Материалы Научной
сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34 реля
2003 г.
Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 248 с.
ISBN
5-85534-764-8
Сборник включает в себя статьи молодых ученых,
аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной
сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.
А.О. Иншакова
канд. юрид. наук, доцент
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ
КОРПОРАЦИЯ: ЧАСТНОПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В
последние десятилетия транснациональным корпорациям уделяется много внимания.
Сегодня существуют различные научные подходы к оценке деятельности
транснациональных корпораций: некоторые авторы полагают, что в перспективе ТНК
смогут стать доминирующей силой мирового хозяйства, сменив национальные
государства в качестве основных его субъектов, другие, напротив, исходят из
предположения, что роль транснациональных корпораций несколько преувеличена. В
любом случае можно сделать вывод, что ТНК являются одним из важнейших субъектов
мировой экономики 1. Поэтому транснациональные корпорации
приобретают немаловажное значение не только для теории международных
экономических отношений (в рамках анализа проблем движения капитала и
международной торговли), но и для таких дисциплин, как международное частное
право и международное публичное право.
Под ТНК понимаются
предприятия, отделения и филиалы которых находятся в настоящее время
практически во всех странах, представляющие с экономической точки зрения
единый механизм, но с точки зрения юридической они самостоятельные независимые
компании 2.
— 150 —
Транснациональные
корпорации осуществляют свою деятельность в системе мирового хозяйства, но
влияние их распространяется и на мировую политику, что позволяет признать
транснациональные корпорации наряду с национальными государствами,
международными организациями, т. е. субъектом мирового политического процесса,
объективной реальностью современного мира. ТНК не являются совершенно новым
явлением, а представляют собой особую форму проявления всеобщей закономерности
развития капитализма, стремления капитала к внешнеэкономической экспансии в
форме прямых зарубежных инвестиций. Эти инвестиции вызваны необходимостью
получения дополнительных возможностей внедрения в экономику других стран и
оказания влияния на политические процессы в этих странах. Производство, осуществляемое
за рубежом, имеет в этом плане ряд преимуществ, которые вытекают из различий
политических и экономических условий между страной базирования транснациональных
корпораций и принимающей страной, где располагаются филиалы ТНК: степень
обеспеченности и стоимость добычи и переработки природных ресурсов; ставки
заработной платы труда; трудовое законодательство; налогообложение; курс валют;
экологические стандарты; политический режим; политическая культура и др. Эти
различия увеличивают маневренность транснациональных корпораций на мировой
арене.
Однако экономический рост
ТНК по своему политическому, социальному значению неоднозначен. С
экономической точки зрения он ведет, с одной стороны, к росту производительности
и интенсивности труда, производства, наращиванию производственных мощностей,
товаров и услуг, к увеличению национального дохода и совокупного общественного
продукта. С другой стороны, типичной чертой «транснациональной экономики»
является сильный контраст между благополучием крупных транснациональных
корпораций и серьезными трудностями страны в целом: неустойчивым развитием
производства, инфляцией, массовой безработицей и т. п. С социальной точки
зрения в одних случаях экономический рост ТНК увеличивает противостояние труда
и капитала. Они проводят жесткую политику в отношении занятости. Во время
экономических кризисов транснациональные корпорации даже склонны к большому
сокращению персонала, что ведет к состоянию острой конфронтации с профсою-
— 151 —
зами.
В других случаях ТНК, наоборот, сглаживают социальную напряженность в обществе.
На данный момент для
современной мировой экономики характерен стремительный процесс
транснационализации. В этом процессе движущей силой выступают транснациональные
корпорации. Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из
головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная
компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем
владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю
родительской компании приходится, как правило, более 10 % акций или их
эквивалента 3.
Нередко важным аргументом
в пользу создания заграничного филиала ТНК является экономия на издержках.
Другой широко распространенный мотив — стремление уклониться от больших
расходов на охрану окружающей среды на родине. Часто строительство зарубежного
филиала дает возможность обойти импортные ограничения, использовать налоговые
льготы, снизить транспортные расходы и т. п. Почти все ТНК, широко практикующие
торговые операции со своими филиалами, манипулируют ценами и условиями
поставок продукции. Наиболее распространенными во внутрикорпорационной
торговле являются заниженные цены на сырье, отгружаемое филиалами головным
компаниям, и завышение цены на поступающие в филиалы полуфабрикаты.
Расширяя сеть своих
зарубежных филиалов, ТНК получают возможность вести борьбу со своими
конкурентами непосредственно в районах сбыта продукции. Организацию этой
борьбы берут на себя филиалы, которые лучше могут оценить хозяйственную
обстановку принимающих стран и возможности своих соперников на местном рынке. В
развивающихся странах ТНК не просто «присутствуют» в экономике, а овладевают
командными высотами, что невозможно сбросить со счетов при выработке
национальных политических решений 4.
Иностранный капитал,
глубоко внедрившись в экономику многих стран мира, стал составной частью их
воспроизводственного процесса. При выборе страны транснациональные корпорации,
как уже отмечалось выше, оценивают условия инвестирования по следующим
основным критериям: оценка местного рынка
— 152 —
с точки зрения его
емкости, наличия ресурсов, местоположения и т. д., политическая стабильность в
стране, правовые условия иностранных инвестиций, система налогообложения,
характер торговой политики, степень развития инфраструктуры, защита
интеллектуальной собственности, государственное регулирование экономики,
дешевизна рабочей силы и уровень ее квалификации, стабильность национальной
валюты, возможности репатриации прибылей.
Нередко транснациональные
корпорации, действуя во многих странах, способны влиять на все сферы
общественной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации в состоянии уклоняться
от экономического и политического контроля со стороны принимающих государств.
В истории имели место случаи, когда иностранные инвесторы добивались поддержки
своих действий от политического руководства независимо от их последствий для
местного населения и благосостояния страны в целом.
Политика развивающихся
стран по отношению к ТНК направлена на «максимальное возможное согласование
притока иностранного капитала и технологии с решением первоочередных
экономических задач»5. Именно поэтому в своей политике по отношению
к транснациональным корпорациям развивающиеся страны сочетают ограничительные и
стимулирующие меры.
В течение 70—80-х гг. на
уровне ООН предпринимались попытки выработать кодекс поведения ТНК, который
поставил бы их действия в определенные рамки, и создать в ряде случаев
преимущества для национальных фирм. Эти попытки встретили сопротивление
представителей транснациональных корпораций. В 1992 г. переговоры по
выработке кодекса поведения транснациональных корпораций были прекращены.
При достижении своей
главной цели — сверхприбыли «ТНК играет на разнообразии правовых, экономических
и политических составляющих стран их базирования»6. Так, например,
законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит
специальных норм, непосредственно регулирующих деятельность транснациональных
корпораций (за исключением отдельных вопросов, таких как взаимозависимость
лиц, обособленные подразделения юридических лиц и т. п.), что представляется
совершенно недостаточным. Кроме того, действующий Закон РФ от 30 ноября 1995 г. ¹ 190-ФЗ «О
финансово-промыш-
— 153 —
ленных
группах» определяет понятие «транснациональная финансово-промышленная группа»,
которое зачастую отождествляется с понятием «транснациональная корпорация».
Однако между ними существует весомая разница, которая связана с тем, что
поскольку в соответствии с положениями п. 1 ст. 4 указанного закона участниками
транснациональной финансово-промышленной группы могут быть лишь юридические
лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых
Государств, транснациональной финансово-промышленной группой не могут быть
признаны транснациональные корпорации, не имеющие присутствия в
странах-участницах СНГ. Кроме того, указанный Закон не является ни составной
частью законодательства о налогах и сборах, ни составной частью гражданского
законодательства.
Так, В.Н. Петухов в своем
комментарии к закону отмечает, что в рыночной экономике на данный момент под
финансово-промышленными группами понимают достаточно широкий круг
интегрированных структур, которые существуют в определенных организационно-правовых
формах, включая крупные национальные и транснациональные корпорации 7.
Невольно возникает
вопрос: как же все-таки между собой соотносятся ТНК и финансово-промышленные
группы?
Основные положения,
касающиеся правового регулирования, создания и деятельности транснациональных
корпораций в России, отражены во внутреннем законодательстве Российской
Федерации. Единственным нормативным актом, регулирующим деятельность
транснациональных корпораций в Российской Федерации, является Конвенция от 6
марта 1998 г.
«О транснациональных корпорациях», подписанная Российской Федерацией наряду с
Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном и Украиной. На
момент написания данного исследования Российская Федерация не ратифицировала
этот международный договор, поэтому, строго говоря, он пока не может считаться
источником правового регулирования деятельности ТНК в РФ 8. Кроме
того, сразу следует отметить, что данный документ не представляется
достаточным, так как предполагает наличие внутренних нормативных актов: в
Конвенции лишь закреплены общие положения, касающиеся деятельности
транснациональных корпораций в странах-участницах конвен-
— 154 —
ции (определено понятие
«транснациональная корпорация», установлены общие основы сотрудничества сторон
в области создания и деятельности транснациональных корпораций, подчеркнут
принцип добровольности создания ТНК и т. п.). Естественно, такое положение
нельзя считать нормальным: для создания и успешного функционирования
корпорации любого типа необходимы специальные нормы, регулирующие частные вопросы
ее деятельности.
Так, С.М. Кудряшев в
своей статье справедливо отмечает тот факт, что к числу новых образований,
которые со временем могут стать субъектами международного права, можно отнести
и транснациональные корпорации. Действительно, роль и вес транснациональных
корпораций в международных экономических отношениях весьма ощутимы, и их
финансовые средства сопоставимы с бюджетами отдельных государств. Вместе с тем
при существующей практике их правовой статус регулируется национальным правом.
Однако с учетом процесса глобализации ТНК международно-правовая регламентация
их деятельности неизбежна 9.
Таким образом, на наш
взгляд, законодательство РФ, регулирующее деятельность транснациональных
корпораций, нуждается в совершенствовании. Особенно это важно в настоящее
время, когда роль, которую играют ТНК в экономической и политической жизни
Российской Федерации, постоянно усиливается. Ввиду того, что деятельность
транснациональных корпораций сопряжена с целым комплексом экономических и
юридических проблем, не урегулированных внутренним российским
законодательством, она должна быть подвергнута глубокому, многоуровневому
анализу с целью найти новые подходы к налогообложению и регулированию их
деятельности. Одним из возможных направлений может стать обобщение мирового
опыта с целью разработки и внедрения юридических норм, способных устранить
правовой «вакуум» в данном вопросе.
Примечания
1 Драчева Е.Л.,
Либман А.М. Формирование системы внутрен
них рынков транснациональных корпораций и место России в этом
процессе // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. ¹ 6.
2 Иншакова А.О. Международное частное право:
Учеб.-метод.
пособие, 2002.
— 155 —
|