Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Лебедев К. К. О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах

О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах :


Лебедев, К. К.
О коммерческом (торговом) праве, проекте 
Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи
и других торговых договорах :Рецензия на книгу : 
Коммерческое право России : Учебно-методическое 
пособие / Под ред. Б. И. Пугинского. - М. : Городец,
1999. - 144 с. ; Пугинский Б. И. Коммерческое право 
России. - М. : Юрайт, 2000. - 314 с.
//Правоведение. -2000. - № 4. - С. 251 - 255

Библиогр. в подстрочных примечаниях.

ПЕРСОНАЛИИ: 
Пугинский, Б. И.


РЕЦЕНЗИЯ - КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО - ДОГОВОР КУПЛИ-
ПРОДАЖИ - ДОГОВОРЫ - ЗАКОНОПРОЕКТЫ - КОДЕКСЫ - 
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ - ТОРГОВОЕ ПРАВО - УЧЕБНАЯ 
ЛИТЕРАТУРА
Материал(ы):
  • О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах.
    Лебедев, К. К.

    О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах (Рец. на кн.: Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б. И. Пугинского. М.: Городец, 1999. 144 с.;

    Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. 314 с.).

    Различие между двумя книгами, имею­щими одинаковое название, выражается главным образом в их объеме. Что же касается струк­туры и содержания, то они во многом совпа­дают. Это объясняется тем, что первая книга — учебно-методическое пособие — написана коллективом кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломо­носова, а вторая книга, названная в аннотации и во введении курсом коммерческого права, написана заведующим названной кафедрой профессором Б. И. Пугинским единолично. Хотя в написании учебно-методического посо­бия Б. И. Пугинский участия не принял, он является его редактором. Отсюда многочис­ленные совпадения и в исходной, концеп­туальной, позиции, и при освещении отдель­ных разделов учебного курса.

    Авторы обеих книг исходят из того, что коммерческое право не представляет собой самостоятельной отрасли системы россий­ского права, а является частью гражданского права, его подотраслью. Эта позиция кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова хорошо известна по устным выступлениям профессора Б. И. Пугин­ского. Такое понимание коммерческого права как подотрасли гражданского права, как отрасли юридической науки и самостоятельной учеб­ной дисциплины разделяется многими науч­ными школами в России и за рубежом. И все же наряду с этой позицией, даже если признать ее преобладающей в современной юриспру­денции, существуют и другие течения, которые отражаются не только в научных иссле­дованиях, но и в построении учебных курсов и программ. Поэтому вызывает удивление, что авторы не посчитали нужным затронуть соотно­шение коммерческого и предприниматель­ского права, дать хотя бы краткую инфор­мацию о других подходах современных россий­ских ученых к понятию коммерческого права, его месту в системе права и системе законо­дательства, об отражении подобных позиций в учебных курсах и уже изданных и ставших популярными учебниках.1

    Но более существенно, пожалуй, то обстоятельство, что концепция Б. И. Пугинского и кафедры коммерческого права юриди­ческого факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в целом не выдержана методологически. «Наш курс, — пишет Б. И. Пугинский, — строится как отраслевая, а не как комплексная юриди­ческая дисциплина. С целью отмежевания, отделения от комплексных разработок по тор­говле приходится использовать название "ком­мерческое право". Размежевание необходимо, поскольку коммерческое право имеет принци­пиально иное содержание, качественно отли­чается от того, что изучают в торговых вузах и училищах» (кн. 2, с. 12). И далее: «Каждая учебная дисциплина занимается своим опре­деленным предметом. Для коммерческого права таким предметом является правовое регулиро­вание коммерческой, т. е. торговой, деятель­ности» (там же, с. 13).

    В учебно-методическом пособии «пред­метом регулирования коммерческого права» признаются «отношения, связанные с пере­ходом товаров на возмездной основе от одних лиц к другим, продвижением товаров от произво­дителей к потребителям» (кн. 1, с. 7). Но наряду с этим и в одной, и в другой книге в качестве предмета регулирования называется коммер­ческая или, что то же самое по терминологии авторов данных книг, торговая деятельность, торговое предпринимательство. Так, на с. 29 своей книги, обращая внимание на необхо­димость «определить соотношение торгового и гражданского права», Б. И. Пугинский делает вывод: «Итак, торговое законодательство — это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность». Торговая деятельность порождает не только горизонтальные (гражданско-правовые), но и вертикальные (административно-правовые) отношения, связанные, например, с лицен­зированием отдельных видов торговой деятель­ности, установлением контроля за соблю­дением специальных требований к торгующим организациям, налогообложением и т. д. Поэтому законодательство о торговой деятель­ности не может не носить комплексный характер. Итоговый вывод, который делает Б. И. Пугин­ский, о том, что «торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а торговое право — как подотрасль гражданского законо­дательства...» (кн. 2, с. 30), противоречит пред­шествующим суждениям автора и методо­логически не корректен.

    В обеих книгах выдвигается и поддер­живается идея принятия Торгового кодекса России. Предлагаемые Б. И. Пугинским струк­тура Торгового кодекса и пути формирования его содержания вызывают, по крайней мере, недоумение. Уважаемый Б. И. Пугинский счи­тает, что «можно безболезненно изъять из ГК РФ и сконцентрировать в Торговом кодексе нормы о договорах, в которых никогда не участвуют граждане, а только организации... Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы гораздо полнее и четче урегули­ровать эти обязательства» (кн. 2, с. 33; см. также с. 95-96, 109). Представляется, что обсуждать подобные проекты конструкторско-компьютерного творчества бессмысленно: Гражданский кодекс — это не файл компью­терной программы, из которого можно безбо­лезненно вырезать кусок текста и перенести в другой файл.

    Нельзя не обратить внимание и на другой аспект проблемы: в обеих книгах содержится призыв по существу к более детальному и подробному регламентированию торговых отношений. Так, в первой части Торгового кодекса, по мнению Б. И. Пугинского, нужно «определить порядок образования, особен­ности построения и имущественного положе­ния специальных субъектов торговли: посред­нических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых ярмарок и др.» (кн. 2, с. 32). «Речь идет, — подчеркивает далее Б. И. Пугин­ский, — о регулировании особенностей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юридических лиц» (кн. 2, с. 33). «Издание Торгового кодекса, — пишут авторы учебно-методического пособия, — позволило бы... законодательно регламентировать многие важ­ные вопросы становления рыночных отно­шений в стране» (кн. 1, с. 13).

    Авторы как будто забывают о том, что одним из самых важных вопросов станов­ления и обеспечения нормального функцио­нирования рыночных отношений является создание необходимых условий для развития предпринимательства, в том числе торговли, укрепление правовых гарантий инициативы и предприимчивости, недопустимости необосно­ванного вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность. Предла­гаемое авторами более детальное регулиро­вание «порядка образования и имуществен­ного положения» «специальных субъектов торговли» объективно способствовало бы сковыванию инициативы торговых предпринима­телей, сузило бы их возможности для выжива­ния в условиях острой конкурентной борьбы, не говоря уже о том, что у ретивых должно­стных лиц из многочисленных органов испол­нительной власти появились бы дополни­тельные правовые основания для предъяв­ления все новых и новых требований к торговым фирмам и индивидуальным предпринимателям.

    Б. И. Пугинскому и возглавляемому им коллективу ученых следовало бы более серьезно отнестись к идее Торгового кодекса, проработать концепцию, тщательно взвесить все аргументы и контраргументы. Прежде всего, надо ответить на вопрос, а нужен ли вообще Торговый кодекс при наличии таких консолидированных кодифицированных зако­нов, как Гражданский и Налоговый кодексы, которые в необходимой и достаточной мере регулируют отношения, связанные с предпри­нимательской деятельностью. Дублировать в Торговом кодексе нормы ГК — непозволи­тельная роскошь, а принимать Торговый кодекс для того, чтобы более детально урегулировать отношения коммерческого торгового оборота, нецелесообразно и недопустимо ввиду дей­ствия объективных закономерностей рыночной экономики, опирающейся надиспозитивность и дозволительность гражданско-правового регулирования.

    Сказанное относится и к содержащимся в рецензируемых работах предложениям об урегулировании особенностей «заключения и исполнения торговых договоров» (кн. 1, с. 13). Договорам по схеме Б. И. Пугинского должна быть посвящена вторая часть Торгового ко­декса РФ (кн. 2, с. 13). Но так ли уж необхо­димо «гораздо более полное» регулирование договорных обязательств? В чем проявляется «нечеткость» Гражданского кодекса РФ? Прин­цип свободы договоров ныне не только про­возглашается, но и конкретно закрепляется в ст. 421 ГК РФ и последовательно проводится в нормах самого Гражданского кодекса РФ и других законов и нормативно-правовых актов. Данный законодательный принцип исключает более детальный уровень урегулирования осо­бенностей договоров отдельных видов по срав­нению с тем уровнем или степенью урегулированности, которая дается в приоритетном законе, за изъятиями, конечно, прямо пред­усмотренных исключений.

    Если договор не упоминается в ГК РФ, это не означает, что он вообще не урегули­рован. В силу принципа свободы договоров заключение не названных в ГК РФ договоров правомерно. Возникающие из таких дого­воров обязательства подчиняются общим поло­жениям гражданского права. К указанным отношениям по аналогии закона могут быть применены и специальные нормы.

    Нельзя согласиться с Б. И. Пугинским и авторами учебно-методического пособия в том, что некоторые договоры, которые они считают важными, «сейчас не упоминаются в ГК РФ», в частности, «договоры на прове­дение маркетинговых исследований, на оказа­ние рекламно-распространительных услуг, на предоставление коммерческой информации, на исключительную продажу товаров, дистрибьюторские контракты» (кн. 2, с. 33; кн. 1, с. 74-75). Дело ведь не в том, что названия этих договоров прямо не упомянуты в ГК РФ, а в том, что все они относятся к определенным типам договоров, урегулированных нормами ГК РФ. Так, договор на проведение марке­тинговых исследований — разновидность дого­вора подряда (ст. 702-729), договоры на ока­зание рекламно-распространительных услуг и на предоставление коммерческой информа­ции относятся к группе договоров на возмезд­ное оказание услуг (ст. 779-783), договоры на исключительную продажу товаров представ­ляют собой разновидности либо договора комис­сии (п. 2 ст. 990), либо агентского договора (ст. 1005),о чем пишет сам Б. И. Пугинский на с. 216 своего курса.

    Дистрибьюторские контракты в трак­товке Б. И. Пугинского должны быть квалифи­цированы как агентские договоры. Б. И. Пугин­ский отмечает: «Дистрибьютор действует как фактический, а не как юридический посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени и на свой риск по самостоятельно совер­шаемым сделкам. Этим дистрибьютор отли­чается от комиссионера, поверенного или агента» (кн. 2, с. 215). Это ошибочное утвер­ждение, так как согласно ч. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным не принципал, а агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Каким бы терми­ном — дистрибьютором или агентом — мы ни назвали торгового посредника, реализующего товар от своего имени и на свой риск, но по поручению товаровладельца договор, заключен­ный им с владельцем товара — принципалом, будет являться агентским договором, предус­мотренным в ст. 1005—1011 части второй ГК РФ.

    Большое внимание уделяется в указан­ных работах идее выделения договора оптовой купли-продажи в качестве особого самостоя­тельного вида договора, не совпадающего ни с договором розничной купли-продажи, ни с договором поставки. «Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г.», — пишет Б. И. Пугинский (кн. 2, с. 98). Что ка­сается системы договоров по ГК РСФСР 1964 г., то она считалась далеко не полной и были основания ставить вопрос о признании опто­вой купли-продажи самостоятельным видом договора. «По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок или сроки передать в собственность покупателя вещи (товары), соответствующие требова­ниям, для их продажи населению, а покупа­тель — принять вещи и оплатить их стои­мость», — такое определение дается в учебно-методическом пособии (кн. 1, с. 37). Отсюда видно, что единственным специфическим моментом в оптовой купле-продаже является цель последующей продажи товара населе­нию. Но эта цель — одна из целей, охваченных легальным определением договора поставки, закрепленным в ст. 506 ГК РФ, в связи с чем приведенное выше утверждение Б. И. Пугин-ского не соответствует действительности: дого­вор оптовой купли-продажи в том, по крайней мере, понимании, которое изложено в рецен­зируемых книгах, есть не что иное, как дого­вор поставки.

    Критикуя действующее законодательство, а заодно и «цивилистическую науку», которая, по мнению Б. И. Пугинского, отстает от запро­сов практики, запаздывает в разработке дого­воров, Б. И. Пугинский заявляет, что договор поставки по своей природе малопригоден для обслуживания оптовой торговли и «не может эффективно выполнять соответствующие функ­ции» (кн. 2, с. 101). К сожалению, ни в первой, ни во второй книгах читатель не найдет разъя­снений по вопросу о том, почему договор поставки «малопригоден», не эффективен и т. п. Поэтому идея с договором оптовой купли-продажи не может быть поддержана уже потому, что позиция автора не соответствует поло­жениям действующего ГК РФ.

    Не иначе как явную ошибку следует рассматривать отнесение договора товарного кредита к реализационным договорам (кн. 2, с. 95). В силу прямого указания Закона — ч. 2 ст. 822 ГК — к товарному кредиту субсидиарно применяются правила о кредитном договоре, а к отношениям по кредитному договору соответ­ственно — п. 2 ст. 819 ГК — правила о займе. Такое двухступенчатое соподчинение норм названных договорных институтов возможно только потому, что из договора товарного кредита вытекает заемное по своей эконо­мической сущности и юридической природе обязательство, а не обязательство по реали­зации товаров.

    По схеме Б. И. Пугинского, торговые договоры должны быть включены во второй раздел (часть) Торгового кодекса.

    В третьей части Торгового кодекса, по схеме Б. И. Пугинского, «намечается урегули­ровать основные послеторговые отношения, которые пока вообще не регламентируются законом, что создает серьезные затруднения. Речь идет о порядке приемки товаров по коли­честву, об экспертизе качества, о возврате многооборотной тары и о других важных вопро­сах» (кн. 2, с. 33). И здесь автор допускает необоснованные преувеличения относительно степени урегулированности послеторговых отношений, поскольку в главе 30 ГК РФ «Купля-продажа» содержатся нормы, регулирующие принятие товара покупателем (ст. 513—515), проверку качества товара (ст. 474-477), гарантий­ные сроки и сроки годности товара (ст. 471—473), вопросы тары и упаковки (ст. 517), послед­ствия нарушений договорных условий о коли­честве, качестве и комплектности товаров (ст. 518-521) и т.д. Естественно, что многие из перечисленных вопросов регулируются ГК РФ не в полном объеме. Но этого и не требуется, ибо действуют соответствующие подзаконные, главным образом ведомствен­ные, нормативные правовые акты: правила перевозки грузов, правила торговли различ­ными видами товаров, государственные стан­дарты и т. п. Ни в коем случае нельзя преумень­шать значение регулятивных функций самого договора. В договоре можно предусмотреть все эти вопросы, которые Б. И. Пугинский считает важными, например, установить срок возврата многооборотной тары и средств пакетиро­вания, либо, например, по поводу технологии приемки товара по количеству и качеству, сослаться на Инструкцию Госарбитража СССР П-6 и П-7. Наконец, в силу Закона (ст. 5 ГК РФ) необходимо применять обычаи делового оборота, которых в сфере торговой деятельности пре­достаточно. Кроме того, имеются разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, в том числе и по вопросам договора поставки (Поста­новление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18).

    Для того, чтобы полемика по поводу третьей части Торгового кодекса, проекти­руемого Б. И. Пугинским, была плодотворна, необходимо все же видеть сам проект, а не схему, которая является весьма отдаленной от конкретики.

    Высказанные замечания касаются глав­ным образом теоретических вопросов и предло­жений, выдвигаемых авторами рецензируемых книг. В целом же содержание обеих книг направ­лено на позитивное чисто учебное, в описа­тельном ключе, изложение правовых вопросов оптовой торговли, и вследствие этого обе книги могут быть использованы не только в юридических, но и в экономических вузах.

     

    1Оценки различных вариантов курса коммерческого права см.: Кузнецов В. Предмет курсов предприни-мательского и коммерчес­кого права // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 51—52; Зинченко С. А., Голов В. В., Колес­ник Г. И. Рецензия на учебник: Коммерческое право. В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковле-вой. Ч. 1. СПб., 1997 и 1998; Ч. 2. 1998 // Правоведение. 1999. № 2. С. 264-271.

     

    К. К. Лебедев, кандидат юрид. наук, доцент СПбГУ.

    © К. К. Лебедев, 2000.

Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (31.05.2011) | Автор: Лебедев К. К
Просмотров: 3972 | Теги: Коммерческой право, Лебедев К. К, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде