Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданское право

На правах рекламы



Галушина И.Н. Развитие российского гражданского законодательства о посредниках

Развитие российского гражданского
законодательства о посредниках

·          Развитие российского гражданского законодательства о посредниках (И.Н. Галушина, "Журнал российского права", N 4, апрель 2004 г.)

 

С переходом России к рыночной экономике на первый план вышли проблемы актуализации процесса производства, повышения экономической целесообразности и эффективности торговых операций. В этих условиях посредничество, как фактор успешного продвижения товаров и услуг к потребителю, особенно нуждается в правовой регламентации.

Гражданский кодекс РФ 1994 года (п.2 ст.182 гл.10) лишь упоминает о коммерческих посредниках, не давая ни определения посредничества, ни перечня посреднических сделок*(1).

Впервые о посредниках на законодательном уровне заговорили в 1832 году, когда после завершившейся кодификации законодательства в Уставе торговом - одном из отделов Свода законов гражданских - появились статьи о маклерах на биржах. Так, статья 692 Устава гласила: "Для посредничества при заключении торгов, договоров и условий по делам, производимым на биржах, избираются на основании правил, в их уставах изложенных, биржевые маклеры..."*(2). Замещение должности маклера происходило в результате выбора членами биржевого комитета.

При заключении торгующими сделок деятельность маклера носила чисто фактический характер: они сами сделок не заключали, но способствовали их заключению сближением контрагентов. По этому признаку маклер отличался от комиссионера и приказчика, которые совершали юридические сделки - первый от своего имени, второй - от имени хозяина.

Таким образом, Устав торговый регламентировал деятельность посредников на бирже - месте, где совершались торговые сделки. Под ними понимались сделки, "совершаемые в виде промысла"*(3), то есть предпринимателями. Посредничество при заключении таких сделок, осуществляемое вне биржи, строго преследовалось по закону.

Общих же правил, определяющих и регулирующих отношения, возникавшие из сделок о посредничестве, в российском законодательстве не существовало. На практике это порождало множество вопросов, особенно относительно тех видов посредничества, которые не были предусмотрены законом, но ему не противоречили (деятельность торговых агентов и так называемых частных маклеров*(4)).

Торговым агентом, по аналогии с Германским торговым уложением, признавалось лицо, служащее в определенном предприятии и исполняющее для последнего роль постоянного посредника. В этом качестве агент заключал на основании выданной ему доверенности торговые сделки от имени и за счет своего предприятия. Таким образом, торговые агенты фактически являлись поверенными при заключении торговых сделок, и поэтому происходило смешение понятий посредничества и договорного представительства.

Частным маклером называли лицо, которое не являлось обязательно профессионалом, не было должностным и играло роль посредника при заключении любых не запрещенных законом сделок между гражданами.

Устав торговый также содержал нормы о торговой доверенности, которая выдавалась "на производство торга" и "на хождение по таможенному производству дел". Торговой доверенностью лицо, имеющее право торга, уполномочивало другое лицо на производство торговых дел за свой счет и на свое имя. Общегражданской доверенностью веритель уполномочивал поверенного на совершение вместо него действий, не имеющих торгового характера. Закон не давал определения договора поручения, а ограничивался лишь установлением формальных правил о выдаче и содержании доверенности в смыслеодностороннего акта. Поэтому нередко в судебной практике договор доверенности (поручения) принимался за договор личного найма.

Что касается договора комиссии, то, несмотря на значительное развитие в России комиссионных операций, лишь Законом от 21 апреля 1910 г. "О торговой комиссии"*(5) впервые было дано определение отношений, вытекающих из этого договора. Согласно статье 1 Закона "по договору торговой комиссии одно лицо (комиссионер) принимает на себя заключение торговых сделок от своего имени за счет другого лица (препоручителя, коммитента)". Комиссионеру выдавалась доверенность, предоставлявшая необходимые полномочия. В связи с этим договор комиссии рассматривался многими цивилистами как один из видов договора доверенности, несмотря на существовавшие между ними различия.

Таким образом, и в юридической литературе не было единого мнения о природе посреднических отношений, их соотношении с представительством. Одни считали, что посредники осуществляют только действия фактического характера и этим отличаются от всех иных лиц, производящих юридические действия*(6). Другие же авторы относили и договор доверенности, и договор комиссии к посредническим, подразумевая под посредническими сделками те, согласно которым одно лицо принимает на себя труд содействовать за определенное вознаграждение другому лицу в установлении между ним и третьими лицами известного юридического отношения*(7).

Проект Гражданского уложения, который так и не был принят, не разрешал вопроса о сущности и перечне посреднических сделок, хотя и содержал определения договоров поручения и комиссии.

Октябрьская революция не внесла ничего кардинально нового в гражданское законодательство о посредниках. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года содержал нормы о договоре поручения и о выдаче доверенности, не определяя, на совершение какого рода действий уполномочивается поверенный. Нормы о договоре комиссии отсутствовали.

В период нэпа для регулирования посреднической деятельности было принято Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 29 октября 1925 г. "О торговых агентах"*(8).

Торговыми агентами признавались лица, которые, не состоя на службе в торговом или промышленном предприятии, оказывали ему содействие по заключению торговых сделок или совершали торговые действия от его имени (при наличии письменного полномочия). Торговыми агентами могли быть как физические, так и юридические лица. Постановление не содержало указания, в какой форме должно быть заключаемо соглашение между сторонами, оно лишь предусматривало, что договоры государственных предприятий с торговыми агентами должны, под страхом их недействительности, заключаться в письменной форме. Как видим, фигуры торговых агентов до революции и после нее не являлись тождественными.

В дальнейшем о посреднической деятельности начали говорить в контексте вовлечения в товарооборот слабо реализуемых товаров - так называемых излишков. Главную роль в этом деле играли торгово-посреднические конторы, которые оказывали соответствующие услуги при операциях по оптовой продаже излишков товаров розничными торговыми организациями области, края, АССР. Во всех случаях оптовая продажа товаров осуществлялась за пределы этих административных единиц. Деятельность их регулировалась Правилами заключения торговых сделок через конторы по торговому посредничеству Министерства торговли СССР, утвержденными приказом Министра торговли СССР от 14 октября 1953 года*(9). Кроме того, в РСФСР действовали Положение о республиканской торгово-посреднической конторе "Росторгпосредконтора Министерства торговли РСФСР"; Устав межобластных торгпосредконтор РСФСР; Инструкция о порядке проведения торгово-посреднических операций и оформления торговых сделок торгпосредконторами, утвержденные приказами Министерства торговли СССР от 29 января 1971 г. N 37*(10), 25 мая 1971 г. N 204*(11) и 14 августа 1961 г. N 496*(12), а также различные указания министерств торговли СССР и РСФСР по этим вопросам.

Сущность посредничества на основании этих нормативных актов заключалась в том, что торгпосредконтора, руководствуясь поручением клиента - организации на совершение торговой сделки, подыскивала последнему контрагента с таким расчетом, чтобы не допускать излишне дальних перевозок и не нарушать системы снабжения тех или иных районов. Посредник отвечал за законность, обоснованность и экономическую целесообразность сделки. После того как он указывал контрагента, продавец и покупатель взаимно подтверждали торгпосредконторе свои намерения. Подтверждения являлись формой согласования условий договора между клиентами и заканчивались подписанием общего поручения посреднику, что означало в силу требований ст.160 ГК РСФСР заключение договора, поскольку между сторонами достигалось соглашение по всем существенным его пунктам. Однако сделка становилась обязательной для сторон только после ее подписания посредником.

Такой порядок не был совершенным. Во-первых, он распространялся лишь на строго определенный круг товаров; во-вторых, существовали ограничения на продажу товаров за пределы республики; в-третьих, сам процесс получения разрешения на их продажу был долгим и, как следствие, дорогостоящим; в-четвертых, решение торгпосредконтор об экономической нецелесообразности сделки не всегда было обоснованным. Существующие правила организации торгово-посреднической деятельности нуждались в совершенствовании. Однако специальный закон, по-новому регламентирующий указанный вид деятельности, не был принят.

Договор комиссии, предусмотренный ГК РСФСР 1964 года, не получил достаточного распространения в сфере материально-технического снабжения, а коснулся в основном лишь граждан, которые выступали в качестве потребителей, но не посредников. Отметим, что посредническая деятельность граждан, направленная на получение "нетрудовых доходов", наряду с хищением и спекуляцией относилась в тот период к разряду экономических преступлений и была уголовно наказуема (ст.153 УК РСФСР 1961 года).

Принятые в 1991 году Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик также не изменили ситуацию с понятием посредничества, посреднических сделок.

Впервые упоминание о посредниках в Гражданском кодексе как кодифицированном акте появилось лишь в 1994 году. Статья 182 (п.2) ГК РФ гласит: "Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок". Таким образом, согласно этой статье коммерческими посредниками являются лица, действующие от своего имени, но в чужих интересах. Такое определение явно недостаточно, оно не раскрывает признаков посредников, и в частности коммерческих посредников, из него не ясно, чем отличается коммерческое посредничество от коммерческого представительства, кроме как указанием, от чьего имени заключается договор. Кроме того, возникает вопрос о соотношении понятий "коммерческие посредники" и "лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок". Отсутствие в Гражданском кодексе РФ понятий посредничества и посреднических сделок не способствует разрешению поставленных вопросов.

Часть вторая ГК РФ впервые содержит гл.52 "Агентирование", посвященную агентскому договору, который в мировой практике считается посредническим. Из смысла ст.1011 ГК РФ, которая прямо указывает, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл.49 "Поручение" и гл.51 "Комиссия", следует, что агентский договор призван объединить и расширить возможности договоров поручения и комиссии. Однако не подлежат применению такие правила, содержащиеся в данных главах, которые противоречат положениям гл.52 либо существу агентского договора.

Отличия между договорами комиссии, поручения и агентирования заключаются в следующем. Во-первых, поверенный по договору поручения действует только от имени другой стороны (доверителя), комиссионер - только от своего имени, по агентскому же договору агент может действовать как от имени принципала, так и от своего имени. Во-вторых, агентский договор охватывает более широкий круг отношений, чем договоры поручения и комиссии. Если комиссионер заключает только сделки, поверенный может выполнять и другие юридические действия, то агент вправе совершать еще и действия фактического характера (действия, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами). Например, агент может проводить рекламные кампании, информировать принципала о конъюнктуре товарных рынков и т.д. В-третьих, отношения по агентскому договору обычно имеют длящийся характер. Закон не определяет круг лиц, которые могут выступать сторонами указанных договоров. Поэтому любые участники гражданского оборота, будь то физические или юридические лица, обладающие соответственно дееспособностью и правоспособностью, могут быть сторонами этих договоров.

Несмотря на отсутствие понятия посредничества в ГК РФ, гражданское законодательство, регулирующее выпуск и обращение ценных бумаг, страхование, биржевую деятельность и некоторые виды других отношений, оперирует понятиями "посредник", "посредническая деятельность", дает перечень услуг посредников и определяет их правовое положение.

Однако в российском гражданском законодательстве нет ни одного нормативно-правового акта, в полной мере дающего представление о составе посреднических сделок. Если же говорить о посредничестве как о важнейшем виде предпринимательской деятельности и руководствоваться при этом только инструкциями МНС РФ в данной области*(13), то приходится констатировать, что сегодня немногие организации можно назвать торгово-посредническими.

Подведем итог. Изучение источников российского права показало, что проблема недостаточной урегулированности вопроса о деятельности посредников в России существовала всегда. Дореволюционное гражданское законодательство характеризовалось отсутствием детально разработанной конструкции договора об оказании услуг вообще и посреднических - в частности. Существовавший уровень законодательной техники не позволял выделить договор посредничества в отдельный вид; отношения, возникавшие из посредничества, подводились под закрепленные в законе договоры (чаще всего - под договор личного найма). В советский период, в эпоху административно-командного хозяйствования и планового распределения материальных ресурсов, торгпосредконторы не выполняли имманентной посредничеству функции насыщения рынка необходимым и достаточным количеством товаров и услуг. В условиях тотального регламентирования экономических отношений не могло быть и речи о саморазвивающемся и саморегулирующемся рынке.

Ситуация с отсутствием понятия посредничества в кодифицированном акте также не отвечает нынешнему уровню развития экономики страны. На наш взгляд, давно назрела необходимость в законодательном порядке четко закрепить отличительные черты посредника, решить вопрос о перечне посреднических сделок, ибо, не имея определения такой важной сферы деятельности, как посредничество, невозможно ею эффективно управлять.

 

И.Н. Галушина,

помощник судьи Арбитражного суда Пермской области,

аспирантка кафедры гражданского права

и процесса Пермского

госуниверситета

 

"Журнал российского права", N 4, апрель 2004 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Вопрос о соотношении посредничества с представительством, являющийся одним из дискуссионных в цивилистике, в данной статье не рассматривается.

*(2) См.: Гессен Я.М. Устав Торговый (Т.XI. Ч.1, изд. 1903 г. по продолжениям 1906 г. и 1908 г.). СПб., 1910. С.426.

*(3) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изд. 1914 г.). М., 1994. С.48.

*(4) См.: Утевский Б. Договор частного маклерства // Право. 1911. N 7.

*(5) См.: Собрание Узаконений. 1910. N 69. Ст.688.

*(6) См.: Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С.171; Нерсесов Н.О. Представительство и ценные бумаги в гражданском праве. М., 1998. С.30.

*(7) См.: Исаченко В.Л. Договоры посредничества // Право. 1913. N 9.

*(8) См.: СЗ СССР. 1925. N 76. Ст.5.

*(9) См.: Источники советского гражданского права. М., 1961. С. 638-639.

*(10) См.: Положение о республиканской торгово-посреднической конторе "Росторгпосредконтора Министерства торговли РСФСР". М., 1971.

*(11) См.: Устав межобластных торгпосредконтор РСФСР. М., 1971.

*(12) См.: Инструкция о порядке проведения торгово-посреднических операций и оформления торговых сделок торгпосредконторами РСФСР. М., 1961.

*(13) Так, Инструкция МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 под посредническими услугами понимает услуги, оказываемые по договору комиссии, поручения, агентскому договору.

Категория: Гражданское право | Добавил: Aziz001 (19.03.2011) | Автор: Галушина И.Н.
Просмотров: 2464 | Теги: Галушина И.Н., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде