Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Жилищное право

На правах рекламы



Толстой Ю. К. Заметки по жилищному праву. Обмен жилых помещений /1994/.
Заметки по жилищному праву : 

Толстой, Ю. К.
Заметки по жилищному праву :Обмен жилых помещений
.
//Правоведение. -1994. - № 4. - С. 26 - 33

Статья является продолжением серии публикаций, 
посвященных новейшему жилищному законодательству и 
практике его применения (Правоведение. - 1993. №№ 3, 4).



АНАЛИЗ[ОЦЕНКА] - ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО - КОММЕНТАРИИ -
ЖИЛИЩНЫЕ РЕФОРМЫ - ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД - ЖИЛЬЕ - 
ОПЕРАЦИИ С ЖИЛЬЕМ 
Материал(ы):
Заметки по жилищному праву. Обмен жилых помещений [Журнал "Правоведение"/1994/№ 4]
Толстой Ю.К.

В русле радикальных реформ в области жилищного законодательства находятся и те изменения, которые претерпевает институт обмена жилых помещений. В первую очередь эти изменения вызваны привати зацией жилищного фонда, которая постепенно набирает силу. Если раньше в качестве сторон при обмене жилых помещений чаще всего выступали их наниматели, то теперь нередки случаи, когда обмен происходит при участии собственника жилого помещения, который производит обмен с нанимателем, арендатором или членом кооператива, еще не успевшим стать собственником квартиры. В качестве одной или обеих сторон в договоре обмена могут выступать арендаторы, в то время как раньше обмен с участием арендаторов встречался крайне редко.

На условиях и порядке обмена жилыми помещениями, да и на субъектном составе договора обмена, отразились существенные изменения в классификации жилищных фондов, целевом назначении жилых помещений, ряд других факторов политического, социально-экономического и иного порядка.

Попытаемся раскрыть то новое, что произошло в институте обмена жилых помещений за последние годы, разумеется, не претендуя ни на полноту предпринятого исследования, ни на бесспорность сделанных выводов и обобщений.

Основные положения, касающиеся обмена жилых помещений, ранее были сосредоточены в Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищном кодексе РСФСР, инструкции Министерства коммунального хозяйства РСФСР, принятой еще до про ведения кодификации жилищного законодательства — 9 января 1967г., но так и не обновленной, а также в постановлениях Пленума Верхов ного Суда Союза ССР и Пленума Верховного Суда РСФСР по жилищ ным делам. Все эти положения были предметом многократного, хотя и не бесспорного, разбора в юридической литературе и судебной практике. К ним мы будем обращаться по мере надобности в целях выявления тех новелл, которые внесены в институт обмена.

Пересмотр многих положений начался с принятия Закона о приватизации жилищного фонда и последовавших за ним изменений, внесен ных в Жилищный кодекс РСФСР. Напомним, в частности, что Законом о внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс, принятым 6 июля 1991 г. отменено выселение из ведомственных домов по мо тивам прекращения трудовых отношений. Соответственно этому из Жилищного кодекса исключены п. 6 ч. 1 ст. 73 и п. 1 ч. 1 ст. 95. В то же время ст. 69 ЖК. в силу которой обмен жилых помещений в домах предприятий, учреждений, организаций допускается лишь с их согла сия, изменена не была. Сохранение этого правила имело смысл до тех пор, пока наниматель ведомственной жилой площади, получивший ее в связи с трудовыми отношениями, при наличии предусмотренных в законе условий мог быть с этой площади выселен. Но после того, как выселение с этой площади по основаниям, предусмотренным в п. 1 ч. 1 ст. 95 ЖК, отпало, условия обмена ведомственной площади по суще ству перестали отличаться от условий обмена жилой площади, находив шейся в ведении местных Советов, для обмена которой согласия наймодателя, как известно, не требовалось, (ср. ст. 67 и ст. 69 ЖК). Согласие владельца площади на обмен сохраняло свое значение при обмене жилых помещений в домах колхозов, а также в закрытых военных городках (см. ст. 69 и ст. 94 ЖК).

Другое изменение условий обмена жилых помещений вызвано принятием законов о собственности — вначале на общесоюзном, а затем и на республиканском уровне. В этих законах установлено, что член жилищного или жилищно-строительного кооператива, который полностью выплатил паевой взнос, т. е., попросту говоря, выкупил квартиру, ipso jure становится ее собственником со всеми вытекающими из этого по следствиями. Такая метаморфоза не могла не отразиться на условиях обмена полученных членом кооператива квартир, причем как до, так и после их выкупа. Изменения в условиях обмена указанных квартир нашли отражение в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991г. «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами», которое пришло на смену Постановлению от 3 февраля 1988г. и, к сожалению, явилось одним из последних ак тов, принятых Верховным Судом Союза ССР, вскоре прекратившем свое существование.

Несомненно, однако, что наиболее радикальные изменения институт обмена претерпел благодаря двум законодательным актам — Закону о приватизации жилищного фонда2 и Закону об основах федеральной жилищной политики,3 которые, по существу, заложили ее принципиально новые начала, как бы к ним ни относиться.

Поскольку общая норма об обмене жилыми помещениями содержится в ст. 20 Закона об основах федеральной жилищной политики, к ней мы и обратимся. Но для того чтобы определить сферу действия норм об обмене жилыми помещениями, сделаем одно предварительное замечание. Эти нормы не распространяются на договор мены жилыми помещениями, когда собственник одного помещения производит обмен с собственником другого. Такой договор подпадает под действие ст. 255 ГК РСФСР со всеми вытекающими из этого последствиями. То же относится и к случаям, когда вместо собственника (собственников) сторонами в договоре выступают субъекты права хозяйственного ведения (права оперативного управления).

Приступим теперь к анализу ст. 20 Закона об основах федеральной жилищной политики. Согласно ч. 1 этой статьи наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального, общественного жилищных фондов имеет право с согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи произвести обмен занимаемого жилого помещения с другим нанимателем или арендатором, в том числе с проживающим в другом населенном пункте.

Сопоставим эту норму с нормами об обмене жилыми помещениями, сосредоточенными в Жилищном кодексе, с учетом того, как они были развиты и истолкованы в подзаконных актах и судебной практике.

На первый взгляд ч. 1 ст. 20 никаких принципиальных изменений в условия и порядок обмена не вносит. Однако такое чисто внешнее впечатление быстро рассеивается. Прежде всего ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса РСФСР по существу в полной мере была рассчитана лишь на нанимателей в домах местных Советов. Ее действие далеко не во всем распространялось на нанимателей в домах других жилищных фондов. Именно к такому выводу приводит систематическое толкование ст. 67 и 69 Жилищного кодекса. Между тем в ст. 20 говорится о нанимате лях жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. При этом следует учитывать, что к государственному ныне действующее законодательство относит жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации и субъектам Федерации; к муниципальному — городам, районам и входящим в их состав административно-территориальным образованиям; к общественному — общественным объединениям и органи зациям. Иными словами, по сравнению с прежним законодательством дана новая классификация жилищных фондов, причем по-новому определяется и состав каждого из них. Далее, если в ст. 67 Жилищного кодекса речь шла только о нанимателях, то в ч. 1 ст. 20 Закона об основах в качестве участников обмена названы не только наниматели, но и арендаторы.

В ч. 1 ст. 20 предусмотрен лишь такой вариант обмена, в котором в числе его участников (независимо от того., идет ли речь о двустороннем или многостороннем обмене) выступают наниматели или арендаторы. При этом если одна из сторон, участвующих в обмене, ограничена нанимателями в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов, то круг других нанимателей или арендаторов никак не определен: говорится о нанимателях и арендаторах вообще, безотносительно к тому, в каких домах они проживают. Ну, а как быть, если в обмене задействован наниматель или арендатор, проживающий в частном жилищном фонде (в доме, принадлежащем гражданину или юридическому лицу) или в доме, который находится в общей собственности, одним из участников которой является частный собственник? Здесь возникают по меньшей мере два вопроса: требуется ли согласие на обмен собственника (наймодателя, арендодателя) жилого помещения и если требуется, то можно ли отказ дать такое согласие оспорить в судебном порядке. На первый из этих вопросов следует ответить утвердительно, на второй — отрицательно. По-видимому, такой ответ не вызывает сомнений, если речь идет о помещении, находящем ся в частной собственности гражданина. По тому же пути всегда шла и судебная практика. Иными словами, наниматель или арендатор, про живающий в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве частной собственности, может произвести обмен занимаемого помеще ния лишь с согласия собственника, причем отказ собственники дать та кое согласие ни в каком порядке, в том числе и в судебном, оспариванию не подлежит.

Аналогичным должен быть подход и к случаям обмена нанимателями или арендаторами жилых помещений, находящихся в частной собственности юридических лиц. В обоснование этого вывода можно сослаться на то, что по договору обмена жилых помещении происходит уступка прав и обязанностей, т. е. уступка прав и перевод долга. Л для перевода долга, как известно, требуется согласие кредитора, причем отказ кредитора дать такое согласие оспариванию не подлежит (см. п. 1 ст. 391 ГК РФ). Тот же ход рассуждений приложим и к случаям обмена нанимателем или арендатором жилых помещений, находящиеся в общей собственности, если хотя бы одним из ее участников является частный собственник.

Сказанным не исчерпывается круг вопросов, возникающих при ана лизе ч. 1 ст. 20. Вот лишь некоторые из них. Во всех ли случаях обме на, предусмотренных ч. 1 ст. 20, его участниками могут быть только граждане или в нем могут быть задействованы и юридические лица? Хотя определения договоров найма и аренды, сформулированные как в Законе об основах, так и в ЖК, вроде бы ориентируют на то, что в ка честве нанимателей и арендаторов в этих договорах могут выступать только граждане, мы не исключаем того, что по крайней мере в догово рах аренды жилых помещений арендаторами могут быть и юридиче ские лица. Это связано, в частности, с тем, что по крайней мере арен дуемое жилое помещение может быть использовано не только под жилье. С другой стороны, не исключено, что арендатор — юридическое лицо сдаст арендуемое жилое помещение в субаренду, например, сво ему работнику для использования в целях проживания. Соответственно этому возможно участие в договорах обмена жилых помещений в каче стве арендаторов юридических лиц.

Если участниками обмена жилых помещений являются только арендаторы, то существенные изменения претерпевает и порядок оформления обмена. Поскольку основанием для заселения арендуемых жилых помещений служит не ордер, а договор, то и оформление обмена про исходит не путем выдачи обменных ордеров, а путем переоформления договоров аренды. Изменения претерпевает и оформление обмена с участием нанимателей, с одной стороны, и арендаторов — с другой.

Наконец, в ч. 1 ст. 20 ни слова не говорится об обмене жилых помещений с участием членов ЖСК, еще не выкупивших свою квартиру (ср. ч. 1 ст. 67 ЖК). Но к этим вопросам мы вернемся.

Теперь перед нами стоит не менее сложная задача — дать анализ ч. 2 ст. 20 Закона об основах, разумеется, с учетом Закона о привати зации и других законодательных актов.

Часть 2 ст. 20 рассчитана па иные случаи обмена жилыми помещениями — когда наниматель или арендатор жилого помещения в домах государственного, муниципального, общественного жилищного фондов производит обмен с собственником частного жилищного фонда. В результате обмена наниматель или арендатор передает права и обязанности по договору найма или аренды собственнику, приобретая взамен право собственности па жилой дом (жилое помещение). Обратим внимание прежде всего на то, что для обмена жилого помещения наниматель (арендатор) должен получить не только согласие совершеннолетних членов семьи, что требуется и в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 20, но и согласие собственника жилищного фонда или уполномоченного собственником лица (органа), чего в силу ч. 1 ст. 20 не требу ется. Что касается согласия членов семьи, то их отказ дать такое со гласие в случаях, предусмотренных как ч. 1, так и ч. 2 ст. 20, может быть оспорен в судебном порядке. Как быть, когда согласие не дает собственник жилищного фонда или уполномоченное им лицо (орган). Мы полагаем, что, поскольку речь идет о жилом помещении в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов, такой отказ также может быть оспорен в судебном порядке. Вообще не совсем понятно, почему, когда наниматель или арендатор, проживающий в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов, производит обмен с другим нанимателем или арендатором, согласия собственника жилищного фонда не требуется, а когда тот же наниматель или арендатор желает произвести обмен с собственником частного жилищного фонда, согласие собственника жилого помещения, которое занимает наниматель (арендатор), требуется. Не все ли равно собственнику, займет жилое помещение в доме государственного, муниципального или общественного жилищных фон дов тот, кто и ранее проживал в жилом помещении в качестве нани мателя (арендатора), или тот, кто обменивает жилое помещение, принадлежащее ему па праве собственности. Если эта мера направлена на то, чтобы предотвратить спекуляцию жилыми помещениями, то ее очень легко обойти — достаточно приватизировать жилое помещение в доме, по крайней мере государственного или муниципального жилищных фондов, чтобы обмен жилыми помещениями (па сей раз в виде договора мены) мог быть беспрепятственно совершен.

Кого относит закон к собственникам частного жилищного фонда— только ли граждан, или также и юридических лиц? Ведь обмен производится с арендатором, то в качестве другой стороны в договоре обмена, по приведенным выше соображениям, может выступать и юридическое лицо.

Закон о приватизации жилищного фонда, а также изданные в его развитие ведомственные и региональные, акты в принципе допускают приватизацию как отдельных квартир с установлением на них общей (долевой или совместной) собственности членов семьи, так и помещений в коммунальных квартирах. Для приватизации жилых помещений в виде как отдельных, так и коммунальных квартир требуется согласие всех членов семьи. При этом, однако, член семьи, давая согласие на приватизацию, вовсе не обязан сам становиться ее участником. Иными словами, член семьи может и не быть в числе участников общей собственности на приватизированную квартиру. Например, дети, достигшие совершеннолетия, дают согласие па приватизацию квартиры их родителями, но сами быть участниками приватизации не хотят. Ход их рассуждений может быть таков. Право на бесплатную приватизацию можно осуществить только один раз. Дети рассчитывают получить другое жилье и приватизировать его бесплатно. А квартира родителей и так достанется им по наследству. Что же касается коммунальных квартир, то спорным остается вопрос: можно, ли приватизировать эту квартиру только целиком, для чего требуется согласие всех проживающих в ней нанимателей (арендаторов), или можно приватизировать и отдельную комнату в этой квартире, для чего согласия других нанимателей не тре буется. Первый путь избран в Санкт-Петербурге, второй—в Москве. Нам импонирует первый путь, поскольку возможность приватизации в коммунальных квартирах отдельных комнат приводит к еще большей чересполосице в правовом режиме жилых помещений, которой и без того предостаточно, и создает целый ряд тупиковых ситуаций.

В какой мере возникновение на приватизированные квартиры общей собственности (долевой или совместной) отражается на условиях их обмена? Обсуждая этот вопрос, необходимо исходить из предпосылки, что собственник приватизированной квартиры (помещения в такой квартире), желающий произвести обмен, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с нанимателем или арендатором. Иными словами, положение гражданина, с точки зрения условий обмена, в результате приватизации не должно ухудшаться. Отдельная квартира может стать как единоличной собственностью одного из членов семьи, так и общей (долевой или совместной) собственностью всей семьи или части членов семьи. Что же касается коммунальной квартиры, то в случае приватизации всей квартиры в целом (это представляется оптимальным) возможно установление па нее только общей долевой собственности, с определением размера долей в зависимости от занимаемой каждым нанимателем жилой площади.

Всем гражданам, проживающим в приватизированной квартире, должен быть обеспечен равный доступ к местам общего пользования и равные условия пользования ими, какой бы режим собственности на них ни был установлен.

С учетом этих предпосылок попытаемся определить условия обмена приватизированных квартир (жилых помещений). Для обмена приватизированной квартиры или жилого помещения в ней требуется согласие всех членов семьи лица, приватизировавшего квартиру, независимо от того, являются ли они собственниками, или нет. При этом отказ дать согласие на обмен можно оспорить в судебном порядке.

В случае приватизации коммунальной квартиры с установлением на нее общей долевой собственности согласия всех участников общей долевой собственности на обмен не требуется. Необходимо получить согласие лишь чех сособственников, которые входят в долю обмениваемого помещения, а также тех членов семьи, хотя бы и бывших, которые не входят в долю, но проживают в нем с правом на площадь. Отказ указанных лиц дать согласие на обмен также может быть оспо рен в судебном порядке. В определении круга лиц, согласие которых требуется для обмена приватизированных квартир, находящихся в об щей собственности, мы, по-видимому, расходимся с Пленумом Верхов ного Суда РФ. В постановлении от 24 августа 1993г. «О некоторых вопросах применения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда»» Пленум Верховного Суда РФ ориентирует на то, что обмен пере данного в порядке приватизации в общую собственность граждан жилого помещения возможен только с согласия всех участников общей соб ственности (см. п. 11 Постановления). Это разъяснение является правильным, если речь идет об обмене квартиры в целом. Но оно нужда ется в коррективах, если приватизирована коммунальная квартира и обменивается одно из помещений в этой квартире. В противном случае собственник приватизированного жилья, желающий произвести обмен, . оказался бы в худшем положении по сравнению с нанимателем (арендатором), который вовсе не должен испрашивать согласия на обмен занимаемого им жилого, помещения своего соседа.

Особые правила приватизации квартир и совершения сделок с ними установлены Законом о приватизации жилищного фонда (в редакции Закона от 11 августа 1994г.) для тех случаев, когда в квартире на ряду с совершеннолетними гражданами проживают или имеют право проживать несовершеннолетние. Прежде всего несовершеннолетние, т. е. граждане, не достигшие 18 лет, независимо от их возраста могут ста новиться как единоличными собственниками приватизированной квартиры, так и участниками общей собственности на нее (долевой или совместной). При этом для приватизации квартиры, в которой прожи вают несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет, требуется их со гласие.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опе ки и попечительства либо по инициативе указанных органов, если несовершеннолетние не достигли 15 лет, или по заявлению самих несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства. Если в жилом помещении проживает исключительно несовершеннолетний (несовершеннолетние) и он помещен в детское или иное воспитательное учреждение, то администрация указанного учреждения, родители (усыновители) либо опекун над его имуществом, если таковой назначен, обязаны в течение шести месяцев со дня помещения несовершеннолетнего в соответствующее учреждение оформить договор о передаче помещения в собственность несовершеннолетнего и принять меры по распоряжению им в интересах последнего. Оформление договора производится за счет местного бюджета.

Для совершения сделок в отношении приватизированных помещений, в которых проживают несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением, независимо от того, являются ли они единоличными собственниками, участниками общей собственности или членами семьи собственников, в том числе и бывшими, требуется предварительное разрешение органов опеки и попечительства. Это правило распространяется на жилые помещения, в которых несовершеннолетние не проживают, однако па момент приватизации имели на данное помещение равные с собственником права.

Средства от сделок с приватизированными помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (усыновителями), опекунами (попечителями), администрацией детских или иных воспитательных учреждений на счет несовершеннолетнего в Сбербанке.

В договор передачи помещения в общую собственность несовершеннолетние, имеющие право, пользования данным жилым помещением, включаются независимо от того, проживают ли они в помещении, или нет. Наконец, несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации, сохраняют право па однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия. Лицам, ставшим собственниками помещения в порядке его приватизации после достижения совершеннолетия, такое право, не принадлежит.

Из этих положений для нашей темы могут быть сделаны следующие выводы. В тех случаях, когда приватизировано жилое помещение, которое принадлежит несовершеннолетнему единолично либо па праве общей собственности с другими лицами, никакие сделки с указанным помещением, в том числе и по его обмену, без предварительного разрешения органов опеки и попечительства, а если несовершеннолетний до стиг 15 лет, то и без его согласия, не допускаются. При этом не имеет значения, принадлежит ли помещение несовершеннолетнему единолич но, или на праве общей собственности с другими членами семьи (хотя бы и бывшими). Указанные ограничения распространяются и на те случаи, когда сам несовершеннолетний участником приватизации не стал, но на момент приватизации имел на данное жилое помещение равные с собственником права. Ограничения в обмене не распространяются на приватизированные с согласия всех нанимателей (арендаторов) комму нальные квартиры. Каждый из «собственников может с согласия чле нов своей семьи распорядиться занимаемым им жилым помещением, хотя бы в составе других семей, проживающих в той же квартире, и были несовершеннолетние. Ограничения в обмене жилых помещений, приватизированных или могущих быть приватизированными с участием несовершеннолетних, отпадают по достижении указанными лицами совершеннолетия.

Наконец, остановимся на тех случаях обмена жилых помещений, которые не отражены в ст. 20 Закона об основах. Речь пойдет об об мене кооперативных квартир. Правовой режим этих квартир (если речь идет о квартирах в ЖСК) распадается на два этапа. Первый — период «утробного» развития, когда паевой взнос полностью еще не выплачен, квартира принадлежит на праве собственности самому кооперативу как юридическому лицу, а пайщик пользуется квартирой на основе членства в кооперативе. В этом случае условия обмена квартиры определены в ст. 119 ЖК РСФСР и конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 г. (см. п. 6 Постановления). Следует при этом особо подчеркнуть, что споры об обмене кооператив ных квартир на другое жилое помещение подведомственны суду не только тогда, когда препятствия в обмене чинят органы государственной власти или органы местного самоуправления, но и при отказе общего собрания членов кооператива принять в кооператив лицо, желающее произвести обмен с членом кооператива.

Второй этап начинается с того момента, когда паевой взнос за кооперативную квартиру полностью выплачен. С этого момента член кооператива становится собственником квартиры со всеми вытекаю щими из этого последствиями. Он может распорядиться квартирой по своему усмотрению, в том числе и обменять ее, остаться в кооперативе или выйти из него. Никакого согласия кооператива на обмен выкуплен ной квартиры, независимо от того, остался ли собственник членом коо ператива, или вышел из пего, не требуется. При этом лицо, с которым производится обмен выкупленной квартиры, может либо вступить в ко оператив, либо не вступать в него, независимо от того, сохранил ли его контрагент, ставший собственником квартиры, отношения членства в кооперативе на момент обмена, или нет. Гражданин, который полу чил квартиру в порядке обмена, может в судебном порядке оспорить отказ принять его в члены кооператива.

В то же время обмен кооперативной квартиры, независимо от того, выкуплена она или нет, может иметь место лишь с согласия проживаю щих в квартире членов семьи.

Если между членами семьи не достигнуто соглашение об обмене, то член кооператива, не являющийся собственником квартиры, а также его бывший супруг или иной член семьи, за которыми признано право на часть паенакопления, вправе требовать в судебном порядке принудительного обмена занимаемой квартиры на другие жилые помещения, в том числе и в домах государственного, муниципального или общественного жилищных фондов. За указанными лицами (например, за бывшими супругами) тем более должно быть признано право требовать в судебном порядке принудительного обмена квартиры после того, как она выкуплена. В то же время за другими лицами, проживающими в квартире, независимо от того, выкуплена квартира или нет, не может быть признано право требовать ее принудительного обмена.

Можно ли обменять кооперативную квартиру только целиком, или также часть ее в виде отдельной изолированной комнаты? Все зависит от того, произведен ли раздел квартиры. Если, скажем, раздел квартиры в порядке, предусмотренном ст. 120 ЖК, произведен, то в дальнейшем каждое из помещений в такой квартире, как до, так и после выкупа, может быть предметом самостоятельного обмена. Если же раздел квартиры произведен не был, то предметом обмена может быть лишь квартира в целом. Как быть, если квартиру разделить нельзя (например, она является однокомнатной или состоит из комнат, которые не могут быть превращены в изолированные)? В этом случае доля в жилом помещении, принадлежащая тому или иному лицу (например, наследнику или бывшему супругу), может быть обменена лишь при согласии на то всех других лиц, имеющих право на указанное помещение.

Доктор юридических наук, профессор С.-Петербургского государственного

1 Статья является продолжением серии публикаций, посвященных новейшему жилищному законодательству и практике его применения (предыдущие публикации см.: Правоведение. 1993. № 4 и 5)

2 Далее—Закон о приватизации. 

3 Далее — Закон об основах.
Категория: Жилищное право | Добавил: Aziz001 (23.04.2011) | Автор: Толстой Ю. К.
Просмотров: 1149 | Теги: теория государства и права, Толстой Ю. К., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде