Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Защита прав потребителей

На правах рекламы



Костенко Е.С. Современное состояние защиты прав потребителей.

Материалы Научной сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34   реля 2003 г. Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. —  248 с.

ISBN 5-85534-764-8

Сборник включает в себя статьи молодых ученых, аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.

Е.С. Костенко

студент

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В России сейчас происходит формирование рыночной эко­номики, на этом этапе еще не сложились цивилизованные отно­шения между изготовителем, продавцом и потребителем. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в уси­ленных формах защиты со стороны государства.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобра­зованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых ре­форм, институциональными преобразованиями, развитием кон­куренции, а также с учетом их влияния на экономическое поло­жение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.

С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной поли­тики в этой сфере.

— 66 —

Необходимость принятия специального закона, направлен­ного на защиту интересов практически всего населения, была вызана тем, что все действовавшее ранее законодательство осно­вывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, яв­лявшихся государственными организациями, а немногочислен­ные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно раз­витых, подобные законы действуют уже сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значе­ние, и в апреле 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономи­ки на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обес­печивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение закона не только в усилении социальных гаран­тий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, соци­ально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанав­ливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, тор­говых предприятий, исполнителей работ и услуг и других орга­низаций.

За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечива­ющее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).

Развивается законодательство в сфере качества, в том числе безопасности продукции и услуг. При этом решается проблема переориентации системы обязательной сертификации продукции и услуг на более прогрессивные способы подтверждения соответ­ствия, перенесения ответственности изготовителей и органов по сертификации за правильное оформление и наличие докумен-

— 67 —

тов, подтверждающих соответствие продукции и услуг обяза­тельным требованиям стандартов.

Осуществляется работа по учету законных прав и интересов граждан-потребителей при разработке законопроектов, регули­рующих отношения в специальных областях, в том числе и от­ношения с участием потребителей.

В соответствии с Законом создана национальная система за­щиты прав потребителей, которую образуют федеральный анти­монопольный орган и его территориальные управления; феде­ральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопас­ности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систе­му элементы осуществляют весь комплекс работ по формирова­нию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципаль­ном уровнях.

Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заяв­ления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодатель­ства, проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законо­дательства, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.

За прошедшие годы решены такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информа­ции о товарах, в том числе об импортных, на русском языке, формирование правил и обычаев делового оборота на базе освое­ния предпринимателями потребительского законодательства в тор­говле и при оказании ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов, крупных отечественных и иност­ранных компаний в соответствие с требованиями российского по­требительского законодательства. В основном решен вопрос с вы­дачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих по­купку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осу-

— 68 —

ществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более широкий размах приоб­ретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи.

В результате упрощенное понятие «защита прав потребите­лей», отождествляющее ее только с контролем соблюдения за­конных интересов потребителей, трансформировалось в нацио­нальную политику в сфере защиты прав потребителей. Реализа­ция различных ее аспектов все более органично встраивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения со­вместных проверок, характерных для этапа становления систе­мы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение на­дежной защиты законных прав и интересов потребителей. Рабо­тают координационные советы по защите прав потребителей как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются ре­гиональные программы и комплексные планы мероприятий.

Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных воп­росов правового, экономического, организационного и социаль­ного характера. Негативно сказываются на положении потребите­лей наличие множества монопольных рынков, в том числе дея­тельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некаче­ственными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информа­ционных систем, доступных для потребителей и предпринимате­лей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный автори­тет общественных объединений потребителей и т. д.

Ориентация защиты прав потребителей на обеспечение за­конных интересов конкретного потребителя, оправданная на ста­дии накопления опыта в реализации потребительского законода­тельства, малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты несоизмеримы.

— 69 —

Необходима корректировка национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение новых подходов к ее формированию и реализации. В основу таких действий должно быть положено нахождение баланса между активной и адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свобод­ного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ, услуг.

В связи с этим обеспечение эффективной защиты прав по­требителей, наполнение ее качественно новым содержанием тре­буют разработки стратегической программы действий всех вет­вей системы защиты прав потребителей с четким определением базовых принципов, приоритетов и механизмов реализации на­циональной политики в сфере защиты прав потребителей.

 

Категория: Защита прав потребителей | Добавил: Aziz001 (23.04.2011) | Автор: Костенко Е.С.
Просмотров: 1752 | Теги: Костенко Е.С., теория государства и права, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде