Тетерина Е. Е. Проблема русско-финляндского таможенного объединения, 80 - 90-е годы XIX века
Проблема русско-финляндского таможенного объединения, 80 - 90-е годы XIX века /
Тетерина, Е. Е.
Проблема русско-финляндского таможенного
объединения, 80 - 90-е годы XIX века /Е. Е. Тетерина
.
//Правоведение. -1995. - № 3. - С. 113 - 117
Библиогр. в подстрочных примечаниях.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ПРАВОВОЙ СТАТУС - РОССИЯ[
ДО 1917] - ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО - ТАМОЖЕННЫЕ
ПОШЛИНЫ - ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ - ФИНЛЯНДИЯ
Материал(ы):
Проблема русско-финляндского таможенного объединения (80—90-е годы XIX в.) [Журнал "Правоведение"/1995/№ 3]
Тетерина Е.Е.
После присоединения в 1809 г. к России Финляндия получила значительную автономию во многих областях государственной деятельности, в том числе собственный таможенный статус. К 1839 г. была создана самостоятельная система таможенных органов.1 Управление таможенной частью Великого княжества Финляндского осуществлялось Генеральной таможенной дирекцией, подчиненной Финляндскому сенату. Таможенными доходами Финляндия распоряжалась самостоятельно.
Таможенные тарифы Финляндии находились в определенном соответствии с аналогичными тарифами империи. Однако, как правило, импортные пошлины по финляндскому тарифу были значительно ниже, чем по русскому, а в некоторых случаях Финляндия осуществляла беспошлинный ввоз из-за границы необходимого для княжества сырья, материалов и орудий производства.
Первоначально торговые отношения княжества и империи ничем не ограничивались. Еще в ходе Русско-шведской войны, в начале 1808 г., были упразднены таможенные заставы на русско-финляндской границе. Затем по императорскому указу от 12 апреля 1808 г. финляндский экспорт в империю и импорт из нее были освобождены от пошлин. Существовавший особый порядок экспортно-импортных отношений позволял ввозить иностранные товары транзитом через Финляндию в Россию. Произведенный же в империи товар, вследствие высоких таможенных пошлин по русскому внешнему тарифу, оказывался значительно дороже, а поэтому не находил должного сбыта. Из-за этого многие российские фабрики были близки к банкротству. С целью ограничения провоза через русско-финляндскую границу дешевых иностранных товаров и защиты русской промышленности от иностранной конкуренции в 1811 г. была установлена таможенная граница между Санкт-Петербургской губернией и Великим княжеством Финляндским. В 1812 г. был утвержден первый в истории Финляндии собственный таможенный тариф, согласно которому экспорт из России в Великое княжество Финляндское осуществлялся беспошлинно. К беспошлинному же вывозу из Финляндии были допущены товары, перечисленные в особых ведомостях, а в 1816г. размер пошлин на товары, вывозимые из Финляндии в Россию, был значительно понижен. В результате издержки производства в России стали гораздо значительнее, чем в Финляндии, что заставило Александра I в 1822 г. утвердить для Великого княжества строго протекционистский таможенный тариф.2
Новый тариф значительно повысил ставки таможенных пошлин на иностранные товары и стеснил экспорт товаров из Финляндии в Россию, в то время как импорт из России осуществлялся беспошлинно и неограниченно. Таможенный тариф 1822 г. стал точкой отсчета для нового периода в истории русско-финляндских таможенных отношений — периода приспосабливания таможенной политики к экономическим интересам империи, а не к интересам высшей политики, целью которой было сближение «двух подвластных тому же скипетру стран». С этого времени и вплоть до середины XIX в. таможенное законодательство Финляндии полностью подчинялось интересам экономики России.
К 50-м годам XIX в., когда Финляндия сделала определенные успехи в развитии некоторых отраслей промышленности (текстильной, металлургической, писчебумажной), условия экспорта в Россию перестали удовлетворять финляндскую буржуазию. В Финляндский сенат стали поступать предложения о необходимости пересмотра условий русско-финляндской торговли с целью расширения финляндского ввоза в Россию.
В 1858 г. при обсуждении нового Положения о русско-финляндской торговле в департаменте государственной экономики выявились два подхода к разрешению проблемы: политический и собственно экономический. Сторонники первого (Мелихов, Бахтин) полагали, что ради политических преимуществ возможны экономические уступки финляндской буржуазии. Сторонники экономического подхода (Гурьев, Горчаков. Мейендорф) считали, что сохранение за Финляндией собственной таможенной границы может послужить источником серьезных затруднений для российской промышленности. Разница в таможенном обложении свела бы к минимуму эффективность имперской таможенной границы, призванной охранять отечественное производство от иностранной конкуренции. Проект, представленный этими членами департамента экономии, предусматривал ликвидацию статуса Финляндии в качестве самостоятельной таможенной области России, уничтожение русско-финляндской таможенной границы. В случае реализации этого проекта была бы фактически упразднена экономическая, административная и, в конечном счете, политическая автономия княжества.
При обсуждении вопроса о торговле с Финляндией на Общем собрании Государственного совета возобладал политический подход: большинство высказалось против полного таможенного объединения княжества и империи.3 Государственный совет одобрил новое Положение о торговых отношениях империи с Великим княжеством Финляндским, которое расширило таможенную автономию княжества.4 В том же году был принят новый Финляндский таможенный тариф, отличавшийся от имперского гораздо меньшей протекционистской направленностью, что свидетельствовало об относительно самостоятельном ведении Финляндией таможенной политики.
В 60—70-е годы XIX в. в общем контексте реформ в России происходит дальнейшее укрепление Финляндской автономии. Так, в 1863 г. была восстановлена деятельность Сейма Финляндии, подтверждено основное положение Финляндской конституции о том, что ни один закон не может быть принят, отменен, изменен без согласия Сейма. Вместе с тем Сейм продолжал оставаться под контролем со стороны генерал-губернатора и статс-секретаря.
В 1880—1890-е годы — в период так называемых «контрреформ» — политический курс Российского правительства характеризовался стремлением всячески ограничить автономные права Финляндии, в том числе, в отношении внешней торговли. Предлагались два способа проведения ограничений. 1. Объединение Финляндии в таможенном отношении с Россией путем распространения на княжество общерусского таможенного тарифа по европейской торговле и уничтожения внутренней таможенной границы. 2. Сохранение таможенной черты между Финляндией и Россией, но распространение на финляндский импорт в Россию ставок имперского тарифа.
В 1885 г. специальная комиссия при Министерстве финансов признала, что ни один из этих путей не был тогда приемлем по многим соображениям не только экономического, но и политического характера.5 Чтобы привести таможенные отношения между княжеством и империей в соответствие со сложившимися условиями, комиссия подвергла частичному пересмотру русско-финский тариф 1858 г. Разрыв, образовавшийся в результате повышения пошлин в России в 70-х - первой половине 80-х годов, по мнению членов царского правительства, приносил ущерб таможенному доходу.
Комиссия утвердила особую уравнительную пошлину, смягчавшую разницу между русским и финляндским таможенными тарифами по пяти видам промышленной продукции княжества: писчебумажной, металлургической, хлопчатобумажной, а также на фарфор и стекло. Объем ежегодного экспорта этих товаров в Россию с уплатой уравнительной пошлины строго ограничился. Продукция, привезенная сверх указанной нормы, оплачивалась таможенной пошлиной по общему тарифу империи, как иностранные товары.
Изменение условий русско-финской торговли в 1885 г. явилось первым крупным шагом в наступлении Российского правительства на автономные права Финляндии. Вскоре встал вопрос о лишении Финляндии таможенной самостоятельности вообще.6 Наличие у княжества собственного таможенного тарифа и существование таможенной границы с Россией способствовало его экономической самостоятельности. Кроме того, Финляндия укрепляла торгово-экономические связи со странами Запада, прежде всего с Германией и Англией. Таможенное объединение с Россией должно было послужить контрмерой расширения , финляндско-западноевропейских связей и противодействовать «чрезмерному экономическому обособлению Финляндии".7
В 1890-х - начале 1900-х годов при Министерстве финансов, финляндском генерал-губернаторстве и других административных органах созывались правительственные комиссии по таможенному объединению. Однако деятельность ни одной из них не пошла далее разработки проектов. Такая «нерешительность» не была случайной и объясняется трудностями внешнеполитического характера, с которыми столкнулась Россия.
После Берлинского конгресса 1878 г. Россия находилась почти в полной изоляции. Германия проводила политику сближения с Австро-Венгрией. В 1879 г. был заключен Австро-Германский союз, направленный против России.8 Возрастала опасность для Российской империи со стороны Англии, которая усилила активность в Турции, на Балканах, в Иране, в Туркмении, в Афганистане, в Китае.9 Естественно, что в этих регионах англо-русские противоречия постоянно углублялись.
Россия старалась договориться с Германией и Австро-Венгрией, попыталась возобновить союз трех императоров, против чего выступила Германия. Отношения между Российской Империей и Германией продолжали ухудшаться. В начале 90-х годов русская промышленность страдала от германской конкуренции, проникновения германских товаров на русский рынок. Трижды — в 1877, 1885 и 1887 гг. — Германия повышала пошлины на русский хлеб.10 В свою очередь в России были введены повышенные тарифы на германскую продукцию в 1881 и в 1884 гг.
Надо сказать, что российско-германские отношения складывались достаточно сложно. Германия издавна являлась крупнейшим импортером русского хлеба. Однако уже имевшие место таможенные конфликты между Россией и Германией привели в 1893 г. к таможенной войне. Вследствие династических отношений между государствами письменных торговых договоров не существовало. В ответ на увеличение ставок таможенных пошлин германским государством в России был принят протекционистский тариф. Он повысил обложение некоторых товаров в 3—4 раза. Германия ввела максимальные и минимальные пошлины (так называемый двойной тариф). Фактически максимальные пошлины действовали только против русских товаров. Начался обмен нотами. Германия поставила обязательным условием заключение конвенционного соглашения о понижении пошлин почти по 80-ти статьям русского таможенного тарифа от 40 до 80%. В качестве особого предмета переговоров был выдвинут вопрос о финляндском таможенном тарифе. Сначала Германия потребовала понижения пошлин по ряду статей финляндского тарифа, а затем заявила, что, если в период предполагаемого соглашения русско-финляндское таможенное объединение будет совершено, оно должно быть компенсировано соответствующими уступками для германского экспорта в Россию.11
В особом выделении статей финляндского тарифа на международных переговорах царское правительство усматривало посягательство на принцип «нераздельности» княжества и империи. Поэтому требования Германии были тогда отклонены, и Россия заявила, что объединение финляндского тарифа с русским, «являясь делом внутренней политики, не может быть поставлено в зависимость от международных соглашений».12 Осенью 1893 г. было принято постановление о взимании особо повышенных пошлин с германского экспорта в Финляндию.
Однако Россия была столь заинтересована в конвенционных пошлинах, что на переговорах пошла на уступки германской стороне, приняв в качестве отдельного пункта переговоров «финляндский вопрос». По русско-германскому договору 1894г. за Россией сохранилось право таможенного объединения с Финляндией. В договоре закреплялись сроки повышения пошлин финляндского таможенного тарифа до уровня российского. Завершить реформу предполагалось в 1903 г. уравнением ставок обоих тарифов.13
Начавшаяся война с Японией показала полную неподготовленность к ней России в финансовом отношении. Россия прибегла к заграничным денежным займам. В начале 1904 г. первая попытка получить заем на германском денежном рынке не увенчалась успехом.
1 мая 1904 г. указом Николая II было созвано особое совещание Совета министров по вопросу о торговом договоре с Германией.14 Заключение договора ставилось германской стороной основным условием займа. Новый русско-германский торговый договор был подписан в июле 1904 г.
Условия русско-германской конвенции 1904 г. четко обозначили соотношение сил Германии и России на финляндском рынке. Следует отметить, что, начиная с 900-х годов, Германия активно внедрялась на финляндский рынок, прежде всего хлебный. За предшествовавшие 25 лет финляндский хлебный импорт увеличился более чем в три раза.15 При этом доля Германии постоянно росла. Россия постепенно вытеснялась с финляндского хлебного рынка.
В дополнительном протоколе к торговой конвенции было зафиксировано решение по «финляндскому вопросу». За Россией сохранилось право таможенного объединения с Финляндией. Однако русское правительство обязано было предупредить Германию обо всех изменениях финляндского тарифа по европейской торговле не менее чем за два года. Россия сохранила за собой полную свободу действий в области финляндского таможенного законодательства. Но если на переговорах в 1894 г. условием отсрочки таможенного объединения Финляндии с империей русская делегация ставила понижение уровня русских хлебных пошлин в Германии, то теперь вопрос о повышении ставок финляндского тарифа не поднимался. Российское правительство заверило Германское в готовности России не ущемлять интересы германских экспортеров на Финляндском рынке.
Царское правительство возвратилось к вопросу о полном таможенном объединении только перед Первой мировой войной. Политической предпосылкой этого явилось изменение внешнеполитического курса России. Обострение русско-германских и русско-австрийских противоречий, все большее сближение с Атлантой давали возможность русскому правительству решать вопросы финляндской политики более самостоятельно, менее считаясь с позицией Германии и содержанием русско-германской торговой конвенции 1904г.
Вопрос о таможенном объединении России и Финляндии одновременно предусматривал изменение политического статуса Великого княжества, сохранение Финляндии в качестве имперской зависимой территории и лишение княжества в определенных рамках автономии. Предполагалось лишить Финляндию права самостоятельного регулирования таможенных отношений с другими странами и распространить на ее импорт действие более высоких ставок русского таможенного тарифа.
Однако приближающаяся Первая мировая война помешала царскому правительству решить до конца проблему объединения таможенных систем империи и княжества.
Таможенное законодательство всегда подчиняется интересам политики как внутренней, так и внешней, что ясно видно на примере таможенного законодательства Великого княжества Финляндского и отношения к нему российского правительства. В XIX в. в истории таможенного законодательства Финляндии можно выделить несколько периодов. Первый — 1809—50-е годы — характеризовался тем, что таможенное законодательство Финляндии полностью подчинялось экономическим интересам русской буржуазии. С 1858 г. и до 70-х годов — период ведения Финляндией относительно самостоятельной политики в области таможенного законодательства, связанный с демократическими реформами России. Пришедший ему на смену период «контрреформ» 80—90-х годов повлек за собой наступление на автономные права Финляндии, в том числе и в области таможенного законодательства. Кроме того, с начала 90-х годов большое влияние на экономическое законодательство вообще и на таможенное в частности оказывали внешнеполитические факторы. Ярким примером может служить обсуждение вопроса о таможенном объединении России и Финляндии во время подготовки и подписания русско-германских торговых договоров 1894 и 1904гг.
Исторические факты свидетельствуют о том, что таможенная политика, таможенное законодательство призваны защищать интересы собственного государства и всегда являются отражением состояния экономики. Эта проблема актуальна в настоящее время, когда в России складывается новая таможенная система, вырабатывается таможенное законодательство.
* Аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета.