Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде

Юридический канал. Законы РФ. Рефераты. Статьи. Полезная информация.

Категории сайта

Авторское право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Банкротство
Валютное право
Военное право
Гражданский процесс
Гражданское право
Договорное право
Жилищное право
Защита прав потребителей
Земельное право
Избирательное право
Исполнительное право
История государства и права РФ
История государства и права зарубежных стран (ИГПЗС)
История политических и правовых учений (ИППУ)
Информационное право
Коммерческое право
Конституционное право (КПРФ)
Рефераты
Банк рефератов

Яндекс.Метрика

Каталог статей

Главная » Статьи » Административное право

На правах рекламы



Муравьев А.А. К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах

К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ
в федеральных округах

·          К вопросу о статусе полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (А.А. Муравьев, "Журнал российского права", N 8, август 2003 г.)

 

Значимым шагом, оказавшим непосредственное воздействие на управление в Российской Федерации, стало образование федеральных округов и введение института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. При этом ставилась вполне практическая задача, которая не только и не столько была направлена на создание "сильного государства" взамен дисбалансированной, плохо управляемой страны, а на формирование эффективного государства. Именно этой проблеме в 2000 году было посвящено Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации*(1).

Как известно, юридически понятие статуса может быть выражено прежде всего через компетенцию органа (должностного лица), которая представляет собой совокупность полномочий по предметам ведения, отнесенным к данному органу Конституцией и законодательством Российской Федерации, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Статус государственного органа, органа государственной власти или должностного лица характеризуется его функциональным назначением, управленческим профилем, структурно-функциональными качествами и особенностями, его наименованием, определением принадлежности к видам и уровням государственной власти, положением в иерархии государственных органов.

Утвержденное Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе*(2) является именно таким актом, в котором на основе Конституции и федерального законодательства системно определены основные задачи полномочного представителя, его функции, права, организация и обеспечение деятельности.

В Положении среди задач выделена организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти. Среди функций полпреда названы также организация контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе и взаимодействие с Главным контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

В пункте 7 Положения перечисляются права полпредов. В соответствии с этим нормативным актом полномочный представитель Президента РФ имеет право "привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа".

Основными задачами полномочного представителя являются:

- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

- представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение ему соответствующих предложений.

Как видим, задачи сформулированы достаточно четко и выделяют определенные сферы деятельности полномочных представителей Президента. Задача обеспечения реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации выводит этот сегмент государственного управления на уровень федерального, "расстановка кадров" становится важным делом президентской власти.

Полномочные представители неоднократно комментировали и разъясняли круг задач, поставленных перед ними Президентом. Цели и задачи полпредов определял, в частности, С.В. Кириенко - полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе. По его мнению, развивающийся институт полпредов решает три основные задачи: укрепление вертикали власти, сохранение целостности страны и приведение законодательства регионов в соответствие с федеральным; антикризисное управление; инновационная деятельность*(3).

Полномочный представитель Президента в Сибирском федеральном округе Л.В. Драчевский отметил иные приоритеты: анализ и мониторинг событий в регионе для своевременного фиксирования новых угроз и вызовов и подготовки конкретных мер по их минимизации; обеспечение национальной безопасности, включая экологию, эффективную экономику, успешные социальные программы, развитие определенных отраслей промышленности, в том числе военно-промышленного комплекса, научных центров; перестройка образования в округе*(4).

В законодательной области одной из первоочередных задач было проанализировать и оценить правовые акты, регламентирующие деятельность соответствующих органов власти в субъектах Федерации и местного самоуправления. Выявление противоречий с федеральным законодательством - только первая часть соответствующей работы. Причем она является в значительной степени временной, так как начатая под руководством полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах кампания приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным в интересах государства должна была быть проведена в максимально короткие сроки.

Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно отмечал большую работу своих полномочных представителей по приведению актов субъектов Федерации в соответствие с федеральными. Однако гораздо более объемной будет деятельность по совершенствованию и развитию регионального и федерального законодательства.

В области укрепления государственности перед полпредами Президентом было поставлено три задачи:

- четкое законодательное определение полномочий центра и субъектов Федерации;

- наведение порядка в системе территориальных структур федеральных органов власти;

- наведение порядка в межбюджетных отношениях, законодательное утверждение новой практики распределения трансфертов.

В ходе встречи полномочных представителей с Президентом РФ 12 мая 2001 г. были выделены следующие приоритеты:

1) координация деятельности органов власти на региональном уровне. Причем особое внимание, по мнению центра, стоит уделять работе в регионах правоохранительных органов и силовых структур. Из частной эта задача превратилась для России в серьезную федеральную, требующую согласованных действий в регионах;

2) продолжение работы по приведению региональных законодательств в соответствие с федеральным;

3) разграничение полномочий между всеми органами власти;

4) построение бюджетного федерализма, организация распределения финансовых ресурсов в субъектах Федерации;

5) содействие процессу судебной реформы;

6) усиление эффективности государственной службы, которая должна проявиться в оптимизации работы федеральных структур власти на местах;

7) кадровая политика, подбор руководителей федеральных структур власти субъектов Федерации;

8) становление структур гражданского общества в регионах.

Из этого следует, что реформа вертикали власти преследует цель преодолеть негативные последствия суверенизации российских регионов.

Создание института полномочных представителей потребовало изменения и других федеральных органов власти. Территориальные органы, выполняющие сугубо федеральные функции, имеют разные структуры: Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба безопасности, санитарный, горный, атомный и другие надзоры, Центробанк, федеральное казначейство и др. Поэтому если и уместно говорить о "вертикали власти", то только в отношении федеральных органов.

Утверждена схема взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В связи с образованием федеральных округов обращает на себя внимание и тенденция реорганизации не только властных институтов. В частности, создаются окружные средства массовой информации (газеты, журналы, телевизионные каналы) под эгидой Российского информационного центра. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 сентября 2000 г. N 1671*(5) "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 года N 511 "О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации", назначение руководителей дочерних предприятий ВГТРК сейчас осуществляется по согласованию в том числе и с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.

31 мая 2001 г. в Екатеринбурге состоялась учредительная конференция Медиа-Союза Уральского федерального округа (уральцам первым выпало создать модель единого информационного пространства округа). На базе сложившейся системы СМИ формируется ассоциация руководителей средств массовой информации Северо-Западного федерального округа. Традиционное приложение к "Российской газете" - "Эхо России" трансформировалось в специальный выпуск "Семь федеральных округов". С 12 мая 2001 г. два раза в неделю здесь выходят полосы, посвященные одному из округов, а каждая восьмая полоса выступает в качестве своеобразной общей трибуны, содержащей материалы сравнительно-аналитического характера.

При полномочных представителях предполагается функционирование ряда консультативных совещательных органов - аналога коллегий федеральных органов исполнительной власти при полномочных представителях Президента РФ в регионах, советов руководителей субъектов Федерации, советов по местному самоуправлению, - основной функцией которых должно стать разграничение властных полномочий федеральных, региональных и муниципальных структур.

Таким образом, можно определить направления дальнейшей работы полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Их, по нашему мнению, три:

1) осуществление общих для округов экономических проектов, которые были бы нацелены на создание рабочих мест в регионах, подъем жизненного уровня населения, формирование окружных рынков труда;

2) воздействие на политические процессы в регионах, вследствие чего был бы защищен избирательный процесс, а кадровая политика позволяла бы выдвигать в руководители регионов не только компетентных и предприимчивых, но и честных людей, которые пользовались бы авторитетом среди населения;

3) всемерная поддержка самостоятельности населения, прежде всего экономической дееспособности, развитие гражданских инициатив и институтов.

Создание института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах позволяет рассматривать управленческий механизм в стране не как двухуровневый (федеральный центр - субъект Федерации), а как трехуровневый (центр - федеральный округ - субъект Федерации).

Полномочные представители должны также стать гарантами единства общероссийского и окружного экономического пространства, стимулировать межрегиональные инвестиционные и промышленные программы. Все указанные вопросы можно и нужно решать в рамках предписанных им функций по разработке совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия программ социально-экономического развития территорий.

Необходимо отметить, что первые годы существования нового института показали недостаточность наделения представителей Президента в федеральных округах только координирующими функциями, как это сформулировано в нормативных документах. Уже сейчас полпреды в силу разных обстоятельств вынуждены вмешиваться в компетенцию исполнительных органов власти. В этом контексте противоречия между их юридическим статусом и полномочиями, с одной стороны, и их фактической ролью и местом в системе государственного аппарата современной России - с другой, являются весьма значительными. Да и нормативные акты о полпредах содержат в себе много неясностей и противоречий. Нужно преодолеть это несоответствие между правовым положением и практикой. Четко прописанное законодательство о полпредах должно фиксировать и регулировать то, что сложилось или складывается в политической реальности.

С этой целью чаще всего предлагают изменить разграничение существующих полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации, передав часть из них федеральным округам. Однако на момент создания федеральных округов все полномочия уже были распределены между двумя уровнями государственной власти: федеральным и субъекта Федерации (ст.71 и 72 Конституции РФ). Поэтому речь идет не столько о разграничении полномочий и функций, сколько об их перераспределении.

В отличие от делегирования полномочий перераспределение значительного их объема предстает как "экспроприация" полномочий как у федеральных органов государственной власти (правительства), так и у органов власти субъектов Федерации, что нарушает сложившийся баланс разграничения полномочий и в этом случае имеет большой потенциал конфликтности.

Среди юристов нет единогласия в понимании самой необходимости утверждения вертикали власти. Так, Д.Ю. Шапсугов полагает: "Проблема вертикали власти... юридически не может ставиться на уровне органов власти Российской Федерации ввиду ее конституционной основанности на разделении властей. Она не может ставиться на уровне взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов в силу федеративного характера их взаимоотношений. Она не может ставиться и на уровне субъекта Федерации, поскольку здесь мы имеем только один уровень государственности... Проблема же вертикали власти - прагматико-политическая задача, являющаяся отражением попытки дальнейшей централизации государственной власти, особенно исполнительной власти, которая фактически подчинена президентской власти, являющейся самой сильной в современном мире. Потребность же в "вертикали" власти характерна... для неразвитых состояний власти, или в случаях чрезвычайных положений"*(6).

Появление института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах - ответ на социальный запрос относительно нового организационно-правового механизма комплексного управления территорией. Единство системы государственной власти должно сочетаться с самостоятельностью региональных органов исполнительной власти. Произошли децентрализация управления и расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов. Эти процессы сопровождались ослаблением вертикальных и горизонтальных связей. Отсюда - потребность в формировании комплексного управления территорией.

Анализ современных процессов свидетельствует о необходимости особого внимания к процедурам согласования как одной из основных форм координации в случаях, когда одновременно затрагиваются интересы Российской Федерации и ее субъектов. Для Федерации механизм согласования важен прежде всего в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя Российской Федерации, государственного суверенитета России.

Именно для координации интересов Российской Федерации и ее субъектов значительную роль приобретает институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах. Его правовой статус определяется в четырех важных сферах.

Во-первых, - в пределах территории, которая находится в ведении его управления. Создание федеральных округов - источник прав и обязанностей, функций и компетенции полномочного представителя Президента Российской Федерации. Этот макрорегион объединяет различные административно-территориальные единицы - субъекты Российской Федерации, например, области, края, республики, - в единое целое. Тем самым без нарушения Конституции РФ появляются практические возможности синхронизации управленческих усилий в стране, выработки мер, в том числе и правового характера, по укреплению государственности Российской Федерации с одновременным развитием федерализма.

Во-вторых, правовой статус института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе четко обозначен в нормативных правовых актах, которые были подробно проанализированы выше. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. и Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе предельно четко определили задачи, функции, права и обязанности полпредов. Это составило основу компетенции всего института полномочных представителей, создало юридическую базу для достижения поставленных Президентом РФ целей.

В-третьих, правовой статус института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе зависит от формирования организационных основ его деятельности. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, смежные с ним нормативные правовые документы, а также документы, принятые самими полномочными представителями Президента в федеральных округах, направленные на административную адаптацию ранее существовавшего института полпредов в субъектах Российской Федерации, создали организационную структуру, позволяющую выполнять задачи и функции, которые возложены на полномочных представителей в федеральных округах Президентом РФ.

В-четвертых, статус полномочных представителей - сравнительная категория. Для его определения следует проанализировать динамику правового положения института губернаторов, глав администраций, президентов субъектов Российской Федерации. В результате принятия федеральных законов в 2000 году удалось согласовать деятельность этих двух важных субъектов государственного управления - полпредов и руководителей регионов.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ 18 апреля 2002 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в качестве важнейших задач, стоящих перед нашей страной, отметил необходимость дальнейшего проведения административной реформы и прежде всего модернизацию системы исполнительной власти. Он подчеркнул, что результатом этой реформы "должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим"*(7). Президент отметил, что России нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений; следует провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые из них. Целесообразно подготовить правовое обеспечение придания аппарату полномочных представителей статуса территориального органа власти, что позволит в условиях рыночных отношений прогнозировать и оценивать межрегиональные экономические связи, способствовать созданию инфраструктуры товарных рынков на крупной территории, обеспечению движения материально-вещественных потоков между субъектами Федерации и сбалансированности деятельности внутренних производителей, формированию цивилизованного внутреннего рынка товаров, услуг и капиталов.

Очевидно, что контроль и регулирование межрегиональных пропорций экономического развития позволят более успешно решать администрации субъектов Федерации и органам местного самоуправления социальные проблемы занятости трудоспособного населения, наращивать интеллектуальный потенциал через корпоративное научно-техническое развитие.

Правовое обеспечение развития государственного института полномочных представителей в федеральных округах и их взаимодействия с органами государственной власти с учетом накопленного опыта требуют дальнейшего осмысления и глубоких научно-правовых исследований. Это касается в том числе и таких важных вопросов:

1) Как именно правовой статус полномочного представителя Президента Российской Федерации определяется в системе экономических отношений в субъектах РФ?

2) Достаточно ли оптимален правовой статус, набор прав и обязанностей полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе для эффективной защиты прав и свобод граждан?

3) Каковы пути рационализации взаимоотношений института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с органами государственной власти субъектов РФ и местным самоуправлением?

В этой связи в нормативно-правовой сфере, на наш взгляд, следует решить ряд практических задач:

- определить компетенцию, функции, права и обязанности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах для эффективного их участия в государственном регулировании экономики, определении бюджетной политики и межбюджетных отношений;

- более четко и в общем виде определить порядок взаимодействия института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах с органами федеральных министерств и ведомств в регионах с учетом схемы управления сферами общественной жизни;

- внести изменения в соответствующие законодательные и иные нормативные правовые акты регионов;

- определить порядок и формы контроля за выполнением законов и иных правовых актов федеральных органов на территории каждого субъекта Российской Федерации в рамках федерального округа;

- ввести порядок согласованной подготовки в рамках федерального округа проектов федеральных законов и проектов иных федеральных актов, в которых затрагиваются общие интересы субъектов Российской Федерации.

Проведенный анализ показывает, что помимо правовой регламентации, которая действует в отношении определенного субъекта управления, статус этого субъекта определяется также и в сравнении со статусом, совокупностью прав и обязанностей, компетенцией иных, смежных с ним институтов государственного управления. Для развития российского законодательства появление института полномочных представителей Президента явилось важным практическим опытом правовой регламентации нововведений в системе государственного управления. В результате создание нового института управления вызвало цепную реакцию приведения в соответствие и уточнения прав, обязанностей, компетенции иных органов государственной власти.

 

А.А. Муравьев,

заместитель Руководителя Главного государственно-правового

управления Президента Российской Федерации,

кандидат юридических наук

 

"Журнал российского права", N 8, август 2003 г.

Категория: Административное право | Добавил: Aziz001 (20.03.2011) | Автор: Муравьев А.А.
Просмотров: 2502 | Теги: Муравьев А.А., теория государства и права, статьи, ТГП, статья
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мы найдем

Сильная команда адвокатов по гражданским, уголовным, арбитражным, административным делам поможем добиться результата в суде