Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Земельное право

На правах рекламы



Ялбулганов А. А. Российское законодательство о землеустройстве
Российское законодательство о землеустройстве : 

Ялбулганов, А. А.
Российское законодательство о землеустройстве :
Основные этапы развития /А. А. Ялбулганов.
//Правоведение. -2005. - № 2. - С. 145 - 154

В статье анализируются вехи в развитии 
землеустроительного дела в России в XVIII - XX вв.
Библиогр. в подстрочных примечаниях.



ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО - ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО - ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА - ИСТОРИЯ ПРАВА - КОДЕКСЫ - 
КОММЕНТАРИИ - МЕЖЕВЫЕ ЗАКОНЫ - ПРАВОВОЕ 
РЕГУЛИРОВАНИЕ - РОССИЯ[ДО 1917] - РСФСР[1917-
1990] - РФ [С 1991] - СССР 
Материал(ы):
Российское законодательство о землеустройстве : Основные этапы развития.
Ялбулганов, А. А.

Российское законодательство о землеустройстве: основные этапы развития

А. А. Ялбулганов[*]

Законодательство о землеустройстве является неотъемлемой частью земельного законодательства. При этом необходимо отметить, что современные реалии в деле землеустройства во многом определяются позитивным прошлым. Федеральный закон «О землеустройстве»[1] воспринял многие основополагающие положения Закона о землеустройстве 1911 г. и актов советского периода и качественно развил их.

Землеустройство в дореволюционной России являлось приоритетным направлением государственной деятельности. Его роль особенно возросла с отменой крепостного права в России и последовавшей за ней земельной реформой, которая в свою очередь привела к усложнению земельно-правовых отношений.

Вехами в развитии землеустроительного дела в России можно назвать проведение Генерального межевания, предпринятое по Манифесту 19 сентября 1765 г., которое было направлено на разграничение земель и укрепление границ владений; осуществление землеустройства на основании специальных крестьянских положений 1861 г. при освобождении крестьян от крепостного права; столыпинскую аграрную реформу как крупнейшее землеустроительное мероприятие в отношении общинных крестьянских земель; создание Комитета по землеустроительным делам (1907), принятие Положения о землеустройстве[2] (Высочайше утверждено 29 мая 1911 г.), ставшего основным законом, регулировавшим землеустроительную деятельность.

Издание Закона о землеустройстве послужило толчком к принятию многочисленных ведомственных актов (временных правил, инструкций, циркуляров и т. д.). Их систематизация осуществлялась Департаментом государственных земельных имуществ.[3]

Специальным органом, который занимался вопросами землеустройства в масштабах империи, являлся Комитет по землеустроительным делам, а в губерниях этими вопросами занимались его главные управления (губернские землеустроительные комиссии). В их ведении находились организация землеустройства и оказание агрономической помощи при землеустройстве. Деятельность землеустроительных комиссий включала следующие «главнейшие отрасли»:

1) землеустройство на «надельных» землях;

145

2) сдача в аренду и продажа казенных земель;

3) содействие Крестьянскому поземельному банку в приобретении и продаже земель крестьянам;

4) содействие крестьянам, переселявшимся на новые, неосвоенные земли;

5) материальная помощь при землеустройстве.[4]

Знаменательно, что в конце XIX — начале XX в. получают свое содержательное развитие теоретико-правовые и иные вопросы землеустройства. В связи с этим необходимо вспомнить имя замечательного русского ученого Отто Альфредовича Хауке. Он был специалистом по земельному праву вообще, а предметно и основательно занимался правовыми проблемами землеустройства.[5] О. А. Хауке по праву можно назвать и «просветителем» землеустроительного дела,[6] и наравне с Ю. В. Александровским одним из первых авторов комментария к землеустроительному законодательству.[7]

Несомненный научный интерес представляют теоретические изыскания О. А. Хауке. Являясь сторонником всестороннего, комплексного развития землеустройства, он исследовал предмет и метод землеустроительного права и процесса как науки и учебной дисциплины. По О. А. Хауке, землеустрои­тельное право — это совокупность норм, регулирующих землеустройство, определяющих его существо, условия и порядок его производства. Он различает материальное землеустроительное право и землеустроительный процесс, относя к первой «нормы, определяющие содержание землеустройства, условия его и, наконец, способы, которыми оно осуществляется».[8] Землеустроительный процесс рассматривается им как совокупность норм, определяющих порядок производства землеустройства. По мнению О. А. Хауке, этот «процесс истекает из вторжения публичной власти в сложившиеся земельные отношения и принудительного их изменения; то и другое создает почву для столкновения интересов частных лиц и порождает порою массу противоречивых притязаний как между самими владельцами, так притязаний с их стороны к исполнительным органам землеустройства».[9]

Среди других наиболее важных моментов, нашедших отражение в рассматриваемой работе, необходимо отметить следующее:

— землеустроительный процесс не может быть простым повторением общего процесса по гражданским судебным делам, хотя и касается имущественных прав;

— объектом землеустройства является земля, землевладение;

— совокупность норм, определяющих хозяйственные задачи землеустройства и хозяйственное использование в нем природных условий, образует «землеустроительную технику» или «землеустроительную экономию»;

146

— необходимость создания землеустроительных учреждений;

— систематизация элементов землеустройства;

— прекращение зависимых отношений земледельца от землевладельца и др.

В землеустроительной науке начала XX в. землеустройство и межевание рассматривались в разных ипостасях: как самостоятельные институты; межевание как часть землеустройства; землеустройство и межевание противопоставлялись. С последним категорически не соглашался известный специалист по землеустроительному праву М. М. Шульгин. Он с сожалением отмечал, что «под землеустройством понимают лишь те меры, которые были изданы в недавнее время, начиная с 1905 года... такой взгляд оши­бочен. Русское межевание в действительности никогда не носило характера одного лишь установления границ поземельных владений, но всегда считалось с теми или иными формами изменения земельных отношений, т. е. землеустройством».[10] М. М. Шульгин также писал, что все существующие виды межевания носят несомненно землеустроительный характер.[11]

С. П. Кавелин, исследуя эволюцию межевания, межевого законодательства, землеустройства в Древней Руси, в Московском государстве и в Российской империи, показывает взаимосвязанность этих институтов, акцентируя, однако, внимание больше на институте межевания и соответственно придавая ей первенствующее значение.[12]

Положение о землеустройстве (Закон от 29 мая 1911 г. о землеустройстве) — первый законодательный акт, в котором систематизировались основные положения об организации землепользования в Российской империи.[13] Первая глава Положения о землеустройстве открывалась перечислением всех землеустроительных мер, применение которых по замыслу законодателя должно было привести к упорядочению земельного строя и устранению всех недостатков.

Законом о землеустройстве устанавливались следующие виды землеустроительных действий:

«1) выдел земель отдельным селениям сельских обществ;

2) выдел земель выселкам и частям селений;

3) выдел отрубных участков отдельным членам сельских обществ и имеющим отдельное владение селениям, и др.» (ст. 1).

Нормы Закона о землеустройстве применялись преимущественно к надельным (крестьянским наделам) землям.[14] Однако при определенных

147

условиях допускалось применение установленных в Законе о землеустройстве правил и к ненадельным землям. Согласно ст. 2 Закона о землеустройстве его нормы применялись и к землям, принадлежавшим, независимо от способа их приобретения, крестьянам или лицам других сословий («по быту своему не отличающимся от крестьян»).[15]

В соответствии с Законом о землеустройстве все землеустроительные действия могли производиться как по соглашению сторон, т. е. всех заинтересованных лиц, так и в обязательном порядке. Однако и в «последнем случае землеустроительные учреждения обязываются оказывать всяческое, в течение всего производства дела, содействие к достижению полюбовного соглашения сторон» (ст. 6). По этому поводу в своих пояснениях к Закону о землеустройстве Ю. В. Александровский замечал, что в деле землеустройства известная степень принудительности представляется совершенно неизбежной.

Интересно отметить, что в Законе о землеустройстве устанавливался перечень угодий, в которых землеустройство (раздел и выдел земель) могло проводиться только с согласия их владельцев.

К ним относились прежде всего: усадебные земли и земли, входившие в состав «усадебной оседлости селений»; находившиеся вне черты селения жилые усадьбы с принадлежащими к ним огородами; участки под водяными мельницами, заводами и фабриками; сады и виноградники, приносящие доход и др.

В других главах (гл. II—X) Закона о землеустройстве регулировались проблемные и актуальные вопросы землеустройства. Их перечень выглядит следующим образом:

— «О выделе земель селениям» (гл. II, ст. 23—28);

— «О выделе земель выселкам и частям селений» (гл. III, ст. 29—34);

— «О выделе отрубных участков отдельным членам общества» (гл. IV, ст. 35-41);

— «О полном, по целым обществам, разверстании угодий на отрубные участки» (гл. V, ст. 42—46);

— «О разверстании чрезполосности надельных земель и земель мелкого владения с прилегающими владениями и разверстании к одним местам (на отрубные участки) земель разного владения, включенных в одну дачу разверстания» (гл. VI, ст. 47—53);

— «О разделе угодий, находящихся в общем пользовании крестьян и частных владельцев» (гл. VII, ст. 54—58);

— «Об отграничении подлежащих землеустройству земель от смежных владений» (гл. VIII, ст. 59—63);

— «О порядке составления проектов землеустройства и производства отграничения устраиваемых земель» (гл. IX, ст. 64—99);

— «О порядке рассмотрения и утверждения проектов землеустройства и разрешения споров об отграничении» (гл. X, ст. 100—132).

В приложениях к Закону о землеустройстве устанавливались правила деятельности уездных и губернских землеустроительных комиссий, а также правила об участии в землеустроительных действиях «владельцев, кредиторов и тяжущихся».

148

В развитие Закона о землеустройстве были приняты различные акты, в которых разъяснялся порядок его применения, например, Наказ Землеустроительным Комиссиям по применению Положения о землеустройстве (утв. Комитетом по землеустроительным делам 19 июня 1911 г.), Инструкция для производства землемерных работ при землеустройстве (утв. управляющим Межевой частью 6 июня 1913 г.), а также многочисленные указы Правительствующего Сената и разъяснения Главного управления землеустройства и земледелия.[16]

К 1917 г. имелись следующие категории земель: а) частновладельческие и прочие земли; б) казенные земли; в) земли удельного ведомства; г) церковные и монастырские земли; д) земли подворно-участкового поль­зования; д) городские земли; е) крестьянские земли подворно-участкового пользования; ж) крестьянские общинные (мирские) земли, в свою очередь делящиеся на полевые и усадебные; з) крестьянские частно-собственнические участки на бывших общинных землях; и) крестьянские частно-собственнические участки на бывшей помещичьей земле, купленные через банк единолично или товариществами; к) земли, выделенные из общинных по указу 6 ноября 1906 г. на отруба и хутора.[17]

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета «О земле» (1917). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения. Однако практическая необходимость в землеустройстве побудила Правительство РСФСР срочно инициировать принятие нормативно-правовых актов в целях восстановления и развития землеустройства. Первым таким актом стало Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию (далее — Положение), принятое 14 февраля 1919 г. ВЦИКом.[18] Данным Положением предусматривалось проведение сплошного землеустройства. Его главной задачей ставилось переверстать (поравнять) землю между волостями и селениями по норме и по едокам.

Согласно Положению вся земля в пределах Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в чьем бы пользовании она ни находилась, считалась единым государственным фондом. Единый государственный фонд находился в непосредственном заведывании и распоряжении соответственных Народных Комиссариатов и подведомственных им местных органов власти. Был объявлен переход от единоличных форм землепользования к товарищеским. Крупные советские хозяйства, коммуны, общественная обработка земли и другие виды товарищеского землепользования назывались наилучшими средствами для достижения этой цели, поэтому на все виды единоличного землепользования следует смотреть как на проходящие и отживающие. Положением устанавливалось, что в основу землеустройства должно быть положено стремление создать единое производственное хозяйство, снабжающее Советскую Республику наибольшим количеством хозяйственных благ при наименьшей затрате народного труда.

149

В соответствии с этим под землеустройством понималась совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению землепользования.

Землеустройству подвергалась вся площадь сельскохозяйственного фонда. Этот земельный фонд предполагалось использовать в первую очередь — для нужд советских хозяйств и коммун, во вторую очередь — для нужд трудовых артелей и товариществ и для общественной обработки, в третью — для добывания средств к существованию единоличных землепользователей (ст. 8 Положения).

Землеустроительные работы осуществлялись на уровне губернии по инициативе земельных отделов. Все очередные работы производились по заявлению заинтересованных товариществ сельскохозяйственных объединений и других учреждений.

Все землеустроительные работы по отводу земель учреждениям, сельскохозяйственным объединениям, группам отдельных землепользователей выполнялись на основании плана землеустроительных работ, утверждаемого губернским земельным отделом.

План землеустроительных работ составлялся на каждый зимний и летний период в отдельности.

В Положении целая глава отводилась вопросам государственной записи и учета землепользования. Государственная запись землепользования устанавливалась с целью учета как землеустроительного фонда, так и землепользователей и всех происходящих с течением времени изменений.

К сожалению, Положение не смогло решить проблему осуществления сплошного землеустройства. Землеустройство было проведено только в отношении незначительной части земель. В тот период основными недостатками землепользования оставались малоземелье крестьянского хозяйства, междуселенная и внутриселенная чересполосица (чересполосица наделов), дальноземелье, но в первую очередь экономическая отсталость крестьянского хозяйства, которая выражалась в несовершенном способе севооборота, большом количестве неудобных и запущенных земель и т. д.

Следующим актом, регулировавшим земельные отношения, стал Земельный кодекс РСФСР 1922 г. (введен в действие с 1 декабря 1922 г. Постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г.).[19] Согласно Земельному кодексу землеустройство имело своей задачей упорядочение существующих и образование новых землепользовании.

Земельный кодекс (ст. 166) допускал производство таких землеустроительных действий, как отвод земель, образование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.), изъятие земель для государственных и общественных надобностей, установление городской черты, раздел земель, установление и изменение границ волостей и др.

Землеустроительные действия выполнялись под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномочиваемых на то землемеров-землеустроителей.

Количество земель, отводимых участникам землеустройства, определялось по различным основаниям: а) при отводе земель государственным

150

организациям, учреждениям и предприятиям, а также для городов и поселений городского типа — в соответствии с установленной границей городской черты; б) при устройстве земель существующих земельных обществ и обособленных хозяйств (дворов) — по количеству земель, законно им предо­ставленных в трудовое пользование; в) при разделах и выделах земель в земельных обществах — по числу разверсточных единиц, приходящихся на долю участников землеустройства; г) при распределении и отводе земель свободного земельного фонда для надобностей переселения и расселения — по особо устанавливаемым для этого нормам или по фактической возможности трудового освоения земель теми, кому они предоставляются; д) при предоставлении земель учреждениям, обществам и лицам на особых основаниях (аренды, концессии и пр.) — по условиям соответствующих договоров или по указаниям относящихся к этим случаям специальных распоряжений.

Землеустроительные действия производились при участии заинтересованных сторон или их представителей (уполномоченных земельных обществ, поверенных отдельных землепользователей, ведущих обособленное от общества хозяйство, представителей организаций, учреждений и предприятий и т. п.), которые уполномочивались на совершение за своих доверителей всех действий, требующихся при землеустройстве.

За исполнение землеустроительных действий землеустроительными учреждениями взыскивалась особая плата с лиц, в интересах которых эти действия производились. Конкретные ставки (таксы) устанавливались Народным Комиссариатом Земледелия. В случаях производства в обязательном порядке действий по образованию земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного и пр.) расходы по землеустройству относились на местные или общегосударственные средства, в зависимости от назначения образуемого фонда. При этом осуществлялась целевая поддержка бедняцких хозяйств, на землеустройство которых, например, в 1925 г. было выделено из бюджета 3 млн руб.[20] Кроме платы по таксе участники землеустройства обязывались за исполнение землеустроительных действий предоставлять землеустроителям: а) удобные для жилья и занятий помещения; б) материалы для работ и устройства межевых знаков; в) подводы для перевозок инструментов и материалов для работ по землеустройству; г) необходимую рабочую силу. Никаких других натуральных повинностей Земельный кодекс РСФСР не допускал.

Дела по землеустройству производились в следующей последовательности: 1) возбуждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и при­ведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.

Следует отметить, что подготовка землеустроительного дела в соответствии с Земельным кодексом состояла в установлении состава земель, подлежащих устройству в хозяйственно-техническом обследовании землеустраиваемой местности, определении земельных прав, выяснении земле­устроительных пожеланий участников землеустройства и в составлении предварительного проекта наиболее правильного и целесообразного устройства означенной местности.

151

Важной частью землеустроительного процесса являлось составление проекта землеустройства. Оно заключалось в подробном и точном указании мест отвода земель участникам землеустройства, с соблюдением их прав и законных интересов, а также требований хозяйственно-технических правил землеустройства, с изображением отвода земель на проектном плане землеустройства. Проектируемые границы земель обозначались на месте временными знаками, а при отсутствии споров и жалоб укреплялись постоянными межевыми знаками.

Составленный проект землеустройства предъявлялся сторонам на плане и в натуре с составлением особого протокола. При этом землемер-землеустроитель был обязан всемерно стремиться к согласованию пожеланий сторон, не в ущерб, однако, требованиям землеустройства, внося в проект в случаях необходимости целесообразные изменения и исправления.

Исполнение проекта землеустройства состояло в укреплении проектированных на местности границ землепользовании постоянными межевыми знаками, если таковое укрепление не было произведено при предъявлении проекта.                                                                                                             

Правильно исполненный проект землеустройства окончательно утверждался землеустроительным учреждением. После окончательного утверждения проекта землеустройства землеустроительными учреждениями составлялись и после государственной записи образованных землепользовании (земельной регистрации) участникам землеустройства выдавались надлежаще удостоверенные документы. В этих документах должны были быть обозначены границы, местоположение, пространство и состав землепользовании, а также показаны их названия, наименования землепользователей, время исполнения землеустройства и его основание, условия землепользования и иные существенные сведения, содержащиеся в Постановлении об утверждении проекта землеустройства. Подлинные землеустроительные планы, акты и другие документы хранились в землеустроительных учреждениях.

«Общими началами землепользования и землеустройства» (утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г.)[21] устанавливалось, что землеустройство, организуя земельную площадь с соблюдением прав населения на свободный выбор форм землепользования, должно способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и его коллективизации.

В частности, землеустройство должно было способствовать борьбе с чересполосицей, дальноземельем и другими недостатками землепользования, переходу к улучшенным севооборотам, коренному улучшению земельных  угодий, хозяйственному освоению земли путем расселения и переселения и другим улучшениям хозяйства.

В соответствии с Общими началами землеустройство могло производиться по инициативе как землепользователей, так и сельских советов, волостных, районных и соответствующих им съездов советов и исполнительных комитетов земельных органов. Обязательное землеустройство допускалось в порядке, определяемом законодательством союзных республик, для ограничения, как отмечалось в Общих началах, захватнических стремлений кулаков, для прекращения особо острых и запутанных земельно-хозяйственных отношений, для выделения переселенческого фонда и т. п.

152

Порядок и нормы предоставления земли при землеустройстве устанавливались также законодательством союзных республик.

Вне очереди допускалось землеустройство для надобностей государственных учреждений и предприятий, а также для организации земельной площади коллективных хозяйств. По заявкам прочих землепользователей землеустройство в первую очередь выполнялось для тех из них, которые переходили к формам землепользования, наиболее благоприятствующим кооперированию, коллективизации и повышению технического уровня сельского хозяйства.

Землеустройство выполнялось под общим руководством и контролем народных комиссариатов земледелия местными земельными органами через уполномоченных ими на то землеустроителей. Непосредственное наблюдение за выполнением землеустроительных действий возлагалось на сельские советы, районные и волостные исполнительные комитеты и соответствующие им органы.

Общими началами регулировались и вопросы переселения (ст. 23—28). В частности, отмечалось, что переселение производится в целях планового освоения необжитых и малообжитых районов и использования их природных богатств для увеличения сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также в целях ослабления перенаселенности отдельных местностей Союза ССР и улучшения хозяйств остающегося в них населения. Организация переселения и порядок выхода, передвижения и хозяйственного устройства переселенцев определялись законодательством Союза ССР и союзных республик, по принадлежности. В частности, законодательством союзных республик устанавливались порядок и нормы предоставления земли переселенцам.

Вопросы землеустройства находили отражение и в инструкциях Наркомзема СССР. Так, порядок землеустройства при определенных случаях устанавливался инструкцией Наркомзема СССР «О выдаче сельскохозяйственным артелям государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей» (утв. Постановлением СНК СССР 7 июля 1935 г.).[22]

Земельный кодекс РСФСР 1970 г.[23] вводит понятие «государственное землеустройство». Согласно этому Земельному кодексу под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

Задачами государственного землеустройства назывались: организация наиболее полного, научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель. Устанавливалось, что землеустройство, включая проектно-изыскательские, съемочные и обследовательские работы, проводится за счет государства. По содержанию землеустройство подразделялось на межхозяйственное и внутрихозяйственное.

В процессе землеустройства составлялись землеустроительные проекты, а также документы на право пользования землей.

Собственно землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, составления проекта землеустройства, рассмотрения и утверждения

153

проекта, перенесения проекта в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных документов, осуществления авторского надзора за выполнением проекта землеустройства.

Земельный кодекс устанавливал и порядок проведения землеустройства.

Землеустройство проводилось по решению соответствующих государственных органов, по инициативе землеустроительных органов или по ходатайству заинтересованных землепользователей. Осуществлялось землеустройство государственными землеустроительными органами.

Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных землепользователей и после утверждения переносились в натуру (на местность) с обозначением границ землепользовании межевыми знаками установленного образца.

Установленная в порядке землеустройства внутрихозяйственная организация территории являлась обязательной для колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.

Застой в землеустроительных работах в 1990-х годах был вызван, по мнению специалистов по землеустройству, главным образом проблемой недофинансирования, что привело к нарушению всей системы землеустройства. В числе других существенных проблем назывались:

— непродуманное осуществление земельной реформы с точки зрения правовой и научной обоснованности;

— изменения количества сельхозпредприятий, площади землевладений, землепользовании и состава угодий в результате перераспределения земель;

— неэффективная организация государственного контроля за использованием и охраной земель; и др.[24]

Принятие Земельного кодекса РФ,[25] Федерального закона «О землеустройстве», а также целого ряда подзаконных нормативных актов вывело землеустройство на новый качественный уровень. Интересно заметить, что Федеральный закон «О землеустройстве» устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Цели Закона раскрывают особенности данного нормативного правового акта, которые выражаются в регулировании комплекса вопросов как публичного, так и частного характера. В Законе рассматривается природоохранное содержание землеустройства. Цели Закона определяют и основные задачи землеустройства. Главной задачей землеустройства является организация рационального использования земель всех категорий, в том числе и сельскохозяйственного назначения.

В заключение отметим, что действующий Федеральный закон «О землеустройстве» стал важным элементом земельной реформы в изменяющейся России.

[*] Доктор юрид. наук, профессор Высшей школы экономики.

[1] Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» // СЗ РФ. 2001.  №  26.  Ст. 2582.

[2] Свод законов Российской Империи (далее — СЗРИ). СПб.,  1912. Т. 10. Ч. 3.

[3] См., напр.: Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. СПб., 1914. — Данное издание Департамента Государственных земельных имуществ состояло из семи выпусков (I — Землеустройство; II — Казенные земли; III — Земли Крестьянского Поземельного Банка и удельные; IV — Помощь при землеустройстве; V — Поземельное устройство; VI — Земли ограниченного владения; VII — Кредиты и личный состав). — См. также: Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. Вып. 1. СПб., 1917.

[4] Землеустройство. Обзор деятельности Землеустроительных Комиссий со времени их открытия по 1 января 1911 года. СПб., 1911. С. 31. — См. также: Землеустройство (1907—1910 гг.). СПб.,  1911; Землеустройство. Ярославская губерния. Ярославль, 1914.

[5] См., напр.: Хауке О. А. 1) Крестьянское земельное право. М., 1914; 2) Очерки землеустроительного права. Вып. 1. Понятие о землеустройстве, его задачи и основные черты. М., 1914; 3) Отрубное владение и условия его образования. М., 1915.

[6] Крестьянское поселковое землеустройство. Л., 1926. — См. также: Межевые инженеры / сост. В. Д. Николас и О. А. Хауке. М., 1912; Хауке О. А. Основные понятия межевого права. М., 1910. Ч. 1.

[7] Хауке О. А. Русское землеустроительное законодательство. М., 1910; Александровский Ю. В. Положение о землеустройстве. СПб.,   1913.

[8] Хауке О. А. Очерки землеустроительного права. М.,  1914. С. 15.

[9] Там же.

[10] Шульгин М. М. Лекции по русскому землеустроительному праву (курс элементарный). Вып. 1. М., б. г. С. 5.

[11] Там же. — Вот какое определение землеустройства давал в вышеназванной работе М. М. Шульгин: «Под землеустройством в широком смысле этого слова понимается совокупность мер, направленных к изменению и улучшению порядков землевладения и землепользования» (С. 3).

[12] Кавелин С. П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое руководство. М., 1914. С. 71. — По мнению С. П. Кавелина, Генеральное межевание (1765-1767)  преследовало фискальные цели.

[13] Закон состоял из 10 глав, 123 статей и двух приложений.

[14] Проблема организации надельного землевладения в России всегда была актуальной для отечественной науки. Особое внимание данному вопросу уделял в своих работах В. И. Ленин (см., напр.: Ленин В. И. Аграрный вопрос в России к концу 19 века // Поли. собр. соч. Т. 17. С. 57-137).

[15] Александровский Ю. В.   Положение  о  землеустройстве.   С. 60.

[16] Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. Вып. 1. 1914. С. 151—378.

[17] Лисицын А. А. Землеустройство// Энциклопедия государства и права/ под ред. П. Стучки. Т. 1.  М.,  1929. С. 874-875.

[18] СУ РСФСР.   1919. №4.  Ст. 432.

[19] Там же.  1922. №68. Ст. 901.

[20] Энциклопедия государства и права/ под ред. П. Стучки. Т. 1. С. 878.

[21] СЗ СССР.   1928. №69. Ст. 642.

[22] Там же.   1935. № 34. Ст. 300.

[23] Ведомости ВС РСФСР.  1970. №28. Ст. 581.

[24] См., напр.: Землеустроительная наука и образование XXI века. М.,  1999.

[25] Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №  136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. №44. Ст. 4147.
Категория: Земельное право | Добавил: Aziz001 (30.04.2011) | Автор: Ялбулганов А. А
Просмотров: 2496 | Теги: теория государства и права, Ялбулганов А. А, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде