Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Избирательное право

На правах рекламы



Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан

Становление российской правовой государственности
и правовая активность граждан

·          Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан (И.В. Тепляшин, "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.)

 

Качественные изменения, произошедшие в процессе становления в современной России основ правовой государственности и гражданского общества, настоятельно подводят к необходимости изучения понятия правовой активности, факторов ее дальнейшего развития. Наряду с изменением политического режима в пользу демократического также изменяется и сложившееся мировоззрение. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков формирования правового государства. Это означает такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. Более того, как отмечает Л. С. Мамут, правовое государство - это, прежде всего, такое государственно-организованное общество, в котором основные права и обязанности, свободы и ответственность человека высоко чтутся и защищаются конституцией (законодательством), институты публичной власти легитимны и легализованы, в котором существует разделение властей и независимость суда*(1).

Определенные шаги на данном пути уже видны. Конституция Российской Федерации определяет Россию как правовое государство. Однако время показало, что недостаточно провозгласить идею и даже закрепить ее в Основном законе. Главное состоит в том, чтобы воплотить ее в практику, сделав реальностью в повседневной жизни каждого человека. На пути построения правовой государственности Россия встречает немало трудностей и проблем. "Обстановка в современной России характеризуется глубоким системным кризисом, социальной дезорганизацией, идеологической дезорганизацией, трансформацией общественных устоев, резкой социальной поляризацией и дифференциацией"*(2). Изменения же в сфере общественных отношений в целом обусловили сдвиги в системе ценностных ориентаций граждан. Это способствовало нарастанию уже в новых условиях негативных явлений правового характера, которые исходят от самих граждан, таких как социальная напряженность, правовой нигилизм, правовая пассивность, нежелание во многом решать проблемные вопросы и социальные конфликты правовыми методами. "Как только страна отказалась от тоталитарных методов правления, - справедливо отмечает В. А. Туманов, - и попыталась встать на путь правового государства: так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетиями царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка"*(3). Отсюда, представляется, и обратная связь: граждане с недоверием относятся к социальной сфере, проявляют крайне низкую способность к общественной самоорганизации. Личность в полной мере не готова активно участвовать в политической деятельности, которая превратилась в занятие для общественной элиты. На сегодняшний день можно говорить о низкой "природной" правовой активности и инициативе россиян. Данные негативные социально-правовые обстоятельства, безусловно, не только противодействуют, но и тормозят процесс становления правового государства в России.

Имеет место и подрыв духовно-нравственных аспектов. Это пренебрежение, а в отдельных случаях и отрицание общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, способствуют развитию и закреплению таких антисоциальных явлений, как наркомания, алкоголизм, проституция и др. При этом распространение негативной тенденции пренебрежения нормами нравственности и морали происходит угрожающими темпами. В ряде мест ситуация близка к неуправляемой. Эти обстоятельства, как объективное следствие, отрицательно влияют на состояние правовой системы, отношение к правовым предписаниям со стороны представителей власти, на механизм обеспечения самим государством конституционных прав и свобод граждан.

Такое состояние права и отношение к нему со стороны личности во многом обусловлено историческим развитием нашего общества. Тоталитарная система управления общественными отношениями и государством, наряду с определенными успехами, прежде всего социально-экономического плана, породила и целый ряд негативных явлений и тенденций, напрямую затрагивающих права и свободы человека и гражданина, а также развитие права в аспекте взаимодействия с общечеловеческими ценностями. Создание недемократической формации отодвинуло на второстепенное место личность, где человек с его личностным существованием был полностью включен в общество, стал частью коллектива, утратив при этом инициативу и правовую активность.

В тот период времени были нарушены сложившиеся прежде нравственные и культурные устои в обществе, недооценивались воспитание индивида, его личные человеческие качества. Само право подчас применялось против человека и гражданина. "Из права, - отмечает Н. И. Матузов, - максимально выжимали его карательные возможности. Право, с одной стороны, рудимент и помеха, с другой - оно с полной отдачей использовалось как инструментально-принудительное средство"*(4).

Начиная с 70-х годов в стране явственно стала ощущаться потребность в новых идеях, которые служили бы легитимации существовавшего тогда государственного строя. В качестве такой идеи, как отмечает В. Н. Кудрявцев, с 1977 года*(5) была использована идея правового государства, трактовавшегося как государство "строгой законности". В понимаемом подобным образом правовом государстве его легитимность подменялась легальностью, то есть узаконение государственных порядков приравнивалось к их наивысшей справедливости и не подлежащей сомнению абсолютной обязательности для граждан. Интересы государства в то время по сравнению с интересами человека стояли на первом месте. Завершением процесса отрицания права и человеческого фактора служили 80-90-е годы, которые уже "конвульсивно" показали несостоятельность иных - либеральных методов управления обществом.

Представляется, что сейчас российское общество в определенной степени обладает необходимым источником формирования более качественного права и сильного государства. Одним из таких источников становится инициатива, активность в сфере реализации предоставленных прав и свобод.

В этой ситуации актуализируется значение правовой активности граждан, которую можно определить как энергичную деятельность в сфере права и правовых отношений. Ее можно охарактеризовать рядом признаков. Во-первых, правовая активность граждан - это всегда свободное правомерное поведение. По мнению академика В. С. Нерсесянца, "без свободных индивидов, без прав и свобод человека невозможно и само право как таковое. Ведь право как необходимая форма свободы вообще возможно и имеет смысл лишь при наличии свободных и независимых индивидов - субъектов права"*(6). Во-вторых, данная категория характеризуется активным общением с правом, выражающимся в систематическом участии в правотворческой деятельности государства через реализацию каждым гражданином своего субъективного избирательного права. В юридической литературе правовая активность связывается с сознательной, свободной, внутренне необходимой, детерминированной высокими потребностями и интересами деятельностью граждан в отстаивании тех ценностей, которые складываются под влиянием социальных и психофизиологических факторов*(7). В-третьих, правовая активность граждан заключается в психологической готовности к реализации права, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права. Более того, "понимание", что человек реально обладает правом и, по существу, неизбежно должен его реализовывать, проходит через его психику, воплощаясь в дальнейшем в устойчивую психологическую готовность отдельного гражданина и общества в целом. Именно этот объективный фундамент позволяет развить в гражданине присущую активность в сфере права. В-четвертых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить именно от граждан.

Итак, указанные признаки правовой активности являются направляющими ориентирами в процессе построения и закрепления правовых позиций института правового государства. Наличие у граждан высокого уровня правовой активности будет способствовать совершенствованию качества правотворчества на всех уровнях - от регионального до федерального, установлению надлежащей регламентации со стороны органов власти механизма правового регулирования.

Стоит особо подчеркнуть, что правовая активность граждан в условиях построения правового государства имеет ряд факторов своего развития. Это, прежде всего, правовое воспитание, правосознание и правовая культура.

В результате правового воспитания у гражданина избирательно формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков. Правовая потребность активизирует субъекта, побуждает его оценивать правовую действительность, систематически обращать внимание на правовые явления и предметы, которые так или иначе способствуют ее удовлетворению. В этой связи формируются интересы - важный компонент социально-психологической регуляции правомерного поведения. Они сопряжены с осмыслением объективных условий, в которых существует норма права, способов надлежащей реализации предоставленных прав, исполнения юридических обязанностей, что является крайне важным в условиях становления правового государства. "Конечная цель воспитания, - справедливо замечает Л. С.Мамут, - превращение смысла и ценностей демократически-правовой государственности через их рефлексию, одобрение и принятие гражданином во внутренние регуляторы его поведения. Просто знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства и т.д. еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико-правовой сфере"*(8). Стоит согласиться с данным утверждением и констатировать необходимость создания всеобщего института правового воспитания всех граждан и общества в целом.

Правовая культура также связана с правовой активностью и в преломлении через человеческий фактор имеет профилирующее значение в условиях построения правового государства. Данная категория выступает внешним фундаментом правовой активности граждан. Представляется, что правовая культура - это не только высокий уровень юридического мышления, но и столь же высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура в наибольшей степени способствует правомерному и социально активному поведению*(9). По мнению П. П. Баранова и В. В. Денисенко, правовая культура есть целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права*(10).

Что касается правосознания как одного из факторов развития правовой активности граждан, заметим, что в данной категории участвуют не только "знание" и "мышление", но и воображение, воля, чувство, человеческая душа, человеческий институт. Правосознание является источником, вызывающим убежденную внутреннюю готовность гражданина в процессе реализации правовых норм.

В рамках этого правосознание, безусловно, должно основываться на нравственном и духовном фундаменте, учете и всестороннем применении исторических особенностей и характерных черт российского общества, жизни и развития личности в России. Без наличия соответствующего культурного уровня, нравственного климата невозможно провозгласить принципы правового государства*(11). При этом общечеловеческие ценности должны быть с правом взаимосвязаны, имплементированы, слиты воедино. В этой связи следует согласиться с утверждением В. К. Бабаева и В. М. Баранова: право - это "система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с которыми осуществляется власть в обществе, создаются и функционируют гражданские государственные институты, поддерживается социальная стабильность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека"*(12).

В итоге, представляется, граждане должны сами, исходя из своей естественной общечеловеческой сущности, найти наиболее правильный, реальный путь применения правовой активности. Это приближение, а в дальнейшем и полное соприкосновение, стыковка с общечеловеческими ценностями. В результате данного процесса решаются две задачи. Во-первых, гражданин, а значит и государство, приобретает в содержании своих правовых правил поведения и отношений естественное качество, состоящее из общечеловеческих принципов и норм, и, во-вторых, действие активности граждан, и в первую очередь правовой, проверяется на эффективность. Если гражданин, общество и государство после определенного периода времени все так же отрицают нравственные и моральные ценности, не поднимают их статус и значение, не включают их в нормы права, не приходят к состоянию доминирующего превосходства и диктата предписаний права, а также общечеловеческих ценностей в общественных отношениях, значит, активная правовая деятельность граждан и государства в целом была неверной, ошибочной.

Конечно, сама нравственность и общая культура должны соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Академик В. Н. Кудрявцев по этому поводу замечал: "Представляется плодотворной идея создания Комитета духовного возрождения России, который взял бы на себя подготовку комплексной государственной программы возрождения духовной культуры и нравственности населения. Такая программа могла бы сделать движение вперед в сфере нравственности и культуры более определенным"*(13). В институт общегосударственной правовой идеологии может быть воплощена предложенная идея о всеобщем, активном выполнении всеми россиянами и другими элементами политической системы общества предписанных норм права, совместном активном стремлении в реализации предоставленных прав, свобод и общечеловеческих ценностей.

В целом же в свете проблемы развития правовой активности граждан можно отметить следующие характерные черты, присущие общегосударственной правовой идеологии: во-первых, она должна служить средством консолидации мнений и взглядов всех социально-корпоративных групп, существующих в государстве; во-вторых, современная правовая идеология российского народа должна взять лучшее из прошлого и настоящего; в-третьих, общегосударственная правовая идеология должна быть понятна всем слоям населения, учитывать менталитет народа, его национальные привычки, обычаи, стереотипы, характер отношения нации к правовым нововведениям и инновациям, а также характерный приоритет коллективного, общественного интереса над личным; в-четвертых, данная идеология должна активизировать исследование исторического и социального развития России; в-пятых, при большой степени нормативности основных принципов и элементов идеологии она может превратиться в собственно правовые нормы либо способствовать развитию последних; и, в-шестых, общегосударственная правовая идеология станет главнейшим материальным воплощением развития в обществе такой правовой категории, как правовая активность граждан. Н. И. Матузов, выделяя две категории мировоззрения, отмечает: 1) возможность и 2) действительность. В свою очередь он различает абстрактную и реальную возможность. "Реальная возможность... обладает для своего воплощения в жизнь всеми предпосылками"*(14). Думается, здесь можно говорить о том, что действительно правовое государство - это реализованная через правовую идеологию правовая активность.

Таким образом, можно констатировать: от правовой активности каждого гражданина и нации в целом в стремлении поднять уровень значимости общечеловеческих ценностей и права во всех сферах общественных отношений в немалой степени зависит формирование истинного правового государства на российской земле.

 

И.В. Тепляшин,

преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

 

"Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.

 

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) См.: Мамут Л. С.Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7. С.13.

*(2) Васильев А. И., Сальников В. П., Степашин С.В. Наркомания в армии (социологический анализ): Научное издание. Серия "Общество и наркомания: социальная опасность". СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России; Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности; Издательство Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет", 1999. С.9.

*(3) Туманов В. А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. N 8. С.52.

*(4) Матузов Н. И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны "одной медали" // Правоведение. 1994. N 2. С.6-7.

*(5) См.: Кудрявцев В. Н. "Круглый стол" юристов "Правовое государство в России: замысел и реальность (к десятилетию перестройки)" - 19 апреля 1995 года. М.: Апрель-85, 1995. С.7.

*(6) Нерсесянц В. С.Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. Для юридических вузов и факультетов. М.: Норма-Инфра М, 2000. С.159.

*(7) См.: Навальный С. В. Электорально-правовая культура: вопросы теории и практики: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1999. С.16.

*(8) Мамут Л. С.Народ в правовом государстве. М.: Норма, 1999. С. 136-137.

*(9) См.: Аграновская Е. В. О понятии и компонентах правовой культуры личности // Право и правотворчество: Вопросы теории. М., 1982. С.81-82.

*(10) См.: Баранов П. П., Денисенко В. В. Правосознание в генезисе административно-деликтных отношений // Юристъ-Правоведъ. 2001. N 1. С. 19.

*(11) См.: Мартышин О. В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. N 5. С.10.

*(12) Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород: Нижегородский юридический институт, 1997. С. 28.

*(13) Кудрявцев В. Н. Идеология, культура, нравственность и проблемы преступности // Духовность. Правопорядок. Преступность: Материалы научно-практической конференции (28 марта 1996 года). М.: Академия МВД РФ, 1996. С.57.

*(14) Матузов Н. И. Возможность и действенность в правовой сфере // Правоведение. 2000. N 3. С.17.

 

 

Категория: Избирательное право | Добавил: Aziz001 (30.04.2011) | Автор: Тепляшин И.В.
Просмотров: 2582 | Теги: теория государства и права, Тепляшин И.В., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде