Земельная реформа в России :
Рябцев, А. Л.
Земельная реформа в России :Региональный аспект.
//Правоведение. -1999. - № 1. - С. 259
Примечания в подстрочных ссылках.
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - РЕГИОНЫ -
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ - СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО -
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - ФЕДЕРАЛИЗМ - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯ - ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА - СУБЪЕКТЫ РФ
Материал(ы):
Земельная реформа в России: региональный аспект [Журнал "Правоведение"/1999/№ 1]
Рябцев А.Л.
Земельная реформа является важнейшим направлением всеобъемлющих экономических преобразований, проводимых в России, и имеет целью подъем сельскохозяйственного производства. Один из важнейших вопросов аграрной реформы — о форме землепользования — до сих пор решается в политической плоскости. Однако закрепление и регулирование частной собственности на землю должно рассматриваться не столько в политическом аспекте, сколько в экономико-правовом. Земельное законодательство развитых стран не знает безусловного права собственности на землю, особенно сельскохозяйственную: активную и определяющую роль в этой сфере играет государство.
В нашей стране активность государства в аграрном секторе экономики парализована политическими баталиями, отсутствует целостная система законодательного регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве. Законы, с которых началась земельная реформа современной России, — устарели. Между тем сама жизнь обозначила проблемы первостепенной важности: основные стадии процесса возникновения и реализации права собственности на землю; права и обязанности граждан, ведущих личное подсобное и крестьянское хозяйство, а также сельскохозяйственных коммерческих организаций; объективно необходимое государственное вмешательство в регулирование рынка сельскохозяйственных земель; деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель, являющаяся предпосылкой для возможных ограничений права собственности и иных вещных прав на сельскохозяйственные земли.
Кроме общефедерального правового регулирования землепользования в России, не менее важное значение имеет его региональный аспект. На этом уровне регулирования объективно вступают в действие природно-климатические факторы, которыми определяется решение одного из ключевых вопросов — о размере земельного участка, предоставляемого в частную или долевую собственность и способного обеспечить рентабельность хозяйства. Например, саратовский опыт не применим в условиях Астраханской области, так как качество земель в этих регионах существенно различается. Другая проблема заключается в определении оптимального соотношения промысловых и сельскохозяйственных земель. Прибрежные участки, пригодные для обеспечения лова рыбы, но предоставленные под могут стать серьезной проблемой в будущем, и опыт ХIX в. показывает эффективность использования в этом случае именно аренды.
Решая вопросы землепользования, федеральные и региональные представительные и исполнительные органы власти должны учитывать и экономические факторы, и прежде всего ценовое регулирование сельхозпродукции: слишком низкая цена делает производство нерентабельным, слишком высокая — сужает рынок потребителей. Наиважнейшей задачей является создание цивилизованного — не только оптового, но и розничного — рынка сельхозпродукции.
Эффективное сельское хозяйство невозможно без научного прогнозирования, но чтобы избежать вредного для дела монополизма, нужно создать систему прогнозирования на конкурсной основе. Активная роль местных органов власти должна проявляться и в антимонопольной политике по отношению к предприятиям, связанным с переработкой сельхозпродукции, поэтому финансовые вливания в сельское хозяйство следует направлять на развитие мелких и средних перерабатывающих предприятий.
Законодательное урегулирование территориального использования земельных ресурсов завершит формирование одного из недостающих элементов земельной реформы в России. Причем региональные аспекты соответствующих федеральных законов должны быть ориентированы на учет специфики экономико-правового развития субъектов Российской Федерации. В свою очередь реформирование сельского хозяйства в Астраханской области требует создания комплекса областных законодательных актов, учитывающих и особенности каждого района.
* Кандидат исторических наук, старший преподаватель Астраханского государственного педагогического университета.