Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Избирательное право

На правах рекламы



Сусликова С.А. Избирательные цензы
 Доклады студентов и аспирантов МГЮА на научно-практической конференции "Избирательное право Российской Федерации: современное состояние и тенденции дальнейшего развития” (часть вторая)

Журнал Российское Право в Интернет 2004 г. № 3
Сусликова С.А., студентка III курса МВФ МГЮА
Избирательные цензы

Одним из основных принципов избирательного права является принцип всеобщности, который означает, что граждане имеют право избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Но этот принцип всеобщности ограничивается рядом дополнительных условий, связанных с возрастом, гражданством и некоторыми другими условиями.

Под избирательными цензами понимаются установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов государственной власти. Избирательное право формировалось на протяжении не одного столетия, в результате чего претерпевало множество изменений в процессе своего формирования. На разных этапах развития общества существовали различные цензы, что определялось условиями развития определенной формации. Некоторые из них утратили свою актуальность, другие же необходимы по сей день и вполне неплохо функционируют в системе избирательного права.

Наиболее распространенными являются ценз оседлости, гражданства и возрастной ценз. Они являются необходимыми условиями реализации гражданами активного и особенно пассивного избирательного права. А, например, такие цензы, как ценз пола или религиозный ценз, практически не применяются, стал историей и имущественный ценз. Наряду с перечисленными цензами существуют такие цензы, как моральный, образовательный, партийный, расовый, служебный (профессиональный), ценз грамотности, ценз национальности, языковой ценз.

В данной работе мне бы хотелось показать историю развития цензов в России, проанализировать существующие на сегодняшний день цензы, их актуальность и необходимость, также привести некоторые интересные примеры из мировой практики.

Понятие избирательных цензов. Ценз (от лат. «подсчет», «оценка») – это предусмотренное законодательством ограничительное условие допущения лица к пользованию какими-либо политическими правами, главным образом избирательными. Избирательные цензы выступают условиями предоставления гражданину избирательных прав.

Такие цензы вводились начиная с XVIII–XIX вв. пришедшей к власти буржуазией с целью отстранения трудящихся от участия в выборах представительных органов. Наиболее распространенными были имущественный ценз (избирательным правом обладают лишь граждане, имеющие в собственности установленный, достаточно высокий минимум имущества), образовательный ценз (для участия в выборах необходим определенный минимум образования, практически недоступный в то время для большинства трудящихся) и его разновидность ценз грамотности. Против трудящихся, вынужденных мигрировать в поисках работы, был направлен ценз оседлости (требование более или менее длительного проживания в данной стране или данном городе); ценз гражданства (предоставление избирательных прав лицам, которые в течение определенного срока являются гражданами данного государства). В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к сокращению или исчезновению избирательных цензов. К тому же теперь цели их применения имеют немного другое назначение. Сейчас их применение – не попытка отстранить неугодных лиц от управления государством, они играют роль помощников в построении наиболее эффективной модели избирательной системы. Например, возрастной ценз, установленный в России (позволяющий голосовать лицам с восемнадцатилетнего возраста), отстраняет от решения важных государственных вопросов лиц, у которых еще не вполне сформировалось самостоятельное видение существующих в государстве проблем.

В Российской Федерации выборы и референдум осуществляются на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и федерального законодательства.

В Конституции Российской Федерации установлено, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Статья 130 Конституции гласит, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и другими формами прямого волеизъявления.

Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает самые общие условия приобретения гражданами избирательных прав и основания ограничения этих прав (т.е. избирательные цензы). Так, согласно ст. 32 и ст. 60 Конституции Российской Федерации общими основаниями приобретения активного избирательного права является наличие гражданства Российской Федерации и достижение восемнадцатилетнего возраста, дееспособность лица; лицо также не должно содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

В связи с этим иные ограничения избирательных прав граждан не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, согласно ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации установлено, что регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. В ведении Российской Федерации находится также формирование органов государственной власти (п. «г» ст. 71). В тоже время защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации относится также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 73 Конституции Российской Федерации к предмету исключительного ведения субъектов Российской Федерации относится определение избирательной системы, применяемой на выборах в органы государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, а также установление конкретных параметров избирательных процедур в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Естественно, что при таком подходе должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией и федеральными законами.

Однако в законах некоторых субъектов допускаются весьма значительные отступления от обязательных на всей территории Российской Федерации конституционных и избирательных правовых норм. Например, в Республике Саха (Якутия), в Республике Адыгея активным и пассивным избирательным правом пользуются только граждане, проживающие на территории этих республик, что противоречит принципу равенства граждан, закрепленному в ст. 6 Конституции Российской Федерации. Таким образом, мы видим установление ценза оседлости. Часть 4 и 5 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами избирательных прав, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Эти условия не могут содержать каких-либо требований относительно продолжительности и срока такого проживания. Законы Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на участие в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, права на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего субъекта или муниципального образования. Пребывание гражданина вне места постоянного проживания во время проведения на этой территории выборов не может служить основанием для лишения его избирательных прав.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. Установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительность и срок постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования в качестве основания приобретения пассивного избирательного права не допускается. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, 30 лет при выборах глав и иных должностных лиц муниципального образования. Но субъекты нередко занижают минимальный возраст кандидатов. Например, в Камчатской области главой областной администрации вправе стать гражданин по достижении 21 года. Губернатором Санкт-IIетербурга может быть избран кандидат, которому также исполнился 21 год.

Нужно отметить, что установление дополнительных условий приобретения гражданином пассивного избирательного права в законодательных актах в субъектах Российской Федерации является актуальной проблемой с точки зрения как законотворческой деятельности, так и правоприменительной практики. В законодательных актах большинства субъектов Российской Федерации о выборах глав исполнительных органов государственной власти зафиксировано, что право быть избранным принадлежит гражданину Российской Федерации, прожившему на территории данного субъекта не менее года. Некоторые законодатели конкретизировали это положение, установив в качестве необходимого условия для выдвижения кандидата его проживание на территории данного субъекта не менее одного года «непосредственно перед выборами», «до дня выдвижения кандидатов», «на день выборов», «на момент избрания», «предшествующий выборам день».

Согласно Закону от 18 июня 1995 г. «О выборах губернатора Ленинградской области» кандидатами в губернаторы могут баллотироваться граждане, постоянно проживающие на территории области, за исключением граждан из числа работников органов государственной власти Ленинградской области, работающих на постоянной основе в учреждениях, расположенных на территории города Санкт-Петербурга. Напротив, Законом Московской области от 18 июня 1995 г. постоянное проживание в качестве условия для избрания главой администрации не требуется. Но на эту должность могут баллотироваться граждане, проживающие в Москве, т.е. на территории другого субъекта, при условии, что они проработали не менее 5 лет в органах государственной власти и управления Московской области или учреждении, финансируемом из областного бюджета.

Таким образом, мы видим, что законами субъектов Российской Федерации устанавливаются дополнительные избирательные цензы.

Возрастной ценз. Возрастной ценз – требование избирательного закона, согласно которому право участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность предоставляется лишь при достижении определенного возраста. Суть его состоит в том, что для участия в управлении государством или даже небольшой территорией (например, муниципальным образованием) необходим определенный уровень зрелости человека, что обычно связывается с возрастом. Как правило, наличие определенного уровня зрелости законодатель связывает с достижением совершеннолетия, т е. с 18 годами.

В целом в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция в мире к снижению возрастного ценза при активном избирательном праве. По данным исследования Межпарламентского союза, проведенного в 1992 г., более чем в 100 государствах активное избирательное право признается за лицами старше 18 лет, а в 4 странах – Бразилии, Кубе, Иране, Никарагуа – правом голоса пользуются граждане с 16 лет.

Для пассивного избирательного права возрастной ценз нередко выше. Например, чтобы занять пост президента Италии, необходимо достичь пятидесятилетнего возраста.

Для России первым опытом выборов на основе принципа всеобщности, хотя и с многочисленными изъятиями, были проведенные в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864 г.) выборы земских учреждений. Возрастной ценз был довольно высоким и не связывался с достижением гражданского совершеннолетия. В соответствии со ст. 17 Положения в выборах имели право принимать участие лица, достигшие 25 лет. Совершеннолетие в то время достигалось в 21 год. Достигшие 21 года, но не достигшие 25 лет не принимали участия в выборах непосредственно. За них в выборах принимали участие лица, снабженные доверенностями. Эти доверенности должны были быть написан на гербовой бумаге и подписаны самим верителем и двумя свидетелями с удостоверением подписи верителя полицией. За малолетних, несовершеннолетних, состоящих в опеке принимали участие их опекуны и попечители.

При выборах в первые Государственные Думы возрастной ценз не был снижен, и « Положение о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 г., Положение об изменении выборов в Государственную думу» от 11 декабря 1905 г. и «Положение о выборах в Государственную думу» от 3 июня 1907 г. устанавливали, что в выборах имеют право участвовать лица, достигшие 25 лет.

После революции 1917 г. первая советская Конституция РСФСР 1918 г. устанавливала в ст. 64, что активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Это положение было закреплено и в Конституции 1925 г.

Конституция РСФСР 1937 г. отменяла предшествовавшее избирательное законодательство. В соответствии с гл. 9 избирательное право также предоставлялось с 18 лет.

Предоставление активного избирательного права с восемнадцатилетнего возраста было предусмотрено и Конституцией 1978 г. и действующей Конституцией 1993 г.

Обычно для получения активного избирательного права требуется достижение восемнадцатилетнего возраста на день выборов как, например, в Российской Федерации. Нужно заметить, что в соответствии с утвержденными Центральной Избирательной Комиссией 29 января 1993 г. «Разъяснениями о порядке сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность Президента Российской Федерации» ставить свои подписи в подписных листах имеют право граждане, достигшие 18 лет (п. 3.1), т.е. не имеют права ставить свои подписи лица, которым исполнится 18 лет только на день выборов. Это правило было обжаловано в Верховный Суд РФ, но в удовлетворении жалобы было отказано.

А, например, в Австрии избирательное право предоставляется лицам мужского и женского пола, достигшим 19 лет к началу избирательной кампании.

Что касается пассивного избирательного права, то здесь возрастные рамки зависят от уровня выборов. В Российской Федерации минимальный возраст при выборах депутатов Государственной Думы, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и при выборах главы местного самоуправления установлен в 21 год. При выборах главы исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации (Президента)  – 30 лет, при выборах Президента Российской Федерации – 35 лет. То, что для кандидата на должность Президента установлен более высокий возрастной ценз, определяется важностью задач, возложенных на главу государства. Более высокий возрастной ценз для занятия этой должности предусмотрен и Конституциями других стран. Как уже говорилось ранее, чтобы занять должность Президента Италии, необходимо достичь 50 лет.

Конституцией США установлено, что Президентом СПIА может быть избрано лицо, достигшее тридцатисемилетнего возраста.

Как уже было сказано выше, в Федеральном законе « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оговорено, что главами соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть избраны российские граждане не моложе 30 лет или достигшие этого возраста. При этом предельный возраст не устанавливается. Но ряд субъектов Российской Федерации установили в законодательных актах минимальный возраст кандидата на должность главы исполнительного органа государственной власти ниже 30 лет. В частности, губернаторами Вологодской, Магаданской областей и главой администрации Воронежской области могут быть избраны граждане, достигшие 25 лет. А, например, в Камчатской области главой областной администрации вправе стать граждане по достижении 21 года. Губернатором Санкт-Петербурга может быть избран кандидат, которому исполнился 21 год.

Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, не устанавливается. Действующая Конституция (в отличие от ранее действовавшей) не предусматривает верхнего возрастного предела для Президента Российской Федерации (ранее он равнялся 65 годам). История знает примеры занятия главных должностей в государстве (причем достаточно успешно) лиц на седьмом, восьмом десятке жизни.

Ценз оседлости. Ценз оседлости предполагает, что за лицом признается избирательное право лишь после того, как оно проживет в данной стране или в определенной местности определенное время. Это ограничение направлено на то, что в выборах должны принимать участие лица, которые хотя бы минимально знакомы с проблемами территории, в которой предстоит участвовать в выборах.

Тем не менее, в настоящее время цензы оседлости обнаруживают тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере, на всеобщих выборах.

Например, во Франции для голосования на всеобщих выборах установлен ценз оседлости, равный 6 месяцам (прожить нужно в коммуне – низовой территориальной единице), в Новой Зеландии – 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного участка. В США этот ценз также активно применяется при проведении выборов. Он варьируется в разных штатах от трех месяцев до одного года.

В России в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» и в «Положении о выборах в Государственную думу» ценз оседлости не был прямо определен и установлен. Но устанавливалось, что к выборам не допускаются так называемые «бродячие инородцы», под которыми понимались часть кочевых народов.

Конституция РСФСР 1918 г. отменяла это ограничение и не вводила каких-либо других цензов оседлости.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» проживание подразделяется на постоянное, преимущественное и временное.

Конституция Российской Федерации устанавливает ценз оседлости только для выборов на должность Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации Президентом может быть избран только гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Это условие не означает непрерывного проживания в Российской Федерации не менее 10 лет на день выборов. В ст. 81 речь идет о том, что кандидат на должность Президента должен прожить в Российской Федерации не менее 10 лет суммарно ко дню выборов. Конечно, при этом необходимо, чтобы на день выборов кандидат постоянно проживал на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» федеральные конституционные законы, федеральные законы могут устанавливать дополнительные условия приобретения гражданами Российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории. Но эти условия не могут быть связанны с продолжительностью такого проживания. Таким образом, активное избирательное право предоставляется всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории данного субъекта или муниципального образования.

А ограничения пассивного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории, могут устанавливаться только Конституцией Российской Федерации. И никакие другие ограничения, кроме предусмотренных Конституцией, не допускаются.

Но, несмотря на это, в законах ряда субъектов России были допущены отдельные, весьма значительные отступления от обязательных на всей территории Российской Федерации конституционных и избирательных норм. Например, в законодательстве Республик Саха (Якутия), Марий Эл установлено, что активным и пассивным избирательным правом пользуются граждане, постоянно проживающие на территории этих республик, что противоречит принципу равенства граждан Российской Федерации, закрепленному в ст. 6 Конституции Российской Федерации. В Республике Адыгея для приобретения активного избирательного права гражданину необходимо постоянно проживать на ее территории, тогда как федеральное законодательство допускает включение в списки избирателей и тех граждан, которые преимущественно проживают на соответствующей территории.

В этой связи представляет интерес постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положения статьи 74 часть 1 и статьи 90 Конституции Республики Хакасия, которые устанавливают, что депутатом Верховного Совета Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия постоянно проживающий на ее территории не менее 3 лет, а Президентом Республики Хакасия может быть избран гражданин Республики Хакасия, постоянно проживший на ее территории не менее 7 лет. В ходе рассмотрения дела Конституционный Суд РФ постановил, что это положение является нарушением принципа равенства, закрепленного в ст. 19 Конституции Российской Федерации. Пассивное избирательное право, как оно закреплено в Конституции Российской Федерации, относится к основным правам и свободам и является индивидуальным правом гражданина, важнейшим элементом его конституционного статуса в демократическом правовом государстве. Согласно статье 71 (пункт «в») Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. На основании этих полномочий, закрепленных в статье 71 (пункт «в») и в статье 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который устанавливает, что «гражданин Российской Федерации может избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (ст. 4). Следовательно, положения статьи 74, статьи 90 Конституции Республики Хакасия как противоречащие Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нарушают часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и не соответствуют вытекающему из Конституции Российской Федерации разграничению полномочий между Российский Федерацией и ее субъектами. Тем самым нарушается и статья 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Наряду с этим распространено требование о необходимости постоянного проживания гражданина на определенной территории, например, субъекта Российской Федерации, местного сообщества, муниципального образования как условие признание за ним активного избирательного права. Такое требование не предусмотрено Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Но постоянное проживание на определенной территории не является единственным основанием для включения граждан в списки избирателей, так же как наличие у них прописки или регистрации по постоянному месту жительства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для включения гражданина в списки избирателей является его проживание на территории данного избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания, места жительства на территории Российской Федерации.

Ценз гражданства. От ценза оседлости необходимо отличать ценз гражданства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав (в том числе и избирательных) и свобод, признаваемых не только внутри страны, но и за ее пределами. Ценз гражданства предполагает, что к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока.

Этот ценз не связан с длительностью проживания, более того, вообще не требует сам по себе этого проживания. Например, согласно части 1 раздела 2 и раздела 3 ст. 1 Конституции США 1787 г. членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве не менее 7 лет, а сенатором – не менее 9 лет. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя 3 года после получения гражданства, в Тунисе – после 5 лет. А в Таиланде такие граждане избирательных прав вообще не получают. В то же самое время страны Британского Содружества наций – бывшие британские колонии (Ямайка, Сент-Винсент и Гренадины, Соломоновы острова) предоставляют избирательные права всем проживающим гражданам Содружества.

В России ценз гражданства является традиционным для избирательной системы. Статья 17 «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. устанавливала, что в выборах не принимают участие иностранные подданные. Этот принцип был впоследствии закреплен и в «Положении о выборах в Государственную думу».

Конституция РСФСР 1918 г. также устанавливала, что правом избирать и быть избранными пользуется независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. граждане РСФСР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. В этой же Конституции устанавливалось положение, согласно которому избирательными правами на территории РСФСР пользовались и иностранные граждане, «если они проживают на территории РСФСР для трудовых занятий» и принадлежат к рабочему классу или не пользующемуся чужим трудом крестьянству. Такие иностранные граждане, согласно Конституции РСФСР пользовались всеми политическими правами, «исходя из солидарности трудящихся всех стран».

В последующих Конституциях РСФСР 1937 г. и 1978 г. такое положение прописано не было, и избирательными правами пользовались только граждане РСФСР.

В настоящее время избирательное право относится к категории политических прав, обязательным условием наличия и пользования которыми является принадлежность к гражданству Российской Федерации. При этом не имеет значения для возможности использования избирательных прав основания и порядок приобретения гражданства. В соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации является равным, независимо от оснований его приобретения.

Конституция Российской Федерации не устанавливает каких-либо сроков приобретения гражданства для того, чтобы гражданин мог пользоваться активным и пассивным избирательным правом. Таким образом, получается, что избирательным правом могут пользоваться все граждане Российской Федерации, состоящие в ее гражданстве на день выборов.

Что касается кандидата на должность Президента Российской Федерации, то Конституция Российской Федерации не требует, чтобы он являлся гражданином Российской Федерации по рождению (как это, например, предусматривает Конституция США). Но исходя из того, что для кандидата на должность Президента Российской Федерации установлен ценз оседлости, равный 10 годам, получается, что кандидат должен состоять в гражданстве Российской Федерации не менее 10 лет.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, пользуется всей полнотой избирательных прав. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать гражданину Российской Федерации содействие в реализации избирательных прав.

В противоречие с зафиксированными в ст. 32 и ст. 55 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 1, ст. 2 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и непосредственно действующими правами и свободами граждан Российской Федерации вступают правовые нормы отдельных законодательных актов субъектов федерации, фактически не упоминающие российское гражданство как условие приобретения пассивного избирательного права и отдающие приоритет гражданству этих республик перед гражданством Российской Федерации. В частности, в республиках Адыгея, Калмыкия, Марий Элл, Татарстан, Хакасия президентом этих республик может быть избран только гражданин этих республик. А в Республике Саха (Якутия), более того, Президентом может быть избрано лицо, которое является по рождению гражданином этой республики.

Иностранные граждане не принимают участие в выборах в Российской Федерации. Исключение составляют Калининградская, Смоленская, Брянская области, в которых на выборах в местные органы самоуправления получили право участвовать граждане Белоруссии, постоянно проживающие на территории этих областей. При этом речь идет только об активном избирательном праве. Но эта практика является новой; она еще не получила законодательного закрепления. В настоящее время в Брянской области разрабатывается законопроект по этому вопросу.

Имущественный ценз. Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущества не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налог. Считалось, что люди, не обладающие определенным имуществом, политически неустойчивы, и их необходимо отстранить от политической борьбы.

В настоящее время имущественный ценз – это история. Борьба рабочего класса за свои права привела к тому, что в XX в. этот ценз был отменен, и избирательное право стало считаться всеобщим.

В Российской Федерации Конституция Российской Федерации устанавливает в ст. 19 , что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Ценз пола. В настоящее время наряду с имущественным цензом стал историей и ценз пола. Он заключается в недопущении к выборам женщин. Он являлся традиционным для избирательных систем XIX в. Во Франции этот ценз был отменен во второй половине 1940-х гг., а в Швейцарии, известной своими демократическими традициями, его отменили лишь в начале 1970-х гг.

В России при выборах в губернские и уездные земские учреждения, а затем в Государственную думу женщины не принимали участие непосредственно. За них в выборах участвовали лица, снабженные доверенностями, которые были подписаны самой верительницей и двумя свидетелями с удостоверением подписей полицией.

Вообще передача права на участие в выборах – явление, достаточно редко встречающееся в избирательном праве других государств, так как оно противоречит основному принципу выборов, заключающемуся в личном волеизъявлении гражданина – была характерна для избирательной системы Российской Империи.

Помимо этого, лица женского пола могли уполномачивать на участие в выборах своих отцов, мужей, сыновей и родных братьев даже в тех случаях, когда они не соответствовали установленным имущественным цензам. Это означало, что женщины могли предоставлять свои имущественные цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим близким родственникам мужского пола.

Первая же Конституция РСФСР 1918 г. отменяла эту дискриминацию и устанавливала, что избирательными правами пользуются лица обоего пола, достигшие 18 лет.

Это положение устанавливает и действующая Конституция, закрепившая, что государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения. А часть 3 ст. 19 Конституции специально устанавливает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Но все же несмотря на то, что женщины без каких-либо ограничений пользуются пассивным избирательным правом, процент представительства женщин в органах государственной власти оставляет желать лучшего.

Образовательный ценз. Образовательный ценз, а также его разновидность ценз грамотности предполагают допущение к выборам лиц, обладающим определенным уровнем образованности или грамотности. Первоначально он по своей сути был тесно связан с имущественным цензом, потому как образование было доступно не всем слоям населения. Но по мере того, как начальное, а затем и общее образование становилось бесплатным и обязательным, этот ценз утрачивал свой имущественный характер. Впрочем, в настоящее время он не встречается или почти не встречается.

Ценз грамотности как разновидность имущественного ценза подразумевает умение писать и читать на государственном языке, а иногда еще и понимать и истолковывать Конституцию. Он в настоящее время наблюдается не столь редко, особенно когда речь идет о пассивном избирательном праве. Например, согласно ст. 14 Конституции Федеральной Республики Бразилия 1988 г. не могут быть избранными неграмотные. Значение этого ценза понятно: участие в политической жизни требует определенного уровня развития, образованности, без чего гражданин становиться лишь объектом политического манипулирования.

Согласно Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации теоретически может стать абсолютно безграмотный человек, что может иметь непредсказуемые последствия.

Косвенным образом с этими двумя цензами связан языковой ценз, который предполагает, что к выборам допускаются лица, владеющие государственным языком. Конституция Российской Федерации запрещает любые формы ограничения прав граждан по этому признаку в ч. 2 ст. 19. Но субъекты Российской Федерации в своих законах подчас устанавливают диаметрально противоположенное. Например, в Конституциях и законодательных актах о выборах Президента Республики Марий Эл и Республики Саха (Якутия) установлено, что пассивным избирательным правом обладают только граждане, свободно владеющие двумя государственными языками. Президентом Республики Адыгея может быть избран гражданин, свободно владеющий двумя государственными языками – адыгейским и русским, Президентом Республики Марий Эл – владеющий государственными языками, марийским (горным и луговым) и русским.

Конечно, такие ограничения являются существенным нарушением Конституции и федеральных законов.

Помимо цензов, о которых было сказано выше, существуют еще, хотя и встречаются редко, религиозные цензы. Так, чтобы быть избранным в иранский парламент, нужно активно исповедовать ислам. В России до революции 1917 г. также существовали религиозные цензы. Так, в ряде случаев на определенные должности не могли быть избраны лица иудейского вероисповедания. В настоящее время Конституция Российской Федерации запрещает какие-либо ограничения по этому признаку.

Особую группу образуют так называемые «моральные цензы». Это требования избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо иметь «высокие моральные качества» или «вести достойный образ жизни». В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни, обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом. В Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишенные родительских прав.

Нелишним будет упомянуть и о таком цензе, как ценз неизбираемости, т.е. невозможности для лица баллотироваться кандидатом. Неизбираемость связана со специальными ограничениями для определенных лиц, категорий лиц. Так, в соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Аналогичные ограничения установлены в законодательстве многих субъектов Российской Федерации.

Вызывают интерес и такие цензы, как партийный ценз, расовый ценз, служебный ценз и ценз национальности.

Партийный ценз – требование избирательного закона, согласно которому для обладания пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к одной из политических партий.

Служебный ценз – требование избирательного закона, ограничивающее избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана.

Расовый ценз – требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы.

Ценз национальности – требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

*   *   *

Как было сказано ранее, один из важных принципов избирательного права имеет ряд ограничений. Это и есть избирательные цензы. Появление, развитие, изменение цензов зависит от множества причин. Так, необходимость в некоторых цензах отпала (религиозный, ценз пола), другие цензы заметно снижаются (возрастной ценз, ценз гражданства). Например, в России по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. в выборах имели право принимать участие лица, достигшие двадцапяти лет; на сегодняшний же день возрастной ценз как в России, так и во многих других странах мира снижен до восемнадцати лет. Такие изменения объясняются стремлением к совершенствованию избирательных отношений.

Если ранее термин «избирательные цензы» ассоциировался с ограничениями не в самом лучшем смысле этого слова (например, имущественный ценз не допускал к решению важных общественных вопросов граждан, не имеющих достаточно высокий минимум имущества), то сейчас в большинстве стран мира они имеют более позитивное значение. На сегодняшний день наиболее распространены ценз гражданства, ценз оседлости, возрастной ценз (который как в России, так и некоторых других странах для осуществления активного избирательного права составляет 18 лет). Также в некоторых странах распространен образовательный ценз. Без него просто невозможно построить эффективную систему представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Достаточно интересный вывод можно сделать из текста Конституции Российской Федерации, который состоит в том, что Президентом Российской Федерации теоретически может стать даже безграмотный человек. Здесь остается надеяться лишь на разумный выбор, который в руках граждан Российской Федерации.

Хотелось бы обратить внимание на одну интересную деталь. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает необходимость введения избирательного залога как альтернативы сбору подписей для регистрации кандидата. Таким образом, кандидат вместо сбора подписей может внести избирательный залог в случае, если такая возможность предусмотрена федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Размер залога не может составлять более 15% от установленного этим законом предельного размера расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения (блока). Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда на специальный счет соответствующей избирательной комиссии. Каждый гражданин обладает активным и пассивным избирательным правом, но далеко не каждый кандидат может внести залог, потому как для большинства кандидатов сумма избирательного залога является весьма значительной. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что избирательный залог по сути выполняет функцию избирательного ценза.

Таким образом, мы видим, что избирательные цензы хотя и являются ограничениями, но они необходимы для реализации гражданами своих избирательных прав.

 
Категория: Избирательное право | Добавил: Aziz001 (30.04.2011) | Автор: Сусликова С.А
Просмотров: 5514 | Теги: теория государства и права, ТГП, статья, Сусликова С.А
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде