Модель региональной исполнительной власти :
Молостова, И. Б.
Модель региональной исполнительной власти :
Институт губернаторства в Приморском крае : [Реферат
] /И. Б. Молостова.
//Правоведение. -1998. - № 3. - С. 170 - 171
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
- МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
- РЕГИОНЫ
Материал(ы):
Модель региональной исполнительной власти: Институт губернаторства в Приморском крае [Журнал "Правоведение"/1998/№ 3]
Молостова И.Б.
Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ самостоятельно устанавливают свои системы исполнительной власти. Стабильность и эффективность функционирования этих систем власти зависит не только от модели экзекутивы, которую выберет законодатель. Существует ряд принципов осуществления исполнительной власти, которые, на мой взгляд, должны учитываться при формировании любой ее модели:
—приоритет прав и свобод личности над интересами государственного аппарата;
—соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
— демократизм;
—разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную;
—законность и верховенство Конституции РФ на всей территории субъекта Российской Федерации;
—выборность высших должностных лиц;
—разграничение предметов ведения и полномочий между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъекта Федерации;
—самостоятельность исполнительных органов государственной власти при реализации собственной компетенции на условиях и в пределах, установленных конституцией (уставом) и иными законами субъекта Федерации;
—невмешательство исполнительных органов государственной власти в осуществление местного самоуправления;
—гласность и открытость функционирования исполнительных органов государственной власти;
—целесообразность;
—организационное единство;
—стабильность и баланс власти;
—внепартийность и профессионализм;
—сочетание интересов Российской Федерации и субъекта Федерации;
—учет социальных, экономических, исторических и иных особенностей субъекта Федерации;
—подотчетность и подконтрольность исполнительных органов государственной власти государству и населению соответствующего субъекта Федерации;
—ответственность органов государственной власти перед государством и населением, а также физическими и юридическими лицами.
Всю систему законодательства Приморского края по вопросам организации и осуществления исполнительной власти можно разделить на две нормативные группы. Первую из них составляют Устав Приморского края, а также иные немногочисленные нормативные правовые акты, отдельные нормоположения, в полном соответствии с краевым Уставом предусматривающие те или иные условия функционирования системы краевой исполнительной власти. С точки зрения применения этих документов названную нормативную правовую группу можно условно обозначить как «теорию» исполнительной власти Приморского края. На практике применению подлежат все остальные правовые акты, составляющие другую нормативную правовую группу.
Отдавая должное разработчикам краевого Устава, необходимо отметить уникальность уставных норм, определяющих пути формирования и функционирования системы исполнительной власти края. Нестандартность приморского решения заключается в особом правовом статусе Губернатора Приморского края. Анализ значительного количества статей краевой конституции отвечает на вопрос, кто есть приморский Губернатор — высшее должностное лицо, на принципах единоначалия осуществляющее исполнительную государственную власть Приморского края.
Однако краевой Устав поясняет: Губернатор не единственный носитель исполнительной власти в крае. Бремя власти он разделяет с «формируемыми им органами и им назначаемыми должностными лицами». Название ст. 62 Устава края позволяет сделать вывод, что совокупность именно этих структурных единиц представляет собой систему исполнительной власти края. Правомерно встает вопрос о соотношении институтов Губернатора края и краевой системы исполнительной власти, возможно ли пересечение данных понятий, либо это — самостоятельно функционирующие механизмы.
Совокупность уставных норм и предопределяет специфику правового модуса приморского Губернатора как исполнительного органа государственной власти Приморского края, или, используя терминологию французских правоведов, — юридическое лицо публичного права.
Принцип баланса власти гласит: «Значительному объему компетенции корреспондирует равный объем ответственности». Однако приморский законодатель не ограничивается возложением подобного бремени на плечи Губернатора, а идет дальше, устанавливая принцип ответственности Губернатора за чужие действия: в соответствии со ст. 56 Устава Губернатор отвечает не только за реализацию своей собственной компетенции, но и за функционирование всей исполнительной власти в целом.
Практика осуществления исполнительной власти в Приморском крае сегодня в большей мере соответствует предусмотренной Указом Президента РФ традиционной модели, при которой Губернатор уже не является самостоятельным субъектом власти. Его статусу более корреспондирует правовое положение чиновника высокого ранга.
Губернатор Приморского края в соответствии с федеральным законодательством обладает рядом исполнительно-распорядительных полномочий, однако общий объем его компетенции не дает ему возможности самостоятельно осуществлять исполнительную власть. И если Устав Приморского края пытался создать систему исполнительной власти как элемент института Губернатора, то на практике Губернатор края сам является составляющим звеном этой системы, т.е. администрации Приморского края.
Таким образом, приморский Губернатор из краевого органа исполнительной власти превращается в руководителя такого органа. Причем сама властная деятельность исходит от краевой администрации, которая сегодня приморским законодателем признается не как аппарат Губернатора, а в качестве самостоятельного исполнительного органа государственной власти края.
Вопрос о соотношении теории и практики системы исполнительной власти Приморского края окончательно будет решен с принятием краевого закона о системе исполнительной власти в крае, в котором приморский законодатель определит схему развития системы исполнительной власти: будет ли это так называемая приморская модель (с возможными модификациями), либо Приморье пойдет по пути создания традиционно используемой модели, навязываемой сверху.
Причем выбор не определяется внутренними чаяниями самого регионального законодателя, а зависит от обстоятельств, имеющих внешний характер. Таковы, прежде всего, взгляд федерального законодателя на систему государственной власти субъекта Российской Федерации, а также острые кризисные явления в экономике государства.
* Студентка Юридического института Дальневосточного государственного университета (нучный руководитель — кандидат юридических наук, профессор Дальневосточного государственного университета С.Д.Князев).