Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Избирательное право

На правах рекламы



Цинцадзе М. Особенности административной ответственности избирательных объединений и избирательных блоков
 Доклады студентов и аспирантов МГЮА на научно-практической конференции "Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и тенденции дальнейшего развития” (часть вторая)

Журнал Российское Право в Интернет 2004 г. № 3
Цинцадзе М., студентка 5 группы IV курса МВФ МГЮА
Особенности административной ответственности избирательных объединений и избирательных блоков

С 1 июля 2001 г. вступил в силу кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). С его принятием был отменен Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Теперь административная ответственность как физических, так и юридических лиц на федеральном уровне регулируется исключительно КоАП РФ.

Почему-то в юридической литературе уделялось совсем мало внимания административной ответственности в избирательном праве. Конечно, штрафы в несколько десятков или даже сотен МРОТ не идут ни в какое сравнение с такими юридическими последствиями, как отмена регистрации кандидата (списка кандидатов), отмена решения об итогах выборов и результатах голосования, расформирование избирательной комиссии.

Однако не стоит умалять значение административной ответственности, ведь для непосредственных правонарушителей – физических лиц штраф, например, за подкуп избирателей в размере 2000 – 2500 рублей является достаточно внушительным. Если же говорить об избирательном объединении или блоке, то для них если уж идти на правонарушение, то идти неоднократно, чтобы добиться какого-либо реального эффекта от своих противоправных действий. Таким образом, в сумме набегает очень даже приличная сумма штрафа.

Еще одной немаловажной, может быть и косвенной, целью административной ответственности является пополнение государственного бюджета. Думается, что если бы во время прохождения избирательной кампании всех нарушителей избирательного законодательства привлекали бы к административной ответственности, то можно было бы в значительной степени вернуть деньги, потраченные на ее проведение.

В данном материале хотелось бы рассказать о некоторых особенностях таких субъектов административной ответственности, как избирательные объединения и избирательные блоки.

По общему правилу, субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.

Избирательные объединения и избирательные блоки ближе всего к юридическим лицам, поэтому остановимся подробнее на них.

Административная ответственность юридических лиц уже сама по себе обладает значительными особенностями. Дело в том, что такую ответственность они стали нести только с начала 1990-х гг. Ранее действовавший КоАП РСФСР не признавал их субъектами административной ответственности. Дело в том, что одним из признаков административного правонарушения является наличие вины – без вины невозможно привлечение к ответственности. Но как установить вину (т.е. психическое отношение лица к содеянному) у юридического лица, которое не обладает ни психикой, ни умом, ни волей? В связи с этим вина юридического лица определяется не так, как вина физического лица. Так, согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Здесь встает вопрос о двойной ответственности. Практически получается, что законодатель установил возможность привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения дважды. Это противоречит принципу однократности наказания за одно и тоже правонарушение, вытекающему из п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ.

Сторонники той точки зрения, согласно которой юридические лица могут быть субъектами административной ответственности, признают, что такая ответственность по своей сути является выражением публичного интереса5. Она используется как «необходимое средство карательного воздействия на частные организации, не соблюдающие действующие юридические нормы»6.

Как справедливо отмечает Т.А. Аппакова, контролирующим органам проще привлечь к административной ответственности именно юридическое лицо, а не его должностных лиц, поскольку порядок взыскания сумм штрафов более доступен, процесс доказывания вины формален, размеры штрафов в несколько десятков раз выше размеров штрафов за те же нарушения для должностных лиц7.

Наиболее частыми правонарушителями – юридическими лицами в области избирательного законодательства являются избирательные объединения. Согласно п. 25 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательное объединение может быть как политической партией, так и региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии. Кроме того, при выборах в органы местного самоуправления избирательным объединением может быть также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения. Но ведь общественная организация или общественное движение могут и не быть юридическими лицами (ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Обязательная регистрация в качестве юридических лиц предусмотрена только для политических партий и их региональных отделений. В то же время структурное подразделение политической партии может наделяться правами юридического лица, только если это предусмотрено уставом политической партии, т.е. оно также может и не быть юридическим лицом (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О политических партиях»). Таким образом, получается, что значение термина «избирательное объединение» гораздо шире значения термина «юридическое лицо». То есть если в соответствующей статье КоАП РФ в качестве субъекта административной ответственности названо юридическое лицо, то совсем не обязательно можно будет привлечь к ответственности избирательное объединение.

Таким образом, нельзя привлечь к административной ответственности избирательные объединения в виде структурных подразделений политических партий, а также в виде общественных организаций и общественных движений при совершении ими следующих правонарушений:

1) неисполнение решения избирательной комиссии (ст. 5.3 КоАП РФ);

2) нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации (ст. 5.8 КоАП РФ);

3) нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности (ст. 5.9 КоАП РФ);

4) проведение предвыборной агитации в период запрещения ее проведения и в местах, где она запрещена законом (ст. 5.10 КоАП РФ);

5) проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (ст. 5.11 КоАП РФ);

6) изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 5.12 КоАП РФ);

7) подкуп избирателей (ст. 5.16 КоАП РФ).

Административная ответственность для избирательного объединения как такового предусмотрена только в ст. 5.18 КоАП РФ.

В связи со всем вышеизложенным, по моему мнению, в КоАП РФ необходимо внести соответствующие изменения, которые бы не позволили вышеперечисленным избирательным объединениям уйти от наказания. Вторым вариантом устранения данного пробела в законодательстве могло бы стать принятие субъектами РФ актов, устанавливающих административную ответственность для избирательных объединений, участвующих в выборах в органы государственной власти субъектов РФ и в органы местного самоуправления. Такое право предоставлено субъектам РФ в пп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ и в п. 1 ст. 1.1 КоАП РФ.

В свою очередь два и более избирательных объединения могут образовывать избирательный блок. Помимо избирательных объединений (при условии, что они являются политическими партиями) в избирательный блок могут входить и общероссийские общественные объединения (п. 29 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях…).

Административная ответственность непосредственно для избирательного блока предусмотрена также, как и для избирательного объединения, только в ст. 5.18 КоАП РФ. Согласно примечанию к этой статье административный штраф, налагаемый на избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, взыскивается с них в равных долях в пределах суммы штрафа, указанной в статье КоАП РФ. Таким образом, штраф делится между всеми избирательными объединениями, входящими в блок. Вопрос заключается в том, будут ли являться избирательными объединениями общероссийские общественные объединения, которые тоже могут входить в избирательный блок. Почему в отношении политических партий, входящих в избирательный блок законодатель в п. 29 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях… уточнил, что они должны быть избирательными объединениями, а в отношении общественных объединений такой оговорки не сделал? Если следовать буквальному толкованию п. 29 ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях… и примечания к ст. 5.18 КоАП РФ, то получается, что общественные объединения, входящие в избирательный блок, освобождаются от уплаты штрафа. По моему мнению, это явная несправедливость по отношению к избирательным объединениям.

Еще один интересный момент, связанный с административной ответственностью избирательных блоков. Как уже было сказано выше, ответственность непосредственно для них предусмотрена только в ст. 5.18 КоАП РФ. Если же избирательный блок совершит, например, подкуп избирателей? Ответственность за это правонарушение предусмотрена только для юридических лиц. Получается, что к административной ответственности подлежит привлечению каждое юридическое лицо, входящее в этот избирательный блок в отдельности. То есть штраф уже не будет делиться между ними, а будет уплачиваться самостоятельно каждым юридическим лицом в полном объеме. На мой взгляд, такое наказание является чересчур суровым для избирательных блоков.
Категория: Избирательное право | Добавил: Aziz001 (30.04.2011) | Автор: Цинцадзе М.
Просмотров: 1092 | Теги: теория государства и права, ТГП, Цинцадзе М., статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде