Торговля и предпринимательство в исламском праве
Автор публикации: Рахманов А.Р., канд. юрид. наук, ст. преп. кафедры конституционного права Академии МВД Республики Узбекистан; Латибов И., зам. нач. Департамента по борьбе с налоговыми и валютными правонарушениями при Прокуратуре Ташкентской области Республики Узбекистан
Примечательная особенность нашего времени заключается в растущем внимании многих современных мусульманских теоретиков, включая отдельных теологов, к проблеме экономических прав и обязанностей современного мусульманина, к вопросам совершенствования рыночных отношений.
Характерно, что важнейшей экономической свободой объявляются свобода частного предпринимательства. При этом ставится задача формирования не только духовно-нравственных, но и интеллектуальных качеств, сталь необходимых для индивидуального успеха в мире бизнеса.
Отмечается, что коммерческий успех может быть устойчивым и масштабным, если предприниматель будет оперативен в оценке общей ситуации, проявит основательность в предварительном продумывании экономических программ, а также гибкость и маневренность при их реализации, если его отличает умение смоделировать желаемое и, наконец, организаторский талант.
Особняком стоит вопрос о том, насколько важно приобщать мусульман к тем формам жизнедеятельности и труда, которые соответствует современным запросам, но не расплачиваться за это отрывом от исламской культуры и цивилизации. Мусульманам надлежит не жалеть трудов и энергии, чтобы овладевать искусством управления производством и научно-техническими достижениями.
На это нацеливает и Коран, где говорится: "И мы испытываем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых, и испытаем сообщения о вас” (Коран, сура "Мухаммад”, айат 33).
В исламе превыше всего ценится собственность, заработанная личным трудом, и сам труд. Недаром говорится в одном из хадисов: "Тому, кто утомлен работой в течение дня, в тот же вечер простятся все грехи”.
В соответствии с традициями ислама идеалом современного мусульманина провозглашается пророк Мухаммад. Ссылки на его личный пример, успехи в возвеличивании мусульманского вероучения теснейшим образом увязываются с тем, что Мухаммад неустанно искал истину, был храбр, усерден в труде. Правдивость, уважение к правам других людей, честность в ведении торговых и иных дел, упорство в труде, милосердие – всё это рассматривается как черты характера истинного мусульманина.
В соответствии с Кораном и Сунной четко проводятся границы между греховным и благочестивым, осуждаемым в качестве порочного и восхваляется как добродетель. В том, что законы ислама должны стоять выше людского законотворчества, видится гарант поддержания исламских ценностей и культуры, не загрязнения общества коррупцией, преступностью и иным беззаконием.
Исламское право четко определило запреты в торговле и финансах. Изучение торговых запретов даёт возможность понять характер торговых сделок и связанных с ними юридических норм шариата на мусульманском Востоке.
В каких же случаях исламское право запрещает торговые сделки? Таких случаев шесть: 1) купля и продажа "нечистот” (к числу "нечистот” шариат относит наркотики, алкогольные напитки и т.п.); 2) купля и продажа узурпированных товаров; 3) купля и продажа предметов, не являющихся собственностью продающего (например, не пойманного хищного животного); 4) торговое дело, связанное с запретной, азартной игрой (кумар); 5) сделка, в которой имеется момент ростовщичества (риба); 6) продажа "смешанных” товаров, отделить которые друг от друга невозможно (например, масла, смешанного с другим жиром).
Относительно "смешанных” товаров можно сослаться на такой факт: если масло, например, смешано с грязью и отделить эту грязь невозможно, то шариат запрещает продавать загрязненное масло для приготовления пищи, но оно может продаваться как топливо. Во всех случаях продавец должен предупредить покупателя о том, что товары "смешанные”.
Купля-продажа алкогольных напитков запрещена. Продавать и покупать что-либо, выигранное в азартную игру или украденное запрещено, и если кто-то купил такой товар, он должен вернуть его настоящему владельцу. Недействительна и продажа вещей, отнятых насильно (касаб). Короче говоря, если кто-то продал вещь, отнятую у другого человека, то выручку он должен вернуть владельцу.
Недопустимой считается и покупка съедобного с целью производства "запретного”, например, винограда на вино. Если ходовые лекарства или парфюмерные изделия привезены из немусульманских стран и неизвестно, использовались ли при их приготовлении "нечистоты”, с точки зрения исламского права их купля-продажа допустима.
Запрещенная (недействительная) торговая сделка называется "батил”. Но в исламском праве относительно торговых дел кроме конкретных и строгих запретов существуют порицания и осуждения, связанных с делами хотя и не "запретными”, но такими, которые вызывают презрение окружающих. Можно назвать семь таких нарицаемых занятий. Это: 1) маклерство; 2) профессия мясника; 3) продажа саванов (кафанов); 4) заключение торговых договоров с презренными и подлыми людьми; 5) заключение торговых сделок в период между утренним азаном и восходам солнца; 6) чрезмерное увлечение делом продажи и купли пшеницы, ячменя и других подобных товаров; 7) стремление купить вещь раньше другого покупателя.
Особо стоит сказать о посредниках и скупщиках, которые и сегодня играют существенную роль в торговых операциях в странах мусульманского Востока (впрочем, как и в других странах мира). Они, как правило, получают весьма неплохую прибыль за счет производителей продуктов и промышленных товаров. Особенно отмечаются такие городские скупщики, которые покупают товары или продукты по низкой цене и перепродают их по завышенным ценам.
Всякий раз, бывая на рынках, мы видим этих сноровистых базарных "жуков”, скупающих яйца, помидоры, огурцы, ягоды, фрукты, другие продовольственные ресурсы у производителей их. И тут же всё это сбывается горожанам значительно дороже. "Навар” получается немалый. Покупатели с презрением относятся к перекупщикам.
Надо сказать, что в правилах шариата в отношении посредников, скупщиков конкретных указаний не имеется, но весь дух этих правил пропитан призывом, чтобы торговлей занимались сами производители товаров, как можно меньше прибегая к услугам маклеров. Это объясняется тем, что шариатские законы только зафиксировали действительное отношение к "базарным жучкам” со стороны покупателей, которых перекупщики всегда беззастенчиво обирают.
Выход видится в том, чтобы на рынках торговали сами производители продовольственных и промышленных товаров, устанавливая приемлемую цену. Беда вся в том, что производителя попросту не допускают в торговые ряды, забирая у него товар по бросовой цене ещё на подступах к базару.
Совершенно ясно, что любой способ зарабатывать деньги, который зиждется на бесчестии, обмане, мошенничестве, взяточничестве, создании искусственного дефицита или же на всевозможных махинациях с алкоголем, игорным бизнесом, лотереей и т.п., запрещён мусульманам.
Пророк Мухаммад недвусмысленно указывал, что люди, зарабатывающие себе на жизнь способом, противным духу ислама, не получат выгод, даже будучи богобоязненными и правоверными мусульманами, ибо их неправедно нажитый достаток полностью перечеркнет благодать многочисленных посещений мечети! "Люди совершают бесчисленные молитвы, обращаясь к Аллаху, забывая о неправедно добытых ими одежде и пропитании. Как может быть принята молитва таких людей?” (ат-Тирмизи).
Согласно исламу, в своих действиях и поведении все участники рыночных отношений обязаны руководствоваться принципами справедливого обмена. Это предполагает свободное заключение сделок, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку и продавцов, и покупателей, честность в торговле, наличие полной информации о качестве, количестве и цене товаров.
Это означает запрет на мошенничество, обман, монополию, демпинг, спекуляцию, вздувание цен. Для того, чтобы соблюдать такие условия, нужно участие в рыночных отношениях лиц равноправных, информированных, свободных и ответственных.
Быть на стезе Аллаха – значит не скупиться на расходы ради общественных целей и нужд, но вместе с тем не допускать себя до разорения, – таково мнение современных факихов, исламских теоретиков. Единодушно одобряется благотворительность, в которой, в частности, усматривается мудрость тех, кто его занимается.
По этому поводу в Священной Книге мусульман говорится: "Что бы вы ни потратили из добра, – то для самих себя, и вы тратите только из стремления к лику Аллаха. И чтобы вы ни потратили из блага, будет полностью воздана вам, и вы не будете обижены” (Коран, сура "Корова”, айат 274 (272)).
В исламском праве обозначены обязанности потребителя и производителя. Потребителям рекомендуется воздерживаться от приобретения закрещенных исламом товаров (вина, свинины и т.д.) и, кроме того, проявлять умеренность в покупках, избегая непроизводительных трат. Производителю предлагается руководствоваться продуманными решениями, принимая в расчет интересы общества, так или иначе связанные с уровнем цен на предметы первой необходимости, с состоянием занятости и наличием товаром, жизненно важных для абсолютного большинства населения.
Ради достижения социально значимых целей производителям следует идти на сотрудничества и кооперацию. Важнейшей экономической свободой объявляется свободного частного предпринимательства. При этом важно всемерно повышать не только духовно-нравственные, но и интеллектуальные качества предпринимателей, столь необходимые для индивидуального успеха в мире бизнеса.
Такой успех будет устойчивым и эффективным, если участники рыночных отношений будут быстро и умело ориентироваться в оценке общей ситуации на рынке, проявлять гибкость и маневренность при реализации экономических программ, использовать в полной мере организаторский талант.