Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Избирательное право

На правах рекламы



Костерина Э.В. Итоги и перспективы развития законодательства о конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
Итоги и перспективы развития законодательства о конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения
Автор публикации: Костерина Э.В., студентка III курса дневного отделения Института правоведения МГЮА

В наши дни конституционно-правовая ответственность за нарушения законодательства о выборах становится актуальной для обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, а также для организации и проведения свободных, справедливых и периодических выборов. При этом практика прошедших избирательных кампаний показывает, что процесс формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления в нашей стране вызывает в последнее время множество споров о применении данного вида юридической ответственности.

В чем же причины возникновения таких споров? Ведь даже при поверхностном исследовании законодательной базы о конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения мы видим весьма объемные законы: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации”, Гражданский процессуальный кодекс РФ, иные федеральные законы, законы субъектов Федерации, в дополнение к которым принято множество постановлений, решений, инструкций, а также других нормативно-правовых актов. Казалось бы, все должно быть в порядке.

Но, к сожалению, объем законов не гарантирует качества их содержания. Так и действующее законодательство о конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения не стало исключением из данного правила. Пробелы, которые до сих пор в нём содержатся, позволяют кандидатам использовать свое право избираться в органы власти в ущерб праву граждан на истинно свободное волеизъявление.

Анализируя действующее законодательство об ответственности по избирательному праву, мы можем выделить следующие его недостатки:

– во-первых, конституционно-правовая ответственность до настоящего времени не получила легального признания, несмотря на то, что действующее законодательство закрепляет отдельные основания и определяет специфичные санкции за избирательные правонарушения, характерные для данного вида ответственности. Это обстоятельство не только негативным образом отражается на правоприменительной деятельности, но и в значительной мере препятствует дальнейшему совершенствованию законодательного регулирования этого правового института;

– во-вторых, в полной мере не отражена процессуальная сторона привлечения к конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах. Ведь современное законодательство содержит лишь общие указания на возможность применения той или иной санкции, не раскрывая, однако, соответствующего процессуального порядка, а также предусматривает сроки рассмотрения данных дел.

В частности, отдельные процессуальные нормы содержатся в ст. 31, 75−78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, ст. 95, 96 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, ст. 84, 85 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации”, в главах 23, 25, 26 Гражданского процессуального кодекса РФ и т.д.

Некоторые вопросы производства по подобным делам, такие, как порядок проведения заседаний комиссии, очередность и продолжительность выступлений, порядок принятия решений и др., в настоящее время закреплены в регламентах избирательных комиссий, т.е. в актах подзаконного характера. Этим создаются условия для нарушения прав различных участников избирательного процесса как со стороны избирательной комиссии, так и иных субъектов;

– в-третьих, не определены условия вынесения предупреждения как меры конституционно-правовой ответственности, несмотря на то, что вынесение предупреждений с последующим опубликованием соответствующих решений играет важную роль в предотвращении и пресечении нарушений законодательства о выборах со стороны кандидатов и избирательных объединений. Об этом свидетельствуют многочисленные заявления в суды об обжаловании предупреждений, вынесенных избирательными комиссиями;

– в-четвертых, не закреплены четкие критерии, на основании которых должен делаться вывод о том, что определенное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. Благодаря этому, существует "пестрая” судебная практика применения такой меры конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения, как признание итогов голосования, результатов выборов недействительными. В результате возникают предпосылки для нарушения избирательных прав граждан Российской Федерации;

– в-пятых, ряд положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” вообще не обеспечиваются соответствующими мерами конституционно-правовой или иной ответственности. Например, положение о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках. С моей точки зрения, за нарушение данной нормы может быть применена такая конституционно-правовая санкция, как предупреждение. Однако если орган государственной власти или орган местного самоуправления в период избирательной кампании более двух раз нарушит эту норму, то к данному органу должны быть применены меры административной ответственности, например, штраф;

– и, наконец, действующее законодательство об ответственности по избирательному праву характеризуется рассредоточением соответствующих правовых норм по всему массиву нормативных актов. В настоящее время не существует специальных федеральных законов, предназначенных для регулирования проблем конституционно-правовой ответственности за нарушения законодательства о выборах, так же, как и конституционно-правовой ответственности в целом.

Итак, для изменения сложившейся ситуации необходимо принятие такого акта, который бы, наконец, закрепил конституционно-правовую ответственность в качестве самостоятельного вида юридической ответственности, установил её общие принципы, определил основания и санкции, характерные для данного вида ответственности, а также порядок и сроки рассмотрения дел о конституционных деликтах и др. При этом данный акт должен не только восполнить пробелы современного законодательства, но и консолидировать существующие нормы. На мой взгляд, таким законодательным актом должен стать Федеральный конституционный закон "О конституционных деликтах”.

Несомненно, что принятие подобного Закона не только увеличит эффективность механизмов реализации конституционно-правовой ответственности, но и будет способствовать уменьшению тенденции роста различного рода правонарушающих избирательных технологий.

 

Приложение 1

Проект ФКЗ "О конституционных деликтах”

в части, касающейся темы настоящей работы

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ДЕЛИКТАХ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Пределы действия настоящего Федерального конституционного закона

1. Настоящим Федеральным конституционным законом (далее − ФКЗ) закрепляется перечень конституционных деликтов, устанавливается конституционно-правовая ответственность за них, а также определяются особенности порядка и сроков рассмотрения дел о конституционных деликтах.

2. Настоящий ФКЗ основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о конституционных деликтах, то применяются правила международного договора.

3. Настоящий ФКЗ имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

4. Иными ФКЗ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться конституционные деликты, дополняющие те, которые установлены настоящим ФКЗ.

5. Перечень конституционных деликтов, новые виды конституционно-правовой ответственности, а также особенности порядка и сроков рассмотрения дел о конституционных деликтах, установленные настоящим ФКЗ, а также нормативными актами, перечисленными в п.4 ст.1 настоящего ФКЗ, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы.

6. Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о конституционных деликтах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему ФКЗ. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о конституционных деликтах противоречат настоящему ФКЗ, применяются нормы настоящего ФКЗ.

Статья 2. Законность

1. Противоправность и наказуемость деяния, влекущего конституционно-правовую ответственность, определяются настоящим ФКЗ, а также нормативными актами, перечисленными в п.4 ст.1 настоящего ФКЗ.

2. Лицо, привлекаемое к конституционно-правовой ответственности, не может быть подвергнуто конституционно-правовым санкциям и мерам обеспечения производства по делу о конституционном деликте, иначе как на основаниях и в порядке, установленных настоящим ФКЗ, а также нормативными актами, перечисленными в п. 4 ст. 1 настоящего ФКЗ.

Статья 3. Принцип вины

1. Лицо подлежит конституционно-правовой ответственности только за те противоправные общественно-вредные действия (бездействия) и наступившие общественно вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.

2. Объективное вменение, то есть конституционно-правовая ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к конституционно-правовой ответственности, толкуются в пользу этого лица.

4. Юридические лица, избирательные комиссии, органы государственной власти или органы местного самоуправления признаются виновными в совершении правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим ФКЗ или нормативными актами, перечисленными в п. 4 ст. 1 настоящего ФКЗ, предусмотрена конституционно-правовая ответственность, но ими не были предприняты все зависящие от них меры по их соблюдению.

Статья 4. Равенство перед законом

1. Лица, совершившие конституционные деликты, равны перед законом.

2. Физические лица подлежат конституционно-правовой ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Юридические лица, избирательные комиссии, органы государственной власти или органы местного самоуправления подлежат конституционно-правовой ответственности независимо от любых обстоятельств.

4. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу о конституционном деликте и привлечения к конституционно-правовой ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 5. Принцип справедливости и соразмерности

1. Меры конституционно-правовой ответственности, применяемые за нарушения настоящего ФКЗ, должны быть справедливыми и соразмерными, то есть соответствовать характеру и степени общественной вредности правонарушения обстоятельствам его совершения.

2. Никто не может нести конституционно-правовую ответственность дважды за одно и то же правонарушение.

Статья 6. Право на судебную защиту и пересмотр судебного решения вышестоящей судебной инстанцией

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела о конституционном деликте в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

3. Каждый, признанный виновным за совершение конституционного деликта, имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном настоящим законом, а также право просить о смягчении наказания.

Статья 7. Действие законодательства о конституционных деликтах во времени и в пространстве

1. Лицо, совершившее конституционный деликт, подлежит конституционно-правовой ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения конституционного деликта.

2. Закон, устанавливающий или отягчающий конституционно-правовую ответственность за совершение конституционного деликта, либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

4. Закон, смягчающий или отменяющий конституционно-правовую ответственность за совершение конституционного деликта, либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лица, которые совершили конституционные деликты до вступления такого закона в силу и в отношении которых решение о привлечении к конституционно-правовой ответственности ещё не вступило в законную силу.

Глава 2. Конституционный деликт и конституционно-правовая ответственность

Статья 8. Конституционный деликт

Конституционным деликтом признается виновное, противоправное, общественно-вредное действие (бездействие) физического или юридического лица, избирательной комиссии, органа государственной власти или органа местного самоуправления, за которое настоящим ФКЗ или другими нормативными актами, перечисленными в п. 4 ст. 1, установлена конституционно-правовая ответственность.

Статья 9. Формы вины

1. Конституционный деликт признается совершенным умышленно, если гражданин, его совершивший, сознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел его вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично.

2. Конституционный деликт признается совершенным по неосторожности, если гражданин, его совершивший, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Статья 10. Возраст, по достижении которого наступает конституционно-правовая ответственность

Конституционно-правовой ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения конституционно-правового деликта совершеннолетия.

Статья 11. Конституционно-правовая ответственность должностных лиц

Конституционно-правовой ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им конституционного деликта в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Законе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Статья 12. Крайняя необходимость

Не является конституционным деликтом причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 13. Невменяемость

Не подлежит конституционно-правовой ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 14. Возможность освобождения от конституционно-правовой ответственности при малозначительности конституционного деликта

При малозначительности совершенного конституционного деликта судья или орган, уполномоченные решить дело о конституционном деликте, могут освободить лицо, совершившее конституционный деликт, от конституционно- правовой ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 15. Конституционно-правовая ответственность юридического лица, избирательной комиссии, органа государственной власти или органа местного самоуправления

Юридические лица, избирательные комиссии, органы государственной власти или органы местного самоуправления подлежат конституционно-правовой ответственности за совершение конституционных деликтов в случаях, прямо предусмотренных статьями настоящего закона.

Глава 3. Конституционно-правовые наказания

Статья 16. Цели конституционно-правового наказания

1. Конституционно-правовым наказанием является установленная государством мера ответственности за совершение конституционного деликта и применяется в целях предупреждения новых деликтов как лицом совершившим конституционный деликт, так и другими лицами.

2. Конституционно-правовое наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего конституционный деликт, а также нанесение вреда репутации юридического лица, избирательной комиссии, органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Статья 17. Виды конституционно-правовых наказаний за конституционные деликты в сфере выборов

1. За совершение конституционных деликтов в сфере выборов могут устанавливаться и применяться  следующие конституционно-правовые наказания:

а) предупреждение;

б) отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов);

в) отмена регистрации кандидата (списка кандидатов);

г) признание результатов выборов недействительными;

д) отмена решения о признании кандидата избранным;

е) расформирование избирательной комиссии.

2. Предупреждение − мера конституционно-правовой ответственности, которая выражается в официальном осуждении от имени государства совершенного конституционного деликта и предостережении кандидата, избирательного объединения или избирательного блока о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение выносится в письменной форме соответствующей избирательной комиссией.

3. Отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов) − мера конституционно-правовой ответственности, которая выражается в отказе отдельным гражданам или их группам в реализации пассивного избирательного права при наличии соответствующих фактических и правовых оснований на конкретных выборах.

4. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) − мера конституционно-правовой ответственности, которая выражается в лишении гражданина (группы граждан), обладающего пассивным избирательным правом, статуса зарегистрированного кандидата на конкретных выборах.

5. Признание результатов выборов недействительными − мера конституционно-правовой ответственности, которая выражается в отмене решения о результатах выборов при наличии соответствующих фактических и правовых оснований.

6. Отмена решения о признании кандидата избранным − мера конституционно-правовой ответственности, которая выражается в лишении гражданина, обладающего пассивным избирательным правом, статуса избранного кандидата на конкретных выборах.

7. Расформирование избирательной комиссии − мера конституционно-правовой ответственности, которая выражается в принудительном досрочном роспуске ранее сформированного состава комиссии в судебном порядке, причем прекращаются полномочия только членов комиссии с правом решающего голоса. Члены расформированной комиссии с правом совещательного голоса могут принимать участие в работе соответствующих временных комиссий, а также комиссий, сформированных в новом составе.

Статья 18 – NN. Виды конституционно-правовых наказаний в других сферах


Глава 4. Назначение конституционно-правового наказания

Статья NN. Общие правила назначения конституционно-правового наказания

1. Конституционно-правовое наказание за совершение конституционного деликта назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данный конституционный деликт.

2. Назначение конституционно-правового наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой конституционно-правовое наказание было назначено.

3. Никто не может нести конституционно-правовую ответственность дважды за один и тот же конституционный деликт.

Статья NN. Назначение конституционно-правовых наказаний за совершение нескольких конституционных деликтов

При совершении лицом двух и более конституционных деликтов конституционно-правовое наказание назначается за каждый совершенный конституционный деликт.

Статья NN. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым конституционно-правовому наказанию

Лицо, которому назначено конституционно-правовое наказание за совершение конституционного деликта, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении конституционно-правового наказания.

Раздел II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава 5. Конституционные деликты в сфере выборов

Статья NN. Несоблюдение требований к выдвижению кандидата (списка кандидатов)

1. Несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях”; выдвинутых иными общественными объединениями - требования об осуществлении выдвижения кандидата, списка кандидатов на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также несоблюдение иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидата, списка кандидатов для политических партий – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п. 1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

Статья NN. Грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей

1. Грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета, – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п. 1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

Примечание. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20% от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен.

Статья NN. Недостоверность сведений, представленных кандидатом в избирательную комиссию

1. Недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствующую избирательную комиссию, таких, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения, – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов.

Приведенный выше перечень сведений не подлежит расширительному толкованию.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п.1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

3. Недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствующую избирательную комиссию, таких, как сведения о размере и об источниках его доходов, об имуществе, принадлежащем данному кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах – влечет вынесение предупреждения кандидату.

Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления наряду с указанными сведениями таких же сведений о супруге кандидата.

Статья NN. Несоздание избирательного фонда

1. Несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда в случаях, когда создание избирательного фонда является обязательным, – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п.1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

Статья NN. Использование при финансировании своей избирательной кампании денежных средств не из собственного избирательного фонда, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

1. Использование кандидатом, его доверенными лицами, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п. 1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

Статья NN. Превышение при финансировании своей избирательной кампании размера расходования средств из избирательного фонда более чем на 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда

1. Превышение кандидатом, его доверенными лицами, избирательным объединением, избирательным блоком, их уполномоченными представителями при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п. 1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

Статья NN. Трата на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средств в размере, составляющем более чем 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда или превышение более чем на 10% предельного размера расходования средств избирательного фонда

Трата на проведение своей избирательной кампании кандидатом, который признан избранным, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, помимо средств собственного избирательного фонда средств в размере, составляющем более чем 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение более чем на 10% предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленнго законом, − влечет признание результатов выборов недействительными.

Статья NN. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации

1. Злоупотребление свободой массовой информации в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п. 1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влечет отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

3. Злоупотребление свободой массовой информации в течение агитационного периода кандидатом, который был признан избранным, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, - влечет признание результатов выборов недействительными, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Примечание. Нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, если оно носило массовый характер и повлияло на возможность определения волеизъявления избирателей.

Статья NN. Использование преимуществ должностного или служебного положения

1. Использование кандидатом, его доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченными представителями преимущества должностного или служебного положения – влечет отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Вновь открывшиеся обстоятельства по несоблюдению п. 1 настоящей статьи, после регистрации кандидата, – влекут отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

3. Использование кандидатом, который был признан избранным, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, − влечет признание результатов выборов недействительными, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Статья NN. Подкуп избирателей

1. Установление судом факта подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями, иными лицами и организациями, действующими по поручению кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их доверенных лиц и уполномоченных представителей − влечет отмену регистрации кандидата, списка кандидатов.

2. Установление судом факта подкупа избирателей кандидатом, который был признан избранным, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшим список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, - влечет признание результатов выборов недействительными, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Статья NN. Незаконный отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), признанный таковым после дня голосования

Незаконный отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), признанный таковым после дня голосования, – влечет признание результатов выборов недействительными, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Статья NN. Информирование органами государственной власти, органами местного самоуправления избирателей о кандидатах, избирательных объединениях или избирательных блоках

Информирование органами государственной власти, органами местного самоуправления избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях или избирательных блоках – влечет вынесение предупреждения данным органам государственной власти или органам местного самоуправления.

Статья NN. Нарушение правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов

Нарушение правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов – влечет признание результатов выборов недействительными, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Статья NN. Непредоставление избранным кандидатом необходимых документов

Непредоставление кандидатом, который набрал необходимое для избрания число голосов избирателей либо был признан избранным по результатам голосования за список кандидатов, в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов в соответствующую избирательную комиссию копии приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, – влечет отмену решения избирательной комиссии о признании избранным данного кандидата.

Статья NN. Нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание недействительными результатов выборов

Нарушение комиссией избирательных прав граждан, повлекшее за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации недействительными результатов выборов на соответствующей территории, – влечет за собой расформирование данной комиссии.

Статья NN. Неисполнение комиссией решения суда или соответствующей комиссии

Неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятых по результатам рассмотрения жалоб, – влечет за собой расформирование данной комиссии.

Глава 6 – NN. Конституционные деликты в других сферах

Раздел III. Сроки рассмотрения дел о конституционных деликтах и Раздел IV. Производство по делам о конституционных деликтах

В части конституционных деликтов в сфере выборов эти разделы необходимо разработать в соответствии с ГПК РФ, но с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о выборах, а именно ст. 31, 75, 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, а также ст. 95 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” и ст. 84 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации”.
Категория: Избирательное право | Добавил: Aziz001 (30.04.2011) | Автор: Костерина Э.В.
Просмотров: 1340 | Теги: теория государства и права, ТГП, статья, Костерина Э.В.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде