ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Братко А.Г.
Помещено 21/08/2005 от http://bratko.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=12
Практика работы
банков нуждается в том, чтобы получить ответ на вопрос о том, что означает
собой понятие банковской деятельности. Ведь в законодательстве установлена
ответственность за незаконную банковскую деятельность. И уже хотя бы только
поэтому нужно найти ответ на этот вопрос. Но и не только поэтому. В ряде
случаев закон использует этот термин, не объясняя его. Поэтому возникают
противоречия.
И в законе,
регулирующем деятельность кредитных организаций, и, в законе, регламентирующем
банковскую деятельность Центрального банка, прямо или по смыслу, используется
это понятие. Оно связано в первую очередь с такими, законодательно
закрепленными определениями, как "банк”
и "кредитная организация”.
Только банкам и
другим кредитным организациям, на основании лицензии разрешается осуществлять
банковские операции. Значит банковская деятельность – это деятельность банков и
других кредитных организаций.
Не имеют права
заниматься банковской деятельностью все остальные субъекты. Но мы знаем, что
все остальные субъекты вступают с банками в правоотношения. Например, гражданин
заключает договор банковского вклада или скажем, юридическое лицо открывает в
банке свой расчетный счет. Входят ли эти действия других субъектов в содержание
понятия банковской деятельности? Если входят, то получается, что они занимаются
этим без лицензии. Поэтому мне думается, что понятие банковской деятельности
включает только банковские операции, деятельность, связанную с организацией
этих операций и еще третий аспект – правоспособность банка или иной кредитной
организации по заключению сделок по поводу проведения этих операций. Банковская
деятельность кредитной организации в части проведения и организации проведения
банковских операций регулируется банковским правом, а сама сделка – гражданским
правом. Но при этом правоспособность кредитной организации совершать сделки регулируется
и банковским и гражданским правом. Причем их не стоит называть банковскими. В
гражданском праве стороны равны. Поэтому они такие же банковские, как и
клиентские. Банковский вклад можно в равной мере назвать вкладной, а не
банковской сделкой.
Однако обращаю
внимание на то, что в законе нет определения банковской деятельности. Поэтому
можно только гадать об объеме этого понятия. Или применять юридическую науку,
что, естественно, будет правильным.
В статье 5
Федерального закона "О банках и банковской деятельности”, которая называется
"Банковские операции и другие сделки кредитной организации”, сначала, в первой
части этой статьи, приводится перечень банковских операций, а затем, в другой
части, - указывается незакрытый перечень сделок с участием кредитной
организации. Законодатель не стал ввязываться в дискуссии, поскольку у
него, видимо, не было прочной теории,
но, одновременно, он создал открытость для таких дискуссий, а заодно и неизбежно
связанные с этим трудности для практиков.
В Федеральном
законе от 10 июля 2002 г.
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” имеется Глава VIII,
которая называется "Банковские операции и сделки Банка России”. В самом
названии банковские операции четко отделены от сделок. И поскольку закон принят
не так давно, то приятно отметить, что законодатель сделал то, что мною давно
предлагалось, - отделил банковские операции от сделок.
В использовании
понятия банковской деятельности есть много нюансов. Прежде всего, это касается
таких понятий как "банк” и "Центральный банк”. В частности, можно так поставить
вопрос: подпадают ли сделки, заключаемые Центральным банком под нормы ГК
РФ? Ведь если мы внимательно прочитаем
статьи главы 42 ГК РФ, в которых закреплены нормы о кредитном договоре, то
обнаружим, что они распространяются на "банки и на другие кредитные
организации”. А Центральный банк Российской Федерации (Банк России), -
кредитной организацией не является. Потому что кредитная организация – это
хозяйственное общество. А Банк России – учреждение.
Есть
неправильное, но довольно распространенное суждение, в специальной литературе
по банковскому праву, о том, что Банк России является органом государственного
управления. Если бы оно было правильным, то Банк России вообще не подпадал бы
под нормы гл. 42 ГК РФ. Ни в коем разе. Ведь согласно ГК РФ кредиты,
регулируемые его же нормами, может выдавать только "банк или иная кредитная
организация”. А Банк России кредиты выдает. Как кредитор в последней инстанции.
Для наглядности процитирую ГК РФ. Вот что
сказано в п.1 ст. 819 ГК РФ: " По кредитному договору банк или иная кредитная
организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит)
заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик
обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее”.
Здесь, в
приведенной цитате из ГК РФ, как можно
легко заметить, говориться о кредитной организации. То есть ГК РФ применяет то
понятие кредитной организации, которое приводиться в части 1 ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности”. Но, как я уже сказал, под него не подпадает Банк России. По
буквальному толкованию термина "банк”. Поскольку "банк” – это хозяйственное
общество. И о том, что банк –
хозяйственное общество, прямо сказано в статье 1 Федерального закона "О банках
и банковской деятельности”.
В этой
ситуации выход видится в применении систематического толкования.
Во-первых,
банковские операции и сделки это не одно и тоже. Банковские операции – это
технология осуществления сделок. На них выдается банковская лицензия. А что
касается Банка России, то он осуществляет их в силу прямого указания закона,
регламентирующего его деятельность.
Во-вторых,
нужно принимать во внимание статус Банка России. Он является центральным
банком. А это значит, что он есть банк. Но только со специальным статусом, в
самых общих чертах предусмотренных
в Федеральном законе "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Его
организационно-правовая форма не предусмотрена в ГК РФ. Ему не требуется
банковская лицензия.
Однако
противоречия, конечно, остается. Соответственно это противоречие переносится и
на его банковскую деятельность. Видимо, лучше в ГК РФ внести соответствующие
коррективы в части тех кредитов и других договоров, которые Банк России
заключает с кредитными организациями. Возможен и другой вариант. Когда будет
приниматься Банковский кодекс РФ, то в нем можно будет закрепить эту специфику
Банка России.
Некоторые
нюансы есть и в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности”. В нем
имеется ст. 2, которая называется
"Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской
деятельности”. В ней закреплено буквально следующее:
"Банковская
система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные
организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Правовое
регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими
федеральными законами, нормативными актами Банка России”.
В этой статье –
две части. Как мы видим, первая часть – это перечисление элементов, из которых
состоит банковская система. Во второй – называются те нормативные акты, которые
регулируют банковскую деятельность. Обращаю внимание на тот факт, что в этом
перечне нормативных актов указаны только законы и нормативные акты Банка
России. Причем законы субъектов Российской Федерации и другие подзаконные акты,
помимо нормативных актов Банка России, - не указаны. В этом мы видим признак
специфики банковской деятельности.
Источники
банковского права – это только федеральные законы и нормативные акты Банка
России. Мне уже неоднократно приходилось и в книгах и в статьях обращать на это
внимание. Замечу, что в учебниках по
банковскому праву можно встретить неправильное, на мой взгляд, утверждение о
том, что источниками банковского права являются все подзаконные нормативные
акты. В этом проявляется непонимание содержания банковской деятельности.
Для
практических целей важно иметь нормативное определение самой банковской
деятельности, а не только того перечня нормативных актов, которыми она может
регулироваться. Но при всей практической значимости понятия "банковская
деятельность”, в законах оно не
объяснено. Значит, остается доктринальное определение.
Теперь
посмотрим на само содержание банковской деятельности и те элементы, из которых
оно складывается.
Логика
правового регулирования выстраивается в зависимости от объекта правового
регулирования. А объект правового регулирования, – банковские отношения,
которые возникают по поводу банковской деятельности. Поэтому
нужно выяснить, в чем суть заключается суть банковской деятельности.
Сущность
банковской деятельности определяется предназначением банков и других кредитных
организаций в обществе. Самое общее определение, которое было сформулировано
еще в начале XX века в работах юристов: предназначения банка сводится к тому,
что это организация, которая торгует деньгами и предоставляет связанные с этим
финансовые услуги (депозиты, кредиты, расчеты и др.). Однако в связи с
научно-технической революцией и использованием ее достижений, постепенно
банковская деятельность усложнилась. И к этому определению добавляется многое
другое, что повышает комфортность банковских услуг.
Банковская
деятельность всех кредитных организаций обеспечивает функционирование
денежно-кредитной системы в стране.
Можно выделить
ряд признаков, которые характеризуют банковскую деятельность. К их числу
относятся: предмет, цели, субъекты и содержание банковской деятельности.
1). Предмет
банковской деятельности. Как известно, кредитные организации действуют в определенном секторе
рынка - в системе денежно-кредитных и финансовых отношений. Поэтому предмет их
деятельности – это деньги и производные от них финансовые инструменты. Эмиссия денег, денежное обращение и кредит –
все это и есть сущность банковской деятельности. Но в основе всего этого –
сущность и функции денег. Ими определяется сущность банковской деятельности.
В принципе,
можно проследить каким образом, каждая из известных нам функций денег
последовательно реализуется в целях, субъектах и в содержании банковской
деятельности, то есть в каждом из ее элементов. Так, в частности функция денег
как меры стоимости реализуется в таких формах банковской деятельности как,
например, открытие и ведение банковских счетов, зачисление денежных средств на
банковские счета, переоценка валюты, начисление процентов. В компетенции Банка России, эта функция
проявляется в эмиссии наличных денег, поддержании их курса, организации системы
расчетов в стране, а также и в тех банковских операциях, которые он проводит.
Или, к примеру, возьмем функцию денег как средства обращения. Банк России
организует денежное обращение, а кредитные организации обеспечивают
непосредственный оборот денег.
2). Цели
банковской деятельности.
а). Банковская
деятельность – лицензируемая разновидность
предпринимательской деятельности. Основная цель кредитных организаций –
получение прибыли. Остальные цели не закреплены текстуально, но выводятся
логически из смысла тех норм, которые регулируют банковскую деятельность. Они
закреплены как основные банковские операции. Естественно, что их проведение
может рассматриваться и как цель банковской деятельности.
Кредитным
организациям запрещается заниматься производственной, торговой и страховой
деятельностью. В этом проявляется сущность банковской деятельности.
б). Банковская
деятельность Банка России имеет специфику, обусловленную его положением в
банковской системе.
Цели банковской
деятельности кредитных организаций и цели деятельности Банка России – различны,
поскольку различно их правовое положение в денежно-кредитной и финансовой
системах. Целями деятельности Банка России являются: а) защита и обеспечение
устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской
Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной
системы. При этом получение прибыли не является целью деятельности Банка России
(ст.3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)”) .
3). Субъекты
банковской деятельности. Субъекты банковской деятельности - Банк России и
кредитные организации. Они обладают специальной правоспособностью, которая
используется ими для налаживания и осуществления банковской деятельности. При
этом их правоспособность определяется закрепленными в законе целями банковской
деятельности. Их цели различны, поэтому различен и характер и объем
правоспособности.
а). Банк России
действует в соответствии со своим правовым статусом, закрепленным в Федеральном
законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Он регулирует
процесс создания банковской системы и, соответственно, отвечает за
предотвращение системных рисков, которые возникают в процессе взаимодействия кредитных
организаций. Поэтому он устанавливает определенные финансовые нормативы,
правила банковских операций, правила бухгалтерского учета и банковской
отчетности которые обязаны соблюдать все кредитные организации.
б). Кредитные
организации создаются в организационно-правовой форме предусмотренной
гражданским законодательством в целях получения прибыли. Заметим, что
действующий Федеральный закон "О банках и банковской деятельности” сузил
возможности использования других организационно-правовых форм в банковской
деятельности, кроме как хозяйственного общества: акционерного общества,
общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной
ответственностью. В странах Запада предусмотрены не только эти, но и другие
виды организационно-правовых форм для субъектов банковской деятельности.
Например, кооперативные банки.
4). Содержание
банковской деятельности. Банковская деятельность включает, предусмотренный
законом и банковской лицензией перечень возможных банковских операций. В статье
5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности” названы не только
банковские операции, но и сделки. Характерно, что банковское законодательство
не раскрывает термин "банковская операция”. Каким образом она соотносится со
сделкой – ответа на этот вопрос в законах нет.
К сожалению, юристы отождествляют термины "банковская операция и
"сделка”. Между тем это разные понятия. Как я уже говорил, банковская операция
регулируется банковским правом. Сделка регулируется гражданским правом.
Лицензия выдается не на сделки, а на банковские операции. Субъектом банковской
операции может быть только кредитная организация. Сделка совершается двумя
сторонами – кредитной организацией и ее клиентом.
Права и
обязанности субъектов банковской деятельности реализуются в юридических
отношениях между ними (в правоотношениях).
Банковские
операции и сделки – это юридические факты, с которыми закон связывает
возникновение, изменение и прекращение банковских и гражданско-правовых
отношений.
В ходе
банковской деятельности возникает в основном два вида отношений: а) отношения
между кредитными организациями и их клиентами; б) отношения между Банком России
и кредитными организациями.
При этом первые
относятся к сфере действия гражданского права (гражданско-правовые отношения),
а вторые – к сфере действия банковского права (банковские правоотношения). Их
юридическая природа различна. Гражданские правоотношения регулируются в
соответствии с принципами равенства сторон, свободного волеизъявления и
диспозитивности. В эти отношения никто не вправе вмешиваться. И этот момент
важен в смысле защиты прав кредитных организаций и их клиентов. Стороны
действуют по своей воле и в своем интересе.
А вот второй
вид правоотношений (банковские правоотношения) регулируется на основе принципа
власти и подчинения.
Их не стоит
смешивать, а тем более – не стоит объединять в одно понятие. Иначе на практике
это может приводить к расширению императивного по своей природе банковского
права за счет диспозитивного гражданского права.
К сожалению, в
литературе по банковскому праву говорится, что банковские правоотношения – это
"комплексные правоотношения”, которые включают не только собственно банковские
отношения, но и гражданско-правовые, административно-правовые отношения. Такой
подход неправильный. Его реализация на практике приводит к тому, что грань
между разными правоотношениями теряется.
Понятие
"комплексное отношение” непосредственно затрагивает интересы банков и
банковских клиентов. Взять хотя бы такой пример. По закону, Банк России вправе
осуществлять над кредитными организациями надзор. Однако в Законе сказано о
надзоре над соблюдением банковского законодательства. Там не говорится о
гражданском законодательстве. Гражданское право регулирует взаимоотношения
между кредитными организациями и их клиентами. В сферу частных отношений Банк
России вмешиваться не имеет права. Он имеет отношение только к публичному
праву. Но если стать на позицию "комплексного правоотношения”, то тогда Банк
России, ссылаясь на то, что все взаимосвязано (комплексно) в объекте проверки,
может проверять в кредитной организации все, что угодно.
В
действительности же банковское право регулирует не все банковские отношения, а
только те, которые возникают в самой банковской системе, либо связаны с
формированием этой системы. В науке не следует объединять отрасль банковского
права с гражданским и административным правом в одну "комплексную отрасль
права”. На самом деле каждая из них – самостоятельная отрасль права.[i] У них
разная природа. Повторю: гражданское право регулирует отношения между
кредитными организациями и их клиентами, а банковское право – отношения между
Банком России и кредитными организациями, в том числе – банковские операции. Но
только не сделки. Сделки регулируются гражданским правом. И если все это в
науке объединять под эгидой "комплексной отрасли права”, то эта грань теряется
и тогда банковское право, построенное на методе власти и подчинения, начинает
поглощать гражданское право, построенное на принципах свободного волеизъявления
и равенства сторон. А Банк России начинает издавать нормативные акты, которые
выходят за рамки его компетенции, потому что содержат нормы гражданского права.
Гражданское
право построено на принципах свободного волеизъявления, равенства сторон и
диспозитивности. Его нормы регулируют договорные отношения, сделки. В эти
отношения Банк России вмешиваться не имеет права. В п.7 ст. 3 ГК РФ закреплена
норма: по вопросам гражданского права, нормативные акты могут издаваться
федеральными органами исполнительной власти. Но, как известно, Банк России не
является органом исполнительной власти. Банк России – банк, уполномоченный
законом на выполнение функций центрального банка.
В отличие от
этого банковское право – это отрасль права, которая регулирует взаимоотношения
в банковской системе, и в том числе – банковские операции. Правила банковских
операций устанавливаются банковским законодательством и нормативными актами Банка
России.
Банковская
операция – это предусмотренная банковским законодательством и нормативными
актами Банка России технология осуществления сделки, участником которой
является кредитная организация. [ii] Это
отношение, построенное на основе власти и подчинения. Его не следует путать или
смешивать с гражданско-правовым отношением. Предмет этого отношения –
банковская операция. Например, операция по размещению привлеченных денежных
средств (регламентируется Положением Банка России № 54-П).
Сделки – не его компетенция. Поэтому важно чтобы он не
занимался никаким правотворчеством в этой области. Он не вправе издавать
нормативные акты по вопросам гражданского права.
Банковская
деятельность имеет множество аспектов. Следует различать основную и
вспомогательную банковскую деятельность.
Основная
банковская деятельность - это такая деятельность кредитной организации, которая
включает банковские операции, а также реализацию правоспособности компетенции
кредитной организации по заключению сделок.
Вспомогательная
банковская деятельность направлена на обеспечение благоприятных и безопасных
условий осуществления основной банковской деятельности. Эта деятельность
косвенно связана с результатами основной банковской деятельности. Например, к
вспомогательной банковской деятельности относится информатизация, охрана,
система безопасности и другие, аналогичные виды деятельности различных
подразделений кредитной организации.
5). Правовое
регулирование банковской деятельности. Все элементы, из которых складывается
банковская деятельность, так или иначе, регулируются действующим
законодательством. Соответствующие положения, скажем, в отношении
денежно-кредитной политики закреплены в Конституции Российской Федерации, в
федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации”, в
Федеральном законе "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.
Например,
предмет банковской деятельности, - денежная система, регулируется в п.п. 1-2 ,
ст. 75 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия
других денег в Российской Федерации не допускаются. Защита и обеспечение
устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации,
которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. В
статье 140 Гражданского кодекса Российской закреплены главные элементы денежной
системы (денежная единица - рубль, как законное средство платежа, наличные и
безналичные деньги). Вопросы денежной системы регулируются и федеральным
законом "О валютном регулировании и валютном контроле”.
Общий порядок
осуществления банковских операций предусматривается законами и нормативными
актами Банка России. Точно также, банковскими законами и нормативными актами
Банка России регулируются вопросы создания, регистрации и лицензирования
кредитных организаций, порядок работы с банковской информацией. В общем можно
сказать так, что правовое регулирование захватывает всю банковскую деятельность
во всех ее проявлениях. Главное при этом заключается в том, что состав
нормативных актов является исчерпывающим (Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)”,
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности”, другие федеральные
законы и нормативные акты Банка России”. Банковская деятельность является
формой валютного, кредитного и финансового регулирования, что составляет предмет
ведения Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации).
Поэтому она не может регулироваться законами и другими нормативными актами
субъектов Российской Федерации.
Поскольку
кредитная организация осуществляет не только банковские операции, Но и
заключает сделки, реализуя свою правоспособность, то может возникнуть вопрос о
том, что, во-первых, сделки не могут регулироваться нормативными актами Банка
России, а во-вторых, они, наоборот, могут регулироваться нормативными актами
федеральных органов исполнительной власти. Ответ здесь таков. Поскольку
кредитная организация, заключая некоторые сделки, вступает в сферу гражданского
права, то здесь она, как и все юридические лица (в части сделок), может
подпадать под действие нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти (см. статью 3 ГК РФ). Но, повторю, это не относится к самим банковским
операциям.
Правовое
регулирование банковской деятельности содержит еще один момент, на который
стоит обратить внимание. Речь идет о том, что Банк России не вправе
регулировать своими нормативными актами банковскую систему. Если бы
законодатель пожелал наделить его таким правом, то он бы это право закрепил в
законе. Вместо этого мы видим, что в статье 2 Федерального закона "О банках и
банковской деятельности”, которая называется – "Банковская система и правовое
регулирование банковской деятельности”, как уже отмечалось, содержит две части.
И в первой части статьи указаны элементы, из которых состоит российская
банковская система: Банк России, кредитные организации, филиалы и
представительства иностранных банков. А во второй части этой же статьи
называются те нормативные акты, которые регулируют банковскую деятельность.
Среди них указаны и нормативные акты Банка России. Вот и получается, что
нормативные акты Банка России могут регулировать только банковскую
деятельность, но не банковскую систему как таковую.
Практическое
значение этой мысли состоит в следующем. Банк России, на наш взгляд, не имеет
права предусматривать в своих нормативных актах регулирование вопросов
относящихся к построению банковской системы, а значит и структурных
подразделений кредитных организаций – их филиалов. Но мы знаем, что Банк России
своими нормативными актами регулирует так называемые внутренние подразделения
кредитных организаций. Среди них можно, в частности, назвать дополнительные
офисы кредитных организации. Мне думается, что эти вопросы должны решаться
только в гражданском и в банковском законодательстве, но никак не в нормативных
актах Банка России. Ведь они относятся к внутренней составляющей
организационно-правовой формы кредитной организации. Поэтому нужно внести
соответствующие дополнения в Федеральный закон "О банках и банковской
деятельности”. Тем более что эти внутренние подразделения, в том числе, кстати,
- обменные пункты, операционные кассы вне кассового узла, депозитно-кредитные
офисы могут осуществлять банковские операции. Но в отсутствие законодательного
регулирования, с точки зрения гражданского права, могут возникать вопросы.
Получается, что Банк России восполняет некий пробел в законодательстве, что
неправильно.
Структура
кредитной организации – это внутренняя часть организационно-правовой формы. Это
не сама банковская деятельность, а организационная предпосылка ее эффективности.
[i] См.: Братко А.Г. Банковское право (теория и практика).-
М.: Приор, 2000; Он же Центральный банк в банковской системе России.- М.: Спарк
2001; Он же Банковское право России.- M.: Юридическая литература, 092003.
[ii] См.: Братко А.Г. Банковское право России. – М.:
Юридическая литература, 2003
г. C. 556 -564.
|