Правовые аспекты использования земель
органами пограничной службы
· Правовые аспекты использования земель
органами пограничной службы (А.Ф. Суров, "Журнал российского права",
N 11, ноябрь 2002 г.)
Для реализации возложенных задач любой орган исполнительной
власти, в том числе и Пограничная служба РФ, должен быть обеспечен различными
видами материальных ресурсов - финансовыми, техническими, людскими. Не на
последнем месте стоит и необходимость обеспечения служебно-боевой деятельности
земельными ресурсами.
Законодательство, регламентирующее деятельность Пограничной
службы РФ, - Закон РФ "О Государственной границе Российской
Федерации", федеральные законы "О континентальном шельфе Российской
Федерации", "О Пограничной службе Российской Федерации" и другие
- фрагментарно регулирует земельные отношения между органами исполнительной
власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного
самоуправления и Пограничной службой РФ. Сложившиеся и развивающиеся в
настоящее время отношения в сфере использования и охраны земель в Российской
Федерации требуют четкого правового регулирования данных вопросов в интересах
обеспечения наиболее эффективной служебно-боевой деятельности органов и войск
Пограничной службы РФ.
Анализируя порядок и условия землепользования органами и
войсками Пограничной службы, можно сделать вывод, что все земли, необходимые для
осуществления служебно-боевой деятельности Пограничной службы, объединены в две
группы:
земельные участки, выделяемые Пограничной службе в
постоянное (бессрочное) пользование;
земельные участки, на которых ФПС России осуществляет свою
деятельность, но находящиеся во владении, пользовании и распоряжении иных лиц.
Статьей 8 Закона "О Государственной границе Российской
Федерации", ст.93 Земельного кодекса РФ устанавливается, что в интересах
надлежащего содержания Государственной границы органам пограничной службы и
пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится в
постоянное (бессрочное) пользование земельная полоса.
Развивая данные положения, Федеральный закон "О
Пограничной службе Российской Федерации" (ст.16) определяет, что земли для
размещения и постоянной деятельности органов управления Пограничной службы,
соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образовательных
учреждений профессионального образования Пограничной службы на безвозмездной
основе (здесь и далее выделено мною. - А.С.) предоставляются им в постоянное
или во временное пользование соответствующими государственными органами и
органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы,
предоставленные Пограничной службе РФ, находятся в федеральной собственности*(1).
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков,
необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской
Федерации, порядок их предоставления и использования, включая особенности
хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются Правительством РФ*(2). Однако до сих пор данный
нормативный правовой акт не принят и, как следствие этого, отсутствует четкий
процессуальный порядок предоставления земель для нужд ФПС России.
Недостаточно урегулированы и нормы отвода земельных участков
в нормативных актах как Российской Федерации, так и ее субъектов.
В качестве примера можно привести нормы Постановления главы
Администрации Калининградской области от 6 мая 1999 года, рекомендующего главам
муниципальных образований отвести Пограничным войскам в бессрочное пользование
полосу земли шириной в десять метров непосредственно вдоль линии
Государственной границы. Нормы этого постановления повторяют положения п.4
Постановления главы Администрации Калининградской области, принятого еще 24
сентября 1993 года, и до настоящего времени не реализованы.
Хотя в большинстве случаев нормативные правовые акты не
содержат прямого указания на размеры предоставляемых для нужд ФПС России
земельных участков, данные размеры обосновываются в ходе установки систем
охраны Государственной границы, строительства и эксплуатации инфраструктуры
пограничного отряда, пограничной заставы. Ввиду того, что размеры необходимых
земельных участков существенно зависят от особенностей осуществления
служебно-боевой деятельности конкретного подразделения, целесообразно закрепить
данные нормы ведомственными актами, например, в Уставе Пограничной службы РФ.
В некоторых договорах о режиме границы, заключаемых между
Российской Федерацией и зарубежными странами, есть прямое указание на размеры
отдельных земельных участков. Так, в Договоре между Правительством СССР и
Правительством Финляндской Республики о режиме советско-финляндской
государственной границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов
(Хельсинки, 23 июня 1960 года) установлено, что для обеспечения сохранности
линии границы по обе ее стороны должны оставляться полосы шириной в 20 метров,
в которых отдельные работы запрещаются и допускаются только в исключительных
случаях. Аналогичные нормы содержатся и в Договоре между Правительством СССР и
Королевским норвежским правительством о режиме советско-норвежской границы.
Как уже отмечалось, земельные участки для нужд Пограничной
службы РФ предоставляются, как правило, из государственной и муниципальной
собственности. Если предоставление данных земель в основном особой трудности не
представляет, то в отношении земель, находящихся в частной собственности
(физических или юридических лиц), возникают некоторые вопросы.
Во-первых, хотя законодательство предусматривает в этих
случаях возможность изъятия таких участков путем выкупа*(3), решение об изъятии земельного участка должен принимать
специально уполномоченный государственный орган (орган местного самоуправления)
и уведомлять об этом собственника не менее чем за год до предстоящего изъятия
земельного участка. При несогласии собственника с решением об изъятии
земельного участка данный вопрос может быть решен только судом. Это значительно
затягивает решение данного вопроса, а соответственно и вопросов охраны
Государственной границы. Кроме того, возникает вопрос, кто должен выступать
истцом в суде - орган исполнительной власти, принимающий решение об изъятии
земельного участка, или Пограничная служба.
Во-вторых, собственнику земельного участка должны быть
возмещены все его потери (рыночная стоимость земельного участка, стоимость дома,
посадок, средств, вложенных в улучшение земель). Однако статья 16 Федерального
закона "О Пограничной службе Российской Федерации" предусматривает
безвозмездное предоставление земель для нужд Пограничной службы. Возникает
вопрос: кто должен возмещать потери собственнику земли?
Подавляющее большинство пограничных отрядов, иных частей
Пограничных войск имеет в настоящее время государственные акты на пользование
землей, выданные еще исполнительными комитетами Советов народных депутатов. В
соответствии с действующим законодательством эти акты подлежат перерегистрации.
Однако на местах, во многих субъектах Российской Федерации ее не спешат
проводить. Это обусловлено двумя причинами.
Во-первых, власть в регионах заинтересована в уменьшении
находящихся на ее территории земель, имеющих статус федеральной собственности и
соответственно не приносящих дохода в ее бюджет.
В качестве примера можно привести норму, содержащуюся в
законодательстве Москвы, где Постановлением Правительства города от 25 января
1994 года N 58 "О формировании реестра собственности на территории
Москвы"*(4) к федеральной
собственности отнесены только земли, занятые высшими органами законодательной,
исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральной прокуратурой
Российской Федерации, Центральным банком и Пенсионным фондом. Все же остальные
земли, занятые федеральными объектами, в том числе объектами ФПС России,
признаются собственностью Москвы.
Во-вторых, должностные лица органов и войск ФПС сами не
всегда стремятся к подобной перерегистрации, так как она требует достаточно
больших затрат времени, сил и материальных средств на уточнение границ
земельных участков, составление новых планов и их утверждение, присвоение
кадастровых номеров и т.д.
Пунктом 2 ст.214 ГК РФ определен особый режим земли, который
заключается в том, что государственной собственностью признается вся та земля и
все те другие природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо
муниципальную собственность. Таким образом, устанавливается своеобразная
презумпция государственной собственности на землю. Однако в соответствии с
Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на
землю"*(5) право собственности
на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права
собственности на земельные участки в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности
на земельные участки являются акты Правительства Российской Федерации об
утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает
право собственности.
К сожалению, законодательство не учитывает особенностей
регистрации прав на земельные участки, предназначенные для обеспечения охраны
государственных границ. Вместе с тем в постоянное (бессрочное) пользование
могут быть предоставлены лишь те земельные участки, право собственности
(федеральной) на которые уже зарегистрировано в установленном порядке в
соответствии с законом. Таким образом, право собственности на земельные
участки, предоставляемые для нужд Пограничной службы РФ, вначале должно быть зарегистрировано
на федеральном уровне, а затем зарегистрировано право постоянного (бессрочного)
пользования Пограничной службой РФ.
Наряду с земельными участками, которые непосредственно
предоставлены для нужд ФПС России, важное место занимают и те земли, на которых
осуществляется повседневная деятельность органов и войск. Здесь особое значение
согласно законодательству имеет пограничная зона.
В пограничную зону, в соответствии со ст.16 Закона "О
Государственной границе Российской Федерации", включаются зона местности
шириной до пяти километров вдоль Государственной границы на суше, морского
побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных
водоемов и острова на указанных водоемах. На въездах в пограничную зону
устанавливаются предупреждающие знаки. Режим пограничных зон, в соответствии с
Конституцией РФ, - предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов
РФ.
Наряду с понятием "пограничная зона"
законодательство вводит в обиход и другие понятия: "пограничная
полоса", "приграничная территория", "пограничный
(приграничный) регион", "пограничное пространство"*(6). Определение правового значения
данных понятий, их соотношение между собой имеет принципиальное значение для
осуществления пограничной политики РФ, служебно-боевой деятельности Пограничных
войск РФ, регулирования земельных отношений на данных территориях.
Первоначально принятый Закон о Государственной границе
вместо понятия "пограничная зона" ввел понятие "пограничная
полоса"*(7), что повлекло
определенную путаницу в данных понятиях на уровне субъектов Российской
Федерации.
Так, в Постановлении главы Администрации Калининградской
области от 24 сентября 1993 года N 206 "Об установлении на территории
Калининградской области пограничной полосы и режима в пунктах пропуска через
Государственную границу" применялось исключительно понятие
"пограничная зона".
В других случаях понятия "пограничная зона" и
"пограничная полоса" в нормативных актах субъектов Российской
Федерации смешиваются. В частности, в Правилах пограничного режима в
пограничной зоне на территориях Гдовского, Псковского, Печерского, Палкинского,
Пыталовского, Красногородского и Себежского районов Псковской области*(8) определено, что граждане - жители
территорий соответствующих муниципальных образований, по которым проходит
пограничная полоса, - могут въезжать, выезжать и находиться в пограничной зоне
при наличии соответствующих документов. В данном случае неясно, где должны
проживать граждане - в "пограничной полосе" или в "пограничной
зоне".
Смешение (точнее, отождествление) понятий "пограничная
зона" и "пограничная полоса" проявляется и в литературе*(9).
Под пограничной полосой в настоящее время, исходя из норм Закона
о Государственной границе, можно понимать полосу местности, передаваемую для
нужд Пограничной службы в постоянное (бессрочное) пользование (ст.8 Закона о
Государственной границе).
Следующее понятие, которое необходимо рассмотреть, -
"приграничная территория".
Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве
территориальных сообществ и властей (СЕД N 106; Мадрид, 21 мая 1980 года)*(10) определяет, что региональные
власти или, при необходимости, центральные правительственные власти определяют
территорию, которая рассматривается как "приграничная территория".
Определение понятия "приграничная территория" не устанавливается.
В пределах приграничной территории, в соответствии с
российским законодательством, Пограничная служба РФ:
1) осуществляет охрану и защиту Государственной границы
Российской Федерации;
2) применяет специальные средства при защите Государственной
границы Российской Федерации;
3) осуществляет приграничное сотрудничество;
4) предоставляет информацию о фактах возникновения
трансграничных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий в приграничной
территории Российской Федерации;
5) участвует в обеспечении безопасности объектов
государственной охраны на Государственной границе;
6) принимает участие в выполнении задач, связанных с
обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных
формирований и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Понятие "приграничная территория" дается в Законе
РФ "О Государственной границе Российской Федерации" (ст.3),
Постановлении Правительства РФ от 24 июня 1998 года N 634 "Об утверждении
перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов и войск
Федеральной пограничной службы Российской Федерации, и Правил применения
специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в
пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы
Федеральной пограничной службы Российской Федерации" и других правовых
актах.
В соответствии с Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года
N 706 "Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации"*(11) охрана и защита Государственной
границы Российской Федерации в пределах приграничной территории входит в
основное содержание обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
В целом приграничная территория Российской Федерации
включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и
иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской
Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через
Государственную границу Российской Федерации, а также территории
административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых
природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к
Государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам
пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
В соответствии со ст.15 Земельного кодекса РФ перечень
приграничных территорий устанавливается Президентом Российской Федерации в
соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе
Российской Федерации. Однако в настоящее время данный перечень не определен.
Согласно законодательству между российскими лицами, имеющими
постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории
Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место
нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, может
осуществляться приграничная торговля*(12).
Далее Закон "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" определяет, что порядок осуществления приграничной торговли
и соответствующие приграничные территории определяются Правительством Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами
Российской Федерации с сопредельными государствами.
Получается, что приграничные территории определяются
(устанавливаются) в одних случаях Президентом РФ, в других - Правительством РФ.
Необходимо отметить, что и во Временном уставе Пограничных
войск Российской Федерации понятие "приграничная территория" не
применяется и не получает раскрытия.
Не лучше положение и с понятием "приграничный
регион".
Статья 10 Конституции Республики Алтай устанавливает, что
Республика Алтай в соответствии с федеральным законом*(13) имеет статус приграничной территории Российской
Федерации, то есть понятия "приграничная территория" и
"приграничный регион" отождествляются. В свою очередь, Устав
Еврейской автономной области определяет, что область приобретает статус
приграничной с момента принятия соответствующего федерального закона. Устав
Белгородской области гласит, что область имеет границу с сопредельным
государством (Украиной) и статус приграничной. В этом случае понятия
"приграничная территория" и "приграничный регион (область)"
различаются. Однако в том и другом случае в соответствующих уставах идет ссылка
на принятие федерального закона, который должен разграничить данные понятия.
Такой закон в настоящее время не принят.
Нельзя не отметить и положения ст.19 Соглашения между
Правительством РФ и Правительством КНР о режиме российско-китайской
государственной границы, определяющие, что вопросы перехода границы в
упрощенном порядке гражданами, проживающими в приграничных районах, будут
регулироваться отдельным соглашением. Здесь вновь возникает вопрос: что
понимать под приграничным районом - поселок, сельский округ, район, субъект РФ?
Разграничение понятий "приграничная территория" и
"приграничный регион" важно и для привлечения к охране
Государственной границы казачьих обществ. Так, в Постановлении Правительства РФ
от 21 июля 1999 года N 839 "О Федеральной целевой программе
государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы"*(14) установлено, что в первую очередь
предусматривается разработка технико-экономических обоснований и проектов
создания и строительства базовых казачьих поселений (станиц) на приграничной
территории в приграничных районах Астраханской и Оренбургской областей и
проведение специальных проектно-изыскательских работ. Важность урегулирования
данных отношений рассматривалась еще в Постановлении Правительства РФ от 6
марта 1996 года N 266 "О некоторых мерах по реализации Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", в котором указывалось на необходимость принятия в мае 1996
года Федерального закона "Об особенностях организации местного
самоуправления в приграничных территориях". Однако данная норма так и не
была реализована.
Отметим, что в Соглашении о приграничном сотрудничестве в
области изучения, освоения и охраны недр (Минск, 31 мая 2001 года) дается
понятие приграничного района, под которым понимается прилегающая к Государственной
границе территория, находящаяся под административным руководством местного
компетентного органа*(15).
При неурегулированности данных отношений на законодательном
уровне отдельные органы исполнительной власти пытаются урегулировать их в
договорном порядке.
В Приказе МВД РФ от 2 октября 1997 года N 640 "Об
объявлении решения совместного заседания коллегий МВД Беларуси и МВД России от
30 сентября 1997 года N 6 км/6 км" определено, что под органами внутренних
дел приграничных регионов в Российской Федерации понимаются управления
внутренних дел Брянской, Псковской и Смоленской областей; Московское управление
внутренних дел на железнодорожном транспорте, Северо-Западное управление
внутренних дел на транспорте; управления по организованной преступности при
управлениях внутренних дел Брянской, Псковской и Смоленской областей.
Закон "О Государственной границе Российской
Федерации" в п.2 ст.30, определяя полномочия Пограничной службы, закрепил
право военнослужащих находиться на любых участках местности и передвигаться по
ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев,
пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для
передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии
проходов через ограждения, переходов через другие препятствия. Однако в
Земельном и Гражданском кодексах данное право подпадает под понятие земельный
сервитут. Поэтому порядок реализации данной нормы должен опираться на положения
гражданского и земельного законодательства.
В соответствии со ст.23 Земельного кодекса РФ в данном
случае возможно установление публичного сервитута. Он устанавливается законом
или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым
актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного
самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов
государства, без изъятия земельных участков. В случаях, если установление
публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании
земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной
власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут,
соразмерную плату (в нашем случае - от Пограничной службы РФ).
Важно отметить, что в пределах пограничной зоны должны быть
установлены предупреждающие знаки. Их установка осуществляется на основании
решений органов исполнительной власти субъектов РФ по представлениям старших
должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы на территориях
субъектов РФ.
Часто между линией Государственной границы и линией
инженерных заграждений (сооружений) могут находиться земли различных
собственников. Поэтому руководители предприятий, учреждений, организаций,
независимо от форм собственности и подчиненности, обязаны заблаговременно
ставить в известность подразделения региональных управлений ФПС России о
времени, месте и характере сельскохозяйственных и иных работ на данной
территории и обеспечивать соблюдение работающими гражданами пограничного
режима.
Завершая рассмотрение данной проблемы, подведем итог
сказанному:
1. Сложившиеся в настоящее время земельно-правовые отношения
требуют дальнейшего развития с учетом нужд Пограничной службы РФ. Важную роль в
развитии и совершенствовании правовой базы, регулирующей земельные отношения с
участием Пограничной службы, должна сыграть сама Пограничная служба Российской
Федерации.
2. Необходимо четко разграничить и закрепить в нормативных
правовых актах (как федерального уровня, так и в ведомственных) базовые понятия
"пограничная зона", "пограничная полоса",
"приграничная территория" и "приграничный регион".
3. Вопросы порядка получения, использования и охраны земель,
нормы предоставления земель должны быть отражены в специальном постановлении
Правительства РФ. Вместе с тем в Уставе Пограничных войск РФ (например, в
разделе "Тыловое обеспечение"), в зависимости от применения
конкретных средств охраны Государственной границы, размеры данных земельных
участков должны конкретизироваться. Особую актуальность вопрос предоставления
земель приобретает в связи с введением и развитием множества форм собственности
на землю (прежде всего - частной собственности).
А.Ф. Суров,
доцент кафедры
общеправовых дисциплин
Голицынского института
ФПС,
кандидат юридических
наук
"Журнал российского права", N 11, ноябрь 2002 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) См.: СЗ РФ. 1996. N 23. Ст.2750.
*(2) См.: Там же.
*(3) См.: Статья 49 Земельного кодекса РФ.
*(4) См.: Вестник мэрии Москвы. 1994. N 1.
*(5) См.: СЗ РФ. 2001. N 30. Ст.3060.
*(6) См.: Основы пограничной политики Российской Федерации
(утв. Президентом РФ 5 октября 1996 года) // Российская газета. 1996. 6 нояб.
*(7) Изменения были внесены Федеральным законом от 10
августа 1994 года N 23-ФЗ.
*(8) Утверждены Постановлением Администрации Псковской
области от 5 августа 1993 года N 48.
*(9) См.: Комментарий к Земельному кодексу РФ / Под ред.
С.А. Боголюбова. М., 2001. С.400-401.
*(10) Нашей страной в настоящее время не ратифицирована.
*(11) См.: СЗ РФ. 2000. N 17. Ст.1852.
*(12) См.: Статья 22 Федерального закона от 13 октября 1995
года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой
деятельности" // СЗ РФ. 1995. N 42. Ст.3923.
*(13) Здесь не совсем ясно, на какой закон ссылается
Конституция Республики Алтай.
*(14) См.: СЗ РФ. 1999. N 30. Ст.3788.
*(15) См.: Использование и охрана природных ресурсов в
России. 2001. N 6. С.98.