Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Земельное право

На правах рекламы



Сгибнев И.К. Соотношение законодательства об особо охраняемых природных территориях с нормативными актами о разграничении собственности на з
Соотношение законодательства об особо охраняемых природных территориях с нормативными актами о разграничении собственности на землю: теория и практика
Авторы публикации: И.К. Сгибнев, НОЦ РАО ЧГА (г. Сочи); А.Ю. Шафиев, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Земельно-имущественные отношения представляют собой правовое, административное, экономическое, информационное и иное взаимодействие субъектов собственности – государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц по вопросам состояния, передачи, преобразования форм собственности на земельные участки как ресурс, составляющий основу жизнедеятельности.

Существующая динамика разграничения земель на земли, относящиеся к федеральному и муниципальному уровню собственности, в настоящее время имеет важное теоретическое и практическое значение, определяет тенденции земельных правоотношений, является одним из условий стабильного политического, социального и экономического развития и формирует целостную систему управления земельными ресурсами, составляющими основную долю национального богатства страны.

Среди проблем применения земельного законодательства, регулирующего отношения по управлению земельными ресурсами и отнесению земель к федеральному или муниципальному уровням собственности, одними из актуальных являются вопросы оснований возникновения права собственности Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки. В частности, не однозначна позиция органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по отношению к статусу земель города Сочи.

Так, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 15 февраля 1995 г. № 33−ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях”1 предусматривает, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью.

Рядом нормативных актов Сочинский курортный регион признан курортом федерального значения с приданием ему статуса эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

В соответствии с федеральным законодательством утвержден перечень особо охраняемых природных территорий побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение. В соответствии с указанным перечнем на территории города-курорта Сочи к особо охраняемым природным территориям федерального значения отнесены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны и нанесены на Генеральный план города Сочи.

В то же время, учитывая, что согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ право собственности Российской Федерации на земельные участки может возникать в силу федерального закона, проведение предусмотренной Федеральным законом от 4 июля 2001 г. № 101−ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю”2 процедуры разграничения в данном случае не требуется. При этом право собственности Российской Федерации на земельные участки особо охраняемых природных территорий федерального значения возникает с момента государственной регистрации права собственности.

Так, в силу положений ст. 27, 94 Земельного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона от 27 января 1995 г. № 26−ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”3, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях” и ряда иных нормативных актов, в том числе и местного значения, земли в территориальных границах города Сочи относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения и являются собственностью Российской Федерации.

Данные доводы служат основанием для признания права собственности Российской Федерации в лице территориального органа федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации на любые земельные участки в территориальных границах города Сочи, не находящиеся в частной собственности.

Однако сложившаяся ситуация затрагивает интересы муниципального образования города Сочи в области землепользования в части использования и распоряжения земельными участками, поступления в местный бюджет средств от сдачи земельных участков в аренду, являющихся одним из основных источников муниципального бюджета.

Выступая в защиту муниципальных интересов, органы местного самоуправления города Сочи полагают, что п. 1–2 ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения отнесены земельные участки, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, т.е. те, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

В соответствии с п. 3–4 ст. 94 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий и земли рекреационного назначения могут относиться как к землям особо охраняемых территорий федерального значения, так и к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения.

Согласно п. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. При этом законом допускается включение в эти земли земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Однако законодательством об особо охраняемых природных территориях, принятым до введения в действие Земельного кодекса РФ и Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю”, не предусматривалось разграничение земель на указанных территориях, и данное законодательство до настоящего времени не приведено в соответствие с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю” (ст. 8), в связи с чем в силу ст. 3 Земельного кодекса РФ нормы указанной отрасли права не применяются к земельным отношениям, поскольку отношения в части разграничения собственности на землю урегулированы земельным законодательством.

Статьями 1, 16 Земельного кодекса РФ регламентировано, что земельное законодательство и земельная реформа основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов федерации и собственность муниципальных образований.

Более того, согласно ст. 83–84 Земельного кодекса РФ землями поселений признаны земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий, в том числе от земель особо охраняемых природных территорий. Территория города Сочи отделена от земель других категорий городской чертой. Таким образом, одни и те же земельные участки не могут одновременно входить в состав двух категорий: земли поселений и земли особо охраняемых природных территорий.

При таких данных в силу закона земельные участки не могут быть отнесены исключительно к объектам федеральной собственности и не признаны таковыми каким-либо федеральным законом.

Нарушение установленного законодательством порядка разграничения государственной собственности на землю ущемляет предусмотренные ст. 7 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю” и смежными нормативными правовыми актами права органов местного самоуправления города Сочи на применение согласительных процедур в целях достижения согласованного решения об отнесении земельного участка к тому или иному уровню собственности, и, как следствие, ущемляет права на передачу спора в суд, поскольку споры о разграничении государственной собственности на землю подлежат рассмотрению в суде только после недостижения согласованного решения с использованием согласительных процедур, что предусмотрено ч. 5 ст. 4 АПК РФ.

В настоящее время спор об отнесении земель к определенному уровню собственности, а также об основаниях возникновения права приобретает глобальные размеры. Учитывая неоднозначность принятых судебных актов, вступивших в законную силу, полагаем, что решение поставленных вопросов необходимо перенести в политическую плоскость, где последнее слово будет за федеральными органами исполнительной и законодательной власти, имеющими полномочия по определению статуса земель.

Считаем необходимым в целях формирования целостной системы управления земельными ресурсами и единообразия применения норм права привести в соответствие природно-ресурсное законодательство с нормами Земельного кодекса РФ и нормативной базой о разграничении права собственности на землю.

 

1 Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

2 Собрание законодательства РФ. 2001. № 30. Ст. 3060.

3 Собрание законодательства РФ. 1995. № 9. Ст. 713.


© Сгибнев И.К., 2005

© Шафиев А.Ю., 2005
Категория: Земельное право | Добавил: Aziz001 (30.04.2011) | Автор: Сгибнев И.К.
Просмотров: 1036 | Теги: Сгибнев И.К., теория государства и права, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде