Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в. /
Мушкет, И. И.
Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге
в первой четверти XVIII в. /И. И. Мушкет.
//Правоведение. -2002. - № 6 (245). - С. 239 -
245
В статье говорится об истории Санкт-Петербургской
таможни.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА -
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - РОССИЯ[ДО 1917] -
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО - ТАМОЖЕННОЕ
ПРАВО - ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ
Материал(ы):
Организация таможенной службы в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в.
Мушкет, И. И.
И. И. МУШКЕТ[1]
Организация таможенной службы
в Санкт-Петербурге в первой четверти XVIII в.
Начало истории Санкт-Петербургской таможни связано с созданием на берегах Невы западного форпоста России. Первые сведения о таможенных учреждениях Санкт-Петербурга содержатся в описании северной столицы, сделанном А. Богдановым и В. Рубаном в середине XVIII в. Они сообщали, что первое здание Санкт-Петербургской портовой таможни было сооружено в 1720 г.,[2] а к середине XVIII в. в Санкт-Петербурге существовали:
«1. Таможня первоначальная внутренняя и мелочная, стояла на Конной площадке, просто состроенная светлица из бревен, так, как простая хоромина.
2. Портовая таможня, или Карабельная, которая таможенной ефимочной забор имеет брать пошлину с приходящих иностранных кораблей с товарами в Санкт-Петербург, также и со отходящих. Состоялась в 1720 году; сперва на Троицкой пристани, в которой внутри обито было золотыми и серебряными обоями, и переведена на Васильевской остров в 1733 году.
Таможня портовая, или Кантора портовая, в Кронштате, отправляет тож сбор пошлины с купецких кораблей; и оная под ведением Главной таможни при порте Санкт-Петербургском, состоят под ведением Комерц-коллегии.
Внутренная таможня, которая збирает пошлину с приезжих российских товаров, на Васильевском острову, при Портовой таможне.
Таможня на заставе, имеющейся вверх по Неве реке при Ямской Смоленской, которая записывает едущих всяких судов в Санкт-Петербург и осматривает безгласных товаров».[3]
О таможенных органах Санкт-Петербурга начала XVIII в. сообщал и М. Д. Чулков: в 1713 г. «построен был и гостиной двор на Петербургской стороне, подле церкви Живоначальныя Троицы Фахверковой, то есть мазанками о двух этажах; внизу были торговые лавки, а вверху кладовые анбары... Перед гостином двором сбирались купцы для биржи. Таможня деревянная же стояла на берегу; а пакгауза не было: ибо на первой случай позволялось купцам держать свои товары, где хотят, и купеческие корабли по очистке своей в таможне обыкновенно выгружали товары у домов купеческих. До учреждения же Акцизной камеры учинена была Ратуша и две таможни, а именно: внутренняя и портовая, которые назывались настоящая и летняя, а третья мытная, и в оных были инспекторы и бургомистры из купечества, управляли таможенные дела по насылаемым указам из Ратуши и по присланным от города Архангельского торговым статьям».[4]
К сожалению, А. И. Богданов, В. Рубан и М. Д. Чулков только констатировали существование таможенных учреждений, но не сообщали о времени их возникновения в Санкт-Петербурге. Историки же более позднего времени, как правило, ограничивались воспроизведением сведений, опубликованных в изданиях XVIII в., в связи с чем обстоятельства и дата создания Петербургской портовой таможни до сих пор остаются невыясненными.[5]
Попытки определить дату учреждения Санкт-Петербургской портовой таможни были предприняты А. Е. Сукноваловым[6] и Н. Н. Репиным.[7] Однако они, рассматривая процесс возникновения и размещения первых таможен в Петербурге, писали о времени создания таможенных органов, не подкрепляя свою точку зрения ссылками на источники.
Первое серьезное исследование данной проблемы создания Санкт-Петербургской портовой таможни было проведено Б. Б. Дубенцовым.[8] Говоря о времени возникновения таможенной службы Санкт-Петербурга, он высказал мнение, что «поскольку в начале XVIII в. еще существовали внутренние таможенные пошлины, т. е. обложение торговых операций, совершавшихся на внутреннем рынке, то уже в год основания Петербурга (и никак не позже 1704 г.) появилась в Санкт-Петербурге внутренняя таможня».[9] Свое согласие с этой точкой зрения выразили и ученые Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии — авторы первого очерка о структурных преобразованиях Санкт-Петербургской портовой таможни с момента ее возникновения до начала XXI в.[10] Они подчеркивали, что в XVII — первой половине XVIII в. таможня опосредовала все сделки купли-продажи в любом городе, и нормальное развитие Петербурга предполагало наличие здесь таможенного органа. В качестве подтверждения своей точки зрения о возникновении таможенной службы Санкт-Петербурга уже в 1703 г. ученые приводили письмо дьяка И. Степанова управляющему Ингерманландской канцелярией А. Я. Щукину «Об изготовлении образцовой медной печати для таможни Санкт-Петербурга», которое датируется 1 марта 1704 г.: «...по приказу Александра Даниловича [Меньшикова] сделана образцовая медная печать, которым быть в Санкт-Петербурге в таможни. И ты поволь, государь мой, ее показать. И буде поволит, делать таким ли обрасцом, и медные ли или серебреные. А буде делать не таковы, и ты поволь прислать рисунок, против которого делать...».[11]
В качестве условной даты начала деятельности таможни был выбран момент прихода в петербургский порт первого иностранного торгового судна — голландского купеческого корабля. Сведения об этом событии сохранились на страницах газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и в воспоминаниях современников.
Как сообщала газета, в ноябре 1703 г. нечаянно зашло в устье Невы направлявшееся, вероятно, в Ниеншанц нидерландское судно с вином и солью.[12] Предположения о том, что прибывший в Санкт-Петербург корабль первоначально направлялся в Ниеншанц, высказывали многие современники, однако, Схельтема утверждал, что пунктом назначения торгового судна был именно Санкт-Петербург и «купцы Кальфы отправили его с грузом именно в новую столицу».[13]
В начале ноября торговое голландское судно зашло в устье Невы, но подойти к берегу для него оказалось затруднительно: между Петербургом и Кронштадтом было слишком много мелей. Получивший известие о прибытии иностранного судна царь решил не отправлять кого-либо провести в порт торговое судно, а сделал это сам. Переодевшись в форму матроса, Петр со своими соратниками, тоже одетыми как простые матросы, встретил судно на шлюпке у мелей залива. «Взошед на корабль, он поздравил шкипера по-голландски с прибытием его первого в новоустроенный порт и объявил, что прислан от губернатора проводить его до пристани».[14] Потом Петр перебрался в свою шлюпку и велел шкиперу следовать за ней. Благополучно проведенное через мели, судно пристало к пристани на Васильевском острове «у дома губернатора князя Меньшикова, в котором шкиперу и всем матросам была отведена квартира.
Хозяин встретил их у пристани, пригласил шкипера и всех матросов к столу своему, а чтоб они не заботились о корабле, то приказал явиться гвардейской команде и объявил шкиперу, что команда прислана от государя для караула и безопасности корабля».[15] «Лоцман» провел всех в дом и пригласил к приготовленным к их приходу столам. Только здесь шкипер и голландские матросы узнали в своем провожатом русского монарха. Однако их изумление быстро прошло, когда они вспомнили, что Петр во время своего пребывания в Амстердаме работал в местном адмиралтействе как простой плотник, а иногда исполнял и обязанности матроса.
В то время, пока команда голландского судна отмечала свое прибытие в новый порт, привезенные ими товары были выгружены с корабля и помещены в амбар князя А. Д. Меньшикова. Морякам были предоставлены покои для пребывания в Петербурге.
Наутро Петр Алексеевич вновь встретился со шкипером и матросами, сообщил им, что прибывший груз надежно охраняется, и потребовал реестр привезенных товаров. Груз оказался состоящим из вин различных сортов и испанской соли. Царь позволил продавать товары беспошлинно, ктомуже часть их купил сам «для употребления» и порекомендовал петербургской знати последовать этому примеру. Естественно, товар был продан в короткое время и со значительной прибылью для продавцов.
Перед отплытием голландского судна вновь состоялась встреча корабельной команды с российским монархом. Моряки «снова были угощены за княжеским столом». Петр вручил им подарки: шкиперу — 500 золотых червонцев,[16] каждому матросу— по 300 ефимков,[17] и сообщил, что следующему пришедшему в Петербург торговому судну будет оказан такой же прием, шкиперу будет назначен подарок в 200 червонных, а матросам — в 200 ефимок, награда будет назначена и «второму за тем кораблю». А шкиперу этого голландского судна было обещано вознаграждение за каждый очередной приход в размере 100 рейхсталеров.[18] Несмотря на позднее время отплытия царь Петр сам проводил первый пришедший в Петербург иностранный корабль до Кронштадта, обнял шкипера и пожелал тронутым до слез морякам счастливого пути.[19]
Петр Алексеевич сдержал свое слово: аналогичный прием был оказан и следующему судну — английскому. И в этот раз, и позже царь выезжал «на встречу приходившим кораблям, всходил на них; корабельщики угощали его водкою, вином, кофеем, сыром и сухарями; он взаимно угощал их на берегу».[20]
Фактически после прихода первого иностранного торгового судна произошло первое таможенное оформление грузов, и было положено начало внешнеэкономической деятельности Санкт-Петербурга. Б. Б. Дубенцов полагал, что Петр I, торопясь превратить Санкт-Петербург в морской торговый порт, действовал в двух направлениях. Во-первых, через своих дипломатов он стремился побудить иностранных купцов использовать Петербург для торговли с Россией. Во-вторых, еще в июне 1703 г. выражал намерение переключить на невские берега товаропотоки с Нарвы и Риги.[21] Уже в 1703 г. Петр I надеялся увидеть в Петербурге датские и английские корабли.[22] Поэтому в 1704 г. он направил в Новгород, Псков, Тверь и Торжок указ о том, что все товары, которые ранее русские купцы возили в Нарву, следовало доставлять в Петербург. В Петербурге за товары было обещано платить из казны «по настоящей торговой цене безволокитно».[23] Однако, ссылаясь на тяготы военного времени, купцы уклонялись от исполнения указа. Да и сам Петербург, находясь фактически в зоне военных действий, не являлся пока местом совершения экспортно-импортных операций. Ежегодно с 1703 по 1706 г., а также в 1708 г. шведы атаковали Петербург с моря и суши,[24] и вплоть до 1713 г. блокировали его с моря. Через шведскую блокаду прорывались лишь английские суда.
Кардинальное изменение положения произошло только к 1713 г. Петр I имел возможность констатировать, что «ныне от неприятельских кораблей никакова опасения не имеем».[25] К этому времени Санкт-Петербург стал столицей России, сюда переехали царский двор и дипломатический корпус. Все это сделало город привлекательным для иностранных купцов в качестве рынка сбыта их товаров. Так сложились предпосылки для открытия систематической морской торговли в Санкт-Петербурге.[26] М. Д. Чулков свидетельствовал, что именно в 1713 г. «начали приходить иностранные корабли к Санкт-Петербургскому порту». «Благополучное начало» морской торговли с иностранными государствами было отмечено изготовлением специальной медали, на одной стороне которой был помещен портрет царя Петра Алексеевича, а на другой изображен корабль в море и выбита надпись: «Имея надежду на Бога, желаем получить благо. 1713 год».[27]
В тесной взаимосвязи со становлением порта происходило развитие Санкт-Петербургской портовой таможни. Хотя царь стремился сделать Петербург «великим купеческим магазином»,[28] первые визиты иностранных торговых кораблей в северную столицу, видимо, оказались для их владельцев не слишком удачными, поскольку традиционных русских экспортных товаров в Петербурге было либо мало, либо не было совсем.
Единственным портом, связывавшим Россию с Западной Европой, до XVIII в. был Архангельск.[29] В конце XVII в. в Архангельск ежегодно прибывали 40—50 английских, голландских, гамбургских, бременских купеческих кораблей; в 1701 г. их было 106, в 1708 — 206.[30]
В начале XVIII в. целенаправленно поощряя балтийскую торговлю, царь искусственно отвлекал товары от архангельского порта к Санкт-Петербургу. Принимая во внимание значение во внешней торговле России Архангельска и не дожидаясь, пока русские купцы сами убедятся в преимуществах Петербурга по сравнению с ним, Петр издал 31 октября 1713 г. указ, предписавший пеньку, юфть, а также «государевы товары», т. е. товары, продажа которых составляла государственную монополию (икра, клей, поташ, смола, щетина, ревень и т. п.), возить в Петербург, а к Архангельску «не отпускать».[31] Осуществлению этой меры царь придавал столь большое значение, что счел необходимым через несколько дней, 16 ноября 1713 г., дать аналогичный указ Сенату, дополнив его положением о равенстве пошлин в Архангельске и в Петербурге.[32] Тем не менее потребовалось подтверждение этого узаконения: по именному указу царя 16 января 1714т: состоялся приговор Сената, подтвердивший обязательность привоза в Петербург пеньки и юфти для продажи «за море». Нарушителям указа грозила конфискация имущества.[33]
Стремление петровского правительства перенести внешнюю торговлю с Западной Европой в Петербург в конечном счете было реализовано и дало свои плоды. Петербургский порт развивался быстрее Архангельского. Если в 1716-1720 гг. в Архангельск прибывало ежегодно в среднем около 140-150 торговых судов, то уже в 1721-1725 — лишь около 50. Наоборот, если в Петербург в 1718 г. прибыло всего лишь 52 торговых судна (из них 30 английских, 10 голландских, 1 французское), то уже в 1720 г. — 75, в 1722 г. — 114, в 1724 г. —270, ав 1725—1726 гг. —450[34]. Об этом же свидетельствует и ценность экспортно-импортных операций при Петре I через оба порта. Если в 1717-1719 гг. сумма архангельского экспорта составляла около 2 млн 344 тыс. руб., импорта — около 598 тыс. руб., то уже в 1726 г. сумма экспорта составляла лишь 285 тыс. руб. и импорта — 36 тыс. руб. Напротив, обороты Петербургского порта приобрели устойчивую тенденцию к увеличению: если в 1717-1719 гг. сумма петербургского экспорта равнялась 269 тыс. руб., импорта — 218 тыс. руб., то уже в 1726 г. экспорт составлял около 2 млн 403 тыс. руб., а импорт около 1 млн 550 тыс. руб.[35] В середине XVIII в. Петербургский порт был самым крупным торговым портом России: на него приходилось около половины всего оборота внешней торговли России.
Изменение степени важности внешней торговли в экономической жизни Петербурга повлекло за собой и изменения в работе Петербургской таможни. Первоначально она находилась на Троицкой площади. Именно здесь производились все сборы с товаров. Внутренняя и портовая таможни оформились в 1713 г., а окончательная их организация завершилась только в 1720-е гг.[36] Тогда же оформилась и Кронштадтская портовая таможня,[37] Видимо, официальное учреждение Портовой таможни произошло в 1724 г.[38] С этого момента Портовая таможня становится главной таможней города. Именно на ее основе происходило все дальнейшее развитие городских таможен.
В 1731 г. внутренняя таможня была объединена с портовой.[39] С 1733 г. единая таможня находилась на Васильевском острове (район набережной у нынешнего Таможенного переулка).[40] В то же время сюда были переведены с Петербургской стороны торговая пристань и биржа. На долгое время стрелка Васильевского острова превратилась в центр внешней торговли Петербурга.
Первоначально купцы имели право после прохождения процедур в таможне выгружать товары в своих домах. Но это приводило к всевозможным злоупотреблениям. Поэтому в 1723 г. на Троицкой площади были построены специальные таможенные склады. Позднее их построили также на Васильевском острове, Выборгской стороне, Петровском острове, острове Буяне и в ряде других мест.[41]
В целях всемерного развития экспортной торговли и поддержки престижа русских купцов правительство вводило при таможне строгую бракировку пеньки, льна и других товаров. Однако эти меры не всегда достигали цели; обман имел место нередко как со стороны русских, так и со стороны иностранных купцов.
В первые годы деятельности таможни всеми делами в ней ведали выборные представители петербургского купечества. С 1720 г. был учрежден постоянный штат должностных лиц: оберцольнеров и цольнеров, различных досмотрщиков. Но и после этого представители петербургского купечества привлекались к таможенным делам. Штат служащих Петербургской таможни в конце 1720-х гг. состоял из 153 человек.[42] Таким он оставался и в середине XVIII в. Неоднократная сдача в первой половине XVIII в. казной таможенных сборов на откуп частным лицам отрицательно сказывалась на деятельности таможни: открывались возможности нарушать государственные интересы в целях частной наживы.
[1] Кандидат юрид. наук, доцент, начальник Санкт-Петербургской таможни.
[2] Богданов А., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга с начала заведения его, с 1703 по 1751 год. СПб., 1779. С. 93.
[3] Богданов А. И. Описание Санктпетербурга: 1749-1751. СПб., 1997 [по изд. 1779г.]. С. 160.
[4] [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего, и всех преимущественных узаконений по оной государя императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей государыни императрицы Екатерины Великия, сочиненное Михаилом Чулковым. Т. IV, кн. 1. М., 1785. С. 31 (см. также с. 32, 731, 742).
[5] Ср.: Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни (первая треть XVIII в.) // Новый часовой. 1996. № 4. С. 7.
[6] Очерки истории Ленинграда: В 7 т. Т. I: Период феодализма (1703-1861 гг.) / Отв. ред. М. П. Вяткин. М.; Л., 1955. С. 90.
[7] Репин Н. Н. Внешняя торговля России через Архангельск и Петербург в 1700 — начале 60-х годов XVIII в.: Дис. ...докт. ист. наук. М., 1985. С. 85.
[8] Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 7-12
[9] Там же. С. 7.
[10] Санкт-Петербургская таможня //Учен. зап. Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2000. № 1. С. 210—228.
[11] Цит. по: Там же. С. 212.
[12] Санкт-Петербургские ведомости. 1703. 15 дек.
[13] Бергман В. История Петра Великого. СПб., 1840. С. 38.
[14] Анекдоты о Петре Великом, выбранные из деяний сего Монарха, описанные гг. Голиковым и Штелиным. Ч. I. M., 1846. С. 40.
[15] Там же. С. 41.
[16] Санкт-Петербургские ведомости. 1703. 15 дек.; Анекдоты о Петре Великом... С. 43; Кулишер И. М. Очерк истории русской торговли. Пг., 1923. С. 184.
[17] По другим данным, 200 рейхсталеров (Бергман В. История Петра Великого. С. 38).
[18] Там же. С. 39.
[19] Анекдоты о Петре Великом... С. 43—44.
[20] Бергман В. История Петра Великого. С. 39.
[21] Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 7—8.
[22] Письма и бумаги Петра Великого. Т. II. СПб., 1889. С. 350, 499.
[23] Цит. по: Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 8.
[24] Петров П. Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введение в действие выборного городского управления по Учреждениям о губерниях. 1703-1782 гг. СПб., 1885. С. 48-51, 69, 72-73.
[25] Письма и бумаги Петра Великого. Т. XIII, вып. 1. М., 1992. С. 146.
[26] Репин Н. Н. Внешняя торговля России через Архангельск и Петербург в 1700 — начале 60-х годов XVIII в. С. 67; Дубенцов Б. Б. Создание Санкт-Петербургской портовой таможни... С. 8.
[27] [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции... С. 31.
[28] Цит. по: Санкт-Петербургская таможня. С. 213.
[29] Булатов В. Н., Минаева Т. С., Петров О. В., Санников Л. И. История Архангельской таможни XVI-XX вв. Архангельск, 2001. С. 30.
[30] Огородников С. Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 144.
[31] Поли. собр. законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. V. № 2732.
[32] Там же. № 2737.
[33] Там же. № 2760.
[34] Огородников С. Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. С. 147—148; Мелъгунов П. Очерки по истории русской торговли IX—XV11I вв. М., 1905. С. 264.
[35] Покровский С. Внешняя торговля и внешняя торговая политика России. М., 1947. С. bV.
[36] Богданов А., Рубан В. Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга... С. 93—94; [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции... С. 731, 742.
[37] Очерки истории Ленинграда. С. 90.
[38] В качестве подтверждения своего предположения ученые Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии приводят ответ на запрос Ревизион-конторы из Коммерц-коллегии в июле 1756г. и представление Министерства финансов от 6 февраля 1912 г.: «По справке в архиве Санкт-Петербургская портовая таможня учреждена с начала 1724г., которая и поныне обретаетца» (Цит. по: Санкт-Петербургская таможня. С. 212).
[39] Очерки истории Ленинграда. С. 90.
[40] [Чулков М. Д.] Историческое описание российской коммерции... С. 739, 742.
[41] Там же.
[42] Там же. С. 740-741.