Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданское право

На правах рекламы



Петрищев М. В. История правоотношений финансовой аренды (лизинга)
История правоотношений финансовой аренды (лизинга) / 

Петрищев, М. В.
История правоотношений финансовой аренды (лизинга
) /М. В. Петрищев.
//Правоведение. -2000. - № 3. - С. 145 - 152
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО - ЧАСТНОЕ ПРАВО - АРЕНДА - 
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ - ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ИСТОРИЯ
ПРАВА - ЛИЗИНГ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - 
ПРАВООТНОШЕНИЯ - ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
Материал(ы):
История правоотношений финансовой аренды (лизинга).
Петрищев, М. В.

История правоотношений финансовой аренды (лизинга)

М. В. Петрищев*

При исследовании истории правоотношений, возникавших в связи с операциями по аренде, а затем собственно по лизингу, следует, на мой взгляд, опираться на два методологических основания. Во-первых, развитие экономических отношений в обществе, в частности лизинговых, не только предшествует правоотношениям, но и предопределяет их. Соответственно, степень развитости правового регулирования лизинга напрямую зависит от уровня развития его экономического содержания. С этой точки зрения задачей законодателя является создание таких юридических форм, которые дают наиболее полный простор функционированию и дальнейшему развитию экономического содержания лизинга. Во-вторых, формирование любого явления, в том числе и договорных отношений по финансовой аренде, имеет следующие ступени: зарождение, становление и развитое состояние. При изложении исторических фактов лизинговых правоотношений должно быть проведено разграничение указанных этапов.

Огромное количество обязательственных правоотношений, к которым относятся и аренда, и лизинг, порожденный ею, возникло в связи с выделением из права собственности тех или иных правомочий собственника имущества и закреплением их за несобственником.

Этап первоначального зарождения лизинга характерен тем, что последний не существовал как явление, отдельное от отношений по аренде имущества, и лишь много позднее (XIX в.) произошло его выделение в самостоятельный институт. Если и были лизингоподобные сделки в древности, то достаточно достоверных свидетельств об этом не имеется.

Как отмечают П. Балтус и Б. Маджор, уже в древнем Шумере существовали сделки по аренде.1 Они датируются примерно 2000 г. до н. э. Глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде земли, водных источников, сельскохозяйственных орудий, волов. Арендодателями были храмовые священники, арендаторами — местные крестьяне.

Есть свидетельство о существовании в 1800 г. до н. э. в окрестностях Вавилона семейного предприятия «Мурашу», которое специализировалось на заключении арендных сделок, связанных с особой системой вознаграждения за ратный труд.2 Монархи награждали воинов за службу землей, но если воин не желал обрабатывать землю, он сдавал ее в аренду «Мурашу», которое сразу же выплачивало ему арендные платежи. Затем предприятие сдавало землю в аренду крестьянам. Наконец, в знаменитом Судебнике Хаммурапи, принятом между 1775—1750 гг. до н. э., обстоятельно и скрупулезно рассматриваются различные случаи аренды, нормы арендной платы, условия залога имущества.3

Древние финикийцы практиковали аренду судов, которая по экономико-правовой сути близка к классической форме современного лизинга оборудования: долговременные чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств, вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.

Выделение из права собственности тех или иных правомочий собственника имущества с закреплением их за несобственником и польза такого выделения оценены Аристотелем (384/383—322 гг. до н. э.). В его трактате «Риторика» отмечается: «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности». Иначе говоря, не обязательно для получения дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться им и в результате получать доход.

Начиная с эпохи господства римского права, можно говорить о появлении определенных элементов правоотношений современного лизинга в римском праве. В нем уже был законодательно закреплен комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности, например, договор найма вещей (locatio — conducto reri; locator — наймодатель, conductor — наниматель).4

В постримский период первым документальным свидетельством аренды в Западной Европе является факт аренды Вильгельмом Завоевателем кораблей у нормандских судовладельцев для вторжения в Англию (1066). В XI в. в Венеции существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря; по окончании плавания якоря возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.5 Но в целом арендная деятельность в период Средневековья была несколько ограничена, что зачастую вызывалось законодательством, препятствующим нормальному экономическому процессу аренды. Так, на протяжении столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась неправомочной.6 Однако долгосрочная аренда реальной собственности допускалась. Во многих случаях она была единственным доступным — из-за жесткой системы земельного законодательства — средством приобретения прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще всего становились фермерское оборудование и лошади.

В Англии одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав) Уэльса 1284 г. (Statute of Wales).7 В 1572 г. англичане приняли законодательный акт, разрешающий использовать только действительную, а не мнимую аренду, т. е. законными признавались арендные договоры, подписываемые на разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью скрытую передачу собственности для введения в заблуждение кредиторов. Впоследствии важную роль в развитии лизинга в Великобритании сыграло быстрое развитие промышленности, особенно железнодорожного транспорта и каменноугольных шахт. Увеличение в начале XIX в. производства разнообразных видов оборудования повлекло и рост его доли, сдаваемой в различные формы аренды.

В США первый зарегистрированный арендный договор персональной собственности появился в начале XVIII в., когда члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски: В дальнейшем рост арендной активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного транспорта. Но здесь управление оборудованием осуществлялось через тресты. Как и при современных лизинговых отношениях, управляющий трестом (он, по сути, являлся главой арендной компании) платил изготовителю за полученное от него оборудование, а затем собирал арендную плату с пользователя оборудования на протяжении всего срока действия договора.

Таким образом, экономические процессы привели к необходимости разграничить договоры лизинга и аренды-продажи. С этого момента произошло завершение формирования лизинга как самостоятельного явления и начиналось функционирование развитого лизинга.

Первое официальное употребление термина «лизинг», как об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер, относится к 1877г. Тогда телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои теле­фонные аппараты, а сдавать их в аренду, т. е. устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы.8

Начало XX в. отмечено тем, что многие железнодорожные арендные компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Поскольку вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования, тресты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.

Во время Второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost — plus contracts).9 По сути это давало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственные подрядчики имели право устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Они осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

Одновременно стали быстро увеличиваться масштабы арендного бизнеса, связанного с транспортными средствами. Основателем автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк — чикагский торговый агент, который в начале 1940-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

Первой акционерной компанией, для которой лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в США «United States Leasing Corporation».10 А в начале 60-х годов начали принимать участие в лизинговых операциях и коммерческие банки. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 г. решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

Во Франции первая лизинговая компания появилась в 1957 г.11 Она называлась «Sepafites» и занималась лизингом промышленного оборудования. В Италии первая лизинговая компания появилась в 1963 г., в Германии — в 1962 г. В начале 60-х годов лизинговый бизнес получил развитие и на Азиатском континенте; в Японии одной из крупнейших является созданная в 1969 г. лизинговая компания «Century Leasing System».12 Первая английская лизинговая компания была учреждена в 1960 г. в качестве совместного предприятия, однако существенное развитие в Англии лизинг получил только после 1970 г., т. е. после введения налоговых льгот.

Налоговая реформа 1981 г. в США (Economic recovery Tax Act) наиболее ярко показала, что изменение налогово-амортизационного законодательства имеет прямое отношение к использованию лизинга. Увеличение и расширение льгот ведет к увеличению объемов лизинговых операций, в то время как их отмена приводит к падению объемов лизинга. С 1986 г. в США и Великобритании начали действовать новые налоговые законодательства, отменившие налоговые льготы арендодателям. Лизинг лишился определенных преимуществ, позволявших ему успешно конкурировать с другими видами финансирования капиталовложений в оборудование. Отсюда понятно снижение роста лизинговых инвестиций в США с 26 % (1985) до 6 % (1986).13 

К настоящему времени 25-30 % инвестиций в развитых странах приходятся на лизинговые операции. И около 80 % новых видов продукции производится именно на оборудовании, взятом в аренду. Больше всего «лизинговых инвестиций» среди западноевропейских стран осуществляют Ирландия (46 % от общего объема) и Англия (35,8 %), а среди стран Восточной Европы — Чехия.14

Все перечисленные этапы развития лизинга как экономического отношения привели к тому, что лизинг нашел признание в судебной практике многих стран, не имеющих специального законодательного регулирования (США, ФРГ, Япония и др.), но в некоторых странах изданы специальные нормативные акты по лизинговым отношениям (во Франции — закон от 2 июля 1966 г.; в Англии — закон об аренде-продаже 1965 г.15, в Бельгии — королевское постановление о предприятиях, практикующих финансовую аренду, от 10 ноября 1967 г.16).

В России термин «лизинг» начал входить в широкое употребление только в начале 90-х годов, когда правительство стало использовать его для стимулирования инвестиционной деятельности. Но начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке относится к середине 1989 г. и связано с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР «О плане счетов бухгалтерского учета» от 16 февраля 1990 г. № 270, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих инков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

Российские лизинговые компании стали возникать с середины 1990 г. Действительным началом развития в Российской Федерации законодательной базы для лизинга явился Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» от 17 сентября 1994г.,17 носивший во многом порученческий характер. Указ содержал некоторые спорные положения, которые не восприняло последующее законодательство (например, допускалось, что предметом договора о лизинге могут быть имущественные права). Но в то же время Президент предписывал Правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения по подготовке базы да развития лизинговых отношений в России. 

29 июня 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», утвердившее Временное положение о лизинге.18 Этот нормативный акт положил начало реальному регулированию лизинговых отношений, поскольку ранее участники лизинговых сделок могли руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды. Следующим правовым актом, регламентирующим лизинговые отношения, стала вторая часть ГК РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 г. Лизинговые сделки описаны в § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» главы 34 («Аренда») ГК РФ. Этот параграф состоит из шести статей, в которых определены договор финансовой аренды, предмет договора, указан порядок передачи предмета договора, перехода к арендатору риска случайной гибели, определена ответственность продавца. ГК РФ впервые применил термин «финансовая аренда». До этого в нормативных актах и на практике встречалось только понятие «лизинг», а в Кодексе эти термины используются как синонимы.

8 февраля 1998 г. Президентом РФ подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"» (далее — Конвенция). Данная Конвенция разрабатывалась с 1974г. Международным институтом по унификации частного права (UNIDROIT — УНИДРУА). Окончательно ее согласовали в 1988 г. на конференции в Оттаве представители 55 государств.19

Россия присоединилась к Конвенции с оговоркой, что «вместо положений п. 3 ст. 8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства».20 Право на такое заявление предусмотрено ст. 20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что у России несколько по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п. 3 ст. 8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении сохранности .оборудования, в отношении ответственности перед третьими сторонами за смерть, причи­нение телесных повреждений или ущерба собственности, причиненных оборудованием, при наличии умысла или неосторожности лизингодателя. Имеется в виду прежде всего ст. 401 ГК РФ, которая устанавливает основания ответственности за нарушение обязательств. Сделанным заявлением, по сути, дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.

В перспективе участие России в Оттавской конвенции способно облегчить выход на международный рынок отечественным лизинговым компаниям и предприятиям — поставщикам оборудования по схеме лизинга. Присоединение России к Конвенции также дает ориентир для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, поскольку предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положениями этого договора.

Из определения договора лизинга, даваемого в ГК РФ, видно, что им признается только финансовый лизинг. Кроме того, ст. 665 закрепляет разовый характер сделки, вытекающий из того, что для каждой сделки арендодатель должен покупать имущество вновь. Это исключает из сферы регулирования § 6 главы 34 такие важные, выработанные многолетней практикой виды лизинга, как оперативный, револьверный, возвратный и др. Все отношения, не подпадающие под сферу действия § 6 главы 34, официально лизингом признаваться не будут.

В связи с этим возникла необходимость принятия специального закона о лизинге, призванного устранить пробелы в правовом регулировании финансовой аренды, что и было сделано в Федеральном законе «О лизинге» 29октября 1998 г.21 Закон объединил и развил нормы, регулирующие гражданско-правовые и организационно-экономические аспекты лизинговой деятельности, которые содержатся в законодательных актах (ГК РФ) и нормативно-правовых актах Президента РФ и Правительства РФ. Следует отметить положения, которые являются новацией в регулируемых данным Законом правоотношениях: им устанавливаются основные формы, типы и виды лизинга.

1. К формам лизинга относятся внутренний лизинг и международный лизинг. Если собственником предмета лизинга, предоставляющим его (лизингодателем), является нерезидент Российской Федерации, договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

2. По срокам осуществления лизинг подразделяется на три типа: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный.

3. К видам лизинга относятся финансовый, возвратный и оперативный лизинг. Финансовый лизинг — вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца. Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. При оперативном лизинге лизингодатель закупает имущество на свой страх и риск, по истечении срока договора предмет лизинга возвращается лизингодателю и может быть передан
в лизинг неоднократно.

Различия в правовом режиме форм, типов и видов лизинга касаются в основном распределения прав и обязанностей между тремя субъектами гражданских правоотношений по лизингу — лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Законом установлены подробные требования к содержанию договора лизинга. Помимо обычных требований, установленных гражданским законодательством, договор лизинга должен содержать следующие условия: определение формы, типа и вида лизинга; порядок балансового учета предмета лизинга (на балансе лизингодателя либо лизингополучателя); определение обязанности одной из сторон договора застраховать предмет лизинга; обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и имущественному расчету, а также процедуры изъятия (возврата) предмета лизинга. Законом установлена возможность и определены основания бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга, которые заключаются в нарушение условий пользования и распоряжения предметом лизинга, а также условий платы за него (невнесение ее более двух раз подряд).

Назначение правового института лизинга, отличного от обычной аренды имущества, обусловило подробную регламентацию Законом состава платежей по договору. Сумма договора состоит из двух частей: инвестиционных затрат (издержек) лизингодателя и предусмотренной договором денежной суммы сверх этих затрат («вознаграждения»). Инвестиционные затраты, кроме стоимости предмета лизинга, содержат еще десять обязательных для принятия лизингополучателем позиций, в частности налог на имущество, расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и т. д. В отдельную главу выделены нормы, устанавливающие право лизингодателя, т. е. стороны, в наибольшей степени заинтересованной в эффективности инвестирования, осуществлять контроль за соблюдением лизингополу­чателем условий договора. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга; в случаях нарушения обязательств по лизинговым платежам лизингодатель имеет право назначать аудиторские проверки финансового состояния лизингополучателя. Кроме того, Закон определяет перечень мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), которые могут устанавливаться законами Российской Федерации и решениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

Таким образом, новый закон формирует зрелое состояние лизинговых правоотношений и дает возможность дальнейшего развития их экономического содержания. Тем самым лизинг все более становится фактором оживления национальной экономики, вследствие которого вновь будет происходить совершенствование законодательства, регулирующего лизинговые правоотношения.

 

*Аспирант Тверского государственного университета.

© М. В. Петрищев, 2000.

1Балтус П., Маджор Б. Школа европейского лизинга// Лизинг-ревю. 1996. № 1.

2Лизинг-курьер. 1999. № 1. С. 5.

3Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. М., 1997. С. И. 

4Дигесты Юстиниана // Памятники римского права. М., 1997. С. 464.

5Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., 1992. С. 110.

6Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. С. 12.

7Кабатова Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. М., 1991. С. 14.

8Хойер В. Как делать бизнес в Европе. С. НО.

9Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. С. 16.

10Медведков С. Ю. Лизинг в экономике США // США: политика, экономика, идеология. 1980. №5. С. 101.

11Кабатова Е. В. Лизинг: понятие, правовое регулирование, международная унификация. С. 19.

12Газман В. Д. Лизинг — теория, практика, комментарии. С. 18.

13Андреев П. А., Баутин В. М., Голиков Р. П., Юсупова А. Т. Лизинг: общая характеристика, история, применение в аграрном секторе. М., 1993. С. 12.

14КоммерсантЪ. 1996. № 26. 16 июля.

15Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1993. С. 341.

16Les Codes Beiges - Bruxelles. 1975. № 1. P. 697.

17Российская газета. 1994. 21 сент.

18Там же. 1995. 14 июля.

19Там же. 1998. 12 февр.

20Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о междуна-родном финансовом лизинге» от 8 февраля 1998 г. // Там же.

21Там же. 5 ноября.
Категория: Гражданское право | Добавил: Aziz001 (12.04.2011) | Автор: Петрищев М. В.
Просмотров: 1116 | Теги: теория государства и права, статьи, ТГП, статья, Петрищев М. В.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде