Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданское право

На правах рекламы



Карева Н. П. Правовое регулирование процесса оценки
Правовое регулирование процесса оценки. 

Карева, Н. П.
Правовое регулирование процесса оценки.
//Правоведение. -1999. - № 1. - С. 263 - 264
Примечания в подстрочных ссылках.



РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - РЕГИОНЫ - ТОВАРИЩЕСТВА 
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЫНОЧНАЯ 
СТОИМОСТЬ - АУДИТ - ЗАКОН - КОММЕНТАРИИ - 
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА - ФЕДЕРАЛИЗМ - ИНВЕСТИЦИИ 
- ОЦЕНКА - СУБЪЕКТЫ РФ - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 
Материал(ы):
Правовое регулирование процесса оценки [Журнал "Правоведение"/1999/№ 1]
Карева Н.П.
В последние годы в отечественной правовой и экономический «оборот» вошли такие понятия, как «рыночная стоимость», «независимая оценка имущества». Наиболее примечательным в этом отношении является Указ Президента РФ от 26 июля 1995 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», во исполнение которого Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку приняла большой пакет документов по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов, и в частности определила ряд требований к независимому оценщику имущества паевого инвестиционного фонда. 

В приказе Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» говорится, что «оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действующему состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами».

Пункт 6 ст. 66 «Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах» Гражданского Кодекса РФ гласит, что «вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке».

Приведенные примеры показывают, что в наиболее важных нормативных документах, регламентирующих хозяйственную деятельность, связанную с оценкой имущества, отсутствуют ясные и понятные формулировки.

Впервые попытка дать универсальное определение понятия «рыночная стоимость имущества» сделана законодателем в ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах». Эта правовая норма выходит за рамки данного Закона и может использоваться при страховании, залоге, налогообложении, в судебной и арбитражной практике. Но главное, что у оценщиков появился первый нормативно закрепленный инструмент — определение «рыночной стоимости». Это стало серьезным шагом к формированию единого пространства рынка оценки, к тому, чтобы государство и независимые оценщики начали говорить на одном, понятном всем языке.

Отсутствие единого пространства по оценочной деятельности в России отчасти объясняется диспропорциями в развитии рынка недвижимости. Реформирование экономики идет неравномерно. Законодательство «пестрит» несогласованными положениями, а правовая терминология подчас используется настолько вольно, что бывает трудно понять, о чем идет речь.

Так, введение понятия «рыночная стоимость имущества» и механизм определения такой стоимости при участии независимого оценщика должны значительно упростить процедуру принятия решения при формировании уставного капитала и оплате акций (ведь оплата акций и ценных бумаг общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку). Однако здесь и начинаются несоответствия.

Начнем с того, что в Законе неправомерно смешиваются две совершенно различные профессии — независимый оценщик и аудитор.

Далее, как в указанной ст. 77, так и в ст. 34 подчеркивается, что рыночная стоимость имущества определяется решением Совета директоров (наблюдательного Совета) Общества. Логика подсказывает, что Совет директоров может назначать цену сделки, основываясь на заключении (мнении) независимого оценщика, но никак не определять рыночную стоимость, которая по своей сути не тождественна цене. То же самое справедливо и для денежной оценки имущества, вносимого в оплату акций. Достаточно туманно в Законе говорится об обязательной оценке для определения рыночной стоимости имущества при выкупе Обществом акций у акционеров. Если независимого оценщика для этих целей выбирает Общество, то это еще не значит, что продавец не захочет назначить альтернативную независимую оценку, особенно если речь идет о значительных пакетах акций. При положительном элементе обязательности оценки разработчики Закона, вольно или невольно, заложили в этой части ст. 77 потенциальную возможность возникновения спора, который будет решаться в судебном порядке.

Предоставив Совету директоров право определять рыночную стоимость имущества, законодатель предоставляет «суду или иному органу» определять эту стоимость, создавая тем самым дисбаланс их отношений, поскольку не ясно, будет ли суд или иной орган руководствоваться положениями ст. 77 Закона.

К сожалению, Закон обходит молчанием роль и значение оценки реорганизации Общества. Полагаем, что независимая оценка должна быть обязательной при любом виде реорганизации.

Закон создает очень интересный прецедент в главе Х «Крупные сделки». В ст. 83, излагающей требования к порядку заключения крупной сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, установлено, что для «принятия решения о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, Советом директоров (наблюдательным советом) общества должно быть установлено, что стоимость, которую общество получит за отчуждаемое имущество или предоставляемые услуги, не ниже рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии со статьей 77 настоящего федерального закона, либо стоимость приобретения имущества или услуг не превышает рыночной стоимости этого имущества или услуг, определяемой в соответствии со статьей 77 настоящего федерального закона». Поскольку речь идет о совершении сделки, то из этой статьи следует, что любые сделки, связанные с отчуждением либо приобретением имущества или услуг, должны сопровождаться анализом рыночной стоимости такого имущества или услуг. Совершенно очевидно, что и роль независимого оценщика при совершении сделки должна быть одной из главных.

Несмотря на недостатки, Закон «Об акционерных обществах» — это первый нормативный правовой акт Российской Федерации, в котором раскрывается понятие рыночной стоимости и в котором есть государственное признание существования в России новой профессии — независимый оценщик имущества.

* Председатель Фонда государственного имущества Астраханской области, председатель Астраханского общества оценщиков.
Категория: Гражданское право | Добавил: Aziz001 (11.04.2011) | Автор: Карева Н. П.
Просмотров: 632 | Теги: теория государства и права, статьи, ТГП, Карева Н. П., статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде