Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Гражданское право

На правах рекламы



Вавилин Е. В. Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав
Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав / 

Вавилин, Е. В.
Некоторые проблемы механизма защиты субъективных 
гражданских прав /Е. В. Вавилин.
//Правоведение. -2002. - № 3 (242). - С. 178 - 
185
В статье автор рассматривает некоторые структурные 
элементы механизма защиты субъективных гражданских прав.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА - ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД - 
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА - 
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА - СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА - 
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА - ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА 
Материал(ы):
Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав.
Вавилин, Е. В.

Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав

Е. В. Вавилин*

Одна из основных целей гражданского права заключается в защите субъективных прав граждан и организаций.

Фундаментальные источники гражданского права — Конституция РФ, международные документы, ратифицированные, признанные Россией — провозглашают незыблемость гражданских прав и свобод, их правовую защиту. В Конституции РФ 1993 г. закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2).

Субъектом, обязанным обеспечить признание, соблюдение и защиту прав и свобод, является государство (ст. 2 Конституции РФ). Именно государству в лице его органов, учреждений, должностных лиц предстоит создать эффективно работающую систему правовых средств и механизмов, реализующих защиту субъективных гражданских прав в новых политических, социально-экономических условиях.

Ввиду глобальности и стремительности происходящих изменений формирование действенной системы юридических средств, образующих механизм защиты гражданских прав, представляется особенно актуальным. Это долгий, непрерывный и трудоемкий процесс. Невнимание к данным вопросам приводит к очень глубоким социальным последствиям: правовому нигилизму, недоверию граждан к государственным, социальным институтам; появляется синдром незащищенности личности от нарушения своих прав, что в конечном счете становится одной из причин появления и развития деструктивных процессов в общественном развитии, социальных катаклизмов.

Если законодательную базу, провозглашающую широкие гражданские права и их защиту, можно создать сравнительно быстро, обращаясь к накопленному богатейшему отечественному и зарубежному правовому опыту, то все элементы механизма защиты гражданских прав могут быть сформированы лишь за довольно продолжительный срок кропотливой работы: научной, законотворческой, просветительской, правоприменительной, организационной.

В частности, не так трудно ратифицировать международные документы по правам человека, как создать эффективную, рациональную систему организационных и юридических мер, обеспечивающих их полную реализацию. Имплементация должна быть гармонично вплетена в отечественную правовую материю: следует не разрушать отлаженные правовые механизмы, а постепенно с созданием необходимых социально-экономических, психологических, правовых и иных базовых предпосылок заменять, точнее, совершенствовать, правовые механизмы, учитывая особенности национальной правовой системы, уровень развития социальных институтов, правосознания и т. д.

Признавая определенные субъективные права, гражданское законодательство должно обеспечить их необходимыми средствами защиты от нарушения. В противном случае это лишь «декларативные права».1

Механизм защиты конкретных субъективных гражданских прав не одинаков, специфичен как по основным элементам (структуре), используемым правовым средствам, так и по своей динамике («движению»). Следовательно, предметом исследования должны стать именно правовые механизмы.

Механизм защиты субъективных гражданских прав — это индивидуально выстроенная система правовых средств и условий, направленная на достижение конечной цели по юридическому и фактическому восстановлению нарушенных прав либо пресечению их нарушения.

Цель защиты гражданских прав заключается в том, чтобы прежде всего восстановить нормальный желаемый для конкретного субъекта, общества и государства ход реализации прав за счет установленных нормативно-правовым актом или договором действий правонарушителя.

Действие механизма защиты гражданских прав можно представить структурированно: как движение от одного этапа к другому, от достижения конкретного промежуточного правового результата к реализации следующего. В литературе отмечается, что поэтапное действие правового механизма происходит по определенной нормативно заданной схеме (процедуре), «которая предусматривает, какие средства, на каком этапе и при каких условиях должны вступить в работу».2

Данное утверждение в целом справедливо, однако гражданско-правовой метод регулирования — метод преимущественно дозволительный — позволяет субъектам проявлять правовую самостоятельность и правовую инициативу. По мнению А. А. Алексеева, их «правомерные действия являются индивидуальным, автономным источником юридической энергии».3 Это выражается в возможности использовать юридические акты, которые исходят от самих субъектов, от их сознательных, волевых и целеустремленных действий.4 В частности, конкретное регулирование в рамках закона осуществляется посредством договора, формирующего субъектный состав и содержание гражданского правоотношения. Договор выступает главным средством регулирования гражданских отношений,5 в нем могут быть предусмотрены наиболее оптимальные установленные законом способы и средства защиты субъективных прав.6

Учитывая, что, во-первых, набор правовых средств в каждом конкретном случае защиты субъективных гражданских прав может быть индивидуален; во-вторых, как правило, используется (складывается) сложное, многоуровневое сочетание (конфигурация) юридических средств (особенность при децентрализованном, диспозитивномрегулировании7); в-третьих, существуют многообразие и специфика способов защиты гражданских прав; в-четвертых, в исходный, первый элемент (стадию, звено) рассматриваемого механизма могут входить не только юридические нормы, но также обычаи делового оборота, правила гражданско-правовых договоров, регулирующих поведение сторон в конфликтной ситуации, можно сделать вывод: на формирование механизма защиты гражданских прав, в том числе на его структуру, в каждом конкретном случае влияет волеизъявление участников гражданского права.

Актуальным является не только рассмотрение статики механизма защиты гражданских прав, т. е. его структурных элементов, определения этапов, а также правовых средств, из которых складывается система, но и динамики данного правового явления.

Физические и юридические лица распоряжаются своими субъективными правами по усмотрению (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Они не только имеют право на защиту принадлежащих им субъективных гражданских прав, но и обладают возможностью отказаться от защиты нарушенных прав или охраняемых законом интересов. Закон не обязывает субъектов возвращать недоброкачественную продукцию, предъявлять претензии или исковые заявления на должников, правонарушителей. Право на защиту субъективного права или охраняемого законом интереса всегда предполагает возможность выбора определенного правомерного поведения. Когда этого выбора нет, то единственно возможное поведение субъекта превращается в необходимость, т. е. обязанность лица действовать именно таким образом, а не каким-либо иным. В этом случае право «смыкается» с обязанностью лица: совершение того или иного действия становится одновременно и правом лица, и его обязанностью.

Использование таких способов защиты, как самозащита либо меры оперативного воздействия на нарушителя, предоставляют возможность управомоченному лицу выбирать и комбинировать свои допустимые законом действия для достижения конечной цели — восстановления нарушенного права.

В литературе в качестве основных элементов механизма защиты субъективных прав по аналогии со структурой механизма правового регулирования выделяют: 1) юридические нормы, регулирующие общественные отношения в разрешении конфликта; 2) правоотношения, в рамках которых осуществляются способы защиты субъективных прав; 3) акты реализации прав и обязанностей в разрешении конфликта.8

Можно предложить и другое количественное обозначение стадий, основываясь на более детальном выделении этапов процесса правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридический факт или фактический состав, в основе которого организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношения; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).9 Однако является ли он завершенным?

Остановимся на рассмотрении некоторых структурных элементов механизма защиты субъективных гражданских прав.

Одним из существенных факторов по оптимизации всего механизма защиты гражданских прав является наличие юридической доктрины, наиболее полно и адекватно отражающей современные общественные отношения.

Происшедшие в последнее десятилетие глобальные политические, социальные, экономические и правовые изменения привели к необходимости сформировать новую национальную юридическую доктрину. Юридическая доктрина выражает сущность, дух, основные ценности и направления развития российского права, его главные цели и средства их достижения, образуя идеологию права.

Какова природа юридической доктрины? Является она источником права либо правовой теорией (совокупностью правовых теорий), либо государственной программой (концепцией) развития права?

Современные словари дают следующие определения рассматриваемой дефиниции. Доктрина (лат. doctrina) может означать: учение, научную или философскую теорию; политическую систему; руководящий теоретический или политический принцип.10 Часто используется термин «доктринальное толкование», смысл которого определяется как разъяснение правовых предписаний юристами-теоретиками.11

Таким образом, юридическая доктрина — это не нормативный акт. Так как учение (правовая теория) не может самостоятельно выступать общеобязательным правилом поведения, регулятором общественных отношений (только опосредованно через юридические предписания), то из этого следует, что юридическая доктрина не может быть отдельным источником права. Однако, исходя из природы своего формирующего начала законодательства, она выступает вспомогательным источником права. Так, например, в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН указывается, что Суд применяет «доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».12

В то же время юридическая доктрина многоаспектна. А значит, важно определить, в каком значении используется данный термин, о какой разновидности юридической доктрины идет речь.

Можно выделить следующие значения юридической доктрины:

а) учение (теория) как совокупность теоретических положений о правовых явлениях;13

б) государственная программа (концепция) регулирования тех или иных общественных отношений, постановка целей, задач, определение средств для их реализации;14

в) совокупность общих начал, исходных конституирующих принципов права, поддерживаемых или санкционированных государством;

г) руководящие теоретические принципы, основополагающие правовые дефиниции;

д) научные труды юристов.

Юридическую доктрину можно классифицировать по различным основаниям.

По отраслевой принадлежности: конституционная доктрина, международно-правовая, цивилистическая, административно-правовая, финансово-правовая, уголовно-правовая и др.

Деление можно продолжить, например, по подотраслям или институтам. Так, в гражданско-правовой доктрине таковыми будут являться доктрины в сфере понятия гражданского права, правового статуса субъектов права, осуществления и защиты права, права собственности, обязательственного права, договорного права, наследственного права, авторского права, патентного права и др.

В зависимости от отношения к ней государства, проявления (влияния) ее в отечественном законодательстве — национальная юридическая доктрина; доктрины различных научных школ.

Национальная юридическая доктрина — это сфокусированная в ряд общих и абстрактных правил (представлений) система взглядов, выраженных в учениях, теориях или руководящих принципах, которые имеют основополагающее и решающее значение при принятии тех или иных нормативно-правовых актов, в правоприменении, при вынесении судебных решений, толковании права, формирования правосознания граждан.

В качестве своих структурных элементов национальная юридическая доктрина включает в себя доминирующие правовые учения, теории, базирующиеся на основных юридических принципах, положениях Конституции и сформированной устойчивой правоприменительной практики.

Национальная юридическая доктрина пронизывает весь механизм правового регулирования, и в частности механизм защиты субъективных гражданских прав, образуя общую идейную основу для достижения резуль­татов, соответствующих целям юридической доктрины. Для того чтобы разработать проект правового акта, сформулировать те или иные правила, законодатель руководствуется прежде всего положениями юридической доктрины, выраженной в учении о данных институтах, правовых явлениях. Они находят свое выражение в базовых нормативно-правовых актах, и далее — в продолжении системы — выстраивается все законодательство.

Так, например, Российская Федерация провозгласила идею строительства правового государства, главными элементами которого являются: 1) свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав, и 2) ограничение правом государственной власти.15 Таким образом, учение о правовом государстве было положено в основу государственного строительства, в фундамент глобального формирования нового законодательства.

Учения и теории о правовом государстве стали одной из главных составляющих национальной юридической доктрины, что последовательно отражается как в Основном Законе России, так и в последующих принятых на его основе документах. Например, все акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые затрагивают права, свободы и обязанности граждан, проходят обязательный контроль законности их содержания с помощью процедуры обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.16

Цель механизма защиты гражданских прав — обеспечить с помощью последовательно организованных юридических средств реальную гарантированную защиту субъективных прав и интересов. Каждое звено механизма защиты должно быть сформировано таким образом, чтобы оно не только реализовало свою внутреннюю цель, оправдывало свою сущность, но и создавало все условия (предпосылки) для наступления и осуществления следующего этапа.

На первом этапе (уровне норм права) должна быть заложена идеальная модель механизма защиты субъективных гражданских прав. Реализация правового акта должна быть обеспечена соответствующими материальными, организационными, нормативно-правовыми и другими ресурсами. Положения юридического акта не должны противоречить другим нормативным актам, а также последовательно конкретизировать законы, обладающие большей юридической силой, и соответствовать им.

Например, актуальным является вопрос о защите гражданских прав несовершеннолетних детей на приватизируемое жилое помещение. Одна из проблем состоит в следующем: Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 23 декабря 1992 г.)17 не требовал включения несовершеннолетних членов семьи в договор приватизации жилого помещения. На основе этой посылки оформлялись в течение достаточно продолжительного времени (с момента вступления Закона в силу до августа 1994 г.) договоры о приватизации жилых помещений без участия в них несовершеннолетних детей, проживающих в данных жилых помещениях. Эти договоры регистрировались в местной администрации.

Подобная практика возникла в силу недоработки Закона, отсутствия последовательно закрепленных в соответствии с национальной юридической доктриной положений, которые защищали бы рассматриваемые жилищные права несовершеннолетних.

По всей видимости, заключать договоры приватизации жилых помещений без участия в них несовершеннолетних, имеющих право пользования данными жилыми помещениями, было неправомерно, потому что данные сделки противоречат действующим на день оформления договоров требованиям ст. 53 ЖК РСФСР, ст. 133 КоБС РСФСР и др., а также общим началам и смыслу гражданского законодательства.

В частности, ссылаясь на данные нормы, обосновал свое решение Волжский районный суд г. Саратова, признавая договор от 11 мая 1993 г. на приватизацию жилого помещения недействительным. Опекун не вправе без предварительного разрешения органов опеки и попечительства совершать сделки, выходящие за пределы бытовых, к Примеру, отказываться от принадлежащих подопечному прав, а попечитель — давать согласие на совершение таких сделок. Отказ от участия в приватизации мог быть осуществлен родителями несовершеннолетнего только при наличии разрешения органа опеки и попечительства. Суд установил: ответчик приватизировал помещение, где проживал и проживает несовершеннолетний, только себе в собствен­ность в нарушение требований законодательства, что является основанием для признания договора приватизации на основании ст. 168 ГК РФ ничтожным как несоответствующего требованиям закона.18

Законодатель обратил внимание на необходимость обстоятельно, последовательно отразить смысл общих положений гражданского законодательства в отношении рассматриваемых прав несовершеннолетних и внес в ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» изменения и дополнения, «направленные на защиту жилищных прав несовершеннолетних».19

Данный пример иллюстрирует отсутствие конкретных норм закона, обеспечивающих защиту прав граждан, не создает, не приводит в движение либо существенно сдерживает действие механизма защиты гражданских прав.

Завершением действия механизма защиты гражданских прав должно стать реальное (формальное и фактическое) восстановление нарушенных субъективных гражданских прав.

В частности, таковым будет являться не вынесение судом положительного решения по законному требованию лица (это лишь промежуточный этап), а надлежащее исполнение решения суда. Именно фактическая реали­зация защиты (например, перечисление на счет кредитора денежных сумм в счет возмещения убытков), реальная возможность осуществлять свои восстановленные права (например, вселение собственника в незаконно занятую квартиру) должны завершать действие механизма защиты субъективных гражданских прав, так как только в данном случае правовая цель может считаться достигнутой.

Представляется крайне важным сделать акцент на этом в отечественной юридической доктрине и в законодательстве. Статья 12 ГК РФ должна быть дополнена пунктом третьим: «Нарушенные гражданские права считаются восстановленными с момента реализации юридической и фактической их защиты».

Не охранительный правоприменительный акт завершает действие механизма защиты прав, а стадия реального, фактического устранения нарушений права, восстановления (признания) субъективного гражданского права и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права.

 

*Кандидат юрид. наук, доцент Саратовской государственной академии права.

©Е. В. Вавилин, 2002.

1Вершинин А. П. Выбор способа защиты гражданских прав. СПб., 2000. С. 44, 52; Грибанов В. П. Осу-ществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 104-105.

2Шундиков К. В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие / Под ред. А. В. Малько. Сара-тов, 2001. С. 45.

3Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 371.

4Рыбаков В. А. Роль гражданского права в формировании правосознания граждан (Уголовно-исполни-тельные аспекты). Уфа, 1991. С. 23.

5Яковлев В. Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М., 2000. С. 81.

6Вершинин А. П. Выбор способа защиты гражданских прав.

7Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. С. 370-372.

8Бутнев В. В. К понятию механизма защиты субъективных прав // Субъективное право: Проблемы осу-ществления и защиты. Владивосток, 1989. С. 9.

9Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 627-631.

10Современный словарь иностранных слов. М., 1999. С. 211; большая Советская Энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. Т. 8. М., 1972. С. 403.

11См., напр.: Современный словарь иностранных слов. С. 211; Кулапов В. Л., Сенякин И. Н. Теория го-сударства и права: Учебно-методическое пособие. Саратов, 1999. С. 160.

12Шестиязычный юридический словарь компании «Гарант». 1996-1998.

13По аналогии с общим определением, представленным в Словаре русского языка (см.: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 689).

14К примеру, к таковым относятся: Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Пре-зидента РФ от 21 апреля 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852; Доктрина информационной безопасности Рос-сийской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. // Парламентская газета. 2000. 3 сент.

15Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000. С. 62.

16См.: пункт 8 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

17Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959; Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 2. Ст. 67.

18Решение Волжского районного суда г. Саратова от 27 сентября 2000 г. по делу № 33-3436 //Архив Волжского районного суда г. Саратова; см. также по аналогичному делу: Решение Волжского районного суда г. Саратова от 30 августа 2001 г. № 2-809 // Там же.

19Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прива-тизации жилищного фонда в Российской Федерации"» от 20 июля 1994 г. № 26-ФЗ// СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1864.
Категория: Гражданское право | Добавил: Aziz001 (19.03.2011) | Автор: Вавилин Е. В.
Просмотров: 2125 | Теги: теория государства и права, статьи, ТГП, статья, Вавилин Е. В.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде