Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Рахманов А.Р. Торговля и предпринимательство в исламском праве

  • Торговля и предпринимательство в исламском праве

    Автор публикации: Рахманов А.Р., канд. юрид. наук, ст. преп. кафедры конституционного права Академии МВД Республики Узбекистан; Латибов И., зам. нач. Департамента по борьбе с налоговыми и валютными правонарушениями при Прокуратуре Ташкентской области Республики Узбекистан

    Примечательная особенность нашего времени заключается в растущем внимании многих современных мусульманских теоретиков, включая отдельных теологов, к проблеме экономических прав и обязанностей современного мусульманина, к вопросам совершенствования рыночных отношений.

    Характерно, что важнейшей экономической свободой объявляются свобода частного предпринимательства. При этом ставится задача формирования не только духовно-нравственных, но и интеллектуальных качеств, сталь необходимых для индивидуального успеха в мире бизнеса.

    Отмечается, что коммерческий успех может быть устойчивым и масштабным, если предприниматель будет оперативен в оценке общей ситуации, проявит основательность в предварительном продумывании экономических программ, а также гибкость и маневренность при их реализации, если его отличает умение смоделировать желаемое и, наконец, организаторский талант.

    Особняком стоит вопрос о том, насколько важно приобщать мусульман к тем формам жизнедеятельности и труда, которые соответствует современным запросам, но не расплачиваться за это отрывом от исламской культуры и цивилизации. Мусульманам надлежит не жалеть трудов и энергии, чтобы овладевать искусством управления производством и научно-техническими достижениями.

    На это нацеливает и Коран, где говорится: "И мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых, и испытаем сообщения о вас” (Коран, сура "Мухаммад”, айат 33).

    В исламе превыше всего ценится собственность, заработанная личным трудом, и сам труд. Недаром говорится в одном из хадисов: "Тому, кто утомлен работой в течение дня, в тот же вечер простятся все грехи”.

    В соответствии с традициями ислама идеалом современного мусульманина провозглашается пророк Мухаммад. Ссылки на его личный пример, успехи в возвеличивании мусульманского вероучения теснейшим образом увязываются с тем, что Мухаммад неустанно искал истину, был храбр, усерден в труде. Правдивость, уважение к правам других людей, честность в ведении торговых и иных дел, упорство в труде, милосердие – всё это рассматривается как черты характера истинного мусульманина.

    В соответствии с Кораном и Сунной четко проводятся границы между греховным и благочестивым, осуждаемым в качестве порочного и восхваляется как добродетель. В том, что законы ислама должны стоять выше людского законотворчества, видится гарант поддержания исламских ценностей и культуры, не загрязнения общества коррупцией, преступностью и иным беззаконием.

    Исламское право четко определило запреты в торговле и финансах. Изучение торговых запретов даёт возможность понять характер торговых сделок и связанных с ними юридических норм шариата на мусульманском Востоке.

    В каких же случаях исламское право запрещает торговые сделки? Таких случаев шесть: 1) купля и продажа "нечистот” (к числу "нечистот” шариат относит наркотики, алкогольные напитки и т.п.); 2) купля и продажа узурпированных товаров; 3) купля и продажа предметов, не являющихся собственностью продающего (например, не пойманного хищного животного); 4) торговое дело, связанное с запретной, азартной игрой (кумар); 5) сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); 6) продажа "смешанных” товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром).

    Относительно "смешанных” товаров можно сослаться на такой факт: если масло, например, смешано с грязью и отделить эту грязь невозможно, то шариат запрещает продавать загрязненное масло для приготовления пищи, но оно может продаваться как топливо. Во всех случаях продавец должен предупредить покупателя о том, что товары "смешанные”.

    Купля-продажа алкогольных напитков запрещена. Продавать и покупать что-либо, выигранное в азартную игру или украденное запрещено, и если кто-то купил такой товар, он должен вернуть его настоящему владельцу. Недействительна и продажа вещей, отнятых насильно (касаб). Короче говоря, если кто-то продал вещь, отнятую у другого человека, то выручку он должен вернуть владельцу.

    Недопустимой считается и покупка съедобного с целью производства "запретного”, например, винограда на вино. Если ходовые лекарства или парфюмерные изделия привезены из немусульманских стран и неизвестно, использовались ли при их приготовлении "нечистоты”, с точки зрения исламского права их купля-продажа допустима.

    Запрещенная (недействительная) торговая сделка называется "батил”. Но в исламском праве относительно торговых дел кроме конкретных и строгих запретов существуют порицания и осуждения, связанных с делами хотя и не "запретными”, но такими, которые вызывают презрение окружающих. Можно назвать семь таких нарицаемых занятий. Это: 1) маклерство; 2) профессия мясника; 3) продажа саванов (кафанов); 4) заключение торговых договоров с презренными и подлыми людьми; 5) заключение торговых сделок в период между утренним азаном и восходам солнца; 6) чрезмерное увлечение делом продажи и купли пшеницы, ячменя и других подобных товаров; 7) стремление купить вещь раньше другого покупателя.

    Особо стоит сказать о посредниках и скупщиках, которые и сегодня играют существенную роль в торговых операциях в странах мусульманского Востока (впрочем, как и в других странах мира). Они, как правило, получают весьма неплохую прибыль за счет производителей продуктов и промышленных товаров. Особенно отмечаются такие городские скупщики, которые покупают товары или продукты по низкой цене и перепродают их по завышенным ценам.

    Всякий раз, бывая на рынках, мы видим этих сноровистых базарных "жуков”, скупающих яйца, помидоры, огурцы, ягоды, фрукты, другие продовольственные ресурсы у производителей их. И тут же всё это сбывается горожанам значительно дороже. "Навар” получается немалый. Покупатели с презрением относятся к перекупщикам.

    Надо сказать, что в правилах шариата в отношении посредников, скупщиков конкретных указаний не имеется, но весь дух этих правил пропитан призывом, чтобы торговлей занимались сами производители товаров, как можно меньше прибегая к услугам маклеров. Это объясняется тем, что шариатские законы только зафиксировали действительное отношение к "базарным жучкам” со стороны покупателей, которых перекупщики всегда беззастенчиво обирают.

    Выход видится в том, чтобы на рынках торговали сами производители продовольственных и промышленных товаров, устанавливая приемлемую цену. Беда вся в том, что производителя попросту не допускают в торговые ряды, забирая у него товар по бросовой цене ещё на подступах к базару.

    Совершенно ясно, что любой способ зарабатывать деньги, который зиждется на бесчестии, обмане, мошенничестве, взяточничестве, создании искусственного дефицита или же на всевозможных махинациях с алкоголем, игорным бизнесом, лотереей и т.п., запрещён мусульманам.

    Пророк Мухаммад недвусмысленно указывал, что люди, зарабатывающие себе на жизнь способом, противным духу ислама, не получат выгод, даже будучи богобоязненными и правоверными мусульманами, ибо их неправедно нажитый достаток полностью перечеркнет благодать многочисленных посещений мечети! "Люди совершают бесчисленные молитвы, обращаясь к Аллаху, забывая о неправедно добытых ими одежде и пропитании. Как может быть принята молитва таких людей?” (ат-Тирмизи).

    Согласно исламу, в своих действиях и поведении все участники рыночных отношений обязаны руководствоваться принципами справедливого обмена. Это предполагает свободное заключение сделок, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку и продавцов, и покупателей, честность в торговле, наличие полной информации о качестве, количестве и цене товаров.

    Это означает запрет на мошенничество, обман, монополию, демпинг, спекуляцию, вздувание цен. Для того, чтобы соблюдать такие условия, нужно участие в рыночных отношениях лиц равноправных, информированных, свободных и ответственных.

    Быть на стезе Аллаха – значит не скупиться на расходы ради общественных целей и нужд, но вместе с тем не допускать себя до разорения, – таково мнение современных факихов, исламских теоретиков. Единодушно одобряется благотворительность, в которой, в частности, усматривается мудрость тех, кто его занимается.

    По этому поводу в Священной Книге мусульман говорится: "Что бы вы ни потратили из добра, – то для самих себя, и вы тратите только из стремления к лику Аллаха. И чтобы вы ни потратили из блага, будет полностью воздана вам, и вы не будете обижены” (Коран, сура "Корова”, айат 274 (272)).

    В исламском праве обозначены обязанности потребителя и производителя. Потребителям рекомендуется воздерживаться от приобретения закрещенных исламом товаров (вина, свинины и т.д.) и, кроме того, проявлять умеренность в покупках, избегая непроизводительных трат. Производителю предлагается руководствоваться продуманными решениями, принимая в расчет интересы общества, так или иначе связанные с уровнем цен на предметы первой необходимости, с состоянием занятости и наличием товаром, жизненно важных для абсолютного большинства населения.

    Ради достижения социально значимых целей производителям следует идти на сотрудничества и кооперацию. Важнейшей экономической свободой объявляется свободного частного предпринимательства. При этом важно всемерно повышать не только духовно-нравственные, но и интеллектуальные качества предпринимателей, столь необходимые для индивидуального успеха в мире бизнеса.

    Такой успех будет устойчивым и эффективным, если участники рыночных отношений будут быстро и умело ориентироваться в оценке общей ситуации на рынке, проявлять гибкость и маневренность при реализации экономических программ, использовать в полной мере организаторский талант.



Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (31.05.2011) | Автор: Рахманов А.Р.
Просмотров: 1106 | Теги: Рахманов А.Р., Коммерческой право, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде