Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Талевлин А.А. Ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива: правовые проблемы лизинговых отношений
Ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива:
правовые проблемы лизинговых отношений
· Ввоз на территорию России отработавшего ядерного топлива: правовые проблемы лизинговых отношений (А.А. Талевлин, "Журнал российского права", N 5, май 2001 г.)

В Государственной Думе РФ находятся три законопроекта, предусматривающих изменение природоохранного законодательства. Прежде всего это "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (в части ввоза облученных тепловыделяющих сборок на временное хранение или переработку); "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" (в части вывоза и ввоза тепловыделяющих сборок на условиях лизинга) и "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом". Главной целью указанных законопроектов является разрешение ввоза на территорию страны отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ) из других стран на хранение или захоронение.
Ввоз ОЯТ в целях его переработки в настоящее время законодательством не запрещен и фактически такая деятельность осуществляется. Между тем Министерство РФ по атомной энергии (Минатом) давно не устраивает норма, закрепленная в ст.50 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", запрещающая ввоз из-за рубежа ядерных материалов в целях хранения или захоронения. Уже не первый год Минатом пытается изменить действующее природоохранное законодательство.
Многие страны отказались от переработки ОЯТ, прежде всего из-за экологической опасности такого производства, и там ОЯТ считается радиоактивными отходами. Поэтому готовность России принять ОЯТ - это решение проблемы утилизации радиоактивных отходов для таких стран, как США, Япония, Швейцария, Южная Корея и других.
Как вытекает из проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", Минатомом РФ планируется осуществлять вывоз и ввоз тепловыделяющих сборок ядерных реакторов на условиях лизинга. В законопроекте говорится о тепловыделяющих сборках ядерных реакторов, причем не указывается, каких именно: содержащих свежее ядерное топливо, предназначенных для загрузки в реактор или отслуживших свой срок и содержащих ОЯТ. Учитывая сложившуюся у нас практику в области обращения с ядерными материалами, можно с уверенностью сказать, что из России вывозят тепловыделяющие сборки, содержащие свежее ядерное топливо, а ввозят исключительно ОЯТ. Теперь попытаемся облечь вывоз тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и ввоз ОЯТ в рамки обязательственных отношений, сделав небольшой анализ лизинговых обязательств.
Лизинг представляет собой особый вид деятельности, направленный на инвестирование свободных или привлеченных финансовых средств. Схема достаточно проста. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность имущество у определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Потребитель обращается в лизинговую компанию с заказом на получение необходимого оборудования, та приобретает его и передает в пользование, оставаясь юридическим собственником имущества. В течение оговоренного договором срока потребитель эксплуатирует оборудование и из получаемого дохода постепенно выплачивает компании его стоимость и лизинговый процент. По завершении расчетов оборудование переходит в полную собственность лизингополучателя.
При экспорте тепловыделяющих сборок ядерных реакторов такая деятельность с большими затруднениями вписывается в обязательство лизинга. Дело в том, что согласно действующему законодательству (ст.3 Федерального закона "О лизинге") имущество, предоставляемое в лизинг, должно иметь непотребляемый характер. Это вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Ядерное топливо очень проблематично отнести к непотребляемым вещам. После загрузки свежих тепловыделяющих сборок в реактор извлечь можно только ОЯТ, использовать же повторно ОЯТ в качестве топлива в реакторе невозможно. Для этого нужно переработать ОЯТ, выделить из него полезные компоненты (невыгоревшее топливо), а затем изготовить новые сборки для ядерных реакторов с добавлением свежего топлива. Таким образом, можно утверждать, что свежее ядерное топливо является потребляемой вещью, использовать его повторно без соответствующей переработки невозможно.
В соответствии с той же 3 статьей Федерального закона "О лизинге" его предметом не может быть имущество, запрещенное для свободного обращения, или для которого установлен особый порядок обращения. Ядерное топливо, безусловно, относится к ядерным материалам. Они изъяты из свободного гражданского оборота и для них установлен особый порядок обращения. Во-первых, эти материалы находятся только в собственности государства. Во-вторых, они могут передаваться лишь тем юридическим лицам, которые имеют разрешение (лицензию), выданное органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.
В-третьих, указанным юридическим лицам ядерные материалы передаются лишь в пользование (ст.5 Федерального закона "Об использовании атомной энергии").
В том случае, если Минатом сумеет придать свежему ядерному топливу статус имущества, передаваемого в лизинг, то норма, закрепленная в п.3 ст.50 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", устанавливающая запрет ввоза на территорию России ядерных материалов в целях хранения или захоронения, перестанет действовать. Передавая зарубежным партнерам в лизинг свежее ядерное топливо, Россия может оставаться собственником этого топлива и после превращения его в ОЯТ, это так называемый оперативный лизинг. Таким образом, в страну из-за рубежа будет ввозиться принадлежащее нам ОЯТ, а значит, на него указанная выше норма не будет распространяться и все радиоактивные отходы будут благополучно оставаться в России. Если Минатом предложит подобную схему, то она наверняка заинтересует многих мировых производителей атомной энергии.
А как быть, если в Россию завозится ОЯТ? Здесь нужно небольшое отступление для пояснения условий, на которых зарубежные партнеры готовы ввозить ОЯТ.
Как уже отмечалось, для стран-экспортеров ввоз к нам ОЯТ - это утилизация радиоактивных отходов, и они готовы платить за такое "хранение". Есть реальное предложение от американской организации "Нонпролиферейшн-Траст Инкорпорейшн" (Non-Proliferation Trust Inc.), во главе которой стоят несколько представителей американского военного истеблишмента (ЦРУ и ВМФ), разместить на территории России в течение двадцати лет от 10 до 20 тонн ОЯТ. За такие услуги американская компания готова заплатить от 15 до 20 миллиардов долларов.
Возможно ли такое предложение заключить в рамки лизинга? Так как в России планируется разместить зарубежное ОЯТ, следовательно, можно предположить, что страна в этом случае будет арендатором ОЯТ или лизингополучателем, а американская организация - арендодателем или лизингодателем. Но тогда лизингополучатель должен периодически выплачивать определенную плату за "пользование" ОЯТ. Такой вариант исключается, так как за размещение ОЯТ страна будет получать определенную плату.
Можно рассмотреть другой вариант. Россия является лизингодателем. За определенное вознаграждение она предоставляет свою территорию для размещения зарубежного ОЯТ, обязуется приобрести его у конкретного продавца (допустим, у стран, перечисленных выше), а лизингополучатель пользуется этой территорией и выплачивает оговоренную в контракте денежную сумму. Такая схема противоречит действующему законодательству. Согласно ст.3 Федерального закона РФ "О лизинге" предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты. Если же мы говорим о территории государства, предоставленной для размещения ОЯТ, как о праве аренды такой территории (безусловно, такое право РФ может предоставить), то это опять же не лизинг. Предметом лизинга может служить только имущество, а не право (ст.666 ГК РФ, п.1 ст.3 Федерального закона РФ "О лизинге").
Попытаемся теперь выяснить правовую природу услуг по хранению зарубежного ОЯТ. Из всех гражданско-правовых обязательств подходит договор хранения (если действительно ОЯТ будет храниться на территории России в течение определенного промежутка времени). Согласно ему одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить ее в сохранности (ст.886 ГК РФ). В этом случае Россия - хранитель определенного имущества, а американская компания - поклажедатель. Если же зарубежное ОЯТ будет завезено навсегда (такой вариант, к сожалению, нельзя исключать), то тогда налицо подрядные отношения по утилизации зарубежных радиоактивных отходов.
Любую сделку можно назвать лизингом, но содержание обязательства в этом случае лизингом не станет. Заявление Минатома о ввозе зарубежного ОЯТ на условиях лизинга не что иное, как пропагандистский трюк. Гражданско-правовые институты, в том числе и институт лизинговых обязательств, не зависят от политической конъюнктуры, разработаны не Минатомом и существуют независимо от последнего. Оказание услуг, связанных с несовершенными технологиями, экологически опасной деятельностью, - это всего лишь бизнес, хотя и более чем необычный. Поэтому вещи нужно называть своими именами.

А.А. Талевлин,
челябинская общественная организация "Правосознание"

"Журнал российского права", N 5, май 2001 г.

От редакции: Во время подготовки номера в печать Государственная Дума рассмотрела три упомянутых законопроекта и приняла их с перевесом голосов: законопроект "О внесении дополнений в статью 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" набрал только на четыре голоса больше положенных - 226, "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" - 244, и "О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов..." - 267.


Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (31.05.2011) | Автор: Талевлин А.А.
Просмотров: 849 | Теги: Талевлин А.А., Коммерческой право, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде