Коммерческая тайна. Доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну.
Коровяковский Денис Геннадьевич,
Заместитель начальника учебного отдела Всероссийской Государственной Налоговой Академии Министерства РФ по налогам и сборам, преподаватель кафедры «Финансового и административного права».
Коммерческая тайна исстари охранялась при содействии государства. Известны многочисленные факты ограничения доступа иностранцев в страну, в отдельные отрасли экономики или на конкретные производства. В России к коммерческой тайне относили промысловую тайну[1], но затем она была ликвидирована как правовой институт в начале 30-х гг. и в связи с огосударствлением отраслей экономики защищалась как государственная и служебная тайна. Сейчас этот процесс эволюционирует в обратном направлении.
Объектом правоотношений здесь выступает право на коммерческую тайну.
Ранее, до принятия нового ГК РФ, коммерческую тайну понимали как средство правовой защиты против недобросовестной конкуренции в рамках реализации права на интеллектуальную собственность. В соответствии со ст. 33 Закона СССР «О предприятиях в СССР» под коммерческой тайной предприятия понимались не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение, передача, утечка которых может нанести ущерб его интересам. Согласно ст. 151 Основ гражданского законодательства обладатель технической или коммерческой информации имел право на ее защиту от незаконного использования третьими лицами при условии, что эта информация имеет действительную и потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; к этой информации нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры по охране ее конфиденциальности. В ст. 28 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было установлено, что «перечень сведений составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем предприятия».
Имеются различные подходы к определению понятия коммерческой тайны[2], под которой понимают:
часть коммерческой информации, доступ к которой может быть обеспечен только ограниченному кругу лиц, организаций; преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы; сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам; информацию, которая имеет самостоятельную экономическую стоимость, так как не является общеизвестной или общедоступной, будучи в то же время объектом определенных усилий по ее защите; коммерческие замыслы, коммерческо-политические цели фирмы, предмет и результаты совещаний и заседаний органов управления фирмы, списки представителей или посредников, картотеки клиентов и т. п.
Важное место в системе организационных, административных, правовых и других мер, позволяющих качественно решать задачи информационного обеспечения научно-производственной и коммерческой деятельности, физической сохранности материальных носителей закрытых сведений, предотвращения их утечки, сохранения коммерческой тайны занимает разрешительная система доступа исполнителей к классифицированным документам и сведениям.
В системе мер безопасности существенное значение имеет оптимальное распределение производственных, коммерческих и финансово-кредитных сведений, оставляющих тайну предприятия, между конкретными исполнителями соответствующих работ и документов. При распределении информации, с одной стороны, необходимо обеспечить предоставление конкретному сотруднику для качественного и своевременного выполнения порученных ему работ полного объема данных, а с другой стороны, исключить ознакомление исполнителя с излишними, не нужными ему для работы классифицированными сведениями.
В целях обеспечения правомерного и обоснованного доступа исполнителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну фирмы, рекомендуется разрабатывать и внедрять на предприятиях соответствующую разрешительную систему.
Под доступом понимается получение письменного разрешения руководителя предприятия (или, с его санкции, других руководящих лиц) на выдачу тому или иному сотруднику конкретных (или в полном объеме) закрытых сведений с учетом его служебных обязанностей (должностных полномочий).
Оформление доступа к КТ может производиться в соответствии с утвержденным директором Положением о разрешительной системе доступа, где юридически закрепляются полномочия должностных лиц предприятия по распределению информации и пользовании ею. Руководитель предприятия может разрешить пользование любой охраняемой информацией любому работнику данного предприятия или лицу, прибывшему на объект из другой организации для решения каких-либо вопросов, если в отношении этих сведений не установлены ограничения на ознакомление со стороны производственно-коммерческих партнеров по совместному производству и т.п.
На небольших предприятиях с ограниченным объемом закрытых работ (документов и изделий) руководитель имеет возможность лично распределять всю закрытую информацию, поступающую извне и создаваемую внутри предприятия между работниками независимо от занимаемых ими должностей. В этом случае осуществляется так называемое прямое распределение классифицированной информации. Однако прямое распределение становится невозможным на предприятии с большим объемом закрытых работ, рассредоточенным по различным подразделениям и участкам, в которых задействованы сотрудники различных должностных категорий. В этих условиях руководитель предприятия физически не имеет возможности лично регулировать потоки классифицированной информации и распределять ее между работниками. Возрастает вероятность ошибок в виде неправильного адресования сведений или разрешения на доступ лицам, не имеющим к ним прямого производственного отношения.
Для качественного выполнения управленческих функций в данных условиях руководитель предприятия часть своих прав распоряжаться движением классифицированных сведений передает руководителям нижестоящих уровней. При определении полномочий каждого из нижестоящих руководителей выполняется ряд условий. Полномочия должны соответствовать и осуществляться в рамках его должностного положения и распространяться только на определенные категории исполнителей закрытых работ и документов.
[1] Розенберг В. Промысловая тайна. СПб,, 1910.
[2] Жуков А.В. и др. Все о защите коммерческой информации. М., 1992. С. 5; Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М., 1996. С. 4; Шаваев А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов экономики. М., 1995. С. 63-64.