Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Оськин Ф. Ф. О компетенции руководителей
О компетенции руководителей / 

Оськин, Ф. Ф.
О компетенции руководителей /Ф. Ф. Оськин.
//Правоведение. -1990. - № 1. - С. 76 - 80
Библиогр. приведена в подстрочных ссылках.



КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА - КОМПЕТЕНЦИЯ - ПРЕДПРИЯТИЯ -
РАБОТОДАТЕЛЬ - ТРУДОВОЕ ПРАВО - УПРАВЛЕНИЕ 
Материал(ы):
О компетенции руководителей [Журнал "Правоведение"/1990/№ 1]
Оськин Ф.Ф.

Успешное развитие процессов обновления экономической, политической, правовой и других сфер советского общества в значительной мере зависит от кадров, особенно от руководителей. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии прямо сказано, что никакой перестройки, никакого перелома произойти не может, если каждый руководитель не поймет огромного значения практических действий, которые только и могут двигать жизнь вперед, повышать эффективность труда.1

На совещании в ЦК КПСС, состоявшемся 18 июля 1989 г., были обсуждены актуальные проблемы деятельности партии в современных условиях. Большое внимание при этом уделено проблеме кадров руководителей. Подчеркнута, в частности, необходимость решения назревших кадровых вопросов, выдвижения к руководству действительно убежденных, активных сторонников перестройки, умеющих по-современному мыслить и действовать, способных вести людей.2

Практическая деятельность руководителей на разных уровнях механизма государственного управления имеет специфику, следовательно, неодинаковы и требования к характеру их управленческого труда. Однако ко всем руководителям предъявляются и общие требования. Руководитель — это лицо, имеющее право направлять деятельность человеческих общностей (общества в целом, социальной группы, организации), принимать управленческие решения и осуществлять организаторскую деятельность по реализации целей и функций управления.3

Эффективность труда руководителей во многом зависит от нормативного закрепления их компетенции, которая очерчивает соответствующую сферу деятельности, определяет место каждого из них в государственном аппарате. В литературе по административному праву и теории государственного управления нет четкой характеристики этого важного понятия. Отсутствие документов, регламентирующих правовое положение руководителей, затрудняет разграничение обязанностей и прав между начальником и его заместителями, приводит к дублированию в работе и не обеспечивает оперативного руководства со стороны определенных лиц.4 Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул связь перестройки управления экономикой с более четким правовым регулированием деятельности как трудовых коллективов, так и должностных лиц в целях исключения волюнтаризма на всех уровнях хозяйственной системы.5 Содержание компетенции органа включает задачи, функции, обязанности и права. В совокупности эти элементы наиболее полно отражают и содержание компетенции конкретных должностных лиц, поскольку должность представляет собой часть компетенции органа.

Перед любым руководителем стоят определенные задачи, которые он осуществляет в рамках конкретных направлений деятельности — функций. В связи с этим на него возлагаются функциональные обязанности. Наконец, руководитель наделяется соответствующими правами, выступающими в качестве средств выполнения обязанностей. Нормативное закрепление компетенции руководителей целесообразно осуществить в таком комплексном юридическом акте, как должностная инструкция по организации работы руководителя (с указанием конкретной должности). Его разработка требует однозначного и четкого определения веер элементов компетенции: задач, функций, прав и обязанностей. Для каждой категории руководителей они специфичны. Однако не менее важно выявить их общие стержневые признаки. На них и остановимся.

Прежде всего о задачах. Под ними мы понимаем комплекс вопросов, для разрешения которых и вводится конкретная должность. Таким образом, задачи являются основообразующим элементом содержания компетенции. Руководитель должен осуществлять только такую деятельность, которая соответствует его задачам.

К задачам руководителей относятся: руководство деятельностью органа или его структурного подразделения, объединение усилий личного состава на эффективное и качественное выполнение задач, возложенных на орган в целом или его подразделение; обеспечение качественного подбора кадров, их расстановки, обучения и воспитания, безупречного исполнения ими служебных обязанностей и соблюдения дисциплины; постоянное совершенствование деятельности органа на основе использования новейших достижений науки и техники, обобщения и распространения передового опыта, внедрения в практику научной организации труда и управления.

Задачи руководителя — только один элемент его компетенции. Не менее важно правильно уяснить содержание его функций. Применительно к компетенции руководителя рассмотрению подлежат функции руководства, в основе которых лежит организаторская деятельность, определяющая другие виды его деятельности. Под функциями руководства в юридической литературе понимаются «наиболее общие, типичные виды действий, осуществляемых руководителями, характеризующие сущность и содержание их деятельности».6 Указание в определении на типичные виды действий, т. е. конкретные повторяющиеся действия, раскрывает содержание не функций, как таковых, а функциональных обязанностей. Поэтому под функциями руководства следует понимать направления деятельности. В определении подчеркивается, что виды действий, осуществляемых руководителями, характеризуют сущность и содержание деятельности. Это действительно так. Но следует учитывать и другое. Определенная деятельность (работа) не самоцель. Она всегда направлена на выполнение конкретных задач, возложенных на руководителя. И это необходимо отразить в определении. Указанное дополнение будет подчеркивать служебную роль функций руководства, их целевое назначение. Итак, функциями руководства следует считать направления деятельности, реализуемые руководителем, характеризующие сущность и содержание его работы по выполнению возложенных на него задач.

Функции руководства подразделяются на общие и специфические. Общие функции характеризуют деятельность каждого руководителя вне зависимости от занимаемой должности. В. С. Основин относит к ним программирование, распорядительство, надзор и координацию действий подчиненных, стимулирование, изучение и воспитание кадров, представительство.7 М. Марков классифицирует функции руководства на специфически руководящую (выработка и провозглашение цели), управленческо-распорядительную, организаторскую и воспитательную.8

Названные авторы в принципе одинаково подходят к перечню конкретных функций руководства, выявляя общие и особенные моменты в деятельности руководителей. Однако формулировка функций программирования, выработки и провозглашения цели недостаточно четко раскрывает их содержание. Полнее отражает сущность этой единой функции такое название: «выработка программы деятельности органа (обоснование и организация разработки перспективных и текущих планов). Значительно точнее названия «функция распорядительства» название «управленческо-распорядительная функция». Она подчеркивает, что речь идет о распорядительстве именно в сфере государственного управления.

Под функцией надзора и координации действий подчиненных понимается скорее контроль руководителя за деятельностью своих заместителей, руководителей курируемых служб. Кроме того, руководитель органа наряду с координацией действий подчиненных осуществляет их взаимодействие, а также взаимодействие данного органа с другими.

Наименование же «функция изучения и воспитания кадров» полнее отражает соответствующий процесс, чем термин «воспитательная функция». Воспитание немыслимо без глубокого знания особенностей характера, уровня сознания, отношения подчиненного к работе и т. п. Применительно же к деятельности руководства эта функция должна быть расширена. Руководитель органа государственного управления занимается как обучением, так и изучением, воспитанием, подбором и расстановкой кадров.

С учетом сказанного эту функцию руководства следовало бы обозначить как функцию подбора, расстановки, обучения, изучения и воспитания кадров. Посредством ее реализации достигается качественная укомплектованность кадрами, создание здорового морально-психологического климата в коллективе, обеспечение добросовестного исполнения обязанностей.

Следует согласиться с В. С. освоенным, который не выделяет организаторскую функцию как самостоятельную. Анализ практической деятельности руководителей показывает, что в основе перечисленных функций руководства лежит организаторская деятельность, которая не обособлена от других функций, является их составной частью.

Таким образом, к общим функциям руководителя следует отнести: а) выработку программы деятельности органа (обоснование и организация разработки перспективных и текущих планов); б) управленческо- распорядительную функцию; в) контроль за деятельностью своих заместителей, руководителей курируемых служб; г) организацию взаимодействия служб и других структурных подразделений, взаимодействие с другими органами; д) подбор, расстановку, обучение, изучение и воспитание кадров; е) стимулирование деятельности личного состава; ж) представительство.

Руководитель органа осуществляет руководство как органом в целом, так и отдельными службами и подразделениями. Воздействие на деятельность служб, которые непосредственно закреплены за руководителем, осуществляется посредством реализации специфических функций. И чем больше таких подразделений, тем шире их арсенал. В ходе реализации функция расчленяется на конкретные действия, т. е. функциональные обязанности. Они определяются в зависимости от степени сложности выполнения конкретной функции. Исполнение функциональных обязанностей, вытекающих из общих функций руководства, связано с решением вопросов по руководству органом в целом. Совсем иной характер имеют функциональные обязанности, вытекающие из специфических функций. Их набор для реализации каждой функции своеобразен. Это позволяет руководителю организовать работу конкретных служб, анализировать результаты их деятельности, принимать соответствующие решения, направленные на совершенствование работы закрепленных за ним служб.

Анализ нормативных документов, в частности, Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)»,9 положений об органах государственного управления позволяет сформулировать основные обязанности руководителя. К ним относятся: а) руководство всей деятельностью и организация работы органа в целях выполнения возложенных на него задач; б) организация разработки перспективных, текущих планов работы; в) непосредственно или через своих заместителей обеспечение качественного и в установленный срок выполнения планов работы, указаний вышестоящих органов, принятых решений; г) обеспечение постоянного поиска резервов, а при выявлении таковых их рациональное использование; д) организация разработки программ комплексных мероприятий по повышению эффективности деятельности органа; е) обеспечение деятельности органа на основе использования достижений науки и техники, изучения, обобщения и внедрения в практику передовых форм и методов работы, научной организации управления и труда.

Ряд важных обязанностей руководителя сформулирован XXVII съездом КПСС, а именно: обеспечение коллективной работы людей, постоянное общение с массами, забота об интересах и нуждах людей, личный пример, повышение роли морального фактора в поощрении передовиков производства, широкое развитие традиций ударничества, проведение регулярных отчетов перед трудовыми коллективами.10

Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел проблемы перестройки и кадровой политики партии, а также конкретные меры, направленные на их решение. Наряду с другими вопросами важное место в системе кадровой политики отведено руководителям. Пленум разработал арсенал средств, использование которых должно способствовать эффективному управлению конкретным коллективом. В частности, отмечалась необходимость создания в трудовом коллективе атмосферы, которая побуждала бы всех к поиску эффективных решений, предельно откровенному, открытому обмену мнениями; привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим вопросам; создания благоприятных условий для высокопроизводительного труда людей, их жизни и быта, утверждения в коллективах атмосферы творческого поиска.11 Указанные идеи направлены на развитие демократии, повышение ответственности руководителей за порученное дело.

Кроме перечисленных к обязанностям руководителей следует отнести организацию учета результатов работы и анализ эффективности деятельности органа; организацию и непосредственное проведение работы по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров, формированию стабильного профессионального ядра коллектива, полноценного резерва на выдвижение, благоприятного социально-психологического климата в коллективе; организацию и осуществление контроля за деятельностью заместителей, руководителей курируемых служб; организацию сбора и анализа информации о состоянии функционирования возглавляемой системы; организацию составления отчетности и представление соответствующим органам в установленные сроки, обеспечение ее достоверности.

Важное место в повышении трудовой активности коллектива отводится гласности. В резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции упомянуто и о гласности деятельности руководителей предприятий и учреждений. Подчеркнуто, что трудящиеся должны быть в курсе решений по производственным и социальным вопросам, знать результаты работы и финансовое положение своих коллективов. Проекты решений, затрагивающие интересы людей, администрация обязана заблаговременно доводить до сведения коллектива и выявлять отношения к намеченным мерам.12 Знание каждым трудовым коллективом указанных проблем позволяет видеть успехи и недостатки, факторы, их обусловливающие, вносить соответствующие предложения, направленные на их устранение. Таким образом, гласность дает возможность каждому труженику активно включаться в работу.

Более подробно функциональные обязанности различных категорий руководителей изложены в квалификационном справочнике.13 Выполнение обязанностей руководителем предполагает наличие у него необходимых прав. Нормативное закрепление прав и обязанностей лица, занимающего конкретную должность, в одном юридическом акте создает предпосылки более эффективного воздействия на работу коллектива.

В данном случае право — это власть, которой государство наделяет руководителя для того, чтобы он мог обеспечить выполнение вверенным ему коллективом поставленных задач.14 Более конкретно права руководителя выражаются в перечне властных действий, необходимых для выполнения его обязанностей с целью реализации функций и решения задач, возложенных на него, а через них на орган в целом. Обеспечивая функционирование возглавляемой им системы, руководитель решает многочисленные и постоянно возникающие вопросы с использованием различных методов, форм государственного управления, в том числе путем принятия управленческих решений, которые юридически закрепляют и регулируют определенные виды общественных отношений. В пределах своей компетенции руководитель принимает решения по основным вопросам организации и деятельности органа. Специфику и разнообразие таких решений желательно отразить в инструкции по организации работы руководителя.

Наряду с принятием решений руководитель имеет право: а) требовать от своих заместителей, руководителей закрепленных за ним служб своевременного и качественного выполнения запланированных мероприятий, других решений, касающихся их деятельности; б) требовать от указанных лиц представления соответствующих материалов для оценки их деятельности и деятельности подчиненных им служб; в) отменять или изменять решения своих заместителей, других руководителей, если они противоречат действующему законодательству, другим нормативным актам, являются неоптимальными или нецелесообразными; г) утверждать отчеты о деятельности органа и курируемых подразделений; д) заслушивать заместителей, руководителей служб о выполнении возложенных на них задач, запланированных мероприятий и по другим вопросам их деятельности; е) применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания в соответствии с трудовым законодательством и правилами внутреннего трудового распорядка; ж) давать письменные указания, определяющие порядок и сроки исполнения законодательных и подзаконных нормативных актов, планов и других управленческих решений.

Говоря о правах руководителя, следует отметить, что должностное лицо не только вправе, но и обязано осуществлять указанную властную деятельность. В литературе правильно подчеркивается, что должностные права являются одновременно и обязанностями работника аппарата управления.15

Итак, в инструкцию по организации работы руководителя следовало бы включить такие разделы: 1) общие положения, 2) основные задачи, 3) функции, 4) функциональные обязанности, 5) права, 6) ответственность. Причем содержание последнего раздела должно базироваться на принципе: «... руководитель отвечает не только за то, как он руководит, но и за то, что делают руководимые им».16

Общая формулировка ответственности должна быть конкретизирована применительно к каждой сфере деятельности.

Разработка и издание инструкции позволит руководителям, особенно не имеющим достаточного опыта, четче уяснить свою роль, место и назначение в определенной управленческой системе, усвоить стоящие перед ними задачи, предметнее осуществлять организаторскую деятельность, эффективнее использовать предоставленные им полномочия. А это, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию управленческой деятельности органа, отграничению их компетенции от компетенции других руководителей и, наконец, повышению уровня личной ответственности за результаты своего труда и труда вверенного коллектива.

В целях качественной подготовки предлагаемых инструкций целесообразно было бы на уровне министерств и ведомств разработать методические рекомендации по их составлению, а также типовые инструкции, регламентирующие деятельность руководителей конкретной отрасли, сферы государственного управления. В соответствии с указанными документами, а также положениями об органах государственного управления или их подразделениях, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих непосредственно в объединениях, на предприятиях и следует разрабатывать и принимать должностные инструкции по организации работы конкретных руководителей.
Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Оськин Ф. Ф.
Просмотров: 819 | Теги: теория государства и права, статьи, Оськин Ф. Ф., ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде