Интернет как источник массовой информации и связанные с этим проблемы избирательного права
Автор публикации: Китайчик М.М., студентка IV курса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
1. Если исходить из формулировок Закона РФ «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ), Интернет является источником массовой информации, но средством массовой информации не является. Таким образом, на пространство Интернет не распространяются те нормы, которые регулируют деятельность СМИ в избирательном процессе. Вкупе с технической простотой и дешевизной это делает Интернет идеальной средой для различного рода злоупотреблений в ходе избирательного процесса, не являющихся по сути правонарушениями.
2. Одна из основных форм распространения информации в сети Интернет – сайты. Ст. 24 Закона о СМИ распространяет действие закона на периодические печатные издания тиражом более тысячи экземпляров текста, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках данных и базах. В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ периодическим является издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под постоянным названием можно понимать доменное имя, под очередным выходом в свет – обновление информации на сайте. Однако обновление может происходить в режиме нон-стоп и (или) по частям. Поэтому определить порядковый номер выхода в свет также невозможно. Количественный же критерий вообще мало зависит от владельца информационного ресурса.
3. Не могут применяться к сайтам в сети Интернет и некоторые требования, обычно предъявляемые к СМИ. Например, запрет опубликования в СМИ результатов опросов общественного мнения за пять дней до выборов (см.: п. 3 ст. 46 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Дело в том, что на выборах федерального уровня граница дней наступает в разных регионах России в разное время. Поэтому не ясно, что брать за «точку отсчета»: время в месте нахождения сервера, на котором содержится информационный ресурс или в месте нахождения конкретного пользователя, осуществляющего доступ к ресурсу.
4. Ответственность за правонарушения избирательного законодательства в Сети стоит, по нашему мнению, возложить на хостинговых провайдеров – российских юридических лиц в – за информацию, размещенную на их сервере. Кроме того, им следует вменить в обязанность срочное хранение информации, публикуемой на сайтах их сервера в целях обеспечения доказательств, так как в соответствии с поправками от 11 февраля 2002 г. к Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» институт обязательного экземпляра не распространяется на электронные документы, распространяемые в сетевом режиме. Если же сайт с содержанием, противоречащим избирательному законодательству РФ, находится на иностранном сервере, обязанность блокировки доступа к нему должна быть также возложена на российских провайдеров, осуществляющих доступ пользователей в Интернет.