Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Коммерческое право

На правах рекламы



Иванов А. А. Закон о товарных биржах. Часть I
Закон о товарных биржах.

Иванов, А. А.
Закон о товарных биржах.Часть 1 /А. А. Иванов.
//Правоведение. -1992. - № 5. - С. 3 - 13

СОДЕРЖ.: Законодательство о биржах -- Понятие о бирже -
- Биржа и иные торгующие субъекты -- Специальная
правоспособность биржи -- Полномочия биржи -- Является ли
биржа коммерсантом ? -- Организационно-правовая структура
биржи -- Учреждение биржи.

Библиогр. в подстрочных примечаниях.



БИРЖЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - БИРЖИ - ГРАЖДАНСКОЕ
ПРАВО - КОММЕНТАРИИ - ПОЛНОМОЧИЯ - ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ - ПРАВОСПОСОБНОСТЬ - РФ [С 1991]
- ТОРГОВОЕ ПРАВО - ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ -
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Материал(ы):
Закон о товарных биржах. Часть I. [Журнал "Правоведение"/1992/№5]
Иванов А.А.

20 февраля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле»,2 который впервые за последние 60 лет посвящен такой сугубо «капиталистической» организации, как биржа, и регулированию торговли на ней. До этого момента деятельность бирж регламентировалась только подзаконными актами не более чем двухгодичной давности, да и то лишь в самых общих чертах. Закон неоднозначно встречен биржевиками, иными предпринимателями. Однако целью настоящей статьи является не его социально-политическая оценка, а догматическое исследование. И пусть «первый блин комом», но поскольку его выпек наш законодатель, все равно придется есть, хотя можно при этом и не испытывать положительные эмоции.


Законодательство о биржах


Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и торговлей на них, регулируются Законом о товарных биржах и иными (в том числе подзаконными) актами законодательства РФ, а также учредительными документами бирж, правилами торговли на них и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона). В этой норме не проводится различие между законодательством и локальными нормативными актами бирж (учредительными документами, правилами торговли, положениями о биржевой арбитражной комиссии и проч.). Все они объединены под общим термином «законодательство». Это простая погрешность законодателя или здесь заложен какой-либо смысл?


Локальные нормативные акты по традиции никогда к законодательству не относились, ибо действовали только внутри определенного рода организации. Применительно к юридическому лицу корпоративного типа они могли распространяться на его членов. Касались они также и его работников. Обязательность локальных нормативных актов основывалась на договоре (учредительном или трудовом). Иная ситуация на бирже, где есть постоянные и разовые посетители, которые обязаны соблюдать правила биржевой торговли, могут быть подвергнуты штрафу за нарушения последних с передачей дел на рассмотрение арбитражной комиссии и в то же время не относятся ни к членам биржи, ни к работникам. С этими участниками биржевой торговли во многих случаях невозможно заключить соглашения, в соответствии с которыми они приняли бы на себя обязанности членов биржи. И здесь отнесение отдельных локальных нормативных актов к категории законодательства может иметь решающее значение. Подобное решение позволяет признавать биржевые сделки, заключенные с нарушением правил биржевой торговли, недействительными по основанию, предусмотренному ст. 48 ГК РСФСР (п. 1 ст. 30 Основ гражданского законодательства 1991 г.).


К законодательству могут быть отнесены не всякие локальные нормативные акты биржи, а лишь те из них, которые приняты в соответствии с действующим законодательством. Но последнее предусматривает принятие множества локальных нормативных актов. Неужели такой документ биржи, как решение общего собрания членов о распределении обязанностей между должностными лицами, можно считать законодательством! Очевидно, под «внутренними документами биржи, принятыми в соответствии с законодательством», понимаются такие, которые прямо предусмотрены Законом о товарных биржах, а именно, ее учредительные документы, правила биржевой торговли и положение о биржевой арбитражной комиссии. Как раз они-то и имеют «внешнее» действие.


Отношения, связанные с деятельностью бирж труда, фондовых и валютных бирж, а также фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных, товарно-фондовых и универсальных бирж, Законом не регулируются (ч. 2 ст. 1). Деятельность фондовых секций (отделов) на товарных биржах регламентируется Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991г. № 78.3 В соответствии с этим Положением фондовые биржи должны осуществлять свою деятельность как исключительную (п. 55). Таким образом, создать в рамках фондовой биржи товарный отдел невозможно.


Понятие о бирже


«Под товарной биржей 4 понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленнным ею правилам» (ст. 2 Закона о товарных биржах). Из этого определения можно вычленить несколько признаков биржи. Биржа — это субъект, во-первых, формирующий оптовый рынок, во-вторых, занимающийся организацией и регулированием биржевой торговли, т. е. гласных публичных торгов в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам и, в-третьих, пользующийся правами юридического лица. Для приведенного определения характерно сочетание экономических и юридических признаков с отчетливым уклоном в сторону первых. С них-то и нужно начать.


Торговля в экономическом смысле5 является посредствующим звеном 6 между производством (изготовлением) товаров и их потреблением (производительным и личным) и в этом качестве бывает оптовой и розничной. Биржа занимается оптовой торговлей, обычно в пределах крупного и среднего опта. Современный этап развития биржевого дела характеризуется ведением на некоторых биржах мелкооптовой, а подчас и розничной торговли. Определение биржи как организации, формирующей оптовый рынок, не исключает ведения ею розничной торговли: всегда можно сказать, что оптовый рынок вырастает из розничного, поэтому формировать первый можно только с использованием второго. Но фиксировать характеристику биржевой торговли в качестве оптовой нет необходимости. Это чисто экономический признак, не играющий при определении биржи значительной роли. Розничная торговля не свойственна для биржи: с появлением на рынке торговых деятелей новых типов она отомрет. Этот процесс уже начался.


Ключевую роль в легальном определении товарной биржи играет понятие «биржевая торговля». Торговля в широком смысле включает реализацию товара от своего имени и за свой счет (торговля в узком смысле), от чужого имени или за чужой счет (посредничество) и обслуживание торговли в узком смысле и посредничества. Последнюю функцию выполняет, в частности, и биржа, которая сама не занимается ни торговлей, ни посредничеством.7 Когда говорят о биржевой торговле, под пей понимают либо торговлю в широком смысле, либо торговлю в узком смысле и посредничество, которыми занимаются действующие на бирже субъекты. Не случайно Закон использует словосочетание «организация и регулирование биржевой торговли». Правда, такая формулировка в силу своей незавершенности позволяет сделать и противоположный вывод, а именно, что и сама биржа занимается биржевой торговлей, а не только ее организацией и регулированием. Последующие положения, например, п. 3 ст. 7 Закона, опровергают подобное суждение. Отсюда легальное определение товарной биржи нуждается в следующем уточнении: биржа занимается организацией и регулированием биржевой торговли, которую ведут члены биржи и иные лица, допущенные в установленном порядке к торгам. Но это будет определение «idem per idem», если не расшифровать, хотя бы в самых общих чертах, понятие такой торговли.


Биржа является юридическим лицом корпоративного типа, союзом лип, основанным на членстве. Все правила действующего законодательства о юридических лицах применяются к товарным биржам с учетом специфики, предусмотренной Законом. Биржа, как и всякая корпорация, должна быть признана собственником принадлежащего ей имущества.


В итоге можно дать следующее определение: товарная биржа — это юридическое лицо, занимающееся организацией и регулированием биржевой торговли, т. е. гласного публичного торга биржевыми товарами, проводимого между членами биржи и иными лицами, допущенными в установленном порядке к торгам, в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.


Более подробно понятия биржевой торговли и биржевого товара рассмотрены ниже.


Биржа и иные торгующие субъекты


В торговле задействовано множество самостоятельных субъектов (физических лиц и юридических лиц различных организационно-правовых форм) со своими функциями. Биржа среди них занимает далеко не последнее место.


От субъектов, занимающихся торговлей в узком смысле слова (производителей, реализующих свой товар, оптовых и розничных торговцев, одним словом, дилеров8), биржа отличается тем, что не ведет торговли (как деятельности с целью извлечения прибыли) от своего имени и за свой счет. Разумеется, это не касается купли-продажи самой биржей принадлежащего ей имущества, без чего не может обойтись ни один хозяйствующий субъект гражданского права. Но такая купля-продажа не может быть систематической и не должна быть направлена на извлечение прибыли.


В отличие от посредников (поверенных, комиссионеров, т. е. брокеров) биржа не ведет торговли ни за чужой счет, ни от чужого имени. Посредники сами прибегают к помощи биржи для заключения сделок.


Дилеры и брокеры могут быть физическими лицами, что немыслимо для биржи.


Биржа не является единственным субъектом, обслуживающим торговлю и посредничество. Существуют различные транспортные, экспедиторские, страховые и иные организации. В отличие от них связь биржи с торговлей и посредничеством самая прямая и непосредственная. Биржевые торговые сделки заключаются при непременном участии биржи. Существо услуги, которую оказывает биржа, состоит в организации и проведении торгов, где и заключаются соответствующие сделки. Разумеется, последние могут быть заключены и вне биржи, но к ним она уже не будет иметь никакого отношения (исчезнет функция обслуживания). Подавляющее же большинство обслуживающих торговлю и посредничество субъектов действуют на основании договоров, которые заключаются по усмотрению торговца (посредника). Последний может и сам выполнять те или иные функции обслуживающих его (вспомогательных) организаций. Но он никогда не сможет превратить свои сделки в биржевые без участия самой биржи.


Труднее всего провести грань между биржей и аукционом, когда тот лишь обслуживает торговлю, которая ведется участниками аукциона. В принципе, все признаки, которые были выделены в легальном определении биржи, присущи и аукциону. Ведь это определение рассчитано на такую биржу, которая торгует реальным товаром. На Западе для биржи характерен определенный способ публичного торга (усреднение), который, в отличие от аукциона, не строится по принципу наивысшей предложенной цены. Поскольку наши биржи торгуют главным образом реальным товаром, принцип определения цены на них не может быть отличным от аукционного. Поэтому сейчас граница между аукционом и биржей проходит только по объектам (на аукцион могут выставляться недвижимость, произведения искусства и иные уникальные вещи и очень редки оптовые партии товара) и участникам торга (на аукционах обычно нет членства).


Интересно также провести границу между биржей и торговым домом. В начале 1992 г., когда экономические условия для деятельности бирж стали неблагоприятными, со всей очевидностью возникла проблема перенасыщенности нашего хозяйства этими коммерческими структурами. В качестве одного из возможных путей эволюции бирж стали рассматривать их превращение в торговые дома. Последние вправе самостоятельно заниматься торговлей и посредничеством, что позволит восполнить недостаток собственных доходов, который в последнее время был типичен для большинства небольших бирж. В то же время нет никаких препятствий проведению торгов, но уже в рамках торгового дома между его членами. Единственное ограничение, которое существует, состоит в невозможности называть такие торги биржевыми, а сам торговый дом — биржей (ст. 5 Закона о товарных биржах). Но вряд ли можно считать проведение торгов между своими членами основной задачей торгового дома. Он предназначен для закупок крупнооптовых партий товаров и последующего распределения их между членами торгового дома по умеренным ценам.


Специальная правоспособность биржи


Правоспособность всякого юридического лица в РФ является специальной, однако у биржи она приобретает особый характер. Предмет (сфера) деятельности биржи обрисован в ст. 3 Закона о товарных биржах. «Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли, за исключением деятельности, предусмотренной пунктами 2 и 3» статьи 3 Закона. Это правило сочетает два способа определения предмета деятельности биржи, во-первых, критерий непосредственности связи того или иного направления деятельности с организацией и регулированием биржевой торговли и, во-вторых, отсутствие исключений, предусмотренных действующим законодательством. Понятие биржевой торговли в Законе дано. Достаточно лишь воспользоваться им. Гораздо сложнее определить, какой вид деятельности непосредственно связан с организацией и регулированием биржевой торговли, а какой — нет. Как быть, например, со школой брокеров или биржевым культурным центром? Эти структуры, конечно, связаны с биржевой торговлей, но насколько тесно... сказать трудно. В подобных условиях целесообразно исходить из презумпции непосредственности связи того или иного вида деятельности, которую ведет биржа, с организацией и регулированием биржевой торговли, если только речь не идет о таких направлениях, которые прямо исключены из предмета деятельности биржи.


В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о товарных биржах биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое или физическое лицо, являющееся членом биржи. Как объяснить это правило? В нем, по крайней мере в существующей редакции, нет необходимости. Если биржа может заниматься только тем, что непосредственно связано с организацией и регулированием биржевой торговли, зачем повторять, что есть еще какие-то виды деятельности, которыми нельзя заниматься, если нет такой связи. Правило, предусмотренное п. 1 ст. 3 Закона о товарных биржах, по объему является более широким, чем норма п. 2. Возникновение последней имело бы смысл только в одном случае: если бы бирже запрещалось заниматься торговлей и посредничеством; даже связанными с организацией и регулированием биржевой торговли, за исключением единичных случаев скупки и продажи имущества, представляющего материальную основу работы биржи, без цели извлечения прибыли. Но Закон подобного правила не содержит.


Между тем его обоснование не представляет особого труда. Ведь всякая торговля (равно как и посредничество) — высококонкурентная отрасль. Но если биржа как корпорация торговцев (посредников) может сама и заниматься торговлей (посредничеством), и устанавливать правила торговли для других, велик риск того, что при выполнении последних действий она не забудет о себе в ущерб свободе конкуренции. Поэтому-то для биржи запрет заниматься торговлей и посредничеством в целях извлечения прибыли — надежная гарантия прав членов биржи по ведению бизнеса.


Биржевая торговля и посредничество самой биржей осуществляться не могут. Это прерогатива ее членов. Подобные правила подтверждаются как легальным определением биржи, которое дано выше, так и п. 3 ст. 7 Закона, в соответствии с которым биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Следовательно, биржа не вправе заключать биржевые сделки и выступать в качестве их участника. Но это вовсе не означает, что бирже запрещено вступать в договорные отношения со своими членами. Ведь в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона биржа в лице клирингового центра уполномочена заниматься страхованием и кредитованием участников фьючерсных и опционных сделок. Биржа также может быть участником торговых и посреднических внебиржевых сделок, непосредственно связанных с организацией и регулированием биржевой торговли.


Специфика предмета деятельности биржи состоит в том, что она, в отличие от большинства других юридических лиц, лишена полной свободы выбора направлений деятельности. Раз она назвалась биржей, нужно придерживаться установленных правил относительно предмета ее деятельности.


К исключениям из общего правила о специальной правоспособности биржи отнесен и п. 3 ст. 3 Закона, однако последний касается скорее полномочий, чем направлений деятельности биржи.


Полномочия биржи


Наряду с направлениями деятельности юридического лица нужно выделять предоставленные ему полномочия. Если направления (предмет деятельности) указывают, в какой отрасли бизнеса может действовать юридическое лицо, то полномочия закрепляют те правовые средства, которые предоставлены субъекту гражданского права в рамках его специальной правоспособности (предмета деятельности). Эти полномочия— не субъективные права, а абстрактные возможности иметь последние, т. е. элементы правоспособности.


Если бы юридическому лицу любой организационно-правовой формы было разрешено все, то полномочия можно было бы определить как возможность приобретать любые гражданские права (заключать любые сделки) и принимать на себя любые обязанности. Однако объем полномочий у разных видов юридических лиц неодинаков, что и позволяет выделить такое понятие. Вместе с тем существует определенный набор полномочий, который принадлежит всякому юридическому лицу. Он не нуждается в анализе. Следует показать только, какова специфика предусмотренных Законом полномочий биржи.


Бирже принадлежат следующие полномочия:


1) утверждать собственные правила торговли, положения о биржевой арбитражной комиссии и иные локальные нормативные акты, обязательные для торгующих на бирже (п. 1 ст. 2);


2) заключать сделки во внутреннем и внешнеторговом обороте в соответствии с предметом деятельности биржи при соблюдении запрета экспорта и импорта товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги (ст. 31);


3) свободно определять величину отчислений в свою пользу от комиссионных (но не самих комиссионных или гонораров поверенного), получаемых биржевыми посредниками, а также размеры сборов, тарифов и других платежей, взимаемых с участников торгов за услуги биржи (п. 1 ст. 29);


4) регламентировать взаимооотношения биржевых посредников со своими клиентами, применять санкции за нарушение установленных биржей правил в этой сфере (п. 2 ст. 25);


5) в случае если клиринговый центр не пользуется правами юридического лица определять виды, размеры и порядок взимания взносов (марж), гарантирующих исполнение форвардных, фьючерсных и опционных сделок и возмещение ущерба в случае их неисполнения (п. 3 ст. 28);


6) устанавливать меры по контролю над процессом ценообразования в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровня цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения, ложных слухов с целью воздействия па цены (ст. 18). При этом бирже запрещается устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар (п. 2 ст. 29);


7) создавать (иметь) филиалы и другие обособленные подразделения, не имеющие прав юридического лица (п. 2 ст. 2 Закона). Таким подразделением может быть и клиринговый центр (ст. 28);


8) в соответствии со своим предметом деятельности учреждать юридические лица (в том числе биржевые союзы, ассоциации или иные объединения) или участвовать в них па правах члена. Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции юридических лиц, если последние не ставят целью осуществление деятельности, подпадающей под специальную правоспособность биржи (п. 3 ст. 3). Объединения бирж могут создаваться в целях проведения совместных торгов (п. 1 ст. 4) при условии соблюдения антимонопольного законодательства;


9) самостоятельно применять штрафы за нарушение устава биржи, правил биржевой торговли и иных локальных нормативных актов биржи (п. 1 ст. 29);


10) передавать споры, возникающие между участниками биржевой торговли, на рассмотрение биржевой арбитражной комиссии (ст. 30). Ясно, что часть приведенных полномочий a priori закреплена за биржей не в силу договора, а по прямому указанию Закона.


Является ли биржа коммерсантом?


Ответ на этот вопрос зависит от определения характера деятельности бирж, от того, преследуют они цель извлечения прибыли или нет. В Законе о товарных биржах нигде не говорится, что они находятся на полном хозрасчете, самофинансировании или самоокупаемости. Тот же факт, что они обслуживают торговлю и посредничество, сам по себе еще ни о чем не говорит. Ведь существуют организации, занимающиеся подобным обслуживанием, но не преследующие цели извлечении прибыли. Поэтому нужно исследовать структуру доходов и расходов бирж.


Большинство существующих в настоящее время бирж не могут обеспечить простой самоокупаемости, хотя наиболее мощные среди них даже извлекают прибыль. За счет чего? Биржи вправе получать доход от собственной коммерческой деятельности в соответствии с ее предметом, а именно за счет:


—разовых сборов за рассмотрение заявления о приеме в члены биржи;


— сборов с постоянных и разовых посетителей за право торговли на бирже (взносы членов в уставный капитал или членские (паевые) взносы к собственному доходу биржи не относятся);


— платы за регистрацию (оформление) биржевых сделок (регистрационного сбора с продавцов, покупателей или и с первых и со вторых), а также отчислений от комиссионных (гонораров) биржевых посредников;


— платы (сборов, тарифов) за информационные и иные услуги, оказываемые биржей участникам торгов;


— сборов за проведение экспертизы качества реальных товаров, продаваемых на бирже;


— процентов за кредит, оказываемый участникам форвардных, фьючерсных и опционных сделок, и платы за страхование биржей рисков этих участников (за гарантии биржи);


— доходов (дивидендов, процентов) по вкладам (акциям, облигациям и иным ценным бумагам), осуществляемым (приобретаемым) в соответствии с предметом деятельности биржи;


— санкций (неустоек, штрафов, пени), применяемых к нарушителям устава биржи, правил биржевой торговли и иных локальных нормативных актов биржи;


— доходов от иных видов деятельности биржи.


Приведенный перечень доходов биржи достаточно полный, однако, вряд ли исчерпывающий. Этот вывод подтверждается и п. 13 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,9 специально рассчитанным на биржи.


Тот факт, что законодатель допускает наличие у бирж прибыли, подтверждает признание их коммерсантами (лицами, преследующими цель извлечения прибыли). Если же обратиться к ставке налога на прибыль бирж — 45% валовой прибыли по сравнению с обычной в 32% (ст. 5 Закона о налоге на прибыль), — может сложиться впечатление, что биржи — наиболее прибыльные организации. На деле это не так.


Предмет деятельности биржи по Закону о товарных биржах построен таким образом, чтобы основные доходы могли извлекать торгующие на бирже, а не она сама. Следовательно, достаточно трудно (если вообще возможно) организовать деятельность биржи так, чтобы получить прибыль. Не случайно в ч. 2 п. 55 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах появилось следующее положение: «Фондовая биржа является некоммерческой организацией, не преследует цели получения собственной прибыли, основана на самоокупаемости и не выплачивает доходов от своей деятельности своим членам». Правда, оно не согласуется с Законом о налоге на прибыль, который исходит из допустимости извлечения прибыли любой биржей, в том числе и фондовой (см. п. 13 ст. 2). К тому же по Закону о товарных биржах (п. 3 ст. 14) членство на бирже дает право получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами. А дивиденды могут выплачиваться лишь за счет чистой прибыли.


И все-таки признание биржи некоммерческой организацией наиболее логично. Хотя понятие некоммерческой организации в законодательстве пока отсутствует, о ней можно сказать следующее. Некоммерческими могут быть как организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но не получающие прибыли, так и общественные объединения (благотворительные фонды), которым запрещено заниматься бизнесом. Первые могут не быть самоокупаемыми: тогда часть их расходов должна покрываться за счет взносов участников. Именно к ним и нужно относить товарные биржи, разумеется с предоставлением последним значительных налоговых льгот,


Организационно-правовая форма биржи


Организационно-правовая форма биржи Законом не определена, если только не считать такой формой саму биржу. А для этого есть определенные основания. Столь же детально, как для бирж, признаки юридического лица расшифрованы только применительно к акционерным обществам. Поэтому нет никаких препятствий к тому, чтобы зарегистрировать биржу как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Однако практика идет по иному пути. Биржи создаются в различных организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством. Насколько это удобно?


Поскольку биржа по своему определению является юридическим лицом, покоящимся на членстве (корпорацией), она не может быть создана в форме предприятия или учреждения, созданного (финансируемого) собственником (индивидуальное или семейное, государственное или муниципальное предприятие, бюджетное учреждение). Невозможно существование биржи и в организационно-правовой форме полного товарищества или иного товарищеского соединения, лишенного прав юридического лица. Таким образом, для биржи пока возможно использование лишь таких форм, как смешанное (коммандитное) товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество (закрытого или открытого типа), объединение предприятий.10


Биржа может быть создана в форме смешанного (коммандитного) товарищества, и в практике есть такие примеры (Международная биржа в Москве). В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности смешанное товарищество включает действительных членов (комплементариев) и членов-вкладчиков (коммандитистов). Действительные члены несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики же несут ответственность по таким обязательствам лишь в пределах вклада в имущество товарищества. Отсюда различие между комплементариями и коммандитистами в правах участия в прибылях и в управлении смешанным товариществом, а также в иных правах. Это различие в рамках коммандитного товарищества неустранимо. Между тем особые права за отдельными членами биржи (ее первоначальными учредителями) могут закрепляться только на срок не более трех лет (п. 9 ст. 14 Закона). Следовательно, по истечении указанного срока права всех членов биржи должны стать одинаковыми, что невозможно в смешанном товариществе. Нужно ли создавать биржу в этой организационно-правовой форме, если ее через три года придется менять?


Чаще всего биржи создаются в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. В самом деле, эти формы наиболее пригодны для бирж. Объем прав их членов находится в жесткой зависимости от величины вклада в уставный капитал (номинальной стоимости и категории акций). Вклады (акции) могут передаваться от одного лица к другому, что соответствует принципу подвижности состава участников биржевой торговли. В то же время биржу вряд ли можно безоговорочно отнести к акционерным обществам. В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона о товарных биржах членство па бирже подтверждается «соответствующим свидетельством», об акциях же бирж Закон умалчивает, хотя и содержит ссылку на дивиденды (п. 3 ст. 14), а не на проценты. Свидетельство о членстве уместно скорее в товариществе с ограниченной ответственностью. Но последнее также не вполне совместимо с биржей. Товарищество с ограниченной ответственностью обычно относят к числу договорных, а не уставных юридических лиц. Между тем в Законе о товарных биржах нет ни одной ссылки на учредительный договор, тогда как анализ ст. 17, касающейся содержания устава биржи, позволяет сделать вывод о том, что перечисление членов биржи в ее уставе необязательно. А это свойство характерно, скорее, для акционерного общества открытого типа.


В итоге можно сделать вывод о том, что биржа как юридическое лицо находится где-то посередине между товариществом с ограниченной ответственностью и акционерным обществом закрытого типа. Поэтому при подготовке учредительных документов биржи можно пользоваться конструкциями, созданными как для первого, так и для второго типа,


Создание биржи в организационно-правовой форме объединения— наименее удачный вариант, хотя и он присутствовал в нашей биржевой практике (до недавнего времени Товарно-фондовая биржа «Санкт-Петербург» существовала в форме объединения). Основные недостатки модели объединения — неразработанность этой разновидности юридического лица в законодательстве и невозможность для физического лица быть его членом. Учредительные документы объединения так или иначе насыщены правилами, касающимися товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. В ст. 13 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности речь идет об «объединениях предприятий», а не предприятий и предпринимателей, тогда как в силу ст. 11 и 14 Закона о товарных биржах учредителями (членами) биржи могут быть и физические лица.


Проведенный анализ организационно-правовых форм, используемых для учреждения биржи, показывает, что ни одна из них не может быть безоговорочно принята. Закон о товарных биржах не рассчитан на какую-то одну форму предприятия, предусмотренную Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности. Не проще ли создавать биржу просто как биржу на основании Закона, пользуясь при этом конструкциями, опробованными на товариществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах?


Учреждение биржи


Процедура создания биржи практически не отличается от процедуры создания иного юридического лица корпоративного типа. Инициативная группа будущих учредителей, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица, готовит учредительные документы биржи. Эти документы утверждаются на собрании учредителей и представляются в органы, занимающиеся государственной регистрацией.


В п. 2 ст. 11 Закона приводится перечень субъектов, которые не могут участвовать в учреждении товарной биржи. Среди них:


— высшие и местные органы государственной власти и управления (в целях устранения монополистических тенденций на биржах);


— банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;


— страховые и инвестиционные компании и фонды;


— общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;


— физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Поскольку учредитель является также членом биржи (хотя иногда с особыми правами, предоставляемыми на срок не более трех лет), интересно сравнить этот перечень с тем, который приведен в п. 2 ст. 14 Закона, где речь идет о тех, кто не может быть членом товарной биржи. Членами биржи, в дополнение к перечисленным выше субъектам, не могут быть:


—служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;


— предприятия, учреждения и организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи. В то же время перечне лиц, которые не могут быть членами биржи, не упомянуты страховые и инвестиционные компании и фонды. Что же касается банков и иных кредитных учреждений, то им дозволяется быть членами фондовых и валютных секций товарных бирж.


С чем связаны эти различия? На стадии учреждения биржи она еще не имеет своих собственных служащих. Что же касается служащих других бирж, то им, по-видимому, разрешено участвовать в учреждении биржи с тем, чтобы впоследствии покинуть службу па другой бирже. Страховые и инвестиционные компании и фонды не могут быть учредителями биржи, но стать ее членами впоследствии Закон им не запрещает.


(Окончание следует)







* Кандидат юридических наук, ассистент С.- Петербургского государственного университета.


1 В дальнейшем — «РФ».


2 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992, № 18. Ст. 961 (в дальнейшем — «Закон о товарных биржах» или просто «Закон»).


3 Экономика и жизнь. 1992. № 5.


4 Товарные биржи в дальнейшем будут именоваться биржами; если в процессе изложения речь пойдет об иных разновидностях бирж, это специально оговаривается.


5 Торговля в таком качестве является посредничеством в широком смысле этого слова. Однако в дальнейшем термин «посредничество» будет использоваться в узком смысле этого слова, закрепленном действующим законодательством (допустим, о налогообложении), а именно как деятельность от чужого имени или за чужой счет (на основе договоров поручения и комиссии).


6 Понятие торговли здесь используется в более узком смысле, чем при выделении торгового (коммерческого, предпринимательского) права. Последнее (в упрощенном понимании) регулирует всякую деятельность, направленную на извлечение прибыли, в том числе и производство.


7 Когда используется словосочетание «торговля и посредничество», всегда имеется в виду торговля в узком смысле этого слова.


8 От английского слова «dealer» — торговец


9 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 11. Ст. 525 (в дальнейшем — Закон о налоге на прибыль).


10 См. ст. 10—13 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418 (в дальнейшем — Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности). В настоящее время этот закон перерабатывается.



Категория: Коммерческое право | Добавил: Aziz001 (27.05.2011) | Автор: Иванов А. А.
Просмотров: 2263 | Теги: Иванов А. А., статьи, Коммерческое право
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде