Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)

На правах рекламы



Боуринг Б. Некоторые размышления по поводу российской и английской правовой культуры и правовой истории
Некоторые размышления по поводу российской и английской правовой культуры и правовой истории
Автор публикации: Билл Боуринг, профессор, Университет Лондон Метрополитен (Великобритания)

Данный доклад является далеким oт какой бы то ни было систематизации размышлением по некоторым вопросам, возникающим из личного опыта преподавания права как в России и других русскоговорящих странах, так и в Англии. Сразу признаюсь, что мой опыт, явившийся в определенной степени ограниченным, так как главным образом я предполагаю международное право по правам человека, в том числе его процессуальные аспекты, а также иногда в более общем виде. И тем не менее, то, что моя преподавательская деятельность началась в 1991 году в контексте драматических перемен, происходящих в России и на постсоветском пространстве, в целом послужило для меня причиной углубленного, насколько это возможно, изучения соответствующей теоретической литературы на русском и английском языках.

Существует серьезная причина, по которой преподаванию прав человека в настоящий период уделяется особое внимание. В основополагающих концепциях, как на Востоке, так и на Западе произошли кардинальные перемены. Окончание холодной воины в 1989 году стало не только апофеозом начатого Горбачевым радикального сдвига от ленинских постулатов к философии правового государства и "общечеловеческих ценностей”, что само по себе наравне с низвержением коммунистического режима способствовало коллапсу. Оно также проложило дорогу Второй Всемирной Конференции по правам человека, состоявшейся под эгидой ООН в 1993 году в Вене, которая окончательно положила конец разделению времен холодной войны между двумя "поколениями” прав человека − гражданскими и политическими правами, которым отдавалось предпочтение на Западе, и экономическими, социальными и культурными правами, на защите которых строилась законность советского строя. В результате доминирующая концепция Запада была воспринята и на Востоке, и Российская Федерация не только вступила в Совет Европы в 1996 году, но и ратифицировала в 1998 году Европейскую Конвенцию по правам человека. Она является государством-членом практически всех соглашений по правам человека в ООН и Европе. Грубые нарушения прав человека происходили и происходят в России постоянно, особенно на милицейских участках и в пенитенциарных заведениях, но в особенно острой форме − во время чеченских конфликтов 1994−95 и 1999 годов.

Так, именно в этот период на Западе в рамках преподавания международного права по правам человека впервые стали серьезно рассматриваться вопросы социальных, экономических и культурных прав, а в России юридическое образование было вынуждено обратиться к новым концепциям и механизмам, а также к своему собственному историческому опыту.

Тема данного доклада и мифы постсоветской эпохи. Есть два ключевых слова, на которые я бы хотел обратить особое внимание в рамках данного доклада − это "уважение” и "признание”. Под "уважением” я подразумеваю уважение по отношению к российской правовой истории и к накопленным знаниям, а под "признанием” я понимаю признание ее уникального вклада в теорию права и в теорию прав человека.

Я специально акцентирую внимание на этих понятиях в свете того отношения к России, которое, по моим наблюдениям, часто встречается среди иностранных экспертов, особенно юристов, работающих в качестве консультантов и даже советников в России. Существует тенденция воспринимать Россию, как государство, до недавнего времени вообще лишенное всякого права, − например, одна газетная статья была озаглавлена "От государства без права к правовому государству”. Более того, это часто сочетается с восприятием России как страны с богатым литературным и музыкальным наследием, но без какой-либо серьезной традиции научных исследований и самостоятельной научной мысли. Конечно, мой уважаемый коллега г-н Ив Аман является редким исключением из этого правила. Тем не менее, в самом худшем случае это может привести к возникновению высокомерного и покровительственного отношения к России, что стало бы серьезным препятствием для развития научного сотрудничества и обмена опытом.

И все же есть некоторая доля правды даже в самой крайней степени такого заблуждения по отношению к России. Российское право было действительно сильно обеднено благодаря нескольким поколениям изоляции от процессов, происходящих в остальном мире, и сковывающим его жестким идеологическим рамкам. Причиной этого был, разумеется, правовой нигилизм, являющийся характерной чертой большевистской революции, и та глубочайшая подозрительность и враждебность по отношению к буржуазной законности и западной науке, которая лежала в основе сталинской политики построения социализма в одной стране. Так что российское право и правовая наука оказались отрезаны от своих собственных богатых традиций и исторического опыта.

Некоторые проблемы учебного пособия. В качестве иллюстрации этой проблемы я бы хотел привести, например, одно недавно появившееся российское академическое издание. Речь идет о книге под названием "Права человека. Учебник для вузов”, выпущенный большим тиражом − 30 000 экземпляров − издательством "Норма-Инфра” в Москве в 1999 г. Этот учебник вышел под эгидой двух авторитетнейших российских учреждений в области прав человека − Комиссии по правам человека при Президенте РФ и Института государства и права при РАН. Редактором книги является серьезный ученый, профессор Института государства и права Е.А. Лукашева, а также, по некоторым разделам, ее бывший коллега по ИГП, председатель Комиссии по правам человека профессор Александр Карташкин. Содержание заслуживает полного уважения. Учебник содержит много полезного, зачастую серьезно и глубоко разработанного материала и, без сомнения, станет ценным источником знаний для студентов. Однако у него есть, с моей точки зрения, два серьезных недостатка.

Во-первых, в учебнике практически не освещен тот международный институциональный и нормативный контекст в области прав человека, в котором существует в настоящее время Россия. Знание и критическое осмысление таких международных соглашений совершенно необходимо для современных российских студентов юристов в связи с тем, что теперь, например, любой человек, и не только гражданин России, полагающий, что его права были нарушены российским государством, может обратиться либо в Комитет по правам человека ООН с жалобой на нарушение Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года (Первый Факультативный Протокол которого, предусматривающий подачу индивидуальных жалоб, был ратифицирован Советским Союзом в 1991 году, и Россия является его участником в качестве государства-преемника), либо, начиная с 1998 года, в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге, если, как он считает, была нарушена Европейская Конвенция по правам человека 1950 г. На настоящий момент в Страсбурге было зарегистрировано более 1000 таких жалоб.

Новый учебник практически не отражает всех этих изменений. Вся система ООН, предусмотренная Факультативным протоколом, заслуживает в нем не более одного абзаца, а существование, практика и процедура Страсбургского Суда − лишь нескольких страниц, причем в обоих случаях содержание носит чисто описательный характер.

Более того, отсутствует даже упоминание об обширной судебной практике системы ЕКПЧ (решения и доклады бывшей Европейской Комиссии по правам человека, а также постановления Суда), так же как и о наиболее значительных делах, рассматриваемых Комитетом по правам человека и общих заключительных рекомендаций Комитета.

Подобные пробелы, особенно в отношении системы Европейской Конвенции по правам человека, влекут за собой серьезные последствия, и тому есть две причины. Во-первых, отсутствие, как минимум, введения в прецедентное право делает невозможным понимание текста или применения Конвенции, а также таких принципов, как пропорциональность или пределы понимания. Во-вторых, сам факт толкования и интерпретации судом юридической нормы, настолько характерный для страсбургской системы, является новым и непривычным для российских студентов. Прецедентное право было неизвестно советской системе. Юристы и судьи ссылались лишь на Кодекс или закон либо, может быть, еще и на научный комментарий. Первые два тома дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ (изданные судьей Морщаковой), появились лишь недавно. Первый том, содержащий судебные решения 1992−1996 годов, был опубликован в 1997 году, а второй, содержащий решения Суда с 1997 по 1998 годы, появился в магазинах в апреле 2000 годa.

Второй серьезный недостаток данного учебника в том, что он уделяет на удивление мало места рассуждениям по поводу собственно российских дореволюционных традиций, и в особенности − реформам Александра II (1855-1881).

История реформ и нововведений в России. Начавшись с революционного Закона об отмене крепостного права в 1861 году, кульминацией реформ стали Законы от 20 ноября 1864 года. Согласно новым законам, устанавливалась настоящая состязательная уголовная судебная процедура, и в уголовный процесс было введено обязательное рассмотрение дел с участием присяжных. Судьям была дана возможность стать по-настоящему независимыми, частично благодаря освобождению их от обязанности сбора доказательств и предоставлению им возможности действовать в качестве свободного арбитра между сторонами. Прокуратура потеряла свои полномочия "главного блюстителя законности” и стала государственным обвинителем по западной модели. По иронии истории большевики, придя к власти, восстановили дореформенную модель прокуратуры.

В самом деле, как писал Самуэль Кучеров в 1953 году, "между 1864 и 1906 годами Россия представляла собой уникальное в политической истории государство, где судебная система была основана на демократических принципах, тогда как законодательная и исполнительная власти оставались полностью авторитарными”. Книга "Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864−1917”, изданная под редакцией С.М. Казанцева в 1991 году, содержит обширные воспоминания одного из самых знаменитых судей того времени А.Ф. Кони. В книге также приведены речи адвокатов и напутственные слова присяжным со стороны судей по наиболее известным уголовным процессам, например, по делу Веры Засулич (1878 г.), обвиняемой в попытке убийства губернатора Санкт-Петербурга Трепова, в которого она стреляла среди бела дня и при свидетелях. Кони, бывший председательствующим судьей, выразил протест по поводу давления властей, Засулич была оправдана, и этот вердикт был соблюден властями.

Демократические правовые традиции в России. Далее вышеназванный учебник содержит лишь несколько страниц, посвященных традиции правовой мысли в России. На этих страницах анализируется распространение в России идей, берущих начало в США и Франции в конце XVIII века, о равенстве всех людей и неотъемлемых правах и свободах личности. Так, там дается краткое упоминание о А.Н. Радищеве (1749−1802), Б.Н. Чичерине (1829−1904), П.И. Новгородцеве (1866−1924), В.С. Соловьеве (1853−1900) и Н.А. Бердяеве (1874−1948), но лишь очень бегло и не более чем на нескольких страницах.

Я считаю, что российские (а в этом отношении и английские) студенты, изучающие права человека и теорию права в целом, очень сильно выиграют от более тщательного изучения такой богатой истории. Значительно больше информации предоставляет новая книга Н.М. Азаркина из Московской государственной юридической академии − "История юридической мысли России. Курс лекций” (Москва, 1999 г.). Будучи схематической и, возможно, даже слишком дидактической, данная книга в настоящий момент является уникальной в этой области.

Есть один исторический факт, который мне, по очевидным причинам, особенно импонирует. В своей книге Азаркин напоминает, что первый российский профессор права, С.Е. Десницкий (1740−1789), был не столько продуктом французского просвещения и таких мыслителей, как Дидро и Руссо, сколько просвещения шотландского. Десницкий учился в Шотландии с 1761 по 1767 годы под руководством Адама Смита и других ученых. Он получил докторскую степень по гражданскому и церковному праву в Университете Глазго. Идеи шотландского просвещения, и особенно философия Давида Юма, оказали на него большое влияние. В 1768 году Десницкий посылает Императрице Екатерине II свои "Заметки по учреждениям законодательной, судебной и пенитенциарной властей в Российской империи”, сделанные на основе длительных исследований, проведенных в Шотландии. Его предложения, однако, были совершенно неприемлемы, и работа была отправлена в архив. Человек твердых убеждений, Десницкий был жестоким противником крепостного права. Несмотря на это, в 1777 году, немногим позже пугачевского восстания, Десницкий становится полноправным профессором права. Он умер в год Французской революции и принятия Декларации прав человека и гражданина.

Следует отметить, что Десницкий не занимался простым переносом уже существующих на Западе либеральных традиций на российскую почву. Период его работы совпал по времени с идейным бунтом против авторитаризма как в Англии, так и в России. Десницкий родился всего через несколько лет после Томаса Пейна, писателя, которого я постоянно рекомендую моим английским студентам, изучающим конституционное право, за свежесть и справедливость его критики. В 1774 году Пейн уехал из Англии в американские колонии, где в 1775 году начал писать огромный по своей значимости труд "Здравый смысл”. Его публикация в 1776 году стала сенсацией, и только в том году было продано по меньшей мере 100 000 экземпляров. Однако содержание книги оказалось абсолютно неприемлемым для английской правящей элиты. В 1791 году, после выхода в свет еще одной своей книги под названием "Права человека”, он был вынужден покинуть Англию. Прожив 10 лет во Франции, в 1793 году, когда между Францией и Англией разразилась война, он был посажен в тюрьму.

Можно сказать, что Радищев, таким образом, в своих взглядах опирался одновременно на Десницкого и на Пейна. В 1790 году он опубликовал свое знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву”, которое стало мощным манифестом за отмену крепостного права, за что он был немедленно арестован Екатериной II. Затем вынесенный ему смертный приговор был заменен на 10 лет ссылки. В 1796 году Павел I позволил ему вернуться, а Александр I даже пытался привлечь его к законодательной деятельности. Однако было ясно, что либеральные идеи Радищева были так же неприемлемы для российского авторитаризма, как и идеи Томаса Пейна для английской монархии. В 1802 году Радищев покончил жизнь самоубийством.

Не стоит забывать, что после победы в наполеоновских войнах политическая реакция в Англии усилилась. Мои собственные предки − диссиденты по своим религиозным убеждениям, но, несмотря на поддержку американских колонистов в войне за независимость политически бывшие скорее нейтральными, не смогли вынести атмосферы репрессии и уехали в Ньюфаундленд. Великий лирический поэт Перси Биш Шелли (1792−1822) был, так же как и Томас Пейн, страстным противником монархии и аристократии и выступал за независимость Ирландии. Его "Королева Мэб” была опубликована в 1813 году и содержала наиболее сильные и резкие нападки на режим Георга III и на британский истеблишмент в целом. Ситуация изменилась только с принятием в 1832 году реформистского закона и последовавшей за ним революцией в системе выборов и чартистским движением в 1840-е годы. Один из моих предков играл почетную роль в этом процессе, он был также переводчиком поэзии А.С. Пушкина и других поэтов на английский язык.

И все же, без сомнения, политическая реакция в России была более сильной. Поражение декабристского восстания в 1825 году вызвало уход в глубокое подполье идей просвещения и либерализма. B.C. Соловьев (1853−1900) был следующим русским мыслителем, глубоко задумывавшемся о проблемах прав человека. Он, как и Радищев, не был юристом, и его подход, отдавая должное идеям просвещения, имел специфическую религиозную окраску. Такой духовный, идеалистический взгляд на проблему прав человека является специфически российским и представляет собой уникальный вклад в историю этой проблемы. Б.Н. Чичерин (1828−1904) был первым юристом, работающим над проблемами права и прав человека через изучение истоков либерализма. Он выступал за конституционную монархию и сильное государство и был в серьезной оппозиции к Александру Герцену − писателю, который, будучи в изгнании, провел большую часть своей жизни в Англии. Он, однако, опирался как на российский, так и на европейский опыт и традиции. Другой юрист, П.И. Новгородцев (1866−1924), был главным представителем теории естественного права, то есть кантовского подхода к вопросам отношений между индивидуумом и законом. Он также находился под сильным влиянием русского духовного наследия. Одним из его последователей в этой области был Н.А. Бердяев (1874−1948), член группы "Вехи”, чьим манифестом стал сборник статей, вышедший в 1909 году и повлекший сильную критику марксистов и других либеральных течений подобного толка. Несколько странно все же видеть Бердяева, религиозного философа, в учебнике по правам человека. Для Бердяева неотъемлемые права человека были формой выражения и существования на земле (царство Цезаря) личной свободы, что является трансцендентальным (и божественным) феноменом царства Духа. В своей книге "Государство. Власть и право. Из истории русской правовой мысли” Бердяев писал следующее: "Декларация прав Бога и декларация прав человека являются одной и той же декларацией”.

Я хочу подчеркнуть, что в России существует специфический подход к изучению и осмыслению прав человека, который заслуживает тщательного изучения западными студентами. Нет сомнения, что российские ученые и философы находятся в одном ряду с первостепенными мировыми мыслителями. Самое главное, что российские студенты имеют богатые традиции, которым можно следовать.

Незнание культурного и научного наследия своей собственной страны является потенциальным источником ущерба делу защиты прав человека в России и других русскоговорящих странах.

Даже краткого обзора, сделанного выше, достаточно, чтобы показать, что одновременно с русской культурой вообще существует и русская правовая культура. И было бы большой ошибкой игнорировать сложное и динамичное взаимодействие российской и западноевропейской (в особенности Шотландской!) истории и традиций.

Столкновение правовых культур? Однако существует одна область, в которой проявляется явное столкновение культур. Интересная и необычайно вдумчивая статья, недавно появившаяся в одном юридическом журнале в Соединенных Штатах, была посвящена анализу причин неудачи большинства американских ученых и специалистов дать объективную оценку характера и деятельности Конституционного Суда РФ. Американцы подвергали серьезнейшей критике методы работы российского Суда и правовые обоснования, даваемые судьями. Было установлено, что на самом деле проблема кроется не в непрофессионализме российских судей, а в столкновении и конфликте двух правовых культур. В реальности Конституционный Суд РФ со времени своего основания в 1992 году и возрождения в 1995 является одной из ярчайших звезд российского правового небосвода. Американские специалисты оказались не в состоянии осознать тот факт, что Конституционный Суд РФ является европейским, гражданским судом, построенным по модели конституционного суда в Карлсруэ, выносящего свои судебные решения по положениям Основного Закона Германии. Он, таким образом, не имеет ничего общего с Верховным Судом США и не должен оцениваться на основе его соответствия американской модели.

Американские комментаторы также упускают из виду тот факт, что российским Судом было рассмотрено множество дел, касающихся реализации социальных и экономических прав, также как и других дел по вопросам прав человека, возникающих в результате применения уголовного процессуального права, унаследованного из советского периода. При рассмотрении такого рода дел (особенно тогда, когда вице-председатель Суда, Тамара Морщакова, выступала в качестве судьи-докладчика) Суд широко и последовательно применяет положения международных документов по правам человека, в которых Россия является государством-участником. Эти нормы, согласно Конституции 1993 года, являются частью российского внутреннего права и имеют прямое действие. Верховный Суд США до настоящего времени не имеет такого рода опыта, принимая во внимание упорную позицию затягивания ратификации и имплементации международных стандартов в области прав человека, существующую в США.

Заключение. Скорое вступление в силу Акта о Правах Человека 1998 года в Великобритании впервые сделает Европейскую Конвенцию частью ежедневной работы британских судов. Это такое же радикальное изменение для Великобритании, как вступление в Совет Европы для России. Изучение проблем преподавания прав человека в России заставляет не только переоценить содержание такого преподавания, но и заново открыть собственно российские традиции и опыт в этой области. Как показывает данный короткий комментарий, это в полном смысле слова взаимозависимый процесс, выводящий на сцену также и английскую историю, который, я надеюсь, приведет к взаимной пользе и двусторонним исследованиям.
Категория: История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Боуринг Б.
Просмотров: 801 | Теги: теория государства и права, ТГП, Боуринг Б.., статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде