Материалы Научной
сессии, г. Волгоград, 20—27 ап-М34 реля
2003 г.
Вып. 1: Право. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 248 с.
ISBN
5-85534-764-8
Сборник включает в себя статьи молодых ученых,
аспирантов и студентов, отражающие основные положения их докладов на Научной
сессии, проходившей в ВолГУ 20—27 апреля 2003 г.
Е.С. Костенко
студент
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В
России сейчас происходит формирование рыночной экономики, на этом этапе еще не
сложились цивилизованные отношения между изготовителем, продавцом и
потребителем. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в
усиленных формах защиты со стороны государства.
Национальная политика в
сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических
преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной
взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными
преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на
экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ,
услуг.
С введением в действие в
апреле 1992 г.
Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая
основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
— 66 —
Необходимость
принятия специального закона, направленного на защиту интересов практически
всего населения, была вызана тем, что все действовавшее ранее законодательство
основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся
государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы,
которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы
ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Во многих странах, в
первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действуют уже
сравнительно давно. Проблема защиты потребителя приобрела международное значение,
и в апреле 1985 г.
Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов
потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и
законодательства в этой области.
Начало перестройки нашего
общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали
максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих
реальное их осуществление на законодательном уровне.
Значение закона не только
в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает
ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей
работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать
повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию
страны.
Закон, наряду с
расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей
изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и
других организаций.
За эти годы создано
законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации
и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных
секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг).
Развивается
законодательство в сфере качества, в том числе безопасности продукции и услуг.
При этом решается проблема переориентации системы обязательной сертификации
продукции и услуг на более прогрессивные способы подтверждения соответствия,
перенесения ответственности изготовителей и органов по сертификации за
правильное оформление и наличие докумен-
— 67 —
тов, подтверждающих
соответствие продукции и услуг обязательным требованиям стандартов.
Осуществляется работа по
учету законных прав и интересов граждан-потребителей при разработке
законопроектов, регулирующих отношения в специальных областях, в том числе и
отношения с участием потребителей.
В соответствии с Законом
создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют
федеральный антимонопольный орган и его территориальные управления; федеральные
органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие
контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного
самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систему
элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации
национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном,
региональном и муниципальном уровнях.
Для предупреждения,
выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы
рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов,
консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят
проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию
споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства,
осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают
население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав
потребителей.
За прошедшие годы решены
такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и
достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке,
формирование правил и обычаев делового оборота на базе освоения
предпринимателями потребительского законодательства в торговле и при оказании
ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов, крупных
отечественных и иностранных компаний в соответствие с требованиями российского
потребительского законодательства. В основном решен вопрос с выдачей кассовых
чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику
досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными
контрагентами. Осу-
— 68 —
ществляется экспертиза и
сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более
широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения
основам потребительской культуры, особенно молодежи.
В результате упрощенное
понятие «защита прав потребителей», отождествляющее ее только с контролем
соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную
политику в сфере защиты прав потребителей. Реализация различных ее аспектов
все более органично встраивается в деятельность федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений
потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы
защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для
этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей
системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты
законных прав и интересов потребителей. Работают координационные советы по
защите прав потребителей как на федеральном, так и региональном уровнях,
реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий.
Вместе с тем, как
показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое
количество нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и
социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей
наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей,
относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение
потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий
уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных
систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и
наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов;
недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т. д.
Ориентация защиты прав
потребителей на обеспечение законных интересов конкретного потребителя,
оправданная на стадии накопления опыта в реализации потребительского законодательства,
малоэффективна, поскольку затраты на обеспечение такой защиты и ее результаты
несоизмеримы.
— 69 —
Необходима корректировка
национальной политики в сфере защиты прав потребителей, поиск и применение
новых подходов к ее формированию и реализации. В основу таких действий должно
быть положено нахождение баланса между активной и адресной защитой прав
потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека,
способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке
товаров, работ, услуг.
В связи с этим
обеспечение эффективной защиты прав потребителей, наполнение ее качественно
новым содержанием требуют разработки стратегической программы действий всех
ветвей системы защиты прав потребителей с четким определением базовых
принципов, приоритетов и механизмов реализации национальной политики в сфере
защиты прав потребителей.