Проблемы правого регулирования земельных и иных отношений, связанных с природными ресурсами в России на современном этапе: материалы конференции
Журнал Российское Право в Интернет 2003 г. № 1
Гончар Н.В., студентка 3 курса МГЮА Предоставление прав на земельные участки коренным малочисленным народам Севера, Сибири и дальнего Востока
Конституция Российской Федерации 1993 года определяет, что Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст. 69).
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" признает коренные малочисленные народы Российской Федерации как народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Статья 12 устанавливает, что лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями.
Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" определяет общины как формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания.
Статья 7 Земельного кодекса, закрепляет возможность установления на данных землях особого правового режима. Земли Особо Охраняемых Природных Территорий обладают достаточно жестким правовым режимом, а при образовании на них Территорий Традиционного Природопользования, и приобретя статус Земель Территорий Традиционного Природопользования (здесь терминологию следовало бы упростить) режим пользования становится еще более жестким. Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в статье 8 закрепляет за малочисленными народами, объединениями малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов право безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами. При анализе вышеназванных статей можно сделать вывод о том, что лица, относящиеся к коренным малочисленным народам обладают данным правом исключительно находясь на соответствующих территориях.
Статья 82 Земельного кодекса РФ закрепляет, что условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. В п. 6 ст. 11 Федерального Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, - закреплено только право аренды.
В тоже время в статье 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий. Налицо противоречие в законодательстве. С другой стороны, предоставление в собственность земельных участков коренным малочисленным народам еще больше усложнит их положение, так как земли просто претендует к различным собственникам, желающим воспользоваться дешевой землей. Следовательно единственно возможным на данный момент правом на земельные участки у коренных малочисленных народов остается право аренды. Субъекты, ведущие подобный образ жизни не в силах выдержать напор арендной платы, даже несмотря на многочисленные льготы.
Большинство субъектов, не ожидая директив сверху, приступили к созданию правовых основ существования коренных малочисленных народов. Так, в Уставе Ханты – Мансийского автономного округа, вступившем в силу 4 мая 1995 года определена возможность выделения не только территорий традиционного (приоритетного) природопользования, но и, при необходимости, резервных территорий (резерватов) для народов ханты и манси. Кроме того, народам ханты и манси предоставляется возможность самоуправления на уровне автономного округа.
Необходимо вводить механизмы исключения из общих правил. Например, возможно предусмотреть право пожизненного наследуемого владения для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, а также право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками для общин коренных малочисленных народов.
На сегодняшний день все вопросы, связанные с проблемами коренных малочисленных народов решаются на трех уровнях: – федеральном, субъектов федерации и муниципальных образований. В проекте закона "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрен только федеральный уровень и это шаг к повышению важности проблемы на законодательном уровне.
|