О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах.
Лебедев, К. К.
О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах (Рец. на кн.: Коммерческое право России: Учебно-методическое пособие / Под ред. Б. И. Пугинского. М.: Городец, 1999. 144 с.;
Пугинский Б. И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2000. 314 с.).
Различие между двумя книгами, имеющими одинаковое название, выражается главным образом в их объеме. Что же касается структуры и содержания, то они во многом совпадают. Это объясняется тем, что первая книга — учебно-методическое пособие — написана коллективом кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, а вторая книга, названная в аннотации и во введении курсом коммерческого права, написана заведующим названной кафедрой профессором Б. И. Пугинским единолично. Хотя в написании учебно-методического пособия Б. И. Пугинский участия не принял, он является его редактором. Отсюда многочисленные совпадения и в исходной, концептуальной, позиции, и при освещении отдельных разделов учебного курса.
Авторы обеих книг исходят из того, что коммерческое право не представляет собой самостоятельной отрасли системы российского права, а является частью гражданского права, его подотраслью. Эта позиция кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова хорошо известна по устным выступлениям профессора Б. И. Пугинского. Такое понимание коммерческого права как подотрасли гражданского права, как отрасли юридической науки и самостоятельной учебной дисциплины разделяется многими научными школами в России и за рубежом. И все же наряду с этой позицией, даже если признать ее преобладающей в современной юриспруденции, существуют и другие течения, которые отражаются не только в научных исследованиях, но и в построении учебных курсов и программ. Поэтому вызывает удивление, что авторы не посчитали нужным затронуть соотношение коммерческого и предпринимательского права, дать хотя бы краткую информацию о других подходах современных российских ученых к понятию коммерческого права, его месту в системе права и системе законодательства, об отражении подобных позиций в учебных курсах и уже изданных и ставших популярными учебниках.1
Но более существенно, пожалуй, то обстоятельство, что концепция Б. И. Пугинского и кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в целом не выдержана методологически. «Наш курс, — пишет Б. И. Пугинский, — строится как отраслевая, а не как комплексная юридическая дисциплина. С целью отмежевания, отделения от комплексных разработок по торговле приходится использовать название "коммерческое право". Размежевание необходимо, поскольку коммерческое право имеет принципиально иное содержание, качественно отличается от того, что изучают в торговых вузах и училищах» (кн. 2, с. 12). И далее: «Каждая учебная дисциплина занимается своим определенным предметом. Для коммерческого права таким предметом является правовое регулирование коммерческой, т. е. торговой, деятельности» (там же, с. 13).
В учебно-методическом пособии «предметом регулирования коммерческого права» признаются «отношения, связанные с переходом товаров на возмездной основе от одних лиц к другим, продвижением товаров от производителей к потребителям» (кн. 1, с. 7). Но наряду с этим и в одной, и в другой книге в качестве предмета регулирования называется коммерческая или, что то же самое по терминологии авторов данных книг, торговая деятельность, торговое предпринимательство. Так, на с. 29 своей книги, обращая внимание на необходимость «определить соотношение торгового и гражданского права», Б. И. Пугинский делает вывод: «Итак, торговое законодательство — это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность». Торговая деятельность порождает не только горизонтальные (гражданско-правовые), но и вертикальные (административно-правовые) отношения, связанные, например, с лицензированием отдельных видов торговой деятельности, установлением контроля за соблюдением специальных требований к торгующим организациям, налогообложением и т. д. Поэтому законодательство о торговой деятельности не может не носить комплексный характер. Итоговый вывод, который делает Б. И. Пугинский, о том, что «торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а торговое право — как подотрасль гражданского законодательства...» (кн. 2, с. 30), противоречит предшествующим суждениям автора и методологически не корректен.
В обеих книгах выдвигается и поддерживается идея принятия Торгового кодекса России. Предлагаемые Б. И. Пугинским структура Торгового кодекса и пути формирования его содержания вызывают, по крайней мере, недоумение. Уважаемый Б. И. Пугинский считает, что «можно безболезненно изъять из ГК РФ и сконцентрировать в Торговом кодексе нормы о договорах, в которых никогда не участвуют граждане, а только организации... Перенос их из Гражданского в Торговый кодекс позволил бы гораздо полнее и четче урегулировать эти обязательства» (кн. 2, с. 33; см. также с. 95-96, 109). Представляется, что обсуждать подобные проекты конструкторско-компьютерного творчества бессмысленно: Гражданский кодекс — это не файл компьютерной программы, из которого можно безболезненно вырезать кусок текста и перенести в другой файл.
Нельзя не обратить внимание и на другой аспект проблемы: в обеих книгах содержится призыв по существу к более детальному и подробному регламентированию торговых отношений. Так, в первой части Торгового кодекса, по мнению Б. И. Пугинского, нужно «определить порядок образования, особенности построения и имущественного положения специальных субъектов торговли: посреднических фирм, сбытовых сетей, товарных бирж, оптовых ярмарок и др.» (кн. 2, с. 32). «Речь идет, — подчеркивает далее Б. И. Пугинский, — о регулировании особенностей, а совсем не о повторении норм ГК РФ о видах юридических лиц» (кн. 2, с. 33). «Издание Торгового кодекса, — пишут авторы учебно-методического пособия, — позволило бы... законодательно регламентировать многие важные вопросы становления рыночных отношений в стране» (кн. 1, с. 13).
Авторы как будто забывают о том, что одним из самых важных вопросов становления и обеспечения нормального функционирования рыночных отношений является создание необходимых условий для развития предпринимательства, в том числе торговли, укрепление правовых гарантий инициативы и предприимчивости, недопустимости необоснованного вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность. Предлагаемое авторами более детальное регулирование «порядка образования и имущественного положения» «специальных субъектов торговли» объективно способствовало бы сковыванию инициативы торговых предпринимателей, сузило бы их возможности для выживания в условиях острой конкурентной борьбы, не говоря уже о том, что у ретивых должностных лиц из многочисленных органов исполнительной власти появились бы дополнительные правовые основания для предъявления все новых и новых требований к торговым фирмам и индивидуальным предпринимателям.
Б. И. Пугинскому и возглавляемому им коллективу ученых следовало бы более серьезно отнестись к идее Торгового кодекса, проработать концепцию, тщательно взвесить все аргументы и контраргументы. Прежде всего, надо ответить на вопрос, а нужен ли вообще Торговый кодекс при наличии таких консолидированных кодифицированных законов, как Гражданский и Налоговый кодексы, которые в необходимой и достаточной мере регулируют отношения, связанные с предпринимательской деятельностью. Дублировать в Торговом кодексе нормы ГК — непозволительная роскошь, а принимать Торговый кодекс для того, чтобы более детально урегулировать отношения коммерческого торгового оборота, нецелесообразно и недопустимо ввиду действия объективных закономерностей рыночной экономики, опирающейся надиспозитивность и дозволительность гражданско-правового регулирования.
Сказанное относится и к содержащимся в рецензируемых работах предложениям об урегулировании особенностей «заключения и исполнения торговых договоров» (кн. 1, с. 13). Договорам по схеме Б. И. Пугинского должна быть посвящена вторая часть Торгового кодекса РФ (кн. 2, с. 13). Но так ли уж необходимо «гораздо более полное» регулирование договорных обязательств? В чем проявляется «нечеткость» Гражданского кодекса РФ? Принцип свободы договоров ныне не только провозглашается, но и конкретно закрепляется в ст. 421 ГК РФ и последовательно проводится в нормах самого Гражданского кодекса РФ и других законов и нормативно-правовых актов. Данный законодательный принцип исключает более детальный уровень урегулирования особенностей договоров отдельных видов по сравнению с тем уровнем или степенью урегулированности, которая дается в приоритетном законе, за изъятиями, конечно, прямо предусмотренных исключений.
Если договор не упоминается в ГК РФ, это не означает, что он вообще не урегулирован. В силу принципа свободы договоров заключение не названных в ГК РФ договоров правомерно. Возникающие из таких договоров обязательства подчиняются общим положениям гражданского права. К указанным отношениям по аналогии закона могут быть применены и специальные нормы.
Нельзя согласиться с Б. И. Пугинским и авторами учебно-методического пособия в том, что некоторые договоры, которые они считают важными, «сейчас не упоминаются в ГК РФ», в частности, «договоры на проведение маркетинговых исследований, на оказание рекламно-распространительных услуг, на предоставление коммерческой информации, на исключительную продажу товаров, дистрибьюторские контракты» (кн. 2, с. 33; кн. 1, с. 74-75). Дело ведь не в том, что названия этих договоров прямо не упомянуты в ГК РФ, а в том, что все они относятся к определенным типам договоров, урегулированных нормами ГК РФ. Так, договор на проведение маркетинговых исследований — разновидность договора подряда (ст. 702-729), договоры на оказание рекламно-распространительных услуг и на предоставление коммерческой информации относятся к группе договоров на возмездное оказание услуг (ст. 779-783), договоры на исключительную продажу товаров представляют собой разновидности либо договора комиссии (п. 2 ст. 990), либо агентского договора (ст. 1005),о чем пишет сам Б. И. Пугинский на с. 216 своего курса.
Дистрибьюторские контракты в трактовке Б. И. Пугинского должны быть квалифицированы как агентские договоры. Б. И. Пугинский отмечает: «Дистрибьютор действует как фактический, а не как юридический посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени и на свой риск по самостоятельно совершаемым сделкам. Этим дистрибьютор отличается от комиссионера, поверенного или агента» (кн. 2, с. 215). Это ошибочное утверждение, так как согласно ч. 2 п. 1 ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным не принципал, а агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. Каким бы термином — дистрибьютором или агентом — мы ни назвали торгового посредника, реализующего товар от своего имени и на свой риск, но по поручению товаровладельца договор, заключенный им с владельцем товара — принципалом, будет являться агентским договором, предусмотренным в ст. 1005—1011 части второй ГК РФ.
Большое внимание уделяется в указанных работах идее выделения договора оптовой купли-продажи в качестве особого самостоятельного вида договора, не совпадающего ни с договором розничной купли-продажи, ни с договором поставки. «Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК РФ не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР 1964 г.», — пишет Б. И. Пугинский (кн. 2, с. 98). Что касается системы договоров по ГК РСФСР 1964 г., то она считалась далеко не полной и были основания ставить вопрос о признании оптовой купли-продажи самостоятельным видом договора. «По договору оптовой купли-продажи продавец обязуется в согласованный срок или сроки передать в собственность покупателя вещи (товары), соответствующие требованиям, для их продажи населению, а покупатель — принять вещи и оплатить их стоимость», — такое определение дается в учебно-методическом пособии (кн. 1, с. 37). Отсюда видно, что единственным специфическим моментом в оптовой купле-продаже является цель последующей продажи товара населению. Но эта цель — одна из целей, охваченных легальным определением договора поставки, закрепленным в ст. 506 ГК РФ, в связи с чем приведенное выше утверждение Б. И. Пугин-ского не соответствует действительности: договор оптовой купли-продажи в том, по крайней мере, понимании, которое изложено в рецензируемых книгах, есть не что иное, как договор поставки.
Критикуя действующее законодательство, а заодно и «цивилистическую науку», которая, по мнению Б. И. Пугинского, отстает от запросов практики, запаздывает в разработке договоров, Б. И. Пугинский заявляет, что договор поставки по своей природе малопригоден для обслуживания оптовой торговли и «не может эффективно выполнять соответствующие функции» (кн. 2, с. 101). К сожалению, ни в первой, ни во второй книгах читатель не найдет разъяснений по вопросу о том, почему договор поставки «малопригоден», не эффективен и т. п. Поэтому идея с договором оптовой купли-продажи не может быть поддержана уже потому, что позиция автора не соответствует положениям действующего ГК РФ.
Не иначе как явную ошибку следует рассматривать отнесение договора товарного кредита к реализационным договорам (кн. 2, с. 95). В силу прямого указания Закона — ч. 2 ст. 822 ГК — к товарному кредиту субсидиарно применяются правила о кредитном договоре, а к отношениям по кредитному договору соответственно — п. 2 ст. 819 ГК — правила о займе. Такое двухступенчатое соподчинение норм названных договорных институтов возможно только потому, что из договора товарного кредита вытекает заемное по своей экономической сущности и юридической природе обязательство, а не обязательство по реализации товаров.
По схеме Б. И. Пугинского, торговые договоры должны быть включены во второй раздел (часть) Торгового кодекса.
В третьей части Торгового кодекса, по схеме Б. И. Пугинского, «намечается урегулировать основные послеторговые отношения, которые пока вообще не регламентируются законом, что создает серьезные затруднения. Речь идет о порядке приемки товаров по количеству, об экспертизе качества, о возврате многооборотной тары и о других важных вопросах» (кн. 2, с. 33). И здесь автор допускает необоснованные преувеличения относительно степени урегулированности послеторговых отношений, поскольку в главе 30 ГК РФ «Купля-продажа» содержатся нормы, регулирующие принятие товара покупателем (ст. 513—515), проверку качества товара (ст. 474-477), гарантийные сроки и сроки годности товара (ст. 471—473), вопросы тары и упаковки (ст. 517), последствия нарушений договорных условий о количестве, качестве и комплектности товаров (ст. 518-521) и т.д. Естественно, что многие из перечисленных вопросов регулируются ГК РФ не в полном объеме. Но этого и не требуется, ибо действуют соответствующие подзаконные, главным образом ведомственные, нормативные правовые акты: правила перевозки грузов, правила торговли различными видами товаров, государственные стандарты и т. п. Ни в коем случае нельзя преуменьшать значение регулятивных функций самого договора. В договоре можно предусмотреть все эти вопросы, которые Б. И. Пугинский считает важными, например, установить срок возврата многооборотной тары и средств пакетирования, либо, например, по поводу технологии приемки товара по количеству и качеству, сослаться на Инструкцию Госарбитража СССР П-6 и П-7. Наконец, в силу Закона (ст. 5 ГК РФ) необходимо применять обычаи делового оборота, которых в сфере торговой деятельности предостаточно. Кроме того, имеются разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ, в том числе и по вопросам договора поставки (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18).
Для того, чтобы полемика по поводу третьей части Торгового кодекса, проектируемого Б. И. Пугинским, была плодотворна, необходимо все же видеть сам проект, а не схему, которая является весьма отдаленной от конкретики.
Высказанные замечания касаются главным образом теоретических вопросов и предложений, выдвигаемых авторами рецензируемых книг. В целом же содержание обеих книг направлено на позитивное чисто учебное, в описательном ключе, изложение правовых вопросов оптовой торговли, и вследствие этого обе книги могут быть использованы не только в юридических, но и в экономических вузах.
1Оценки различных вариантов курса коммерческого права см.: Кузнецов В. Предмет курсов предприни-мательского и коммерческого права // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 51—52; Зинченко С. А., Голов В. В., Колесник Г. И. Рецензия на учебник: Коммерческое право. В 2 ч. / Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковле-вой. Ч. 1. СПб., 1997 и 1998; Ч. 2. 1998 // Правоведение. 1999. № 2. С. 264-271.
К. К. Лебедев, кандидат юрид. наук, доцент СПбГУ.
© К. К. Лебедев, 2000.