Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Разумова Л.Т. Роль, задачи и значение управленческой власти в общей структуре государственной власти
Роль, задачи и значение управленческой власти в общей структуре государственной власти

Разумова Любовь Тимофеевна, соискатель кафедры конституционного права и государственного строительства Академии управления при президенте Республики Беларусь

Принцип разделения властей давно уже является одним из основных признаков правового государства наряду с верховенством права, законностью управления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина и обеспечением самостоятельности гражданского общества в отношениях с государством. Данный принцип – не результат трудов какого-либо мыслителя или одного из направлений политической мысли какой-либо эпохи, различные правовые принципы и политические концепции разделения государственной власти с разной степенью теоретической и практической оформленности можно встретить в любом периоде истории развития государства и права и политико-правовых учений. В необходимости формирования единой общепризнанной теории разделения властей не приходится сомневаться и сейчас, в эпоху конституционного закрепления названного принципа.

Идеи о разделении государственной власти можно встретить в каждой эпохи истории политических и правовых учений, однако, именно в новое время принцип разделения властей получает свою наибольшую актуальность.

Государственная власть делилась на власть законодательную, призванную издавать законы государства, и власть монарха, который обязан эти законы претворять в жизнь. Последняя власть, в силу специфики своей деятельности, получила название исполнительной. Судебная власть впервые выделяется Ш.-Л. Монтескье.

Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескье заложили основу, первые фундаментальные положения в создающуюся теорию разделения властей, определив основной спектр дискуссионных проблем государственного строительства будущих правовых государств в отношении государственной власти и основных способов ее деления. Основным аргументом в пользу разделения властей для них являлась защита неотъемлемых прав человека от посягательств государства, что выразилось в компромиссе между буржуазией и дворянством при осуществлении ими государственной власти. Главное отличие разделения властей в новое время от предшествующих периодов выражалось не просто в разделении функций государственных органов, которое существовало всегда, а в разделении государственных институтов на основные ветви власти и недопущении смешения полномочий различных властей в одном органе или одним человеком, что было достигнуто в результате компромисса политических сил по поводу обладания властью в государстве.

Принцип разделения властей, целью которого является защита общества, человека и гражданина от тоталитарного государства, его неограниченной власти с помощью расчленения последней на несколько ветвей, зачастую на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, и их надлежащего организационно-правового ограничения, является одним из важнейших достижений политической культуры.

Причем эти ветви государственной власти находят материальное выражение в ее основных функциях – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих функций представлена соответствующими суверенными сдерживающими и уравновешивающими друг друга органами государственной власти и самостоятельно ими осуществляется. При этом важно отметить, что принцип разделения властей характеризуется прежде всего юридическим равенством трех ветвей власти, их верховенством, суверенностью в закрепленной сфере деятельности и соответственно независимостью друг от друга. Суть принципа разделения властей состоит в том, что единая государственная власть, имеющая своим единственным источником народ, покоящаяся на едином государственном суверенитете, на единстве государственной политики по принципиальным вопросам, может быть связанной правами человека, легитимно, в правовом режиме функционировать при условии ее деконцентрации, организационно-правового рассредоточения по основным самостоятельным центрам (ветвям). Как видим, он приводит лишь к формальному многовластию в государстве, которое приобретает образ фактического при отражении в массовом сознании. К сожалению, принцип разделения властей до сих пор не получил глубокого понимания, отражения в постсоветском сознании граждан, политиков, депутатов парламентов стран СНГ, в том числе Беларуси. Такое поверхностное осознание принципа разделения властей является одной из причин напряженности, конфликтов между властями в государствах СНГ. Важно отметить общую обособленность, которая заключается в том, что утверждение принципа разделения властей в политической практике, сознании, нигде гладко безболезненно не происходило, поскольку всегда было связано с перераспределением власти, полномочий в системе государственных органов, разрушением ее иерархии, ограничением компетенции государственных властных институтов.

Как известно, советская власть основывалась на конституционном принципе организационно-правового единства государственной власти, исключающем ее делимость на отдельные, относительно независимые власти, устанавливающем полновластие Советов, монополию на государственную власть в масштабах государства и в каждой территориальной единице, абсолютное верховенство высшего представительного органа – Верховного Совета (о чем свидетельствовало и его название), возглавляющего всю систему государственного управления и обязаны были издавать свои правовые акты в рамках конституционной формулы – "на основе и во исполнение Конституции и законов".

Конституция Республики Беларусь, принятая Верховным Советом 15 марта 1994 года, впервые в статье 6 закрепила принцип разделения властей, который выражался в следующем: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга". Анализ данной статьи и других статей Конституции Республики Беларусь свидетельствует о том, что принцип разделения властей не получил в ней последовательного, четкого закрепления. К примеру, Конституционный Суд формировался лишь одной ветвью власти – законодательной, хотя в других странах (Германия, Италия, Франция, Россия, Украина, Казахстан) аналогичный орган формируется на паритетной основе.

В результате на практике наблюдалось нарушение баланса полномочий ветвей власти в пользу Верховного Совета, который законодательствовал на основе прежнего, советского принципа единства государственной власти.

Осуществление исполнительной власти в Республике Беларусь Конституция возлагала на впервые созданный институт президентства, который пользуется широкой популярностью во всем мире. Кстати сказать, более 130 стран мира имеют в своей политической системе институт президентской власти. Согласно ст. 95 Конституции Президент являлся не только Главой государства, но и главой исполнительной власти. В силу этого он должен был выполнять функции, обязанности двух должностей, которые имели разные цели, задачи и уровни властности. К тому же обязанности Главы государства не были обеспечены должным объемом правомочий.

В соответствии с Конституцией судебная власть не включала в свою систему такой важный орган по охране Основного Закона, по обеспечению его верховенства, как Конституционный Суд.

Необходимость последовательного, реального закрепления в Конституции принципа разделения властей, восстановления равновесия трех ветвей власти, баланса между обязанностями и правами Главы государства, повышения статуса исполнительной власти в системе государственных органов и ее роли в управлении государством и обществом явилась одной из объективных причин президентской инициативы, направленной на внесение необходимых изменений и дополнений в Конституцию Беларуси путем республиканского референдума. Принятые на референдуме 24 ноября 1996 года изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь существенно обогатили теорию и конституционную практику разделения властей, значительно укрепили их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти – президентская, арбитражная по своей сути власть, охранительная, лидирующая по своей направленности.

Президент Республики Беларусь перестал быть главой исполнительной власти, что, однако не превращает его в некий государственный символ. Теперь он – Глава государства, из чего следует, что Президент является первым среди государственных должностных лиц, занимает самостоятельное главенствующее место в системе государственных органов Беларуси. Он представляет Республику Беларусь внутри страны и в международных отношениях. А это означает, что Президент выступает от имени всех государственных органов, его официальные заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, утверждении. Все официальные выступления Президента и сделанные им заявления обязывают государство в целом. поскольку он действует в соответствии с Конституцией Беларуси и в силу должности, т.е. на основании того, что является Главой суверенного государства. К тому же Президент является наиболее авторитетным выразителем определенных политических интересов, обладателем политического мандата, полученного от народа во время всеобщих прямых президентских выборов.

Президент не включен в систему разделения властей, поставлен над всеми ветвями власти. В результате его авторитет, политико-правовая защищенность усиливаются. Президент обладает неприкосновенностью, а его честь и достоинство охраняются законом.

В политико-правовом плане наделение Президента титулом Главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости системы государственного управления, институтов государственной власти, их преемственности, стабильности в государстве.

Невозможно себе представить функционирование органов государственной власти в современном государстве на основе принципа разделения властей без авторитетного арбитра, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность, без Президента – охранителя основ конституционного строя, существенных ценностей общества, который не только олицетворяет единство народа, государства внутри страны и вовне, но и обеспечивает необходимое взаимодействие государственных властей, устойчивость механизма государственной власти. Остальные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – осуществляют установленную Конституцией и законами деятельность, т.е. законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие.

Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию, свидетельствую о том, что Президент дистанцирован от всех ветвей власти и не несет политической ответственности за свои действия. Вместе с тем он отчасти нормотворчествует, участвует в осуществлении законодательной , исполнительной и судебной властей, разрешает споры между властями. Он обязан делать это для того, чтобы выступать в качестве гаранта республиканской формы правления, реализации основных направлений внутренней и внешней политики, суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, выполнять обязанность по поддержанию стабильности в государстве, гражданского мира в обществе. Именно поэтому главам в Конституции, посвященным трем ветвям власти, предшествует глава о Президенте Республики Беларусь. С нее начинается изложение системы государственных органов Беларуси, что объясняется особым значением Президента в системе государственных органов Республики Беларусь. Как известно, по Конституции 1994 года первым конституционным органом государственной власти являлся Верховный Совет Республики Беларусь.

Президент, реализуя свои функции, закрепленные в части первой и второй статьи 79 Конституции, призван обеспечить должное исполнение юридических обязанностей всеми органами государства. К примеру, функцию гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина Президент может осуществлять как путем непосредственного обращения к органам и должностным лицам, действия которых не отвечают конституционным требованиям, нарушают права и свободы личности в целом, отдельных групп населения, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на восстановление нарушенных норм, прав и свобод, защиту интересов граждан. 

В связи с внесенными в Конституцию Республики Беларусь изменениями и дополнениями, законодательная власть больше не находится в привилегированном положении, она приобрела более цивилизованное название, означающее окончательный отказ от советской модели высшего органа государственной власти, и совершенную структуру, которая соответствует стандартам западного парламентаризма. Ныне представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется "Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь". Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики (ст. 90). Двухпалатные парламенты достаточно широко распространены за рубежом. В конституции закреплен принцип самоорганизации палат Национального собрания. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы в принимаемом регламенте (ст. 105). Палаты Национального собрания заседают раздельно. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат, упомянутым в Конституции, может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе, для выработки согласованного текста законопроекта (ч. 4, 5 ст. 100).

Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, является нижней палатой и соответственно основным законодательным органом, играющим главную роль в законотворческом процессе. Оно законодательствует только по определенному кругу вопросов, перечисленному в ст. 97 Конституции. Вместе с тем, конституционная процедура последовательного принятия законопроекта обеими палатами свидетельствует об их равном правовом статусе в осуществлении законотворчества, что обеспечивает единство Национального собрания, а соответственно, правовое отражение общих интересов всего народа Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц. Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в ст. 98 Конституции. Совет Республики является верхней палатой и способствует более тщательной, обоснованной разработке законодательства, укреплению законности и усилению взаимодействия между властями. К примеру, Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда и дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда.

Как известно, ХХ век является веком усиления исполнительной власти и кризиса парламентаризма во всем мире. И это не злой умысел правителей, политиков, а мировая политическая тенденция, обусловленная динамичностью жизни, глобальностью, сложностью проблем в наше время.

В результате последовательного закрепления в Конституции принципа разделения властей, усиливается исполнительная власть, а Совет Министров становится "сильным" институтом государственной власти, единственным органом, возглавляющим и осуществляющим исполнительную власть, а равно выступающим в качестве центрального органа государственного управления (ч. 1 ст. 106). Статус Совета Министров и его Премьер-министра получает в главе пятой Конституции четкое, детальное закрепление, что свидетельствует об их значимости, роли в системе органов государственной власти, и в практике государственного управления. В частности, Правительство Республики Беларусь:

руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении;

обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью"

обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента (ст. 107).

с обретением Советом Министров самостоятельного статуса усиливается его ответственность перед Парламентом (ч. 2 ст. 106), хотя депутаты Палаты представителей могут быть одновременно членами Правительства (ч.3 ст. 92).

Ответственность Правительства перед Парламентом, участие Палаты представителей в процессе формирования Совета Министров, оценка ею программы деятельности последнего являются важнейшими проявлениями взаимодействия президентской, законодательной и исполнительной властей.

Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию, устанавливают более совершенную систему "сдержек и противовесов", которая обеспечивает возможность взаимного контроля ветвей власти, создает условия для их бесконфликтного взаимодействия, функционирования, основываясь на следующих положениях:

во-первых, Президент Республики Беларусь – Глава государства олицетворяет единство народа, выступает в качестве арбитра властей. Он как общенародный лидер, обладающий высшей представительной властью, имеет действенные, эффективные конституционные способы воздействия на законодательную, исполнительную и судебную власти. Его президентская или арбитражная власть заполняет вакуум во взаимоотношениях между властями, обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними;

во-вторых, порядок формирования и сроки функционирования властей имеют существенные особенности. Президент избирается гражданами Республики Беларусь сроком на 5 лет. Каждая из Палат Парламента имеет четырехлетний срок полномочий и формируется особым образом. Члены Совета Республики избираются на собраниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня. А депутаты Палаты представителей избираются непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполнительная и судебная власти Беларуси формируются Президентом и Парламентом. Причем, срок полномочий членов Конституционного Суда составляет 11 лет;

в-третьих, Конституционный Суд Республики Беларусь, осуществляя контроль за конституционностью нормативных актов в государстве, играет важную роль в функционировании механизма "сдержек и противовесов";

в-четвертых, закон есть результат общих интересов президентской, законодательной и исполнительной властей, ибо в законотворческом процессе в обязательном порядке участвуют Национальное собрание и Президент, а в определенных случаях и Правительство.
Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Разумова Л.Т.
Просмотров: 1365 | Теги: Разумова Л.Т., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде