Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Информационное право

На правах рекламы



Элькин В.Д. О проблеме технологической цензуры в средствах массовой информации
О проблеме технологической цензуры в средствах массовой информации
Авторы публикации: Элькин В.Д., канд. техн. наук, профессор, заведующий кафедрой правовой информатики МГЮА; Вешняков В.Д., канд. техн. наук, доцент кафедры правовой информатики МГЮА

На протяжении значительной части прошлого столетия деятельность средств массовой информации (СМИ) в России осуществлялась в условиях действия цензуры.

В Российской Империи (до 1917 г.) Свод Законов (т. 65 Устав о цензуре) устанавливал следующее:

"…4. Произведенiя словесности, наукъ и искусствъ подвергаются запрещенiю цензуры на основанiи правилъ сего Устава:

1) когда въ оныхъ содержится что либо клонящееся къ поколебанiю ученiя православной церкви, ея преданiй и обрядовъ, или вообще истинъ и догматовъ христiанской веры;

2) когда въ оныхъ содержится что либо нарушающее неприкосновенность Верховной Самодержавной Власти, или уваженiе къ Императорскому Дому, и что либо противное кореннымъ государственнымъ постановленiямъ;

3) когда въ оныхъ оскорбляются дворые нравы и благопристойность;

4) когда въ оныхъ оскорбляется честь какого либо лица непристойными выраженiями или предосудительнымъ обнародованiемъ того, что относится до его нравственности или домашней жизни, а темъ более клеветою…

…7. Ответственность за преступныя деянiя, учиненныя посредствомъ печати, определяется судебнымъ порядкомъ…”.

В период существования СССР роль цензуры распространялась наряду с предотвращением нежелательного для условий существовавшего партийного и политического руководства государством влияния на глобальное состояние общественного самосознания1 на обеспечение необходимой для предотвращения угроз национальной безопасности защиты информации. Цензура, таким образом, практически выступала как одно из средств обеспечения информационной безопасности в деятельности средств массовой информации (СМИ).

Принятие первой редакции Закона РФ "О средствах массовой информации” (1991 г.), провозгласившего запрещение цензуры, привело, наряду с созданием условий для осуществления конституционного права свободного распространения и получения информации, к ликвидации возможности правового обеспечения информационной безопасности СМИ как в аспекте защиты информации, так и в аспекте "защиты от информации”.

Понятие информационная безопасность в российском законодательстве впервые было определено в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене” следующим образом: информационная безопасность – состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства. Информационная сфера – сфера (среда) производства, преобразования и потребления информации2.

В Законе РФ "О безопасности” дано следующее определение безопасности: Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Таким образом, информационная безопасность является составной частью безопасности личности, общества и государства.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.), которая развивает основные положения концепции национальной безопасности Российской Федерации, в частности, отмечается особая важность укрепления государственных средств массовой информации, необходимость расширения возможностей своевременного опубликования достоверной информации.

Отмечается также, что одной из наиболее существенных угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина выступает нарушение этих прав и свобод в области средств массовой информации.

Угрозой информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации является блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области средств массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентно способных российских информационных агентств и средств массовой информации. В связи с этим одной из важнейших задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является совершенствование нормативной правовой базы, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, способов реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации.

Наиболее важными направлениями этой деятельности по отношению к средствам массовой информации являются: разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации, а также информации, содержащей коммерческую тайну; уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России.

В настоящее время основой законотворческой деятельности в сфере защиты информации является закрепление общего права граждан на информацию в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1948 г.).

В п. 2 ст. 13 Декларации закрепляется право любого гражданина на доступ к интересующей его информации. Такое же право закреплено и в Конституции РФ (ст. 29).

Рассмотрение правовых ограничений в доступе к информации с подробным анализом правовых институтов различных видов тайн проведено в ряде работ А.А.Фатьянова3.

Известно, что всю информацию, (информационные ресурсы) обращающуюся в правовой сфере, можно классифицировать на открытую и информацию ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ "О государственной тайне”, который имеет ограничительный характер, поэтому его действие распространяется лишь на тех граждан и должностных лиц, которые взяли на себя обязательство либо обязаны по своему статусу выполнять требования законодательства о государственной тайне. Физические лица являются субъектами рассматриваемых правоотношений лишь в случае допуска к закрытым сведениям в добровольном порядке на договорной основе.

В Законе установлены 3 степени секретности информации: "особой важности”, "совершенно секретно” и "секретно”. Порядок отнесения степени и грифа секретности устанавливается нормативным актом Правительства РФ. Механизм отнесения сведений к государственной тайне устанавливается путем составления Перечней.

За обоснование засекречивания сведений отвечают те субъекты правоотношений, которыми эти сведения разработаны.

Большое значение для коммерческой деятельности имеет ст. 10 этого Закона, которая ограничивает права собственности на информацию в связи с ее засекречиванием, предписывает возмещение собственнику ущерба за счет государства, размер которого определяется договором между собственником и органами власти.

Кроме того, к конфиденциальной информации относятся персональные данные, т.е. сведения, отнесенные к определенному человеку, или могущие быть отождествленными с определенным человеком (данные паспортных столов, медицины, статистики, специальные данные, банковские, данные сферы телефонных услуг и т. д.). Эти данные охраняются Законом "Об информации, информатизации и защите информации” и пока проектом закона "О персональных данных” (здесь вводится уполномоченный по персональным данным, лицензия на их ведение, сертификат и т.д.).

Другой аспект проблемы информационной безопасности связан с охраной коммерческой тайны и других видов тайн (служебной, профессиональной, процессуальной, банковской, тайной исповеди и др.). Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну и порядок их защиты, определяется обладателем такой информации. Право на такую тайну закреплено, в частности, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 13). Там же перечислены эти виды тайн.

Аналогичная норма содержится в Гражданском кодексе РФ (ст. 139), где говорится, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Ныне состав и обьем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок отнесения к ней и порядок их защиты определяется недавно принятым законом о коммерческой тайне.

Что касается защиты коммерческой и других видов тайн внутри предприятия (организации), то администрация вправе (и она это делает) включить соответствующие условия (по ограничению доступа к информации, составляющей коммерческую тайну) в уставы, коллективные трудовые договоры и правила внутреннего распорядка. В таком случае ответственность наступает по фактам несоблюдения договорных обязательств и невыполнения условий внутрифирменных нормативных документов, а соответствующие санкции могут быть определены и применены по нормам административного, гражданского, хозяйственного и трудового права, предусматривающим имущественную, административную и дисциплинарную ответственность.

Если же будут доказаны факты изъятия материальных и финансовых ценностей, то применяются нормы уголовного права.

К коммерческой тайне могут быть отнесены ноу-хау и ноу-ноу (секреты производства и секреты науки). Передача ноу-хау осуществляется на основе лицензионных соглашений и обязательных взаимных условий обеспечения конфиденциальности сведений (договора).

Третий аспект проблемы информационной безопасности связан с охраной открытых сведений, доступ к которым в принципе имеет неограниченный круг лиц. Основной объем такой информации распространяется через СМИ.

Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах” сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер, не являются объектом авторского права.

Однако право собственности, определяемое правом авторства на интеллектуальную собственность, накладывает определенные ограничения на использование такой информации.

Под интеллектуальной собственностью понимают открытые сведения, которые рассматриваются как специфический вид товара. Их характерная особенность – отсутствие фактора материального старения и рост ценности при расширении масштабов использования. Такие сведения (интеллектуальная собственность) защищаются Законами РФ "Об авторском праве и смежных правах”, "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”.

Важнейший вид интеллектуальной собственности – промышленная собственность, к которой можно отнести изобретения, промышленные образцы и полезные модели. Они охраняются Патентным законом РФ и Законом РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем”.

И, наконец, открытая информация, распространяемая СМИ, также регулируется законодательством. В эту группу можно отнести Закон РФ "О средствах массовой информации”, который регламентирует организацию деятельности СМИ, устанавливает правила и порядок распространения печатных изданий, права и обязанности издателей, редакторов и журналистов и органов государственной власти в отношении СМИ.

Федеральный закон "О рекламе” устанавливает ограничения на характер, виды и время распространения рекламы и способы их государственного контроля.

Федеральные закона "Об обязательном экземпляре документов” и "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” устанавливают порядок и правила создания и распространения соответствующей информации.

Кроме того, существует еще сфера законодательства о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг, куда входит Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации”, который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности. Он же регулирует отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.

Сюда же может быть отнесен Федеральный закон "О библиотечном деле”, который является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Этот закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Наконец, Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене” направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защиту интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Таким образом, мы можем говорить о целом разделе информационного законодательства, направленном на решение первой из двух поставленных задач. Эта задача может быть решена либо неукоснительным соблюдением существующих нормативных актов этой отрасли законодательства всеми участниками процесса производства информации, либо совершенствованием существующих нормативных актов этой отрасли, либо принятием новых правовых актов, блокирующих механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, способов реализации существующих правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации.

Действующая в настоящее время редакция Закона РФ "О средствах массовой информации” в ряде случаев оставляет возможность прямых нарушений принципов обеспечения информационной безопасности. В частности, отдельные положения главы VII "Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации”, касающиеся освобождения от указанной ответственности, создают предпосылки для многократного тиражирования дезинформации практически любого содержания. Заслуживает внимания в связи с этим, например, такая форма безответственной информации: "…пожелавший остаться неизвестным (некто) дал понять…”). Последствия этого в современном обществе могут оказаться непредсказуемыми – от "мелких неприятностей” (например, роста цен на бензин) вплоть до ничем не оправданного многократного увеличения приобретения соли и спичек населением целых регионов.

О росте числа сторонников цензуры в России свидетельствуют социологические опросы. В частности, по материалам радиостанции "Эхо Москвы”, если в 2004 г. было чуть более 60% сторонников цензуры, то в 2006 г. более 80% россиян говорят, что хотели бы ограничить ряд программ, которые показывают на российских телеканалах. При этом подчеркивается, что речь не идет о политической цензуре. Только один процент опрошенных являются сторонниками запретов, ограничений на политические программы, новостные сюжеты.

На состоявшейся 5 августа 2006 г. в Москве пресс-конференции российских представителей традиционных конфессий говорилось о необходимости принятия на уровне Межрелигиозного совета страны программы или соглашения по проблемам предотвращения дезинформации в СМИ, одного из аспектов обеспечения информационной безопасности.

Таким образом, на современном этапе деятельности СМИ в России возникла настоятельная потребность в организации и правовом обеспечении так называемой технологической цензуры. Известно, что в ряде стран определенный опыт использования технологической цензуры накоплен в рамках деятельности ведомств, обеспечивающих функционирование средств связи, по отношению к Интернету.

Главным направлением решения указанной задачи является совершенствование законодательства, направленное на повышение ответственности редакций за достоверность публикуемых материалов, и разработка механизмов осуществления технологической цензуры.

Технически эта задача может быть решена, например, созданием редакционной экспертной системы, в базу данных (знаний) которой заложены все нормативные акты этого раздела законодательства. При этом может быть решена и вторая часть второй из указанных задач. Через подобные экспертные системы должна пропускаться вся подготовленная для распространения через СМИ информация (в том числе и Интернет-издания).

 

1 См., например, Горяева Т.М. Политическая цензура в СССР. 1917-1991. М.: РОССПЭН. 2002.

2 Копылов В.А. Информационное право. М.: Юристъ 1997.

3 Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М.: Издательская группа "Юрист”. 2001.
Категория: Информационное право | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Элькин В.Д.
Просмотров: 2077 | Теги: Информационное право, Элькин В.Д.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде