Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданское право

На правах рекламы



Грешников И. П. Наименование организации со статусом юридического лица
Наименование организации со статусом юридического лица / 

Грешников, И. П.
Наименование организации со статусом юридического
лица /И. П. Грешников.
//Правоведение. -2003. - № 1. - С. 98 - 109
Автор характеризует важнейший признак, 
индивидуализирующий организацию с правом юридического 
лица как субъекта права - ее наименование (имя).
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



НАИМЕНОВАНИЯ - ОРГАНИЗАЦИИ - ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА -
ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС 
Материал(ы):
Наименование организации со статусом юридического лица.
Грешников, И. П.

Наименование организации со статусом юридического лица

И. П. ГРЕШНИКОВ*

Одним из важнейших признаков, индивидуализирующих организацию с правами юридического лица как субъекта права, является ее наименование (имя).1 Под определенным именем организация осуществляет свою деятельность, заключает и исполняет договоры, несет ответственность, приобретает права, выступает в суде в качестве истца, ответчика и т. д. В соответствии с общими правилами наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму.

Наименование организации с правами юридического лица можно условно разделить на две части:

— формальную, где законодатель недвусмысленно требует указать тип или вид организованности (организационную форму);

— содержательную — собственно имя (название), а также указание на вид деятельности и т. п.

В теории гражданского права, особенно в дореволюционной российской цивилистике, обозначение организационной формы юридического лица считалось корпусом наименования, а название юридического лица — добавлением.2 Некоторые современные ученые также используют данную терминологию.3

С нашей точки зрения, поскольку юридическое лицо не существует вне организационной формы, а без названия его просто не зарегистрируют, корпус и добавление — это равнозначные части имени, и подобное деление в общем весьма условно.

И в Российской Федерации, и в Республике Казахстан (далее — РК, Казахстан) наименование организации указывается в ее учредительных документах и регистрируется вместе с самой организацией. При регистрации коммерческих организаций в качестве юридических лиц их названия становятся фирменными наименованиями. Под этими наименованиями казахстанские коммерческие организации вносятся в единый государственный регистр юридических лиц (см. п. 2 ст. 38 ГК РК). В России порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными нормативными правовыми актами в соответствии с ГК (см. п. 1, 4 ст. 54 ГК РФ). Право на наименование является исключительным правом коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Наименование коммерческой организации является ее фирменным наименованием и относится к интеллектуальной (промышленной) собственности его обладателя4.

Наименование в качестве атрибутики компании обычно можно увидеть на бланках, вывесках, счетах, товарах, упаковке и прочем, оно может быть использовано также в товарном знаке или знаке обслуживания, принад­лежащем владельцу фирменного наименования, либо, с его согласия, содержаться в товарном знаке другого лица. Как в России, так и в Казахстане коммерческие юридические лица вправе иметь любое фирменное наименование, не совпадающее с существующими названиями других организаций и не содержащее обозначений, запрещенных законом.

Поскольку организации обладают исключительным правом на фирменное наименование и последнее является официальным обозначением юридического лица, то отчуждение и переход права на фирменное наименование юридического лица обычно не допускаются. Изъятием из приведенного правила в Казахстане являются случаи реорганизации юридического лица и отчуждения предприятия в целом (п. 1 ст. 1023 ГК РК). Аналогичное правило содержится в § 23 Германского Торгового Уложения (далее — ГТУ) и ст. 34 , Торгового кодекса Польши, где установлено, что фирма не может быть отчуждена отдельно от предприятия. Однако российское гражданское законодательство пока не содержит норм, разрешающих или запрещающих отчуждение права на фирменное наименование отдельно от организации (в п. 4 ст. 54 ГК РФ сказано лишь, что «юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования»).

Права на имя коммерческой организации могут являться товаром, и в этом смысле оно приобретает некоторые свойства «бестелесной вещи». Taк, в гражданском праве существует договор комплексной предпринимательской лицензии, или договор франчайзинга, который включает в себя, в частности, передачу прав на использование фирменного наименования.

В качестве наименований широко используются имена и фамилии, условные обозначения, составные слова и аббревиатуры, а также иностранные слова. Согласно российскому законодательству,5 наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать название общества на русском языке. Общество вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Кроме того, фирменное наименование общества должно содержать слова «общество с ограниченной ответственностью», сокращенное наименование — «ООО» (напр., ООО «Морозов и сыновья»).

Фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков (напр.: A. G., S. A., Ltd., Inc., Corp. и т. п.), кроме предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.6 Таким образом, фирменные наименования обществ должны четко отражать их организационно-правовую форму предусмотренным законом способом.7 Казахстанское законодательство более либерально, и здесь могут быть зарегистрированы организации с наименованиями ТОО8 «Light Ltd», ОАО «Eurasia A. G.» и т. п. Нормы о наименованиях акционерных обществ (далее — АО) в России и Казахстане во многом унифицированы. Так, фирменное наименование АО должно содержать его название, указание на организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Сокращенное наименование может также содержать аббревиатуру «ОАО» и «ЗАО», соответственно. Под этим фирменным наименованием общество подлежит государственной регистрации, например «Открытое акционерное общество "Биотэк"» или «ОАО "Биотэк"» — в сокращенном варианте.

Государственные предприятия в России именуются унитарными и подразделяются на государственные и муниципальные; их правовое положение определяется ст. 113-115 ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (последний пока не принят). Фирменные наименования государственных предприятий должны содержать указание на собственника их имущества, а также на характер деятельности, например «Федеральное государственное унитарное предприятие "Оздоровительный комплекс «Дагомыс»"».

Практически аналогичные правила действуют и в Республике Казахстан. Так, фирменное наименование государственного предприятия включает в себя указание на собственника имущества, его вид (республиканское или коммунальное) и ведомственную подчиненность, наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным,9 например «Республиканское государственное казенное предприятие "Казгидромет"».

Статья 5 Федерального закона «О производственных кооперативах» от 8 мая 1996г. прямо требует, чтобы фирменное наименование кооператива содержало его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель». Казахстанское же законодательство о производственном кооперативе не содержит прямого требования о включении в его фирменное наименование слов «производственный кооператив». Однако исходя из общих требований, предъявляемых ГК РК к наименованиям, можно утверждать, что название любого юридического лица, в том числе производственного кооператива, должно содержать указание на его организационно-правовую форму.

Наименование может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством. В частности, законодательство Казахстана о страховании10 требует включения в наименование страховой органи­зации слова «страховая» или производного от него слова, например, «ТОО "Страховая компания «Авиатор»"»). Законодательство Республики Казахстан о банковской деятельности11 запрещает юридическим лицам, не имеющим официального статуса банка, именоваться «банком» или характеризовать себя как занимающихся банковской деятельностью. В России действуют аналогичные правила: «ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».12 Вместе с тем российское и казахстанское гражданское законодательство требуют от юридического лица, зарегистрированного в качестве банка, в обязательном порядке включать в собственное наименование слово «банк» или производные от него слова, а также указывать свою организационную форму.

Для многих организаций важно указать, что они занимаются только определенной деятельностью, независимо от того, предусматривает ли законодательство необходимость включения в название дополнительной информации или нет. В соответствии со сложившейся практикой, при оказании отдельных видов услуг возможность ведения какой-либо иной деятельности, кроме той, которая указана в наименовании, вообще исключается или ограничивается, например при оказании медицинских, юридических, аудиторских услуг.

Фирменное наименование коммерческой организации, создаваемой с иностранным участием, может включать в себя указание на государственную принадлежность его учредителей, например «Российско-германское ООО "Бавария"» или «Казахстанско-украинская строительная компания ТОО "Синегорье"».

В вопросе о понятии и значении различных частей, составляющих фирменное наименование, в гражданском законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан выявилось два принципиально различных подхода. Так, ряд ученых-цивилистов (например, Ю. Басин),13 считают, что поскольку, согласно ст. 38 ГК РК и ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет исключительное право использования фирменного наименования, которое позволяет отличить его от других юридических лиц (индивидуализировать), то индивидуализирующим признаком в наименовании юридического лица будут не слова, отражающие организационно-правовую форму юридического лица или вид его деятельности, а те слова, которые позволяют отличить данное юридическое лицо, независимо от его организационной формы и вида деятельности, от иных лиц.

Подобный категоричный подход к определению фирменного наименования противоречит действующему казахстанскому и российскому законодательству и может негативно сказываться при разрешении судами конкретных дел. По общепризнанным практикой правилам, необходимо руководствоваться нормами п. 1 ст. 38 ГК РК и п. 1 ст. 54 ГК РФ, которые предусматривают, что наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно-правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством. Следовательно, при анализе фирменного наименования нельзя сбрасывать со счетов ни организационно-правовую форму, ни наименование, ни вид деятельности или иные сведения, если они включены в название и тем самым индивидуализируют организацию. Здесь было бы неверно устанавливать жесткие приоритеты. Кроме того, следует учитывать основания и причины подачи организацией заявки на регистрацию наименования, сходного с названием организации, уже зарегистрированной в стране.

Регулирование отношений по использованию фирменных наименований требует четкой и отлаженной системы государственной регистрации. В большинстве государств действуют национальные системы регистрации юридических лиц и, как следствие, национальные системы регистрации фирменных наименований. Россия и Казахстан — в их числе.

Каждая коммерческая организация имеет исключительное право использования своего фирменного наименования, т. е. никакая другая компания не может обладать идентичным или сходным именем без специального разрешения правообладателя. Однако на практике нередки случаи регистрации в одной стране двух и более организаций с одинаковыми или сходными наименованиями, что создает почву для споров. Сложившаяся практика разрешения подобных коллизий исходит из следующей формулы: «кто был зарегистрирован ранее, тот имеет безусловный приоритет». Подобный подход, на наш взгляд, слишком прост, чтобы быть универсальным.

Нельзя забывать и об экономической составляющей, ведь практически любой предприниматель стремится к тому, чтобы название его компании стало широко известным, порой вкладывая в рекламу фирмы и ее promotion (продвижение бизнеса, его «раскрутку») солидные средства. При подаче документов в регистрирующий орган предприниматель (учредитель или учредители) не должен, а порой и не может знать, что в стране уже существует организация с идентичным или похожим именем. Таким образом, сам факт регистрации организаций со сходными наименованиями налагает на государственный регистрирующий орган ответственность за возможные последствия.

Например, в середине 1990-х годов в Москве существовали две строительные организации с одинаковыми наименованиями — ЗАО «Мосжилстрой» и ГП «Трест "Мосжилстрой"». ЗАО «Мосжилстрой» собрало с граждан деньги на строительство жилого дома, а через некоторое время его руководство скрылось вместе с деньгами граждан. Москвичи и другие граждане, заключившие договоры подряда с ЗАО «Мосжилстрой», были уверены, что вступают в отношения с хорошо известным и надежным государственным муниципальным предприятием — строительным трестом. В создавшемся положении была виновата Регистрационная палата Москвы, зарегистрировавшая новую компанию ЗАО «Мосжилстрой» под наименованием, принадлежавшим солидной строительной организации. Во избежание исков к регистрирующему органу и дабы не бросить тень на ГП «Трест "Мосжилстрой"», мэр Москвы был вынужден предоставить обманутым гражданам квартиры за счет города. Одновременно по заданию мэра в целях недопущения повторов в названиях была произведена проверка всех организаций и были выявлены сотни юридических лиц, наименования которых отличались только по организационно-правовой форме (ТОО «Биотэк» и ООО «Биотэк»; АО «Заря» и ЗАО «Заря», и т. п.).14

По нашему мнению, рассматривая дела по искам, связанным с использованием фирменного наименования несколькими официально зарегистрированными организациями, следует привлекать к участию в процессе на стороне ответчика регистрирующий орган, а в зависимости от обстоятельств последний может выступать как ответчик.

Далее. Если организации были зарегистрированы со сходными наименованиями — одна раньше, а другая позднее, то всегда ли приоритетом и абсолютным правом на наименование обладает тот, кто возник раньше, или исключения все же возможны? И если да, то какие? Поскольку поставленные вопросы носят больше практический, нежели теоретический характер, рассмотрим несколько реальных ситуаций.

1. Предположим, что две организации возникли под одним наименованием в разных странах. Одна из них, зарегистрированная на несколько лет позднее другой, развиваясь, превратилась в компанию, ведущую деятель­ность в десятках стран, другая — получила известность только в государстве регистрации, например в России. Пока регионы деятельности этих организаций различны, никаких проблем не возникает, но стоит только более известной компании прийти на российский рынок, встанет вопрос об использовании фирменного наименования в России, и здесь возможны по меньшей мере три варианта решения этого вопроса.

Прежде всего, компании могут договориться между собой. Если этого по каким бы то ни было причинам не произойдет, то суд может разрешить возникший спор, исходя из того, пересекаются ли, сходны ли сферы деятельности организаций, являются ли они конкурентными по отношению друг к другу, существует ли, пусть даже гипотетическая, вероятность конкуренции. При положительном ответе приоритет, как правило, останется за организацией, получившей статус юридического лица раньше. В случае отрицательного ответа в существовании и деятельности двух одноименных субъектов большой беды нет, они не мешают друг другу.

К примеру, нет ничего противоправного в том, что на рынке Российской Федерации будут существовать ООО «Строительная корпорация "Victoria"», зарегистрировавшая свои дочерние компании в 12 странах мира, и ООО «Юридическая фирма "Victoria"», получившая права юридического лица только в России. Нет ничего противоправного даже при условии, что юридическая фирма обрела статус лица на два года раньше, чем образовалась российская дочерняя компания строительной корпорации. Сферы их предпринимательской и иной деятельности различны, они не соприкасаются. Юридическая фирма не занимается строительством, производством строительных материалов, поставкой промышленного оборудования и тому подобным, а строительная корпорация не оказывает юридических услуг. Помимо того, дочерние компании ООО «Строительная корпорация "Victoria"» берут имя одного из своих учредителей, и препятствовать этому при названных обстоятельствах нет оснований.

2. Поскольку гражданское законодательство Российской Федерации (п. 3 ст. 69 ГК РФ) и Республики Казахстан (ст. 12 Указа Президента РК «О хозяйственных товариществах» № 2255 от 2 мая 1995 г.— Указ имеет силу закона,), и некоторых других государств, например ФРГ (§ 19 ГТУ), требует внесения в наименование полного товарищества имени (фамилии)15 полных(ого) товарищей(а), это может породить возникновение двух и более полных товариществ, у которых имена полных товарищей, а следовательно, и фирменные наименования совпадают. В таких случаях момент регистрации полного товарищества и приоритеты, с этим связанные, теряют смысл.

Если предприниматель, обладающий распространенным именем (фамилией), хочет, чтобы фирменное наименование его полного товарищества было оригинальным и обладало достаточной индивидуальностью, то он может прибавить к своему имени некое особое слово или словосочетание, или аббревиатуру. Сказанное вполне применимо и к другим видам хозяйственных товариществ, и к обществам с ограниченной и дополнительной ответственностью в Российской Федерации.

Суммируя вышеперечисленное, следует заметить, что, во-первых, о должной степени индивидуальности наименования полного товарищества обязаны заботиться их участники, а не регистрирующие органы и тем более не суд; и, во-вторых, ни российский, ни казахстанский законодатели по-прежнему не уделяют должного внимания индивидуализации коммерческих организаций, хотя в других странах (например, в Германии и во Франции) существуют наглядные примеры успешного регулирования отношений в этой области. Поэтому законодателям России и Казахстана необходимо обобщить весь накопленный теоретический и практический опыт и дополнить статьи гражданских кодексов, посвященные фирменным наименованиям, частями, обязывающими регистрирующие органы сообщать предпринимателям о сходных наименованиях уже существующих организаций, а коммерсантов — принимать меры для внесения отличий в наименование своей организации, чтобы оно отличалось от наименования организации, уже зарегистрированной, а не грозить лишь одними санкциями за использование чужого имени.

3. Рассмотрим ситуацию, в которой две организации со сходными наименованиями зарегистрированы в одной стране и даже в одном городе, но в различной организационной форме — ООО «Пальмира» образовалось в 1991 г., а Производственный кооператив «Пальмира» — в 1992 г. В 2002 г. ООО «Пальмира» обратилось с иском в суд и потребовало от кооператива исключить из его наименования слово «Пальмира».

Безусловно, при разборе данного казуса следует принять во внимание сходство названий и сфер деятельности этих организаций, но одного этого недостаточно. Было бы справедливо разрешить кооперативу продолжать использовать наименование «Пальмира», основываясь по меньшей мере на факте государственной регистрации и на различной организационной форме обоих юридических лиц, а также значительном (более 10 лет) сроке использования кооперативом наименования и его положительной деловой репутации. Такой подход не ставит под сомнение исключительность права организации на свое фирменное наименование, исключение лишь подтверждает правило. Правом принять подобное решение логично наделить суд.

Менее удачным, но не лишенным некоторого смысла ходом является обращение к институту исковой давности. Речь идет о введении срока для предъявления исков к одноименной организации, о существовании которой истцу было известно. При таких обстоятельствах можно определить длительный, но все же ограниченный временными рамками срок, к примеру 10 лет, с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении его прав на фирменное наименование. Основным минусом окажется здесь необходимость пересмотра концепции права на фирменное наименование.

Любой субъект права, будь то коммерческая или некоммерческая организация, или индивидуальный предприниматель, заинтересован в том, чтобы его именем не пользовались другие. Особенно это касается предпринимателей — ведь степень известности их имени, высокая деловая репутация во многом обеспечивают успех в бизнесе.

Защита права на фирменное наименование обычно осуществляется материальному законодательству той страны, где это право нарушено, либо по законодательству страны, где зарегистрирована организация-нарушитель В отдельных случаях, там, где это предусмотрено соглашением сторон или международными актами, применимо законодательство третьих стран.

Фирменное наименование является одним из объектов промышленной собственности и охраняется во всех странах, которые присоединились к Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.16 Причем оно охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации и, что особенно важно, независимо от того, является ли фирменное наименование частью товарного знака (ст. 8 Конвенции). Однако Конвенция лишь дважды упоминает фирменное наименование. Подробно разработанного международного законодательства в этой сфере в отличие, скажем, от законодательства о других объектах промышленной собственности (товарных знаках, знаках обслуживания, мест происхождения товара и т. п.), пока не существует. Возможно, в будущем глобализация экономики приведет к созданию специального международного акта, унифицирующего подходы к выработке принципов, относящихся к фирменным наименованиям, определению порядка их использования, а также общих для большинства стран средств защиты имени фирмы. Таким образом, следующим шагом на пути развития законодательства о фирменных наименованиях и законодательства о юридических лицах в целом может стать создание международной системы регистрации юридических лиц и их наименований, прежде всего фирменных. Она была бы парал­лельной национальным системам регистрации и предоставляла бы ее пользователям ряд льгот и преимуществ перед национальной системой. Скажем, лицо, зарегистрированное в международной системе, получало бы одновременно регистрацию, прописку и признание своего наименования во всех странах, присоединившихся к акту о создании такой системы, и т. п.

Интересно отметить, что российские и казахстанские суды при рассмотрении исков о незаконном использовании чужих фирменных наименований часто применяют положения патентного права.17 Подобные действия не всегда имеют под собой должное основание, ведь фирменное наименование — вполне самостоятельное средство индивидуализации субъекта права, отличное от товарного знака (торговой марки), знака обслуживания и т. п.

Трудности и вопросы, связанные с использованием фирменных наименований в странах СНГ (особенно это касается России и Казахстана), складываются из нескольких факторов:

— нормы гражданского законодательства о фирменных наименованиях недостаточно полно регулируют эти вопросы;

— нет официального или судебного толкования понятия «фирменное наименование» (по важности и соотносимости частей, его составляющих);

— и главное, созданная в странах СНГ единая система регистрации юридических лиц работает крайне плохо, особенно в части воспрепятствования созданию одноименных коммерческих организаций, а также ведения единого открытого регистра юридических лиц. Пока такая система не будет четко и слаженно работать, ответственность за появление организаций, имеющих в своих наименованиях одинаковые или сходные слова, и за убытки, причиненные этим, должна быть возложена также и на регистратора (сегодня — это налоговые органы18, специализированные регистрационные палаты, органы юстиции и т. п.). В этой системе мало создать электронную базу данных юридических лиц и заняться поиском идентичных названий, регистри­рующему органу необходимо иметь также высококвалифицированную проверяющую службу, в компетенцию которой входила бы дача разрешения на регистрацию.

В Республике Казахстан в настоящий период объем прав казахстанских органов юстиции явно превышает их обязанности и ответственность. Суды практически не привлекают эти органы в качестве соответчиков при рас­смотрении споров об использовании чужих фирменных наименований даже тогда, когда речь идет о регистрации двух и более лиц с идентичными названиями. 19 Основная ответственность возлагается на хозяйствующие субъекты. Так, п. 3 ст. 1020 ГК РК предписывает, что «не может быть использовано фирменное наименование, похожее на фирменное наименование уже зарегистрированного юридического лица настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц, а также введению в заблуждение относительно выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг».

Любой юрист, практикующий хотя бы несколько лет, может привести не один пример неправомерного использования чужих фирменных наименований либо создания фирмы с названием, похожим на имя известной организации. Так, на территории России и Казахстана действуют несколько акционерных обществ, производителей водки, наименования которых звучат, а порой и обозначаются одинаково: ОАО «Кристалл» или «Kristall» («Crystal»). Существуют различные компании, уподобляющие свои названия общеизвестным торговым маркам или наименованиям по типу: «Volvo» — «Volvox». Долгое время в Алматы действовало ТОО «Центр "SANYO"», занимавшееся сервисным обслуживанием и ремонтом копировальной и бытовой техники. Причем торговая марка знаменитой фирмы была включена в название центра без ведома ее собственника.

Эти и другие подобные им ситуации вызваны к жизни стремлением некоторых предпринимателей выдать свои общества, товарищества, кооперативы за компании, имеющие отношение к известным фирмам, т. е. налицо факты недобросовестной конкуренции. Хотя бывают и исключения, о некоторых из них уже сказано выше.

Ныне гражданское законодательство дает реальную возможность пресечь деятельность юридического лица под фирменным наименованием, тождественным имени другого юридического лица или сходным с ним.

Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан регулирует также вопросы, связанные с использованием государственной символики. В России порядок использования в наименованиях организаций слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, до принятия и введения в действие закона «О государственной символике», регулируется постановлениями Правительства РФ и Верховного Суда РФ.20 На использование государственной символики в названиях государственных и негосударственных организаций (за исключением общественных объединений и религиозных объединений) необходимо получить согласие Правительства РФ. Все обращения по этому поводу рассматривает специальная комиссия.

В Казахстане п. 3 ст. 38 ГК РК устанавливает, что «за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках уплачивается сбор».

Сравнительно новым в сфере гражданского права, относящимся к наименованиям организаций и правам на них, является вопрос о правах на домены, которые совпадают с именами организаций. Под доменами здесь понимаются систематизированные и иерархизированные «имена» (адреса) участков Интернет-сети, которые могут принадлежать отдельным пользователям (владельцам). Интернет-сеть в свою очередь обслуживается серверами доменных имен (DNS) и централизованно администрируется. Сам домен также идентифицируется именем.21

Как в России, так и в Казахстане достаточно много случаев использования в качестве адреса имени веб-страницы и/или адреса электронной почты наименований, совпадающих с именами широко известных органи­заций (например, «Mosfflm», «ABNAMRO», «SONY» и т. п.).

Так, Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск компании «Квелле АГ» (Quelle AG) к ООО «Торговая фирма "Тандем-Ю"» и обязал ответчика передать Интернет-адрес (наименование) «quelle.ru» компании «Квелле АГ», а также воздержаться в дальнейшем от использования товарного знака и наименования истца в Интернет.22

Другой пример,23 корпорация «Истман Кодак Компани» обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском к предпринимателю без образования юридического лица А. В. Грундулу о запрещении использовать товарный знак «Kodak», зарегистрированный на имя истца в доменном имени страницы ответчика во Всемирной компьютерной сети Интернет, и о публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего.

Дело рассматривалось в нескольких судебных инстанциях. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отменил все принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. В своем постановлении Президиум указал, что при рассмотрении спора арбитражные суды не дали оценки действиям российского предпринимателя А. В. Грундула, умышленно зарегистрировавшего на территории России доменное имя, которое содержало не его наименование (либо иное средство индивидуализации) как участника экономического оборота, а обозначение «Kodak», т. е. товарный знак другого юридического лица. Не исследовались вопросы о смешении доменного имени ответчика с товарным знаком истца и получении ответчиком возможности вследствие указанных действий привлекать на свою страницу в сети Интернет потенциальных покупателей товаров под товарным знаком «Kodak», поскольку товары и услуги истца и ответчика относятся к одному и тому же роду и виду, имеют общих потребителей и общий рынок сбыта. Судам было рекомендовано также рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий ответчика как проявление недобросовестной конкуренции и т. п.

При всей верности приведенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ оснований и сделанных выводов необходимо обратить внимание на то, что зачастую Интернет-адреса содержат не только товарные знаки (знаки обслуживания) и их составляющие, но и части фирменных наименований предпринимательских структур. В примере, приведенном выше, слово «Kodak» есть часть наименования корпорации «Истман Кодак Компани». Следовательно, при формулировании исковых требований и рас­смотрении споров, связанных с правами на доменные имена страниц во всемирной компьютерной сети Интернет, нужно шире применять законодательство о наименованиях организаций с правами юридических лиц.

Адрес (имя) в сети Интернет есть вещь, индивидуализирующая это лицо (иногда товары и услуги этого лица, если речь идет о торговой марке, знаке обслуживания), выделяющая его из ряда всех остальных в виртуальном мире. Доменное имя (Интернет-адрес) в настоящее время de facto стало особым объектом промышленной собственности и должно рассматриваться как часть наименования организации. Несмотря на то что закон пока прямо не запрещает регистрировать имена доменов, идентичные или сходные до степени смешения с наименованиями официально зарегистрированных организаций, эти действия должны расцениваться как нарушение прав организаций на их наименование, а при определенных условиях и как факты недобросовестной конкуренции.

 

* Кандидат юрид. наук, доцент Казахского государственного юридического университета (Алматы).

© И. П. Грешников, 2003

1 В России и Казахстане вопросам, связанным с фирменным наименованием, посвящены статьи в гражданских кодексах, имеется также ряд законов, конкретизирующих нормы кодексов, например, законы, регулирующие правовое положение отдельных видов организаций. Преимущественно в историческом аспекте нельзя не вспомнить Положение о фирме, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июля 1927 г., которое формально не отменено. Указанное Положение требовало включения в наименование предприятия не только его названия и организационно-правовой формы («акционерное общество», «паевое товарищество», «товарищество с ограниченной ответственностью» и т. п.), но и указания предмета (основного вида) его деятельности. Согласно ныне действующему законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан, указание на предмет (основной вид) деятельности в наименовании организации обычно не требуется, хотя такая информация была бы весьма полезна как для участников гражданского оборота, так и для государственных органов. Из приведенного правила есть существенное исключение, так, п. 1. ст. 54 ГК РФ гласит: «Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица».

2 Данное деление перешло в российскую цивилистику из германского гражданского права (см.: Розенберг В. В. Фирма: Догматический очерк. СПб., 1914. С. 55).

3 См., напр.: Голофаев В. Содержание и структура фирменных наименований субъектов предпринимательства // Хозяйство и право, 2000. № 4. С. 29; Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. С. 523.

4 Фирменное наименование включается в понятие «good will» — «стоимость фирмы» (репутация, деловые связи компании, ее нематериальные активы и пр.).

5 Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (с изм. от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г.; п. 1 ст. 4).

6 Там же.

7 Подобные правила установлены российским законодателем и в отношении фирменного наименования акционерного общества. Об этом см.: Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г.; п. 1 ст. 4)

8 Полным аналогом российского общества с ограниченной ответственностью (ООО) в Казахстане является товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), например, ТОО «Пустовалов и К°».

9 Указ Президента РК
Категория: Гражданское право | Добавил: Aziz001 (19.03.2011) | Автор: Грешников И. П.
Просмотров: 1923 | Теги: теория государства и права, Грешников И. П., статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде