Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » История государства и права РФ

На правах рекламы



Мушкет И. И. Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в.
Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в. / 

Мушкет, И. И.
Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге 
в первой четверти XVIII в. /И. И. Мушкет.
//Правоведение. -2002. - № 6 (245). - С. 239 - 
245
В статье говорится об истории Санкт-Петербургской 
таможни.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА - 
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РОССИЯ[ДО 1917] - 
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО - ТАМОЖЕННОЕ 
ПРАВО - ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ 
Материал(ы):
Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в.
Мушкет, И. И.

И. И. МУШКЕТ[1]

Организация таможенной службы

в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в.

Начало истории Санкт-Петербургской таможни связано с созданием на берегах Невы западного форпоста России. Первые сведения о таможенных учреждениях Санкт-Петербурга содержатся в описании северной столицы, сделанном А. Богдановым и В. Рубаном в середине XVIII в. Они сообщали, что первое здание Санкт-Петербургской портовой таможни было сооружено в 1720 г.,[2] а к середине XVIII в. в Санкт-Петербурге существовали:

«1. Таможня первоначальная внутренняя и мелочная, стояла на Конной площадке, просто состроенная светлица из бревен, так, как простая хоромина.

2. Портовая таможня, или Карабельная, которая таможенной ефимочной забор имеет брать пошлину с приходящих иностранных кораблей с товарами в Санкт-Петербург, также и со отходящих. Состоялась в 1720 году; сперва на Троицкой пристани, в которой внутри обито было золотыми и серебряными обоями, и переведена на Васильевской остров в 1733 году.

Таможня портовая, или Кантора портовая, в Кронштате, отправляет тож сбор пошлины с купецких кораблей; и оная под ведением Главной таможни при порте Санкт-Петербургском, состоят под ведением Комерц-коллегии.

Внутренная таможня, которая збирает пошлину с приезжих российских товаров, на Васильевском острову, при Портовой таможне.

Таможня на заставе, имеющейся вверх по Неве реке при Ямской Смоленской, которая записывает едущих всяких судов в Санкт-Петербург и осматривает безгласных товаров».[3]

О таможенных органах Санкт-Петербурга начала XVIII в. сообщал и М. Д. Чулков: в 1713 г. «построен был и гостиной двор на Петербургской стороне, подле церкви Живоначальныя Троицы Фахверковой, то есть мазанками о двух этажах; внизу были торговые лавки, а вверху кладовые анбары... Перед гостином двором сбирались купцы для биржи. Таможня деревянная же стояла на берегу; а пакгауза не было: ибо на первой случай позволялось купцам держать свои товары, где хотят, и купеческие корабли по очистке своей в таможне обыкновенно выгружали товары у домов купеческих. До учреждения же Акцизной камеры учинена была Ратуша и две таможни, а именно: внутренняя и портовая, которые назывались настоящая и летняя, а третья мытная, и в оных были инспекторы и бургомистры из купечества, управляли таможенные дела по насылаемым указам из Ратуши и по присланным от города Архангельского торговым статьям».[4]

К сожалению, А. И. Богданов, В. Рубан и М. Д. Чулков только констатировали существование таможенных учреждений, но не сообщали о времени их возникновения в Санкт-Петербурге. Историки же более позднего времени, как правило, ограничивались воспроизведением сведений, опубликованных в изданиях XVIII в., в связи с чем обстоятельства и дата создания Петербургской портовой таможни до сих пор остаются невыясненными.[5]

Попытки определить дату учреждения Санкт-Петербургской портовой таможни были предприняты А. Е. Сукноваловым[6] и Н. Н. Репиным.[7] Однако они, рассматривая процесс возникновения и размещения первых таможен в Петербурге, писали о времени создания таможенных органов, не подкрепляя свою точку зрения ссылками на источники.

Первое серьезное исследование данной проблемы создания Санкт-Петербургской портовой таможни было проведено Б. Б. Дубенцовым.[8] Говоря о времени возникновения таможенной службы Санкт-Петербурга, он высказал мнение, что «поскольку в начале XVIII в. еще существовали внутренние таможенные пошлины, т. е. обложение торговых операций, совершавшихся на внутреннем рынке, то уже в год основания Петербурга (и никак не позже 1704 г.) появилась в Санкт-Петербурге внутренняя таможня».[9] Свое согласие с этой точкой зрения выразили и ученые Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии — авторы первого очерка о структурных преобразованиях Санкт-Петербургской портовой таможни с момента ее возникновения до начала XXI в.[10] Они подчеркивали, что в XVII — первой половине XVIII в. таможня опосредовала все сделки купли-продажи в любом городе, и нормальное развитие Петербурга предполагало наличие здесь таможенного органа. В качестве подтверждения своей точки зрения о возникновении таможенной службы Санкт-Петербурга уже в 1703 г. ученые приводили письмо дьяка И. Степанова управляющему Ингерманландской канцелярией А. Я. Щукину «Об изготовлении образцовой медной печати для таможни Санкт-Петербурга», которое датируется 1 марта 1704 г.: «...по приказу Александра Даниловича [Меньшикова] сделана образцовая медная печать, которым быть в Санкт-Петербурге в таможни. И ты поволь, государь мой, ее показать. И буде поволит, делать таким ли обрасцом, и медные ли или серебреные. А буде делать не таковы, и ты поволь прислать рисунок, против которого делать...».[11]

В качестве условной даты начала деятельности таможни был выбран момент прихода в петербургский порт первого иностранного торгового судна — голландского купеческого корабля. Сведения об этом событии сохранились на страницах газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и в воспоминаниях современников.

Как сообщала газета, в ноябре 1703 г. нечаянно зашло в устье Невы направлявшееся, вероятно, в Ниеншанц нидерландское судно с вином и солью.[12] Предположения о том, что прибывший в Санкт-Петербург корабль первоначально направлялся в Ниеншанц, высказывали многие современники, однако, Схельтема утверждал, что пунктом назначения торгового судна был именно Санкт-Петербург и «купцы Кальфы отправили его с грузом именно в новую столицу».[13]

В начале ноября торговое голландское судно зашло в устье Невы, но подойти к берегу для него оказалось затруднительно: между Петербургом и Кронштадтом было слишком много мелей. Получивший известие о прибытии иностранного судна царь решил не отправлять кого-либо провести в порт торговое судно, а сделал это сам. Переодевшись в форму матроса, Петр со своими соратниками, тоже одетыми как простые матросы, встретил судно на шлюпке у мелей залива. «Взошед на корабль, он поздравил шкипера по-голландски с прибытием его первого в новоустроенный порт и объявил, что прислан от губернатора проводить его до пристани».[14] Потом Петр перебрался в свою шлюпку и велел шкиперу следовать за ней. Благополучно проведенное через мели, судно пристало к пристани на Васильевском острове «у дома губернатора князя Меньшикова, в котором шкиперу и всем матросам была отведена квартира.

Хозяин встретил их у пристани, пригласил шкипера и всех матросов к столу своему, а чтоб они не заботились о корабле, то приказал явиться гвардейской команде и объявил шкиперу, что команда прислана от государя для караула и безопасности корабля».[15] «Лоцман» провел всех в дом и пригласил к приготовленным к их приходу столам. Только здесь шкипер и голландские матросы узнали в своем провожатом русского монарха. Однако их изумление быстро прошло, когда они вспомнили, что Петр во время своего пребывания в Амстердаме работал в местном адмиралтействе как простой плотник, а иногда исполнял и обязанности матроса.

В то время, пока команда голландского судна отмечала свое прибытие в новый порт, привезенные ими товары были выгружены с корабля и помещены в амбар князя А. Д. Меньшикова. Морякам были предоставлены покои для пребывания в Петербурге.

Наутро Петр Алексеевич вновь встретился со шкипером и матросами, сообщил им, что прибывший груз надежно охраняется, и потребовал реестр привезенных товаров. Груз оказался состоящим из вин различных сортов и испанской соли. Царь позволил продавать товары беспошлинно, ктомуже часть их купил сам «для употребления» и порекомендовал петербургской знати последовать этому примеру. Естественно, товар был продан в короткое время и со значительной прибылью для продавцов.

Перед отплытием голландского судна вновь состоялась встреча корабельной команды с российским монархом. Моряки «снова были угощены за княжеским столом». Петр вручил им подарки: шкиперу — 500 золотых червонцев,[16] каждому матросу— по 300 ефимков,[17] и сообщил, что следующему пришедшему в Петербург торговому судну будет оказан такой же прием, шкиперу будет назначен подарок в 200 червонных, а матросам — в 200 ефимок, награда будет назначена и «второму за тем кораблю». А шкиперу этого голландского судна было обещано вознаграждение за каждый очередной приход в размере 100 рейхсталеров.[18] Несмотря на позднее время отплытия царь Петр сам проводил первый пришедший в Петербург иностранный корабль до Кронштадта, обнял шкипера и пожелал тронутым до слез морякам счастливого пути.[19]

Петр Алексеевич сдержал свое слово: аналогичный прием был оказан и следующему судну — английскому. И в этот раз, и позже царь выезжал «на встречу приходившим кораблям, всходил на них; корабельщики угощали его водкою, вином, кофеем, сыром и сухарями; он взаимно угощал их на берегу».[20]

Фактически после прихода первого иностранного торгового судна произошло первое таможенное оформление грузов, и было положено начало внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга. Б. Б. Дубенцов полагал, что Петр I, торопясь превратить Санкт-Петербург в морской торговый порт, действовал в двух направлениях. Во-первых, через своих дипломатов он стремился побудить иностранных купцов использовать Петербург для торговли с Россией. Во-вторых, еще в июне 1703 г. выражал намерение переключить на невские берега товаропотоки с Нарвы и Риги.[21] Уже в 1703 г. Петр I надеялся увидеть в Петербурге датские и английские корабли.[22] Поэтому в 1704 г. он направил в Новгород, Псков, Тверь и Торжок указ о том, что все товары, которые ранее русские купцы возили в Нарву, следовало доставлять в Петербург. В Петербурге за товары было обещано платить из казны «по настоящей торговой цене безволокитно».[23] Однако, ссылаясь на тяготы военного времени, купцы уклонялись от исполнения указа. Да и сам Петербург, находясь фактически в зоне военных действий, не являлся пока местом совершения экспортно-импортных операций. Ежегодно с 1703 по 1706 г., а также в 1708 г. шведы атаковали Петербург с моря и суши,[24] и вплоть до 1713 г. блокировали его с моря. Через шведскую блокаду прорывались лишь английские суда.

Кардинальное изменение положения произошло только к 1713 г. Петр I имел возможность констатировать, что «ныне от неприятельских кораблей никакова опасения не имеем».[25] К этому времени Санкт-Петербург стал столицей России, сюда переехали царский двор и дипломатический корпус. Все это сделало город привлекательным для иностранных купцов в качестве рынка сбыта их товаров. Так сложились предпосылки для открытия систематической морской торговли в Санкт-Петербурге.[26] М. Д. Чулков свидетельствовал, что именно в 1713 г. «начали приходить иностранные корабли к Санкт-Петербургскому порту». «Благополучное начало» морской торговли с иностранными государствами было отмечено изготовлением специальной медали, на одной стороне которой был помещен портрет царя Петра Алексеевича, а на другой изображен корабль в море и выбита надпись: «Имея надежду на Бога, желаем получить благо. 1713 год».[27]

В тесной взаимосвязи со становлением порта происходило развитие Санкт-Петербургской портовой таможни. Хотя царь стремился сделать Петербург «великим купеческим магазином»,[28] первые визиты иностранных торговых кораблей в северную столицу, видимо, оказались для их владельцев не слишком удачными, поскольку традиционных русских экспортных товаров в Петербурге было либо мало, либо не было совсем.

Единственным портом, связывавшим Россию с Западной Европой, до XVIII в. был Архангельск.[29] В конце XVII в. в Архангельск ежегодно прибывали 40—50 английских, голландских, гамбургских, бременских купеческих кораблей; в 1701 г. их было 106, в 1708 — 206.[30]

В начале XVIII в. целенаправленно поощряя балтийскую торговлю, царь искусственно отвлекал товары от архангельского порта к Санкт-Петербургу. Принимая во внимание значение во внешней торговле России Архангельска и не дожидаясь, пока русские купцы сами убедятся в преимуществах Петербурга по сравнению с ним, Петр издал 31 октября 1713 г. указ, предписавший пеньку, юфть, а также «государевы товары», т. е. товары, продажа которых составляла государственную монополию (икра, клей, поташ, смола, щетина, ревень и т. п.), возить в Петербург, а к Архангельску «не отпускать».[31] Осуществлению этой меры царь придавал столь большое значение, что счел необходимым через несколько дней, 16 ноября 1713 г., дать аналогичный указ Сенату, дополнив его положением о равенстве пошлин в Архангельске и в Петербурге.[32] Тем не менее потребовалось подтверждение этого узаконения: по именному указу царя 16 января 1714т: состоялся приговор Сената, подтвердивший обязательность привоза в Петербург пеньки и юфти для продажи «за море». Нарушителям указа грозила конфискация имущества.[33]

Стремление петровского правительства перенести внешнюю торговлю с Западной Европой в Петербург в конечном счете было реализовано и дало свои плоды. Петербургский порт развивался быстрее Архангельского. Если в 1716-1720 гг. в Архангельск прибывало ежегодно в среднем около 140-150 торговых судов, то уже в 1721-1725 — лишь около 50. Наоборот, если в Петербург в 1718 г. прибыло всего лишь 52 торговых судна (из них 30 английских, 10 голландских, 1 французское), то уже в 1720 г. — 75, в 1722 г. — 114, в 1724 г. —270, ав 1725—1726 гг. —450[34]. Об этом же свидетельствует и ценность экспортно-импортных операций при Петре I через оба порта. Если в 1717-1719 гг. сумма архангельского экспорта составляла около 2 млн 344 тыс. руб., импорта — около 598 тыс. руб., то уже в 1726 г. сумма экспорта составляла лишь 285 тыс. руб. и импорта — 36 тыс. руб. Напротив, обороты Петербургского порта приобрели устойчивую тенденцию к увеличению: если в 1717-1719 гг. сумма петербургского экспорта равнялась 269 тыс. руб., импорта — 218 тыс. руб., то уже в 1726 г. экспорт составлял около 2 млн 403 тыс. руб., а импорт около 1 млн 550 тыс. руб.[35] В середине XVIII в. Петербургский порт был самым крупным торговым портом России: на него приходилось около половины всего оборота внешней торговли России.

Изменение степени важности внешней торговли в экономической жизни Петербурга повлекло за собой и изменения в работе Петербургской таможни. Первоначально она находилась на Троицкой площади. Именно здесь производились все сборы с товаров. Внутренняя и портовая таможни оформились в 1713 г., а окончательная их организация завершилась только в 1720-е гг.[36] Тогда же оформилась и Кронштадтская портовая таможня,[37] Видимо, официальное учреждение Портовой таможни произошло в 1724 г.[38] С этого момента Портовая таможня становится главной таможней города. Именно на ее основе происходило все дальнейшее развитие городских таможен.

В 1731 г. внутренняя таможня была объединена с портовой.[39] С 1733 г. единая таможня находилась на Васильевском острове (район набережной у нынешнего Таможенного переулка).[40] В то же время сюда были переведены с Петербургской стороны торговая пристань и биржа. На долгое время стрелка Васильевского острова превратилась в центр внешней торговли Петербурга.

Первоначально купцы имели право после прохождения процедур в таможне выгружать товары в своих домах. Но это приводило к всевозможным злоупотреблениям. Поэтому в 1723 г. на Троицкой площади были построены специальные таможенные склады. Позднее их построили также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском острове, острове Буяне и в ряде других мест.[41]

В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов правительство вводило при таможне строгую бракировку пеньки, льна и других товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели; обман имел место нередко как со стороны русских, так и со стороны иностранных купцов.

В первые годы деятельности таможни всеми делами в ней ведали выборные представители петербургского купечества. С 1720 г. был учрежден постоянный штат должностных лиц: оберцольнеров и цольнеров, различных досмотрщиков. Но и после этого представители петербургского купечества привлекались к таможенным делам. Штат служащих Петербургской таможни в конце 1720-х гг. состоял из 153 человек.[42] Таким он оставался и в середине XVIII в. Неоднократная сдача в первой половине XVIII в. казной таможенных сборов на откуп частным лицам отрицательно сказывалась на деятельности таможни: открывались возможности нарушать государственные интересы в целях частной наживы.

 


[1] Кандидат юрид. наук, доцент, начальник Санкт-Петербургской таможни.

[2] Богданов А., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга с начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779. С. 93.

[3] Богданов А. И. Описание Санктпетербурга: 1749-1751. СПб., 1997 [по изд. 1779г.]. С. 160.

[4] [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великия, сочиненное Михаилом Чулковым. Т. IV, кн. 1. М., 1785. С. 31 (см. также с. 32, 731, 742).

[5] Ср.: Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни (первая треть XVIII в.) // Новый часовой. 1996. № 4. С. 7.

[6] Очерки истории Ленинграда: В 7 т. Т. I: Период феодализма (1703-1861 гг.) / Отв. ред. М. П. Вяткин. М.; Л., 1955. С. 90.

[7] Репин Н. Н. Внешняя торговля России через Архангельск и Петербург в 1700 — начале 60-х годов XVIII в.: Дис. ...докт. ист. наук. М., 1985. С. 85.

[8] Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 7-12

[9] Там же. С. 7.

[10] Санкт-Петербургская таможня //Учен. зап. Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2000. № 1. С. 210—228.

[11] Цит. по: Там же. С. 212.

[12] Санкт-Петербургские ведомости. 1703. 15 дек.

[13] Бергман В. История Петра Великого. СПб., 1840. С. 38.

[14] Анекдоты о Петре Великом, выбранные из деяний сего Монарха, описанные гг. Голиковым и Штелиным. Ч. I. M., 1846. С. 40.

[15] Там же. С. 41.

[16] Санкт-Петербургские ведомости. 1703. 15 дек.; Анекдоты о Петре Великом... С. 43; Кулишер И. М. Очерк истории русской торговли. Пг., 1923. С. 184.

[17] По другим данным, 200 рейхсталеров (Бергман В. История Петра Великого. С. 38).

[18] Там же. С. 39.

[19] Анекдоты о Петре Великом... С. 43—44.

[20] Бергман В. История Петра Великого. С. 39.

[21] Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 7—8.

[22] Письма и бумаги Петра Великого. Т. II. СПб., 1889. С. 350, 499.

[23] Цит. по: Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 8.

[24] Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введение в действие выборного городского управления по Учреждениям о губерниях. 1703-1782 гг. СПб., 1885. С. 48-51, 69, 72-73.

[25] Письма и бумаги Петра Великого. Т. XIII, вып. 1. М., 1992. С. 146.

[26] Репин Н. Н. Внешняя торговля России через Архангельск и Петербург в 1700 — начале 60-х годов XVIII в. С. 67; Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 8.

[27] [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции... С. 31.

[28] Цит. по: Санкт-Петербургская таможня. С. 213.

[29] Булатов В. Н., Минаева Т. С., Петров О. В., Санников Л. И. История Архангельской таможни XVI-XX вв. Архангельск, 2001. С. 30.

[30] Огородников С. Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 144.

[31] Поли. собр. законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. V. № 2732.

[32] Там же. № 2737.

[33] Там же. № 2760.

[34] Огородников С. Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. С. 147—148; Мелъгунов П. Очерки по истории русской торговли IX—XV11I вв. М., 1905. С. 264.

[35] Покровский С. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М., 1947. С. bV.

[36] Богданов А., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга... С. 93—94; [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции... С. 731, 742.

[37] Очерки истории Ленинграда. С. 90.

[38] В качестве подтверждения своего предположения ученые Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии приводят ответ на запрос Ревизион-конторы из Коммерц-коллегии в июле 1756г. и представление Министерства финансов от 6 февраля 1912 г.: «По справке в архиве Санкт-Петербургская портовая таможня учреждена с начала 1724г., которая и поныне обретаетца» (Цит. по: Санкт-Петербургская таможня. С. 212).

[39] Очерки истории Ленинграда. С. 90.

[40] [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции... С. 739, 742.

[41] Там же.

[42] Там же. С. 740-741.
Категория: История государства и права РФ | Добавил: Aziz001 (02.05.2011) | Автор: Мушкет И. И.
Просмотров: 1668 | Теги: Мушкет И. И., теория государства и права, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде