Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Сорокин А. Ю. Проблемы регулирования труда работников совместных хозяйственных организаций

  • Проблемы регулирования труда работников совместных хозяйственных организаций /


    Сорокин, А. Ю.
    Проблемы регулирования труда работников 
    совместных хозяйственных организаций /А. Ю. Сорокин.
    //Правоведение. -1990. - № 5. - С. 86 - 89
    Примечания приведены в подстрочных ссылках.
    Библиогр. приведена в подстрочных ссылках.



    ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ - ОТПУСКА - ПЕНСИОННОЕ 
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - 
    РАБОТНИКИ - СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ
    ЗАЩИТА - СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ - ТРУДОВОЕ ПРАВО -
    ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ХОЗЯЙСТВЕННОЕ 
    ПРАВО - ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    Материал(ы):
    • Проблемы регулирования труда работников совместных хозяйственных организаций.
      Сорокин, А. Ю.

      Проблемы регулирования труда работников совместных хозяйственных организаций

      А. Ю. СОРОКИН*

      Совершенствование внешнеэкономической деятельности Советского государства неизбежно требует соответствующих изменений в различных отраслях законодатель­ства. В области норм, регулирующих трудовые отношения и отношения по социаль­ному обеспечению, подобные изменения связаны, в частности, с активизацией ис­пользования такой формы экономического сотрудничества, как совместные хозяйст­венные организации (СХО). В ближайшие годы в СССР планируется создание сотен новых хозяйственных организаций с участием советских и зарубежных фирм. Значи­тельная часть работников СХО — иностранцы (на некоторых СХО иностранные ра­ботники составляют 20—25% общей численности персонала). Такие масштабы при­вели к тому, что для отношений, регулируемых советским трудовым правом, наличие «иностранного» субъекта стало явлением массовым, типичным. В связи с этим воз­никает проблема оптимального соотношения единства и дифференциации прав и обязанностей данной категории трудящихся.

      Единство правового регулирования трудовых отношений работников СХО обес­печивается распространением на иностранцев общих норм советского законодатель­ства о труде. Так, в соответствии с п. 57 постановления Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельно­сти совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран—членов СЭВ» 1условия оплаты труда, режим работы и отдыха, со­циальное обеспечение и социальное страхование иностранных граждан, работающих на совместных предприятиях, в международных объединениях и организациях стран—членов СЭВ, регулируются соответствующими общими нормами советского законодательства. Согласно п. 48 постановления Совета Министров СССР от 13 ян­варя 1987 г. № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности сов­местных предприятий с участием организаций и фирм капиталистических и разви­вающихся стран»2 эти нормы распространяются на иностранных граждан, работаю­щих на совместных предприятиях (за исключением вопросов оплаты труда, предо­ставления отпусков и пенсионного обеспечения). Это свидетельствует о предоставле­нии иностранным работникам СХО национального режима.

      В то же время постановления № 48 и 49, а также постановление Совета Ми­нистров СССР от 2 декабря 1988 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэконо­мической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных пред­приятий, объединений и организаций»3 содержат ряд специальных норм, регулирую­щих трудовые отношения работников СХО. В соответствии с постановлением № 1405 вопросы найма и увольнения, форм и размеров оплаты труда, а также осущест­вляемого в советских рублях материального поощрения работников совместных предприятий, если они не урегулированы императивными нормами советского трудо­вого права, решаются самими СХО на локальном уровне или в индивидуально-до­говорном порядке. Согласно постановлениям № 48 и 49 вопросы оплаты труда, предоставление отпусков и пенсионного обеспечения работников совместных пред­приятий с участием фирм капиталистических и развивающихся стран решаются в индивидуально-договорном порядке. Условия оплаты труда иностранных работников СХО с участием организаций стран—членов СЭВ при наличии соответствующего пункта в учредительных документах СХО также определяются по соглашению сто­рон трудового договора.

      Работники СХО, находящиеся в СССР в связи с выполнением трудовых обя­занностей на совместном предприятии (СП), несут определенные расходы, связанные с оформлением въезда и выезда, проездом и провозом багажа, пребыванием в пути при следовании к месту работы и при отъезде в страну постоянного места житель­ства после прекращения трудовых отношений. При отсутствии соответствующих меж­дународных соглашений на них нередко распространяется двойное налогообложение.

      Наряду с этим имеют значение и такие обстоятельства, как совершенствование знания языка постоянного места работы и рабочего языка СХО; получение жилья, Доступа к социальному обслуживанию, образованию, здравоохранению; изучение основ советского законодательства. Должны быть приняты во внимание специфика трудоустройства, переводов на постоянное место работы в другой стране, признание профессиональной квалификации; специальные основания прекращения трудовых от­ношений (например, при совершении работником поступка, несовместимого с пребыванием в составе международного коллектива). Особенности положения работников СХО, имеющих постоянное место жительства ,за рубежом, обусловлены необходи­мостью сохранения культурных связей со своей страной, обучения детей родному языку, совместного проживания с семьей, проведения отпусков в стране постоянного места жительства.

      Эти и другие обстоятельства, связанные с фактом длительного пребывания за .рубежом, непривычными климатическими условиями, различиями в оплате труда, со­циальном обеспечении, качестве и уровне жизни, диктуют необходимость широкого круга специальных мер, смягчающих неблагоприятные последствия перемещения ра­ботника в другую страну. Однако содержащийся в указанных постановлениях Со­вета Министров СССР № 48, № 49 и 1405 перечень трудовых отношений, регулиро­вание которых непосредственно может осуществляться иначе, чем предусмотрено в общих нормах советского трудового законодательства, явно не отвечает этому тре­бованию.

      На практике необходимое дополнение рассмотренных выше норм правительст­венных постановлений осуществляется посредством локального регулирования. В со­ответствии с договорами о создании СХО и уставами последних работники СХО, не являющиеся гражданами страны местонахождения организации, как правило, осво­бождаются от личных повинностей, установленных законодательством соответствую­щей страны, от взимания таможенных пошлин на товары, ввозимые и вывозимые для личных нужд при прибытии на работу в СХО и при отъезде в страну постоян­ного места жительства после окончания работы. Рабочим и служащим СХО, не яв­ляющимся гражданами страны ее местонахождения, предоставляется право перево­дить в страну постоянного места жительства свои сбережения в соответствии с ва­лютными правилами страны местонахождения СХО. Иностранные рабочие и служа­щие СХО, а также члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями, комму­нальными услугами и медицинской помощью на тех же условиях, что и граждане страны местонахождения СХО.

      Более подробно вопросы трудовых отношений указанных лиц решаются в поло­жениях о персонале СХО. Такие положения являются локальными нормативными актами, действующими в рамках СХО. Они принимаются на неопределенный срок руководящими органами конкретных СХО с учетом мнения трудового коллектива и специально регулируют условия труда работников СХО. Положения, в частности, предусматривают права работников на единовременное пособие при прибытии на работу, ежемесячную надбавку к заработной плате, получение в каждом календарном году оплачиваемых и свободных от работы дней для соблюдения праздников своей страны, получение один раз в течение рабочего года дополнительно к очеред­ному отпуску не засчитываемых в срок отпуска дней для поездки в страну постоян­ного места жительства и обратно. Эти акты предусматривают также специальные основания прекращения трудовых отношений, особый порядок трудоустройства и социального обеспечения.

      Более детальное, чем в централизованных актах, регулирование вопросов труда является положительной особенностью локальных актов СХО, однако и последние имеют недостатки. В одних положениях о персонале количество дней для соблюде­ния национальных праздников ограничивается (как правило, двумя днями), в дру­гих — нет. Одни предусматривают выплату пособий при уходе в отпуск в размере 75% заработной платы, при условии проведения его в стране постоянного места жительства, другие—нет. Различна продолжительность отпусков, предоставляемых работникам конкретных совместных предприятий при вступлении в брак, рождении ребенка, смерти ближайших родственников. Различны максимальные сроки команди­ровок. На одних предприятиях эти сроки установлены в 3 месяца, на других — в 6, на третьих — в 12 месяцев4.

      В некоторых положениях о персонале СХО установлено правило о предостав­лении другого дня отдыха в течение трех недель в качестве компенсации за привле­чение к работе в выходные дни, что противоречит ст. 64 КЗоТ РСФСР, предусмат­ривающей в этом случае двухнедельный срок. Ряд действующих положений, о пер­сонале СХО стран—членов СЭВ устанавливает безусловное правило о предоставле­нии работникам, трудившимся в праздничные дни, отгулов, тогда как в соответствии со ст. 89 КЗоТ РСФСР преимущественной формой компенсации за работу в празд­ники является оплата труда в двойном размере, замена которой отгулом допускает­ся лишь с согласия работника. Подобные решения, поскольку они противоречат императивным нормам трудового законодательства, недопустимы.

      Как и названные постановления Совета Министров СССР, большинство локаль­ных актов СХО не регулируют вопросы рассмотрения трудовых споров, дисципли­нарных взысканий, языка, формы и содержания трудовых договоров, социального обслуживания и иных специальных прав и обязанностей отдельных категорий работ­ников СХО.

      Вместе с тем большинство локальных нормативных актов СХО единственным критерием дифференциации правового регулирования труда предусматривают граж­данство работников, что, конечно, нельзя признать достаточным. Иностранные граж­дане — работники СХО, постоянно проживающие в СССР, и работающие в СХО со­ветские граждане, имеющие постоянное место жительства за рубежом, находятся в различном положении, которое предполагает распространение определенных изъятий из общего советского законодательства и на советских граждан. Внедрение в СХО новейшего оборудования и не имеющей в СССР аналогов техники требует изъятий независимо ни от гражданства, ни от места жительства.

      Все это предполагает расширение круга вопросов и лиц, к которым должны применяться соответствующие изъятия. Такое расширение может проводиться по­средством коллективных договоров, в условия которых можно включать наряду с положениями советского законодательства положения, предусмотренные учредитель­ными документами, т. е. иные, чем в советском законодательстве, поскольку в дан­ном случае отсутствуют ограничения относительно гражданства работников, аналогичные тем, что содержатся в п. 57 и 47 постановлений № 48 и 49.

      В соответствии с п. 3 постановления № 48 и п. 1 постановления № 49 СХО руководствуются советским законодательством с изъятиями, установленными меж­государственными и межправительственными договорами СССР. Поэтому изъятия из общих норм могут быть предусмотрены международными соглашениями о порядке учреждения и основных принципах деятельности совместных хозяйственных органи­заций. Такие договоры заключены Советским Союзом с рядом государств5.

      В соглашениях СССР, заключенных с Венгрией, Польшей, Монголией, Болга­рией и некоторыми другими странами, употребляются понятия «работники СХО, не проживающие постоянно в стране местонахождения СХО» и «работники, проживаю­щие постоянно в стране местонахождения СХО». Иными словами, основанием дифференции здесь служит место жительства, в результате чего под действие изъятий, установленных договорами, могут подпадать советские граждане, постоянно проживающие за рубежом, в то время как на иностранцев, постоянно проживающих в Советском Союзе, изъятия распространяться не будут.

      Условия и порядок оплаты труда, социальные права работников совместных советско-польских и советско-болгарских предприятий, если эти работники независи­мо от гражданства не имеют в стране местонахождения СХО постоянного места жительства, определяются учредительными договорами. Соглашения с правительст­вами Чехословакии, Монголии и Вьетнама устанавливают помимо этого, что такие работники освобождаются от уплаты таможенных пошлин на предметы, ввозимые и вывозимые в пределах личных потребностей, и обеспечиваются жилыми помещения­ми, коммунальными услугами и медицинской помощью на условиях, предусмотрен­ных для граждан страны местонахождения СХО.

      Советско-венгерское соглашение (ст. 17) предусматривает, что с принимаемыми на работу сотрудниками СХО, не проживающими постоянно в месте нахождения организации, трудовой договор может заключаться на срок до 4 лет. По представ­лению участника СХО, рекомендовавшего работника, руководящий орган СХО может продлить трудовой договор на новый четырехлетний период. Эти сотрудники могут получать надбавку к заработной плате в размере 25% должностных окладов (без учета персональных надбавок); освобождаются от налогов с заработной платы в стране местонахождения СХО. Удержания из заработка без согласия работника могут быть произведены лишь по решению судебных органов или по актам, испол­няемым в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Работники советско-венгерских СХО имеют право переводить в страну своего постоянного места жительства сбережения в соответствии с валютными правилами страны местонахож­дения СХО в размере 50% получаемой ими заработной платы. Они пользуются еже­годным отпуском продолжительностью не менее 30 календарных дней с сохранением заработной платы. При уходе в очередной отпуск сверх среднего заработка им мо­жет быть выплачено единовременное пособие в размере 75% должностного оклада (тарифной ставки).

      Широкий круг изъятий и лиц, на которых они распространяются, является по­ложительной особенностью рассматриваемых договоров. Но есть у них и ряд су­щественных недостатков. Во-первых, нормы, регулирующие условия труда отдельных категорий работников СХО, неполно отражают специфику их фактического положе­ния. Во-вторых, количество норм, посвященных регулированию труда в СХО и не зависящих от национальной принадлежности участников СХО, в договорах с разны­ми странами различен. Едва ли ситуация улучшится с заключением специальных договоров по вопросам регулирования труда в СХО. В-третьих, налицо коллизии между правилами договоров и советским законодательством. Это относится, в част­ности, к сроку трудового договора и размерами сбережений, переводимых в страну постоянного места жительства работников.

      Представляется неоправданным ограничение надбавки к заработной плате 25%. Такая надбавка должна выплачиваться при наличии положительной разницы между заработной платой (за аналогичную работу) в стране, юридическим лицом которой: является зарубежный участок СХО, и заработной платой, устанавливаемой в СХО для работников, проживающих в СССР постоянно. В некоторых международных, соглашениях воспроизведены не совсем удачные положения, предусмотренные в за­конодательстве СССР. Так, советско-корейское соглашение приводит дифференциацию лишь по признаку гражданства работников.

      Отмеченные недостатки внутригосударственных и международных норм вызва­ны нарушением оптимальных границ между централизованным и локальным регули­рованием трудовых отношений. Негативную роль здесь сыграло децентрализованное решение вопросов, не зависящих от индивидуальных особенностей деятельности или состава СХО.

      Возникшие в связи с этим проблемы могут быть решены с принятием специ­ального централизованного нормативного акта по вопросам регулирования труда в СХО. Разработка его в форме примерного или типового положения о персонале по­зволит организациям отражать в локальных актах специфику той или иной СХО, а правительствам соответствующих стран — особенности национальной принадлежно­сти участников СХО. В предлагаемом акте целесообразно было бы отразить помимо гражданства работников такие основания дифференциации правового регулирования труда, как состав участников совместной организации, тип, характер и сфера дея­тельности СХО, постоянное место жительства работников и их положение в служеб­ной иерархии. В соответствии с названными критериями примерное положение о пер­сонале СХО должно решать вопросы трудоустройства (прием на работу иностранцев, следует разрешать при условии, что к ее выполнению невозможно привлечь граж­дан страны местонахождения СХО), вопросы испытания, продвижения по службе, переводов, командировок, прекращения трудовых отношений (в частности, односто­роннего расторжения трудового договора). Больше внимания следует уделить сроку, форме, языку, способам возобновления срочного трудового договора,, процедуре расторжения договора, заключенного на неопределенный срок, а также требуемому сроку предупреждения об увольнении. Необходимо предусмотреть обязанность адми­нистрации направлять работнику до его отъезда из страны постоянного места жи­тельства составленный и переведенный на его родной язык или, по крайней мере, язык, понятный работнику, текст трудового договора. В тексте должны указываться дата и место, когда и куда он должен явиться, а в случае, если прибывший из-за рубежа по какой-либо независящей от него причине не получит ту работу, на ко­торую он был приглашен, или равноценную, — обязанность компенсировать расходы по возвращению работника и его семьи, а также провозу имущества. В положении должны быть предусмотрены способы оплаты расходов по проезду работников, выезжающих из своей страны или возвращающихся к месту постоянного жительства, дополнительные гарантии при рассмотрении трудовых споров, порядок предоставле­ния жилых помещений, возможность пересылки на родину любой части заработка, устранение двойного налогообложения работников СХО. В централизованном порядке следует урегулировать многие вопросы рабочего времени и времени отдыха, обу­чения за счет СХО рабочему языку организации и языку места ее нахождения, осо­бенностей дисциплинарной ответственности и мер поощрения, социального обеспече­ния и социального страхования, иных специальных прав и обязанностей.

      Должны быть приняты нормы по обеспечению адаптации работников к усло­виям страны выполнения работы, сохранения ими национальной и этнической сущ­ности, совместного проживания с семьей. Членам семьи работника, желающим со­провождать его или присоединиться к нему, должны быть предоставлены особые льготы, в частности приоритет при получении разрешения на выезд из страны про­живания и на въезд в страну работы трудящегося-мигранта6, на проживание в по­следней, а также упрощенные административные формальности и пониженная плата, требуемая либо при отъезде из своей страны, либо при въезде в страну, где на­ходится СХО.

      Целесообразно также создать специальные органы, в обязанность которых вхо­дило бы предоставление иностранным работникам информации по вопросам, относя­щимся к въезду, выезду, условиям жизни, труда и занятости в месте назначения и в стране постоянного места жительства. Им следует поручить предоставление ино­странным работникам и их семьям средств для выполнения административных фор­мальностей и других мер, которые должны быть приняты с их отъездом, поездкой, допуском в страну назначения, проживания там и возвращения на родину, а также оказания помощи совместным хозяйственным организациям в подборе и подготовке кадров и консультирование работников при заключении трудовых договоров.

      Принятие централизованного акта способствовало бы не только восполнению пробелов и устранению противоречий в законодательстве, но и в значительной степени повлияло бы на эффективность международного сотрудничества в области регули­рования труда, что, в свою очередь, создало бы новые стимулы для расширения международной экономической интеграции.

       

      * Ассистент Ленинградского института авиационного приборостроения.

      СП СССР. 1987. Отдел первый. № 8. Ст. 38.

      Там же. № 9. Ст. 40.

      Там же. 1989. № 2. Ст. 7.

      4 Совместные предприятия, международные объединения и организации на территории СССР: Нормативные акты и комментарии /Г. Д. Голубов. М., 1988. С. 257.

      Там же. С. 394—474.

      6 Под трудящимися-мигрантами здесь понимаются работники, прибывающие на постоянную работу в другую страну иначе, чем за свой собственный счет.

Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (31.05.2011) | Автор: Сорокин А. Ю.
Просмотров: 977 | Теги: Сорокин А. Ю., Коммерческой право, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде