Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданское право

На правах рекламы



Дубовицкий М.А. Информационные услуги – объект гражданских прав

Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34   реля 2003 г. Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. —  248 с.

ISBN 5-85534-764-8

Сборник включает в себя статьи молодых ученых, аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.

М.А. Дубовицкий

студент

ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ — ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

В соответствии со ст. 128 ГК РФ работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом и другими объектами, в том числе информацией, которая не включена в группу «имущество» и существует в при­веденном перечне в качестве самостоятельного объекта.

Информационная сфера (среда) — сфера деятельности, свя­занная с созданием, распространением, преобразованием и по­треблением информации 1.

В естественных и юридической науках выработаны различ­ные по существу и качеству определения понятия «информация» (нормативные определения информации, на наш взгляд, менее совершенны 2). В широком смысле ее следует рассматривать как знание, включенное непосредственно в коммуникативный про-цесси, в узком смысле — как сведения, являющиеся объектом хранения, преобразования и распространения в коммуникатив­ной сфере.

Термин «информационная услуга» законодательно впервые был закреплен в ч. 2 ст. 779 гл. 39 ГК РФ, однако конкретным содержа­нием указанное понятие наполняется в ст. 2 ФЗ РФ «Об участии в международном информационном обмене»: информационная услу-

— 59 —

га — это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. При­веденное определение необоснованно сужает сферу информацион­ных услуг по субъектному составу, объектам и сферам деятельнос­ти по поводу оказания данных услуг.

Недостаточность правового регулирования рассматриваемых отношений имеет как отрицательную (трудность классификации), так и положительную сторону (наиболее полная реализация прин­ципа свободы договора)3.

Информационное обслуживание составляют, главным об­разом: документальное обслуживание; фактографическое обслу­живание; концептографическое обслуживание.

Информационная услуга как объект обязательств высту­пает в активной форме и фактически представляет собой спе­цифическое действие, выраженное в виде операций — сово­купности действий, последовательно сменяющих или дополня­ющих друг друга, (поведенческая характеристика информаци­онной услуги) и деятельности исполнителя (услугодателя) — систематического выполнения сходных операций и действий ли­цом их осуществляющим (присуща долговременным и однооб­разным по содержанию информационным услугам, что не со­ставляет исключения из правила обособленности последних во временном отношении).

Действия по оказанию информационных услуг могут выра­жаться в следующих операциях: распространение информации; обработка информации, содержащейся в банке данных; осуще­ствление поиска вариантов интересующей заказчика информа­ции по всему банку данных; обеспечение информацией либо сообщение об отсутствии информации и т. д.

Информационные услуги обладают всеми свойствами, при­сущими и услугам вообще как понятию родовому: эксклюзив­ность услуги; синхронность оказания и получения (за исключе­нием услуг так называемого комплексного характера, когда ре­зультат еще выражается и в материальной форме, например в виде документированной информации (документа) — договор на выполнение маркетинговых исследований); несохраняемость услуг (с учетом вышеприведенных особенностей некоторых ус­луг); «объективно усложненный процесс определения качества услуги» (качество здесь — это то, что нельзя исчислить, оно

— 60 —

проявляется в особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление (в рас­сматриваемом нами вопросе — обладание информацией, процесс распространения информации и т. п.) ценным, значимым).

Уровень качества должен определяться набором признаков выполненной операции и выполняемой деятельности, который чаще всего есть результат анализа количественных показателей (сроков, соотношения себестоимости и конечной цены и т. д.).

Информационные услуги — понятие довольно обширное по содержанию в силу специфики как предмета, так и рассмат­риваемой деятельности, что предполагает наличие определенных видов услуг, составляющих в совокупности рассматриваемый институт в качестве единого целого.

В зависимости от характера информационного обслужива­ния необходимо выделять: «собственно информационные ус­луги» — по сбору, поиску, предоставлению и распростране­нию информации; «комплексные информационные услуги», в свою очередь, представленные в виде «информационных кон­сультационных услуг», влекущие создание новой информации, являющейся в том числе и объектом исключительных прав на коммерческую информацию (например, маркетинговые услу­ги), и «информационных услуг, непосредственно связанных с созданием и передачей информации» (например, рекламные услуги, услуги по формированию ценностных и эмотивных установок в социуме, его части, у конкретного индивида (public relations)). По характеру предоставляемой информации инфор­мационные услуги делятся на: услуги по предоставлению об­щедоступной информации; услуги по предоставлению охраня­емой информации.

Примечания

1  ФЗ РФ «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства РФ. 1996. ¹ 28. Ст. 3347.

2  См.: ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства РФ. 1995. ¹ 8. Ст. 1187 и ст. 2 ФЗ РФ «Об участии в международном информационном обмене».

3  См.: Ст. 779—783 Гражданского кодекса РФ.

— 61 —

 

Категория: Гражданское право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Дубовицкий М.А.
Просмотров: 1253 | Теги: теория государства и права, статьи, ТГП, статья, Дубовицкий М.А.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде