Институт торгового посредничества
· Институт торгового посредничества (М.Р.
Саркисян, "Журнал российского права", N 3, март 2002 г.)
Институт торгового посредничества возник одновременно с
появлением экономического обмена. Первыми посредниками были купцы и торговцы,
которые выступали связующим звеном между производителем и потребителем*(1).
Любое правоотношение, в том числе и посредническое, имеет
экономическую предпосылку, на что справедливо указывает М.К. Сулейменов. С
экономической точки зрения, посредничество - это установление "любой
экономической связи между двумя или более лицами через посредничество
третьего"*(2). Таким образом,
торговыми посредниками следует считать все торговые организации, поскольку
каждую из них можно признать связующим звеном между производителями и
потребителями.
Следует отметить взаимосвязь понятий посредничества и
представительства с системой права. Так, "представительство" в
системе англосаксонского права в широком смысле включает все отношения,
существующие между двумя лицами, когда одно из этих лиц (агент) действует за
другое (принципал) и под его контролем. Поэтому в категорию представителя
входят и комиссионеры, и торговые представители, и коммивояжеры, и брокеры, и
капитаны судов, и адвокаты*(3). В
странах с континентальной системой права понимание посредничества и
представительства различается в зависимости от принадлежности к дуалистической
или монистической системе частного права. В тех странах, где частное право
представлено торговым и гражданским правом (Франция, Германия), представительство
осуществляется в рамках торгового права. В странах с монистической системой
частного права существует проблема разграничения этих двух несколько схожих
понятий. Рассмотрим эту проблему применительно к России.
Так как Гражданский кодекс РФ только содержит упоминание о
коммерческих посредниках (п.2 ст.182), но не дает ни определения
посредничества, ни перечня посреднических сделок, обратимся к исследованиям по
вопросам посредничества и представительства в науке гражданского права.
Все известные нам позиции можно разделить на две группы.
К первой относятся суждения, согласно которым
представительство на определенном этапе своего развития перерастает в
посредничество*(4). Во второй группе
прямо противоположные взгляды, которые сводятся к тому, что посредничество
предстает в узком (простое посредничество) и в широком смысле, включающем,
помимо названного, еще и представительство*(5).
При этом исследователи отмечают, что простое посредничество ограничивается
содействием заключению сделок*(6),
под которым понимают совершение фактических действий.
С развитием и усложнением торгового оборота подобные
трактовки посредничества следует признать узкими, не отражающими сущности
исследуемой категории. Современный торговый оборот не может ограничиться
рамками простого посредничества и представительства, поскольку институт
посредничества интегрировал качественно новую правовую категорию - торговое
посредничество. Торговый посредник может сочетать функции простого посредника и
представителя.
Целью торгового посредничества является оказание услуг
предпринимателям по реализации (приобретению) товаров и оказанию сопутствующих
услуг либо приобретение товаров в собственность для последующей перепродажи с
целью получения прибыли.
В теории гражданского права относительно института торгового
посредничества сложились следующие взгляды.
1. Торговое посредничество способствует заключению сделок,
сближая контрагентов, путем совершения действий фактического характера. Наиболее
ярким представителем этой позиции является Г.Ф. Шершеневич. Из современных
ученых, занимающих аналогичную позицию, можно назвать А.В. Майфата. Он
определяет посредничество как вид правовой деятельности, осуществляемой одним
лицом (посредником) в интересах другой стороны (клиента), способствующей
вступлению клиента в правоотношения с третьими лицами, при этом посредник
оказывает фактическое содействие другим лицам в приобретении и реализации
гражданских прав и обязанностей, а также в их изменении и прекращении. Для
посредника не возникает правовых последствий по отношению к третьим лицам*(7).
2. Торговое посредничество есть операция по предоставлению в
основном информационных услуг. Так, Т.Е. Мангутова определяет посредничество
как правовой институт, регулирующий деятельность управомоченных лиц,
направленную на оказание торговых, информационно-коммерческих услуг в
заключении и исполнении сделок по перемещению товарных запасов*(8).
3. А.Ф. Сохновский не ограничивает посредничество рамками
сделок, а определяет его действие сферой гражданского оборота. Торговое
посредничество является одним из обязательств по оказанию услуг, имеет
специфический объект, свою сферу применения и специальный круг субъектов,
проявляется в форме деятельности юридического характера, опосредующей движение
общественного продукта из сферы производства в сферу производственного или
личного потребления*(9).
4. А.С. Комаров определяет торговое посредничество как ряд
операций по предоставлению коммерческих и иных услуг, направленных на
реализацию товаров*(10).
5. Вызывает интерес позиция, занимаемая Е.Л. Невзгодиной:
"Посредничество - вид установления и реализации гражданских правоотношений
между двумя лицами при участии третьего, понимая под установлением юридическую
трансмиссию прав и обязанностей между представляемым и третьим лицом"*(11).
Нам представляется верным показать торговое посредничество в
качестве правового института, регулирующего отношения в сфере оказания услуг,
направленного на содействие в установлении правовых связей между клиентами
путем совершения посредником правомерных действий юридического и фактического
характера.
Смеем полагать, что фактические действия, так же, как и
юридические, порождают правовые последствия, что нашло подтверждение и на
уровне права. Так как согласно Гражданскому кодексу РФ гражданские права и
обязанности возникают из действий граждан и юридических лиц, которые в силу
общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права
и обязанности (ст.8 ГК РФ), то, следовательно, любые действия, в том числе и
фактические, вызывают правовой результат и должны признаваться юридическими.
Кроме того, следует учесть и тот факт, что при заключении сделок волеизъявление
торгового посредника ограничено, ибо правоотношения возникают в результате
совокупности действий между сторонами сделки, которым принадлежит право
самостоятельно согласовывать условия договора, хотя и под контролем посредника.
Таким образом, при посредничестве правоотношения по
реализации товаров, продукции и услуг возникают в результате действий как
посредника, так и участников, причем оба вида действий составляют единое целое
и направлены к сугубо правовой цели - заключению договора между сторонами. В
содержание посреднических услуг следует включать не только деятельность,
связанную с подысканием партнеров, содействием в продвижении товаров и услуг на
рынок (организация рекламы, технического обслуживания и т.д.), но и
деятельность по совершению сделок, то есть любые правомерные действия.
Что же касается категории представительства как вида
посредничества в экономическом смысле, то следует отметить справедливость
замечаний ряда исследователей о том, что экономическую основу представительства
составляет посредничество*(12).
Последнее возникло как экономическое отношение на заре зарождения человеческого
общества и в дальнейшем, опосредствуясь правом, породило различные институты, в
том числе представительство, как наиболее универсальную правовую форму
посредничества. При этом само посредничество под воздействием права создало
новую правовую форму - правовой институт посредничества. Поэтому правовые
институты посредничества и представительства имеют единые корни и, как
следствие, ряд общих черт. Здесь следует согласиться с выводами, предложенными
А.С. Ли*(13).
Во-первых, оба явления есть совокупность правовых отношений;
во-вторых, эти правоотношения имеют место в сфере услуг. Под
услугами в гражданском праве понимают группу обязательств, предметом которых
является деятельность, чей полезный эффект не имеет вещественного характера*(14);
в-третьих, сущность этих отношений состоит в обеспечении,
создании правовых связей между различными лицами при помощи совершения сделок и
(или) иных правомерных действий посредником или представителем;
в-четвертых, и представительство, и посредничество в
основном возникают в сфере имущественного оборота.
Итак, "сущность отношений посредничества и
представительства состоит в обеспечении, создании правовых связей между
различными лицами при помощи совершения сделок и иных правомерных
действий"*(15). Но это не дает
повода к смешению посредничества и представительства. Основные различия
институтов торгового посредничества и представительства сводятся к следующему.
1. Представительство - это правовой способ, с помощью
которого представляемый, непосредственно не участвуя в сделке, а действуя через
представителя, приобретает права и обязанности по сделке с третьим лицом.
Торговое посредничество - более емкое понятие, которое направлено на оказание
содействия клиентам в области торговли.
Посредник занят поиском контрагента для своего клиента и в
определенных случаях по поручению клиента выполняет определенные функции
представителя.
2. Представитель действует от имени и в интересах
представляемого им лица; его действия порождают, изменяют и прекращают
гражданские права и обязанности представляемого. В отношении фигуры посредника
законодатель не содержит каких-либо ограничений, следовательно, он вправе
выступать в обороте как от своего имени, так и от имени клиента, а его действия
порождают права и обязанности для представляемого лица и (или) для самого
посредника в зависимости от содержания посреднического договора.
3. Посредничество следует признать предпринимательской
деятельностью, что находит подтверждение в нормах гражданского законодательства*(16) и в научной литературе.
Посреднической деятельностью может заниматься любой предприниматель. В
установленных законом случаях торговый посредник обязан получить лицензию.
Представителем лицо может быть вне зависимости от наличия статуса
предпринимателя (за исключением коммерческого представителя).
4. Принимая во внимание сферу действия посредничества -
торговый оборот, а также предпринимательский характер деятельности посредников,
следует признать торговое посредничество лишенным признака фидуциарности, что
также отличает его от представительства.
Кажется спорным отличие посредничества от представительства
по признаку выражения воли: "...посредник сделок от имени сторон не
совершает, они сами заключают сделку между собой"*(17) и "волеизъявления, необходимого для заключения
сделки, не делает, предоставляя его сторонам"*(18). Посредничеству также присуща трансмиссия прав и
обязанностей от клиента к посреднику, о чем свидетельствуют, например, нормы ГК
РФ о договоре комиссии, агентирования, доверительного управления и ряд других.
Аналогичные нормы содержатся и в международных актах*(19). Односложностью - "клиент - посредник" -
характеризуется только "простое" посредничество.
Торговому посредничеству присущи следующие черты:
а) оно возникает в сфере имущественного оборота;
б) деятельность посредника направлена на оказание содействия
клиентам в области торгового оборота;
в) торговое посредничество является предпринимательской
деятельностью;
г) посредник выполняет правомерные действия (фактические и
юридические);
д) посредник может выступать в обороте от собственного имени
или от имени клиента, за счет клиента или за собственный счет, но всегда в
интересах клиента;
е) действия посредника носят возмездный характер;
ж) деятельность торгового посредника, как правило,
лицензируется;
з) торговое посредничество не носит фидуциарного характера.
Подводя итог вышеизложенному, можно определить торговое
посредничество как правовой институт, регулирующий отношения в сфере оказания
услуг, направленный на содействие в установлении правовых связей между
клиентами путем совершения посредником правомерных действий юридического и
фактического характера.
М.Р. Саркисян,
старший преподаватель
Кубанского государственного аграрного
университета, кандидат
юридических наук
"Журнал российского права", N 3, март 2002 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной
собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т.21. Киев,
1977. С.23.
*(2) Сулейменов М.К. Хозяйственно-посреднические договоры
услуг // Советское государство и право. 1973. N 3. С.50.
*(3) См.: Васильев Е.А. Гражданское и торговое право
капиталистических государств. М.: Международные отношения, 1993. С.100.
*(4) См.: Скловский К. И. Представительство в гражданском
праве и процессе (вопросы теории: сущность, содержание, структура): Автореф.
дисс. : канд. юрид. наук. Харьков, 1982. С.5.
*(5) См., в частности: Сохновский А.Ф. Правовое
регулирование торгового посредничества в советском гражданском обороте:
Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. Саратов, 1972. С.8.
*(6) См., в частности: Комментарий к ГК РФ / Отв. ред. О.Н.
Садиков. М., 1996. С.229; Майфат А.В. Понятие и организационно-правовые формы
посредничества в гражданском праве: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук.
Екатеринбург, 1992. С.1, 5.
*(7) См.: Майфат А.В. Указ. соч. С.6.
*(8) См.: Мангутова Т.Е. Правовое регулирование отношений по
торговому посредничеству: Дисс. : канд. юрид. наук. М., 1988. С.23.
*(9) См.: Сохновский А.Ф. Правоотношения торгового
посредничества между социалистическими организациями // Правоведение. 1976. N
5. С.57.
*(10) См.: Комаров А.С. Правовые формы внешнеэкономической
деятельности // Совместные предприятия, международные объединения и организации
на территории СССР. М., 1989. С.172.
*(11) Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому
гражданскому праву. Томск, 1980. С.15, 47.
*(12) См.: Рясенцев В.А. Представительство в советском
гражданском праве: Дисс. : докт. юрид. наук. М., 1948. С.3; Скловский К. И.
Указ. соч. С.4.
*(13) См.: Ли А.С. Разграничение сделок представительства и
посредничества // Законодательство и экономика. 1993. N 11-12. С.9.
*(14) См.: Шешенин Е.Д. О правовой природе договоров в сфере
обслуживания // Бытовое обслуживание населения, правовые вопросы. М., 1968.
С.18.
*(15) Ли А.С. Указ. соч. С.6.
*(16) См., например: Постановление Правительства РФ от 17
сентября 1992 года N 727; от 15 июня 1998 года N 593; от 24 декабря 1994 года N
418 и др.
*(17) Советское гражданское право / Отв. ред. О.А.
Красавчиков. М., 1972. Т.1. С.274.
*(18) См.: Гражданское право / Отв. ред. В.А. Рясенцев. Л.,
1971. Т. 1. С.217.
*(19) См., например: Директива ЕЭС о координации
законодательств государств - членов ЕЭС по вопросам о независимых агентах от 18
декабря 1986 года.
|