Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права РФ

На правах рекламы



Черноморец С. А. Ограничение частнопредпринимательской инициативы в первые годы нэпа
Ограничение частнопредпринимательской инициативы в первые годы нэпа / 

Черноморец, С. А.
Ограничение частнопредпринимательской инициативы 
в первые годы нэпа /С. А. Черноморец.
//Правоведение. -2003. - № 5. - С. 213 - 220
В статье говорится о развитии частного 
предпринимательства в России в годы нэпа.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - ИСТОРИЯ 
ГОСУДАРСТВА - ИСТОРИЯ ПРАВА - КОММЕНТАРИИ - 
КООПЕРАЦИЯ - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ[ПРОЦЕСС] - 
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РСФСР[1917-1990] - ТОРГОВЛЯ[
ОТРАСЛЬ] - ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 
Материал(ы):
Ограничение частнопредпринимательской инициативы в первые годы нэпа.
Черноморец, С. А.

ОГРАНИЧЕНИЕ ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ НЭПА

С. А. ЧЕРНОМОРЕЦ*

Торговые связи не только пронизывают во всех направлениях сложнейший народнохозяйственный организм государства, но, что самое важное, увязывают его самые отдаленные звенья в единое целое своими незримыми, но очень прочными нитями. Хорошо отлаженная торговля гарантирует надлежащий уровень товарообмена, без которого теряет смысл и обрекается на угасание общественное производство. Поэтому восстановление экономики по окончании Гражданской войны предполагало в качестве первостепенной меры перестройку всей системы торговли на новых началах.

Специфика восстановительного периода заключалась в том, что в процессе решения вопросов сугубо хозяйственного значения с неизбежностью затрагивались и глобальные социальные проблемы, к примеру, «смычки города и деревни», установления теснейших связей между

213

промышленностью и сельскохозяйственным производством, в том числе посредством торговли.

Выдвинув задачу в краткие сроки добиться оживления всей хозяйственной жизни страны, государство вынуждено было пойти на определенные уступки частному капиталу в сфере торговли.1 В отсутствие отлаженной системы органов госторговли на рынке на протяжении ряда лет действовал чрезвычайно разноликий торговый аппарат, в котором значительную роль играл «частник». В мелкорозничной сети и даже сети средних торговых предприятий на долю частной торговли в 1920-е гг. приходилось до 75% всей общей массы торговых точек.2 В связи с превалирующим положением частного предпринимателя в мелкорозничном товарообороте в политике советского государства вскоре проявилась тенденция к сужению масштабов деятельности частного капитала. Уже в 1922 г. XI съезд РКП(б), подводя итоги первого года нэпа, отметил, что «всей суммой проведенных и намеченных на последний год мер исчерпываются признанные партией необходимыми уступки частнохозяйственному капитализму...».3

Вместе с тем явственно обнаруживалось и то, что без активной предпринимательской деятельности «частника» решение многих задач по восстановлению народного хозяйства крайне затруднительно. Становилось очевидным, что сразу и полностью отказаться от услуг частного предпринимателя невозможно.

В развитии частного предпринимательства в годы нэпа выделяются несколько периодов. Первый — приблизительно до 1924 г. — является периодом формирования частного капитала, его легализации и энергичного вторжения на рынок. За «частниками» была юридически признана возможность участвовать в торговых операциях и служить посредниками в торговле между государственными предприятиями и учреждениями.

Важной особенностью данного периода являлся рост активности и интенсивного накопления (нередко нелегальными, противозаконными методами) частного капитала в условиях некоторого замешательства государства.4 Такому росту, безусловно, благоприятствовал не только поворот в отношении государства к частному предпринимательству, но и слабая организация производственного процесса и неурегулированность связей в народнохозяйственной сфере как следствие недавней гражданской войны.

На 1924—1927 гг. приходится второй период в деятельности частного предпринимателя. Стабилизировавший свое легальное положение «частник» в это время увеличивает полученные возможности и укрепляет свою финансовую базу. Он меняет формы предпринимательской деятельности, все больше переходя от спекуляции и нелегальных методов к респектабельной коммерческой работе.

214

Начало создания законодательной базы, оформлявшей правовой статус частного предпринимателя, можно приурочить к изданию декрета СНК РСФСР «Об обмене» от 24 мая 1921 г. и инструкции к нему, появившейся 19 июня того же года.5 Эти нормативные акты и последовавшая затем серия декретов («Об обмене, приостановке и пересмотре некоторых постановлений о мелкой и кустарной промышленности»,6 «О кустарной и мелкой промышленности»,7 «О предприятиях, перешедших в собственность Республики»8 и др.) определили основные положения государственной политики в отношении характера и пределов участия частного предпринимателя в торговле и промышленности.

Декрет ВЦИК от 22 мая 1922 г. «Об основных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР» обобщил то, что в разрозненном виде содержалось в ранее изданных нормативных актах о частном предпринимательстве. Как гласил закон, за гражданами Российской Федерации закреплялось право собственности на фабрично-заводские и торговые предприятия, продукцию сельскохозяйственного производства и промышленности, право заниматься предпринимательством, если эта деятельность не вредила трудящимся и не входила в противоречие с социалистической законностью.9

Более подробно законодательные основы частного предпринимательства были зафиксированы в Гражданском кодексе РСФСР от 31 октября 1922 г. (ст. 1-2, 4-5, 22, 210, 276, 282, 295 и др.).10 Он охватил все имущественные права, изложенные в законе от 22 мая 1922 г., а также акты о порядке аренды, концессий, деятельности акционерных обществ и т. д. В Кодексе подчеркивалось, что гражданские права охраняются законом тогда, когда они не противоречат советскому социальному и хозяйственному назначению.11

С 1921 до середины 1924 г. предпринимательство развивалось относительно свободно, но в строго дозированных пределах. Частный капитал, к примеру, не был допущен на транспорт, в крупную промышленность и внешнюю торговлю.

Примерно с осени 1921 г. характер частной торговли начинает заметно меняться. Наряду с мелкорозничной торговлей, распространявшейся повсеместно на рынках и базарах, постепенно складывается достаточно крупная лавочная. Интенсификации частной торговли способствовала и частичная отмена прежних юридических ограничений. Важными шагами в этом направлении следует считать постановления СНК РСФСР от 17 мая 1921 г. «О руководящих указаниях органам власти в отношении мелкой и кустарной промышленности и кустарной сельскохозяйственной кооперации» и от 5 июня 1921 г. «О порядке сдачи в аренду предприятий, 

215

подведомственных ВСНХ»),12 которые получили дальнейшее развитие в нормативных правовых актах правительства и ряда наркоматов, появившихся 26 апреля и 31 мая 1922 г. и допускавших образование частных торговых предприятий.13 В течение второй половины 1921 г. и первой половины 1922 г. постепенно одна за другой отменяются многочисленные государственные монополии, учрежденные в годы гражданской войны (на торговлю товарами широкого потребления и на заготовку практически всех видов сельскохозяйственной продукции).14

Очевидно, уже к середине 1922 г. для «частника» отпали товарные (ассортиментные) ограничения и для него были созданы неплохие — формально равные с кооперативной и государственной торговлей — стартовые возможности. РКП(б) широко декларировала подобную метаморфозу, происшедшую в ее отношениях с предпринимателем: «...шире прибегать к частнохозяйственным предприятиям в деле сбора сырья, вывоза его и всяческого развития торговли, понимая при этом роль государственных органов... и преследуя беспощадно всяческую волокиту и бюрократизм, мешающие живому делу», — писал В. И. Ленин в «Наказе по вопросам хозяйственной работы» в конце декабря 1921 г.15

В развитие положений ленинского «Наказа» ВЦИК постановлением от 22 мая 1922 г. наделил граждан Республики правом открывать, в пределах установленных законом, промышленные и торговые предприятия, а также заключать договоры, связанные с производством и сбытом продукции.16 Вступивший в силу 1 января 1923 г. ГК РСФСР детализировал и развил эти положения, расширив и укрепив правовую базу для развития частной торговли. Все это создавало впечатление о кардинальном изменении политического курса в отношении частной торговли. Однако даже значительное время спустя сохранялись определенные ограничения. Пусть они не всегда носили глобальный характер, но в них явственно просматривалась ничем не обоснованная и не оправданная тенденциозность правительственного курса.

Так, декрет СНК РСФСР от 4 октября 1921 г. «О порядке приобретения советскими органами необходимых им предметов на вольном рынке», регулируя порядок проведения закупок товаров, производимых государ­ственными предприятиями на так называемом вольном рынке, установил, что они были обязаны осуществлять закупки в первую очередь у государственных и кооперативных организаций.17 В таком же духе была выдержана 

216

Инструкция СНК РСФСР от 2 декабря 1921 г. «Об оплате и порядке сдачи торгово-промышленных и складочных помещений», которая предусматривала льготный порядок предоставления помещений в аренду для государственных и кооперативных организаций, тогда как частные торговые предприятия могли арендовать площади лишь на торгах и только по самым высоким ценам.

Правда, вследствие слабости и несостоятельности аппарата государственной и кооперативной торговли, эти предписания скорее носили характер формального пожелания. Поэтому частноторговые элементы в 1922 г. проникали даже в те товарооборотные операции, которые должны были совершаться непосредственно между государственными организациями. Чаще всего «частник» в таких случаях исполнял давно апробированные им посреднические функции. В результате даже в условиях негативного отношения государства к предпринимательской стихии18 в рассматриваемый период частный предприниматель стал заметной фигурой не только в розничной торговле, но и в сфере крупных оптовых операций.19

Преимущество «частника» особенно явственно проявлялось на периферии, где его опыту, оборотистости и мобильности противостояла инертность, а зачастую и абсолютная неопытность работников государственной торговой сети. Благодаря этому «частник» диктовал свои правила игры на местных провинциальных и сельских рынках. Кроме того, частник с немалой выгодой использовал хозяйственную разобщенность регионов, которая стала следствием предшествовавших военных лет.

Говоря об этом, все же необходимо отметить, что все упомянутые преимущества частной торговли носили не только локальный, но и временный характер. Государство завоевало ключевые позиции в экономике и удерживало их вполне уверенно. В соответствии со ст. 21—23 ГК РСФСР из сферы товарного обращения были изъяты земля, национализированные крупные промышленные предприятия, железнодорожный и водный транспорт и т. п.

Ущемляя и ограничивая частную торговлю, власти использовали различные рычаги. Одним из них стало усиление контроля за проводимыми частником торговыми операциями путем установления особого порядка регистрации их сделок на новоучрежденных товарных биржах.20 Другим немаловажным фактором, способствовавшим сужению сферы частного предпринимательства, стал отказ государственных структур от его посреднических услуг (уже к началу 1923 г. удельный вес «частных» торговцев как партнеров производящих и торговых структур системы ВСНХ обнаружил устойчивую тенденцию к сокращению).21 Последовательно двигаясь в намеченном направлении, правительство налагало запрет не только на частное посредничество в операциях между государственными организациями, но и на получение комиссионных за посредничество государственных 

217

служащих, таким образом ликвидируя еще одну возможность легально содействовать укреплению позиций нэпманского капитала.

Нельзя обойти стороной и такой важный нормативный акт, как совместное постановление ВЦИК и СНК от 27 июля 1923 г.22 Данный акт, устанавливая порядок заключения договоров подряда и поставок, четко дифференцировал условия заключения договоров в зависимости от того, кем являлись стороны. Так, когда стороны были представлены государственными учреждениями, договоры заключались обычным (явочным) порядком. В тех же случаях, когда на осуществление поставки или выполнение подряда претендовал «частник», стороны в договоре определялись посредством объявления аукционов, проведение которых считалось обязательным. Одновременно государство определило нормы авансирования поставок или подрядов: в отличие от кооперативных и государственных торговых организаций, частник не освобождался от налоговых платежей.

Откровенно протекционистская политика правительства по отношению к государственной и кооперативной торговле не могла не повлечь запрограммированных результатов: к концу 1923 — началу 1924 г. госторговля и кооперация стали приобретать все большие вес и стабильность. Позиции частного предпринимательства серьезно ослабило регулярное снижение отпускных цен на товары широкого потребления, проводимое правительством с конца 1923 г. и в некоторых случаях ничем иным не оп­равданное. В сфере ценообразования были установлены так называемые ценовые ножницы. Наркомат внутренней торговли РСФСР, вводя в государственной и кооперативной торговой системе цены значительно ниже рыночных, вынуждал снижать их и «частника», торговля которого становилась не просто убыточной, но разорительной. Постановлением СТО РСФСР о снижении розничных цен от 29 февраля 1924 г. и изданной в развитие упомянутого постановления Инструкцией Наркомата внутренней торговли РСФСР от 6 марта 1924 г. о понижении розничных цен, правительство подвело под упомянутый курс необходимую достаточно солидную правовую базу.23

Неизбежным итогом проводимых властями мероприятий явилось значительное сокращение числа частных оптовых предприятий и их оборота, равно как и резкое падение оборотов частнорозничной сети.

Аналогичная политика осуществлялась в сфере налогообложения частного капитала, которая в 1920-х годах основывалась прежде всего на подоходном и промысловом налогах. Подоходный налог был введен в 1922 г.24 и первоначально распространен только на граждан, получающих «нетрудовые» доходы (предприниматели).25

Податное население по закону 1923 г. разделялось на три категории: рабочие и служащие; лица, получающие доход от личных промыслов без использования наемного труда; лица, живущие на нетрудовые доходы. В зависимости от категории, налогоплательщики облагались платежом по 

218

разным тарифным сеткам. Дискриминация плательщиков последних двух групп очерчивалась предельно явственно. Обложению подоходным налогом подлежали и юридические лица, причем опять-таки частные предприятия должны были осуществлять более высокую оплату, чем государственные и кооперативные.26

К начислению промыслового налога власти приступили летом 1921 г. С 1922 г. к платежу данного налога стали привлекаться не только частные, но и все другие предприятия. Однако, как и во всем остальном, государственные и кооперативные производства наделялись существенными льготами.

Промысловый налог представлял собой довольно сложную конструкцию, состоявшую из двух вполне самостоятельных компонентов: патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор был обусловлен обязательным документальным оформлением предпринимательской деятельности путем выдачи соответствующего разрешения (патента); выдача его, помимо соблюдения других условий, сопровождалась соответствующей оплатой, величина которой определялась разрядом и местонахождением предприятия. Уравнительный сбор представлял собой налог, размер которого устанавливался с учетом суммы хозяйственного оборота. Уравнительный сбор и цена патента для государственных предприятий были в 2—4 раза ниже, чем для частных.27

Подоходный и промысловый налоги в 1920-х годах служили своего рода фундаментом, на котором зиждились другие сборы. В 1923-1924 гг. среди плательщиков подоходного налога, отнесенных к третьей группе, принудительно размещались еще и облигации государственных займов.28 Дискриминация по отношению к частным предпринимателям осуществлялась также при оплате различных государственных пошлин: судебной, за перемену имени, за выдачу загранпаспорта, нотариального сбора и т. д., а также в уплате пени.29

Разорительная тяжесть налогов на частный капитал была лишена разумной логики и экономической целесообразности.30 Будучи в большинстве случаев в финансовом отношении гораздо слабее государственных и большинства кооперативных производств, предприятия «частников» облагались казной более значительными платежами.

Политика государства в кредитной сфере носила аналогичный дискриминационный характер. Частные предприятия получали ссуды на более жестких условиях. К примеру, за пользование кредитом они выплачивали до 16—18 % годовых — в два раза выше, чем государственные и кооперативные предприятия, платившие только 8—10 %.31 Причем даже на таких

219

условиях «частнику» было чрезвычайно затруднительно получить ссуду. «Частник» не испытывал и особого расположения банковских учреждений, исправно шедших в фарватере государственной политики, а потому вкладывавших в предпринимательство весьма незначительные средства. Зачастую по инициативе самих банков кредитование нэпманов и вовсе сводилось к нулевым показателям.

В 1924 г. политика по отношению к частному предпринимательству ощутимо ужесточается. Начинается первое масштабное наступление на частный капитал. Причиной, обусловившей эту атаку, стал кризис пере­производства, виновником которого объявили торговцев-оптовиков, якобы спровоцировавших нестабильность ситуации своим постоянным завышением цен на поступавшие в оборот промышленные товары.

Вновь, как это уже было в 1917—1920 г., государство прибегло к налоговому прессу. Достаточно было повысить налоги, оплату за аренду помещений и др., чтобы добиться искомого. В стране происходит дальнейшее резкое сокращение частной торговой сети.

В условиях, когда товары государственной промышленности становились все менее и менее доступными, «частники», стремясь выжить, начинают ориентироваться на изделия кустарей. Последние не были связаны никакими запретами властей, а поэтому не теряли возможность торговать беспрепятственно со всеми. Так сформировалась и получила возможность функционировать на всем пространстве страны система, когда товар не только реализовывался, но и создавался в недрах частного сектора экономики. Это составляет одну из особенных черт нэпа в рассматриваемый период.

Нажим на частных предпринимателей крайне негативно отразился на состоянии экономики. Уже в начале 1925 г. власти вновь были вынуждены перейти от конфронтации к сотрудничеству с «частником». Правда, опасаясь возрастания роли нэпманов не только в экономической, но и других сферах жизни страны, уже со второй половины 1926 г. государство опять приступает к жесткому прессингу частного сектора и в течение последующих лет ликвидирует его. Но народное хозяйство, и в частности торговля, — это сложнейшая система, состоящая из многих звеньев, тесно увязанных между собой. Выбив из цепи такую важную составляющую, как частный предприниматель, советское государство нанесло ощутимый удар не только по нэпманам, но и по госторговле, кооперации, которые основательно и повсеместно затоваривались из-за кризиса перепроизводства.


*Кандидат юрид. наук, профессор Сургутского государственного университета.

©С. А. Черноморец, 2003

1Исаев И. А. 1) Государственно-правовое регулирование частного капитала в народном хозяйстве СССР в первые годы нэпа (1921-1925 гг.): Автореф. ...канд. юрид. наук. М., 1972; 2) Правовые вопросы использования государственного капитала в восстановлении советского народного хозяйства (1921-1925 гг.): Учеб. пос. М., 1977.

2Известия. 1923. 3 февраля.

3По докладу Центрального Комитета // Одиннадцатый съезд РКП(б): Стенография, отчет. М., 1961. С. 525.

4С 1921 до 1923 г. частные предприниматели увеличили свои средства на 350 млн. руб. (Ларин Ю. Частный капитал в СССР. М., 1924).

5СУ. 1921. № 40. Ст. 212. - Ср.: ст. 54-55 ГК РСФСР 1922 г.

6СУ. № 48. Ст. 240.

7Там же. № 53. Ст. 323.

8Там же. Ст. 684.

9Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. М., 2002. С. 74, 76; Новицкий И. Б. 1) Право собственности. М., 1925. С. 11, 16; 2) Право частных лиц на строение // Право и жизнь. 1924. Кн. 9. С. 4.

10Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. С. 66, 68, 110.

11Гойхбарг А. Г. Основы частного имущественного права. М., 1924. С. 120.

12Черноморец С. А. Организация материального снабжения (1917-1926 гг.): Государственно-правовые аспекты. Сургут, 1999. С. 252.

13Известия. 1922. 7 мая; Бюллетень Наркомата внутренних дел. 1922. № 20. 17 июня. — Регистрация патентов осуществлялась в особой форме — отдельно для предприятий, торгующих в крытых помещениях, и отдельно для предприятий, торгующих на рынках, в киосках, будках.

14СУ. 1921 № 40. Ст. 212; № 57. Ст. 356; Известия. 1922. 7 мая. — Анализ ситуации, складывавшейся на северо-западе РСФСР, неплохо иллюстрирует происходившие в рассматриваемый период изменения и их положительные последствия (Хозяйственный обзор Северо-западной области за 1921-1922 гг. Второй отчет Северо-западного областного экономического совещания СТО. Пг., 1923. С. 202).

15Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 336.

16Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года. С. 74.

17СУ. 1921. № 67. Ст. 305.

18Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 97.

19Вопросы промышленности и торговли (материалы к XII съезду РКП (б)). М., 1923. С. 133 и др.

20Советская товарная биржа, 20-е гг.: Документы и материалы / Сост., коммент. и вступ. ст. Н. В. Московченко. М., 1992. С. 28.

21КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 3. М., 1983. С. 600.

22Положение о государственных подрядах и поставках // СУ. 1923. Ст. 651; Известия. 1923. 8 марта, и др.

23СУ. 1924. № 35. Ст. 339; Известия. 1924. 1 марта; Бюллетень Московской товарной биржи. 1924. 8 марта. № 56.

24Болдырев Г. Подоходный налог на Западе и в России. М., 1924. С. 203.

25Там же.

26Вестник финансов. Официальный отдел.1923. № 93.

27Марьяхин Г. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964. С. 71.

28Болдырев Г. Подоходный налог на Западе и в России. С. 13. — В 1926 г. появился военный налог, взимавшийся с лиц, зачисленных в тыловое ополчение. Он главным образом был сориентирован на частных предпринимателей, поскольку плательщики этой категории (третьей группы) автоматически лишались избирательных прав и, следовательно, не попадая в армию, неизбежно зачислялись в тыловое ополчение.

29Марьяхин Г. Очерки истории налогов с населения в СССР. С. 73.

30Второе всесоюзное налоговое совещание 11 — 17 ноября 1927 г. М., 1927. С. 50.

31Демчик Е. Частный капитал в городах Сибири в 1920-е гг. Барнаул, 1998. С. 102.
Категория: История государства и права РФ | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Черноморец С. А.
Просмотров: 1125 | Теги: Черноморец С. А., теория государства и права, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде