уровень правового регулирования кооперативных отношений, в период с 1865 г. по 1917 г. сформировались предпосылки для принятия единого кооперативного закона, которые были воплощены в жизнь.

    В этот период появилось значительное количество исследований в области кооперации, в том числе и по вопросам правового регулирования кооперативных отношений. Появился ряд периодических изданий. Осу­ществлялись переводы зарубежной литературы, причем география изда­ний отнюдь не ограничивалась столичными городами. [39] В связи с этим нельзя согласиться с исследователями, которые характеризуют рассмат­риваемый период как неправовой[40] либо утверждают, что до Февральской революции юридическая мысль России стояла далеко от кооперации, а юридические нормы создавались в тиши петроградских канцелярий.[41]


    * Кандидат юрид. наук, доцент Белгородского ун-та потребительской кооперации. © С. В. Тычинин, 2004

Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (31.05.2011) | Автор: Тычинин С. В.
Просмотров: 1716 | Теги: Тычинин С. В., Коммерческой право, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде